Существует два типа приемов антистрессовой самозащиты:
· с одной стороны, это умение управлять собственными эмоциональными реакциями на происходящее так, чтобы эти эмоции не становились разрушительными для здоровья самого человека,
· с другой стороны, это программа поддержания фонового физического и психического здоровья.
2.3.3.1. Овладение собственными эмоциями
Все живые организмы в момент опасности отвечают всего двумя типами реакций – усилением или ослаблением всех видов активности. Активизация – это бегство или ответное нападение, а ослабление активности – замирание. Эмоции первого типа – гнев, агрессия. Эмоции второго типа – пережидание опасности, тревога.
Для нас важным является вопрос о том, как научиться владеть собственными эмоциональными реакциями на стрессовую ситуацию не в ущерб своему здоровью.
Агрессия – от лат. нападение, приступ. Это мотивированное деструктивное поведение, противоречащее нормам и правилам сосуществования людей в обществе, наносящее вред объектам нападения (одушевленным и неодушевленным), приносящее физический ущерб людям (отрицательные переживания, состояние напряженности, страха, подавленности и т.д.)
Агрессивность – это свойство личности, выражающееся в готовности к агрессии.
Агрессия – это действие, а агрессивность – это готовность к действию. Их следует различать.
Основными детерминантами агрессии могут быть следующие факторы:
· Социальные – фрустрация, вербальное и физическое нападение, подстрекательство;
· Физические – жара, шум, теснота, загрязненный воздух;
· Индивидуальные – личность, установки, гендер (социальный пол).
Специальные исследования агрессивности показали, что основными шагами в этом направлении должны стать:
1. обучение человека приемлемым способам выражения гнева;
2. овладение специалистом способами саморегуляции, формирование умения владеть собой в различных ситуациях;
3. отработка навыков общения в возможных конфликтных ситуациях;
4. формирование таких качеств как эмпатия, доверие к людям.
Одной из сильных эмоций, возникающих при стрессе, является гнев. Термин начал употребляться на Руси с 11 века, произошел от слова «гной». Так называли состояние больного, тело которого было покрыто гноящимися ранами. Позднее у слова «гнев» появился синоним «ярость».
Существует 4 основных способа выражения гнева:
1. Прямо заявить о своих чувствах, при этом давая выход отрицательным эмоциям.
2. Выразить гнев в косвенной форме, вымещая его на человеке (или на предмете), подвернувшемся под руку, кажущемся ему безопасным. Такое выражение гнева называется перенос.
3. Сдерживать свой гнев, «загоняя» его внутрь. В этом случае отрицательные чувства будут способствовать возникновению стресса. Это приводит к психосоматическим расстройствам (ревматический артрит, крапивница, псориаз, язва желудка, мигрень, гипертония и др.).
4. Задерживать негативную эмоцию до момента ее наступления, не давая ей возможности развиться, при этом человек пытается выяснить причину гнева и устранить ее в кратчайший срок.
По мнению исследователя эмоций Р.Кемпбелла, типы эмоционального реагирования на стресс можно выстроить в лестницу, основанием или ступенями которой станет мера «выплескивания» гнева вовне человека. Для нас это важно, поскольку именно сохранение гнева внутри приводит к основной массе проблем у представителей экстремальных профессий и их стрессовых расстройств.
Лестница гнева (Р.Кемпбелл)
А | В | С | D |
Пассивная агрессия, скрытое утонченное манипулирование с целью добиться своего (капризы, исподтишка высказывания, наушничество) | Эмоционально разрушительное поведение: словесные, физические оскорбления | Гнев выражается в громкой и невежливой форме Гнев смещается с вызвавшего его объекта на другие объекты Выражаются жалобы, не имеющие отношения к делу | Вежливость Стремление найти решение Выражается одна жалоба без уклонений в сторону |
Чем больше гнева выплеснется в словах, тем меньше его останется, чтобы проявиться потом через ложь, воровство, секс, наркотики и все другие образцы столь распространенного сегодня пассивно-агрессивного поведения. И тем менее разрушительным для собственного здоровья станет участие в ситуациях, вызывающих этот гнев.
2.3.3.2. Основные рекомендации человеку в формировании программы поддержания фонового физического и психического здоровья:
· Относитесь к собственному организму нежно и с уважением, не насилуйте себя;
работайте не более 10 часов в день;
· Имейте в неделю, по крайней мере, один день, полностью свободный от работы;
· Во время отпуска следует отключаться от всех забот, связанных с работой;
· Выделяйте на каждый приём пищи не менее 30 минут;
· Проанализируйте гастрономические пристрастия и подберите оптимальную для себя диету;
· Заимейте за правило отдыхать, слушая лёгкую, релаксирующую музыку;
· Упражнения для релаксации – 2 раза в день по 20 минут;
· Найдите на работе укромное местечко и на время отключайтесь от общения с людьми;
· Время от времени – курс общего массажа;
· Хотя бы 15 минут в день – физическая зарядка на свежем воздухе;
· Тратьте часть времени на своё любимое занятие, хобби;
· Выработайте правило: ходить, разговаривать и двигаться неторопливо;
· При встрече с незнакомыми людьми улыбайтесь: улыбка заряжает.
· Помогайте другим людям, когда в состоянии это сделать и проявляйте готовность принимать помощь;
· Когда возникают личные проблемы, не стыдитесь обращаться к людям, способным помочь;
· Если в организации постоянные конфликты, то лучше сменить место работы;
· Избегайте концентрироваться на прошлых неприятностях – живите сейчас и сегодня: второй жизни не намечается;
· Прямо выражаёте свои чувства, избегая враждебности и агрессивности;
· Прежде чем решать очередную задачу, решите предыдущую;
· Не ставьте перед собой нереализуемых целей, иначе будет стресс;
· Хорошо поработав, похвалите себя;
· Отходя ко сну, вспомните 2-3 хороших дела, которые сделаны за день;
· Постарайтесь заиметь хороших друзей, от которых получите поддержку и совет;
· Избегайте разговоров о работе во время обеденного перерыва и на неформальных встречах с коллегами; помните, что только Вы сами при любых обстоятельствах ответственны за своё здоровье и жизнь;
· Научитесь говорить "нет" – и Вы узнаете цену собственному "да".