Диагностика поведения типа А

В психологии стресса, начиная с 60-х годов, широко исследуется так называемое поведение типа А, или «стресс-коронарное» поведение. Концепция поведенческого фактора риска была предложена кардиологами Фридманом и Роземаном. Под поведением типа А принято понимать четко проявляющийся поведенческий синдром или образ жизни, характеризующийся стремлением к достижению успеха и состязательности, напористостью, агрессивностью, постоянным ощущением нехватки времени, стремлением доминировать в коллективе, деятельность «на износ», желанием добиться успеха во многих сферах деятельности одновременно, стремлением контролировать поступки других людей, неумением отдыхать, быстрой и громкой речью, порывистыми движениями, повышенной возбудимостью и т.п. Такое поведение достаточно часто встречается у быстро продвигающихся в карьере молодых руководителей, так как приведенные выше особенности поведения являются для них профессионально важными.

Многочисленные экспериментальные исследования подтверждают наличие высокого уровня сердечно-сосудистых заболеваний в профессиональной группе экстремалов (особенно среди мужчин). Установлено также, что профессиональные стрессы (например, дефицит времени и постоянное нервное напряжение) могут усиливать у специалистов экстремальных профессий проявления поведенческих реакций по типу А.

Возникает вопрос – нужно ли менять такой стиль поведения? Основным препятствием в изменении поведения является то, что в современных условиях этот тип поведения часто приводит к достижению высоких профессиональных результатов (например, стремительное продвижение по работе). Поэтому задача здоровых людей с поведением типа А состоит не в том, чтобы изменить свой стиль жизни, а в том, чтобы приобрести привычки, которые будут противодействовать неблагоприятным воздействиям их типа поведения на здоровье (например, отказ от курения, регулярные занятия спортом, соблюдение режима труда и отдыха, правильное питание и т.п.).

Таким образом, при разработке первичной профилактики профессионального здоровья необходимо особое внимание уделять проблемам ранней диагностики и психологической коррекции поведения типа А.

Исследование может проводиться как в группе, так и индивидуально.

Инструкция:

Вам будет предложен ряд утверждений, касающихся особенностей вашего повседневного поведения. Каждый человек может отвечать по-разному, поэтому здесь нет правильных или неправильных ответов. Дайте тот ответ, который первым приходит в голову. В случае затруднения старайтесь представить наиболее часто встречающуюся ситуацию, которая соответствует смыслу вопроса и, исходя из этого, выбирайте ответ. Просим не советовать с другими, нам важно знать ваше личное мнение. На все предлагаемые вам вопросы (утверждения) предусмотрено 4 варианта ответов:

1 - нет, это не так

2 – пожалуй, так

3 - верно

4- совершенно верно

Просим вас выбрать один подходящий ответ на предложенное утверждение и записать его после номера вопроса. Отвечайте на все вопросы подряд, не пропуская. Мы гарантируем конфиденциальность полученной информации. Спасибо за сотрудничество.

 

ШКАЛА ДИАГНОСТИКИ ПОВЕДЕНИЯ ТИПА А

1. Вы способны за короткое время сделать много работы.

2. Вам трудно выбрать время, чтобы сходить в парикмахерскую.

3. Вам всегда очень трудно ждать (человека, событие и т. д.).

4. Вы всегда стараетесь победить в любой игре (шахматы, домино, волейбол и т. д.).

5. Вы обычно быстро едите.

6. Вы всегда беретесь за труднодостижимую цель.

7. Вы скрываете свои неприятности.

8. Вы предпочли бы повышение в должности без повыше­ния заработной платы, а не наоборот.

9. Вы легко выходите из себя.

10. К своей работе вы относитесь слишком серьезно.

11. Вы часто выполняете работу, которую необходимо закончить к определенному сроку.

12. Вы часто делаете несколько дел одновременно, например читаете и едите.

13. Задавшись целью, вы делаете все, чтобы достичь ее, и обычно достигаете.

14. Обычно вы говорите громко, сильным, подчеркнутым голосом.

15. В работе и игре вы стараетесь делать все лучше, чем другие.

16. Вам трудно долго сидеть спокойно.

17. Обычно вы подавляете свое раздражение.

18. В группе товарищей вы всегда сами проявляете иници­ативу.

19. Если вы погружены в работу и кто-либо (не начальник) прерывает вас, вы ответите резко.

20. Если повторяющиеся прерывания вас действительно разозлили, вы можете легко вспылить.

21. Критика вас часто раздражает.

22. Когда вас втягивают в ссору, вы предпочитаете отмал­чиваться, не желая портить отношения с окружающими.

23. Задания вы выполняете быстро, чтобы быстрее закон­чить.

24. Соревнование (состязание) в любой работе вас радует, воодушевляет.

25. Обычно вы говорите быстро.

26. Неудачи в работе и жизни только усиливают ваше же­лание достичь поставленной цели.

27. За последние годы вы ограничили число своих развле­чений из-за недостатка времени.

28. Вы часто сами для себя определяете сроки выполнения той или иной работы.

29. Вы часто выполняете два задания одновременно.

30. Вы склонны стукнуть кулаком об стол или разбить что-нибудь, если с вами не согласны.

31. В очереди вы бываете очень нетерпеливы.

32. Часто бывает так, что в мыслях вы готовы расправиться со своим противником.

33. Вы всегда стараетесь настоять на своем.

34. На работе вы занимаете слишком низкую должность, по своим способностям вы достойны значительно более высо­кой.

35. Вы считаете, что чаще других бываете правы (в спорах, поступках, мнениях).

36. Своими мыслями вы не любите делиться с другими.

37. Если кто-нибудь говорит медленно и неясно, вам хо­чется его ускорить, закончить его мысль.

38. Вы всегда спешите.

39. Когда вы сердитесь, вы не повышаете голос.

40. По сравнению с большинством людей, вы более способ­ны и сообразительны.

41. Обычно вы ходите быстро.

42. Во время разговора вы обычно энергично жестикули­руете руками.

43. Свою работу вы делаете лучше, чем обычно, когда со­ревнуетесь с другими.

44. Вам часто кажется, что время течет слишком быстро.

45. Вам приходилось слышать от окружающих и друзей, что вы человек очень деятельный и подвижный.

46. За последние три года вы были в отпуске меньше, чем положено.

47. Во время отпуска вы не можете перестать думать о ра­боте.

48. Вам часто хочется кого-нибудь выбранить.

49. Вы часто устраиваете сцены своим близким.

50. Когда вы очень рассердитесь, то часто не можете себя сдержать и способны наговорить много лишнего.

51. К концу отпуска вам хочется, чтобы он закончился, и вы могли бы вернуться к работе.

52. У Вас такое чувство, что вам постоянно не хватает вре­мени.

53. Многие обстоятельства побуждают вас соревноваться с другими.

54. Во время разговора вы обычно сцепляете руки или сжимаете их в кулаки.

55. Вы ненавидите, когда кто-то пытается диктовать вам свою волю.

56. Вы любите спорить и дискутировать.

57. Вы работаете быстро и энергично, а не медленно и раз­меренно.

58. По выражению вашего лица нельзя определить, рас­сержены Вы или спокойны.

59. Бывает, что вы торопитесь к месту назначенной встре­чи, хотя времени еще вполне достаточно.

60. Вы стараетесь, и вам нравится во всем быть первым и лучшим.

61. У Вас твердый характер, и вы успешно можете руководить людьми.

62.

 

Обработка и интерпретация результатов:

Ответы испытуемого сопоставляются с дешифратором. Подсчитывается общее количество баллов по шкале. Полученное числовое значение характеризует выраженность поведенческого стереотипа в целом:

Менее 160 соответствует поведению по типу Б,

От 160 до 180 – соответствует смешанному типу АБ,

Более 180 – поведение по типу А.

Максимально возможное количество баллов – 344.

Для более дифференцированной оценки в опроснике предусмотрена возможность оценки по 9 субшкалам. Применение их позволяет более детально исследовать влияние отдельных компонентов поведения типа А на профессиональное здоровье. О степени выраженности отдельного компонента можно судить по количеству баллов, полученных испытуемым по каждой субшкале. Если сумма баллов по субшкале больше или равна половине от максимально возможного количества баллов, то можно говорить о выраженности данного компонента поведения. Анализ полученных данных производится путем выделения субшкалы или нескольких субшкал, содержащих наибольшее количество баллов.

КЛЮЧ

 

название субшкалы номер вопросов максимальная сумма
  Амбициозность 8,18,21,33,34,37,40,55,56,60,61,69,71,83  
  Нетерпеливость 3,16,23,31,37, 38, 57,59,76,84  
  Энергичность 6,13,26,45  
  Враждебность 9,19,20,30,32,48,49,50, 66,73,74,75,78,79,80,81, 85,86  
  Дефицит времени 2,12,27,44,52  
  Специфичность поведения 5,14,25,41,42,54,67,68  
  Сдерживание эмоций 7,17,22,36,39,58,62  
  Соревновательность 4,15,24,43,53,64  
  Вовлечение в работу 1,10,11,28,29,46,47,51,65,67,72,76,77,82  

Управление временем

Для человека очень важно целостное представление о своем жизненном пути, особенно когда его судьба на изломе и человек становится перед выбором (часто нравственным выбором). Для людей, перенесших серьезные психологические травмы часто свойственно ощущение дискретности собственной жизни (жизнь делится на период до и после серьезных событий – испытаний, не неся в себе преемственности).

Человек осознанно старается не ворошить прошлое, которое наполнено для него болью, кроме того, травматический опыт в виде страхов и недоверия привносится в новые отношения с другими людьми. Здесь человек нуждается в приобретении опыта самоопределения, самостоятельного выбора целей и оценки своих возможностей.

После перенесенного травматического стресса человек воспринимает ответственность мирной жизни как свалившуюся на него неожиданно. Остро чувствует себя выброшенным из жизни, никому не нужным. Неумение прислушаться к своим потребностям и определить свои цели и жизненные пути являются причиной страданий возвратившихся из экстремальных ситуаций людей.

Таким образом, представители экстремальных видов профессиональной деятельности нуждаются в психологической поддержке в следующих направлениях:

· Формирование непрерывного восприятия времени – своего прошлого, настоящего и будущего

· Помощь в постановке целей и планировании профессиональной и личной жизни

· Формирование мотивации достижений, взращивание самооценки и уверенности в себе

Далее нами предлагается ряд упражнений, позволяющих проводить диагностику особенностей управления временем интересующих нас специалистов. Эти же задания способны помочь человеку в овладении стрессовыми ситуациями в рамках своей экстремальной профессии.

Упражнение1.

Инструкция:

1. Чтобы определить, на что вы тратите время, распределите свои занятия по следующим группам:

- Занятия, которые вы не любите, но обязаны делать

- Дела, которыми вы занимаетесь, потому что они вам нравятся

- Праздное времяпровождение

- Ежедневные ритуалы

- Встречи

- Другое

2. Нарисуйте две равные окружности, изображающие обычный день на прошлой неделе и идеальный день.

3. Распределите окружности на сегменты, отражающие долю каждой группы занятий

4. Анализ полученных рисунков:

· Чем отличаются Ваши идеальный и обычный дни?

· Какие мысли и ощущения возникли у Вас по поводу распределения своего времени?

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: