Оформление и содержание структурных элементов дополнительной общеобразовательной программы

I. На титульном листе рекомендуется указывать:

· полное наименование образовательной организации с указанием географической принадлежности;

· где, когда и кем утверждена дополнительная общеобразовательная программа;

· наименование дополнительной общеобразовательной программы;

· возраст детей, на которых рассчитана дополнительная общеобразовательная программа;

· срок реализации дополнительной общеобразовательной программы;

· ФИО, должность разработчиков (составителей) дополнительной общеобразовательной программы;

· название города, населенного пункта, в котором реализуется дополнительная общеобразовательная программа;

· год разработки дополнительной общеобразовательной программы.

Дополнительная общеобразовательная программа – это нормативный документ, характеризующий специфику и фиксирующий определенный объем содержания образования (принадлежащего к некоторой сфере деятельности или образовательной области), предназначенного для освоения детьми и подростками в течение заданного периода времени. И как любой нормативный документ программа должна оформляться в соответствии с требованиями нормативной документации.

Программа считается принятой к работе в образовательной организации с момента ее утверждения приказом руководителя, что отражается в грифе утверждения программы на титульном листе с указанием даты и номера приказа. Образец оформления титульного приведен в Приложении 1.

 

II. В пояснительной записке к дополнительной общеобразовательной программе следует раскрыть:

· направленность дополнительной общеобразовательной программы;

· новизну, актуальность, педагогическую целесообразность;

· цель и задачи дополнительной общеобразовательной программы;

· отличительные особенности данной дополнительной общеобразовательной программы от уже существующих программ;

· возраст детей, участвующих в реализации данной дополнительной общеобразовательной программы;

· сроки реализации дополнительной общеобразовательной программы (продолжительность образовательного процесса, этапы);

· формы и режим занятий;

· ожидаемые результаты и способы определения их результативности;

· формы подведения итогов реализации дополнительной общеобразовательной программы (выставки, фестивали, соревнования, учебно-исследовательские конференции и пр.).

Пояснительную записку рекомендуется начинать с введения (дать краткую характеристику предмета или вида деятельности).

Характеризуя направленность дополнительной общеобразовательной программы, важно кратко, но аргументированно обосновать принадлежность программы именно к данной направленности.

Следует обратить внимание на то, что направленность программы определяется не направлением деятельности (шахматный клуб, танцевальная студия, фольклорный коллектив и т.д.), а ведущей педагогической идеей, выраженной в исходной концепции, целями и задачами программы.

Так, например, программа клуба фехтования может быть не физкультурно-спортивной, а социально-педагогической направленности, если в постановке цели педагог делает акцент, прежде всего, на воспитание качеств личности, необходимых для успешной интеграции ребенка в современное общество (лидерских качеств, воли, умения не пасовать перед жизненными трудностями и т.д.).

Новизна может быть объективной (действительное новшество, ранее нигде и никем не используемое), корпоративной (новшество для данного конкретного учре­ждения), субъективной (новшество только для этого педагога). Также новизна может быть определена относительно рода занятия, осуществляемого в данном объединении.

Большим потенциалом в продуцировании нового в образовательной программе обладают процессы интеграции смежных направлений либо даже разных направленностей. Например, интегрированная программа шахматного клуба и туристического объединения позволяет уравновесить аспекты физического и интеллектуального воспитания и развития, а также развить у шахматистов волю к преодолению трудностей, а у туристов - необходимую сосредоточенность, наблюдательность и другие личностные качества. Более того, введение в программу ролевой игры (например, розыгрыш шахматной партии, роль фигур в которой исполняют сами участники, в условиях встречного похода двух коллективов) определенно помогает добиться сильнейшего педагогического эффекта.

Новизна может также касаться отдельных компонентов образовательной программы, например, при традиционности направления деятельности могут использоваться оригинальные приемы, методы, педагогические технологии.

В формулировках можно использовать отражающие степень новизны слова: «впервые», «конкретизировано», «дополнено», «расширено», «углублено», кратко пояснять, что существенного составитель программы внёс при её разработке в сравнении с известными аналогами по содержанию, методам и организационным формам реализации предлагаемого материала.

Актуальность определяется как ориентированность на решение наиболее значимых для дополнительного образования проблем. Актуальность может базироваться на анализе социальных проблем, материалах научных исследований; на анализе педагогического опыта, детского или родительского спроса, современных требований модернизации образования, потребностей общества и социальном заказе, потенциале образовательной организации и т.д. Важно найти актуальные, значимые моменты для конкретной дополнительной общеобразовательной программы, необходимо объяснить, почему именно данная программа (её направление, вид деятельности) важны и актуальны для современных детей, для нашего времени.

Актуальность может и должна рассматриваться не только как личная заинтересованность педагога в решении поставленной проблемы средствами своего направления деятельности, но и как личная заинтересованность в решении этой проблемы со стороны других участников образовательного процесса (детей, родителей, педагогов школ и т.д.).

Педагогическая целесообразность - это аргументированное обоснование педагогических приемов, использования форм, средств и методов образовательной деятельности составителем (разработчиком) программы в соответствии с целями и задачами дополнительного образования. Важно показать собственные взгляды педагога на проблему и определить практическую важность взаимосвязи выстроенной системы процессов обучения, развития, воспитания и их обеспечения; степень отражения в программе условий для социального, культурного, профессионального самоопределения и творческой самореализации личности обучающегося; наличие инновационных подходов.

Принципиальное значение для выражения замысла и конструирования всего содержательного материала в тексте программы имеет цель, поэтомув этом блоке программы важно четко и ясно сформулировать цель. Цель - это конкретный, охарактеризованный качественно, а если возможно, то и количественно, образ желаемого (ожидаемого) результата, которого педагог реально может достичь к четко определенному моменту времени, т.е. к завершению реализации образовательной программы. Необходимо осознать, что цель – это не просто «образ желаемого результата, а образ результата с фиксированным временем его получения, соотнесенного с возможностями его получения к требуемому сроку (реалистичному).

Описание цели должно содержать в себе указание на виды деятельности, отражать развитие личностных качеств, а также общих и специальных способностей. Для написания формулировки можно использовать «ключевые» слова: создание, развитие, обеспечение, приобщение, профилактика, укрепление, взаимодействие, формирование, становление и т.д. Цель указывает на направленность программы; содержит в себе развивающий, обучающий и воспитательный аспекты. Так, обучающий (предметный) аспект цели отвечает на вопрос, что узнает, какие представления получит, в чем разберется, чем овладеет, чему научится обучающийся, освоив программу; развивающий аспект цели связан с развитием творческих способностей, возможностей, внимания, памяти, мышления, воображения, речи, волевых качеств и т.д. и указывает на развитие ключевых компетентностей, на которые будет делаться упор при обучении и воспитательный аспект цели связан с формированием тех или иных личностных качеств - какие ценностные ориентиры, отношения, личностные качества будут сформированы у обучающегося в процессе освоения программы.

Цель общеобразовательной общеразвивающей программы дополнительного образования детей преполагает выделение перспективных и промежуточных целей, если программа рассчитана свыше одного года обучения.

К примеру, общая цель: содействие развитию социально активной, творческой, успешной личности в условиях деятельности редакции детского издания.

Цель первого года обучения: содействие развитию у юного журналиста деятельностной компетенции через погружение в работу детской редакции и знакомство с основами журналистики.

Цель второго года: создание условий для развития у юного журналиста коммуникативной компетенции посредством расширения социальных связей и создание ситуации успеха в роли члена редакции.

Цель программы третьего года: содействие развитию у обучающихся личностных компетенций в условиях самостоятельной работы в роли редактора (сменного редактора) детского, подростково-молодежного издания.

Цель программы четвертого года обучения: создание условий для развития у обучающихся социальной компетенции, их самоопределения и самореализации в культурной, социальной и профессионально-журналистской среде города и края.

Цель пятого года: создание условий для творческой самореализации обучающихся в культурной, социальной и профессионально-журналистской среде города, края и РФ, их профессионально-личностного самоопределения.

Задач в программе должно быть столько, сколько нужно для решения поставленной цели. Задачи должны быть логично согласованы с целью и пошагово демонстрировать её достижение. Избыток поставленных задач зарождает сомнение в возможности их решения в рамках конкретной дополнительной образовательной программы.

Сформулировать задачу – значит указать направленность усилий педагога на получение «образа результата» к фиксированному сроку времени (цели).

Рекомендуем помнить, что задачи программы дополнительного образования детей охватывают не только и не столько обучение (трансляцию знаний, умений и навыков, идеалов и ценностей, изучение конкретного предметно-информационного материала, ознакомление с основами науки), сколько деятельность по вовлечению их в творческую, поисково-исследовательскую деятельность, активное общение, процесс накопления эмоционально-ценностного и коммуникативного опыта, освоения алгоритмов решения проблем, способов деятельности, сознательное расширение своего багажа знаний, потенциала способностей и потребностей.

При выборе формулировки задач программы чаще всего используются начальные «ключевые» слова: способствовать, поддержать, обеспечить, познакомить, предоставить возможность, помогать, развивать, воспитывать, обучить, сформировать, познакомить, расширить, поддержать, приобщить и т.д.

Если программа имеет срок реализации больше одного года, целесообразно задачи поставить на каждый год обучения.

Отличительные особенности. В данном разделе следует обосновать своеобразие программы, принципы отбора содержания, ключевые понятия, указать, чем программа отличается от уже существующих в данном направлении. Отличия могут быть и в постановке образовательных задач, и в построении учебно-тематического плана, и в содержании занятий, и в использованной разработчиком литературе, и в изложенных основных идеях, на которых базируется программа. Соответственно, педагог должен владеть информацией, иметь широкий кругозор по имеющейся литературе по данному виду деятельности. Данный раздел пояснительной записки может быть логически объединен с разделом «Новизна, актуальность, педагогическая целесообразность».

Возраст обучающихся, участвующих в реализации программы. В данном разделе дается характеристика возрастно-психологических особенностей обучающихся, обосновываются принципы формирования групп, количество обучающихся в группе (Приложение №1 «Рекомендуемые состав и площади помещений в организациях дополнительного образования» к СанПиН 2.4.4.3172-14). Разработчику программы необходимо определить группу детей, для обучения которых предназначена дополнительная общеобразовательная программа:

· пол

· возраст

· степень предварительной подготовки

· предполагаемый состав групп одновозрастные или разновозрастные)

· уровень образования

· степень сформированности интересов и мотивации к данной предметной области

· наличие способностей

· физическое здоровье детей и т.д., то есть указать характерные особенности детей, которые будут учитываться при наборе для обучения.

 

Может быть обоснована целесообразность разновозрастного состава группы с указанием особенностей работы с каждым из возрастов. Может быть дана информация об особой категории детей, для которых предназначена программа (дети с ограниченными возможностями здоровья, дети, проявившие выдающиеся способности и др.), наполняемость групп, условия приема детей (могут быть указаны условия дополнительного набора детей). Так, в объединения второго и последующих годов обучения могут быть зачислены обучающиеся, не занимающиеся в группе первого года обучения, но успешно прошедшие собеседование или иные испытания (например, входное тестирование, собеседование, прослушивание и пр.).

Сроки реализации программы. В данном разделе пояснительной записки указывается продолжительность образовательного процесса, срок обучения и часы обучения на каждый год. Могут быть выделены этапы, определен уровень программы. Допускается вариативность продолжительности реализации программы на любом году обучения. Такая вариативность обучения обосновывается, при этом указывается необходимость этой вариативности для обучающихся. Например, продолжительность обучения на 1 году может составлять 72 часа, или 108 часов, или 144 часа в зависимости от психологической готовности к обучению, от физического уровня или интеллектуального уровня готовности обучающихся к освоению программы и пр. При этом, уровень подготовки обучающихся может определяться по результатам педагогической диагностики как при первичном наборе в состав группы, так и в процессе обучения по программе.

В целях увеличения охвата детей в возрасте от 5 до 18 лет, обучающихся по дополнительным общеобразовательным программам, до 75%, рекомендуется реализовать программы на ознакомительном, базовом и углубленном уровнях, а также предусматривать реализацию краткосрочных программ (от 16 до 72 часов),в том числе в формате «интенсивов», либо при разработке программы использовать модульно-блочный принцип построения.

Реализуемые на ознакомительном уровне дополнительные общеобразовательные программы создают условия для интенсивной социальной адаптации детей и направлены на повышение психологической готовности ребенка к включению в образовательную деятельность, на диагностику уровня его общих и специальных способностей, на создание комфортных условий для последующего выявления предпочтений и выбора вида деятельности в дополнительном образовании, что помогает родителям в становлении конструктивной позиции воспитания и развития ребёнка с учетом его интересов и способностей.

Дополнительные общеобразовательные программы базового уровня направлены на освоение определённого вида деятельности, углубление и развитие их интересов и навыков, расширение спектра специализированных занятий по различным дисциплинам; формирование устойчивой мотивации к выбранному виду деятельности; формирование специальных знаний и практических навыков, развитие творческих способностей ребенка. В процессе обучения накапливаются базовые знания, умения и навыки, что способствует не только успешности обучения, но и создаёт возможности освоения творческо-продуктивной, проектной и учебно-исследовательской деятельностей.

Углубленный уровень включает программы, предполагающие выстраивание индивидуальной траектории дальнейшего личностного, творческого, культурного и профессионального самоопределения обучающихся. Происходит обучение в процессе участия в исследовательской, творческо-продуктивной и поисковой деятельности. Данный уровень ориентирован на развитие и профессиональное становление личности.

Под «интенсивами» следует понимать такую форму реализации дополнительной общеобразовательной программы, при которой в ограниченный временной срок происходит максимальное формирование определенного социального опыта. Организационными формами реализации интенсивов могут быть временные объединения по подготовке и проведению отдельных мероприятий: поисковые и научные исследования, праздники, проекты, акции, многодневные походы, экскурсионные поездки, экспедиции и пр.

Модульно-блочный принцип построения дополнительной общеобразовательной программы предполагает составление программы из независимых целостных блоков. При этом образовательный процесс делится на отдельные модули на каком-либо основании (по уровню освоения, содержанию), затем составляется карта-схема, в рамках которой эти модули компонуются в зависимости от цели деятельности.

Таким образом, срок реализации программы будет зависеть от уровня программы, от формата реализации, принципа построения программы, от направленности и от сложности поставленной цели.

Форма и режим занятий. В данном разделе пояснительной записки указывается продолжительность и количество занятий в неделю, количество учебных часов в год (со всеми вариантами и обоснованием выбора варианта), продолжительность учебного часа и времени на отдых, а также формы организации деятельности обучающихся.

Формы обучения по дополнительным общеобразовательным программам определяются организацией, осуществляющей образовательную деятельность, самостоятельно, если иное не установлено законодательством РФ (Приказ Минобрнауки РФ от 29 августа 2013 г. №1008). Возможные формы организации деятельности: индивидуальная, групповая, работа по звеньям, в микрогруппах, парах и т.д.

Формы организации деятельности обучающихся следует отличать от форм проведения занятий, которые рекомендуется выбирать с учетом уровня реализации программы. Примерные формы проведения занятий: лекции и рассказы, развлекательные игры, викторины, конкурсы, соревнования, праздники, театрализации, походы в кино, театр, концертный зал, на выставку и т.п., экскурсии, беседы, дискуссии, дебаты, коллективные творческие дела, слеты, сборы, ролевые и деловые игры, исследовательские проекты, туристические походы, трудовые десанты, социальные проекты, социально моделирующие игры, туристско-краеведческие, поисковые, природоохранные, фольклорные экспедиции, социально ориентированные трудовые, экологические, гражданско-патриотические, волонтерские и т.п. акции и другие формы.

Ожидаемые результаты и способы определения их результативности. Ожидаемый (прогнозируемый) результат — это конкретная характеристика знаний, умений и навыков, которыми овладеет обучающийся. Ожидаемый результат должен соотноситься с целью и задачами обучения, развития, воспитания. (Если педагог поставил задачу «научить выразительному чтению», то в результатах должно быть «обучающийся научится выразительно читать»). В данном разделе необходимо охарактеризовать предметные, личностные и метапредметные результаты; разработать систему оценки предметных, личностных и метапредметных результатов обучения и динамики личностного развития. Результаты формулируются четко и конкретно: перечисляются приобретаемые знания, умения и качества личности обучающегося. Кроме того, необходимо определить, как обучающиеся будут демонстрировать приобретенные знания и умения по программе и свои достижения.

 

Возможно использование следующих методов отслеживания результативности:

· педагогическое наблюдение;

· педагогический анализ результатов анкетирования, тестирования, зачётов, взаимозачётов, опросов, выполнения обучающимися диагностических заданий, участия в мероприятиях (концертах, викторинах, соревнованиях, спектаклях), защиты проектов, решения задач поискового характера, активности обучающихся на занятиях и т.п.

· педагогический мониторинг, включающий контрольные задания и тесты, диагностику личностного роста и продвижения, анкетирование, педагогические отзывы, ведение журнала учета или педагогического дневника, ведение оценочной системы и др.;

· мониторинг образовательной деятельности детей, включающий самооценку обучающегося, ведение зачетных книжек, ведение творческого дневника обучающегося, оформление листов индивидуального образовательного маршрута, оформление фотоотчета и т.д.

Указанные способы отслеживания результативности могут использоваться как средство:

· Начальной или входной диагностики. Проводится с целью определения уровня развития детей (как правило – это первые занятия сентября; данная формулировка учитывается в УТП, фиксируется в журнале и есть в программе, как приложение).

· Текущей диагностики ­ с целью определения степени усвоения обучающимися учебного материала (варианты: по окончании каждого занятия, темы или раздела).

· Промежуточной диагностики – с целью определения результатов обучения (может проводиться по окончании каждого полугодия).

· Итоговой диагностики – с целью определения изменения уровня развития детей, их творческих способностей (на конец срока реализации программы).

Формы подведения итогов реализации дополнительной общеобразовательной программы нужны, чтобы показать достоверность полученных результатов освоения программы, для проведения своевременного анализа деятельности педагогом, родителями, органами управления образованием и др. Эти документальные формы, отражающие достижения каждого обучающегося, могут быть представлены в виде дневников достижений обучающихся, карт оценки результатов освоения программы, дневников педагогических наблюдений, портфолио обучающихся и т.п.

Для подведения итогов работы по теме, разделу, модулю могут быть использованы и не документальные формы (выставка, концерт, открытое занятие, демонстрация детских достижений (моделей, спектакля, работ и т.д.), игра, рефлексия и др.). Однако, при использовании таких форм подведения итогов рекомендуется отразить полученный результат в документальной форме – подготовить аналитическую справку по итогам мероприятия, внести запись в дневник педагогического наблюдения и т.п.

III. Учебно-тематический пландополнительной общеобразовательной программы содержит:

· Перечень разделов, тем;

· Количество часов по каждой теме с разбивкой на теоретические и практические виды занятий.

УТП отражает содержание программы, раскрывает последовательность изучаемых тем. УТП составляется в соответствии с заявленными сроками и этапами на весь период обучения, оформляется в виде таблицы (Приложение 2). УТП определяет количество часов по каждой теме с распределением на теоретические и практические занятия (может включать формы работы и контроля). Разработчик программы имеет право самостоятельно распределять часы по темам в пределах установленного времени, обращая внимание на то, что практические занятия должны преобладать над теоретическими.

Учебно-тематический план составляется на каждый год обучения и отражает его особенности. Учебно-тематический план не нужно превращать в поурочное планирование, так как образовательная программа рассчитана не на один год работы детского объединения, и поэтому в плане обозначаются основные разделы и темы. В программе учебно-тематический план последовательно конкретизируется в содержании.

Педагогу очень важно знать, сколько времени (занятий) отводится на каждый отдельный раздел или тему. Так, объемом материала, предлагаемого обучающимся за то или иное количество занятий, могут отличаться две программы разных авторов по одинаковым дисциплинам, даже в одной образовательной организации.

 

IV. Содержание дополнительной общеобразовательной программы отражается через краткое, реферативное описание тем (теоретических и практических видов занятий).

В соответствии с Концепцией развития дополнительного образования детей на современном этапе содержание дополнительных образовательных программ ориентировано на:

· создание необходимых условий для личностного развития учащихся, позитивной социализации и профессионального самоопределения;

· удовлетворение индивидуальных потребностей учащихся в интеллектуальном, художественно-эстетическом, нравственном развитии, а также в занятиях физической культурой и спортом, научно-техническим творчеством;

· формирование и развитие творческих способностей учащихся, выявление, развитие и поддержку талантливых учащихся;

· обеспечение духовно-нравственного, гражданского, патриотического, трудового воспитания учащихся;

· формирование культуры здорового и безопасного образа жизни, укрепление здоровья учащихся;

· подготовку спортивного резерва и спортсменов высокого класса в соответствии с федеральными стандартами спортивной подготовки, в том числе из числа учащихся с ограниченными возможностями здоровья, детей-инвалидов.

Материал в этом разделе пояснительной записки подается в логическом порядке, в соответствии с учебно-тематическим планом. При оформлении текста не следует опускать названий разделов и тем, так как это значительно осложняет восприятие текста программы, заставляет постоянно обращаться к учебно-тематическому плану.

Содержание занятий представляется реферативным описанием каждой темы согласно УТП: в теоретической части учебный материал раскрывается тезисно и представляет собой объем информации, которым сможет овладеть обучающийся; в практической - перечисляются формы практической деятельности детей. В зависимости от направления деятельности и уровня программы рекомендуется в содержании занятий выделять структурные блоки, отражающие разнообразие образовательных задач, решаемых средствами данной образовательной программы. Например, в программах по танцу необходимо показать различные виды занятий непосредственно танцем (общефизическую подготовку, занятия у станка, в центре зала, классические движения, построение танца и т.д.), а также занятия коллектива, направленные на развитие взаимоотношений, освоение сцены, массовых выступлений и др.

 

V. Методическое обеспечениедополнительной общеобразовательной программы включает:

· формы, приемы и методы организации учебно-воспитательного процесса,

· обеспечение программы методическими видами продукции (разработки игр, бесед, походов, экскурсий, конкурсов, конференций и т.д.);

· рекомендаций по проведению типовых занятий, лабораторных и практических работ, по постановке экспериментов или опытов и т.д.;

· дидактический и лекционный материалы, методики по исследовательской работе, тематика опытнической или исследовательской работы и т.д.

· материально - техническое оснащение занятий,

· иные условия реализации программы.

В данном разделе программы раскрываются методы работы педагога, организационные формы занятий, планируемых по каждой теме или разделу, описываются особенности организации образовательного процесса, подходов и технологий решения задач развития творческого потенциала ребенка, приемы и методы.

Целесообразно описать структуру проведения типичного занятия с учетом здоровье сберегающих компонентов: организационных моментов, динамических пауз, физкультминуток, проветривания помещения, коротких перерывов. Кроме того, здесь могут приводиться описания и примеры занятий-игр, планы конкурсов, тесты, то есть тех форм работы, которые позволяют детям наиболее эффективно освоить материал.

Методическое обеспечение также включает в себя различные диагностические методики, используемые педагогом в ходе занятий с детьми.

При описании материально-технической базы реализации программы рекомендуется указать все необходимые составляющие:

· сведения о помещении, в котором проводятся занятия (учебный кабинет, компьютерный класс, мастерская, лаборатория, хореографический класс, спортивный или актовый залы и т.п.);

· сведения о наличии подсобных помещений (кладовые, костюмерные, раздевалки и т.п.);

· перечень оборудования учебного помещения, кабинета (классная доска, столы и стулья для обучающихся и педагога, шкафы и стеллажи для хранения дидактических пособий и учебных материалов, зеркала, декорации, костюмы и т.п.);

· перечень оборудования, необходимого для проведения занятий (станки, спортивные снаряды, швейные машинки, специальные приспособления, микрофоны, микшерные пульты и т.п.).

К иным условиям реализации программы можно отнести кадровые условия (например, какими специфическими предметными знаниями должен обладать педагог, приступающий к реализации данной дополнительной общеобразовательной программы), информационно-методические условия (электронные образовательные ресурсы, информационные технологии, использование инфраструктуры учреждения и района: библиотеки, музеи и др.)

VI. Список литературы. Последний блок программы представляет собой список литературы, который должен быть достаточно объемным. В него должна включаться как литература, используемая для подготовки занятий, так и научная литература, отражающая различные взгляды на предмет программы независимо от личной позиции разработчика программы.

В списке литературы выделяется 2 раздела: обязательная литература и дополнительная литература. Также может быть составлен отдельный список литературы для детей по тематике занятий (для расширения диапазона образовательного воздействия и помощи родителям в обучении и воспитании ребенка). В список научной литературы включается литература по общей педагогике, методике данного вида деятельности и воспитания, дидактике, общей и возрастной психологии, теории и истории выбранного вида деятельности, опубликованные учебные пособия, перечень видео- и аудиозаписей и др. Задача этого раздела состоит в том, чтобы показать уровень и широту теоретической подготовленности.

Список литературы должен быть актуален, составлен для разных категорий участников образовательного процесса. Оформление списка литературы должно соответствовать современным требованиям к оформлению библиографических ссылок.


 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: