Физическое воспитание студентов осуществляется с использованием разнообразных форм учебных и внеучебных занятий на протяжении всего периода обучения в вузе.
Учебные занятия проводятся в форме:
- теоретических, практических, контрольных занятий;
- элективных практических занятий (по выбору студентов);
- индивидуальных и индивидуально-групповых дополнительных занятий (консультаций);
- самостоятельных занятий по заданию и под контролем преподавателя.
Внеучебные занятия организуются и проводятся в форме:
- выполнения физических упражнений и рекреационных мероприятий в режиме учебного дня;
- занятия в спортивных клубах, секциях, группах по интересам; массовых оздоровительных, физкультурных и спортивных мероприятий.
Взаимосвязь разнообразных форм учебных и внеучебных занятий создает условия, обеспечивающие студентам использование научно обоснованного объема двигательной активности (не менее 6-8 часов в неделю), необходимой для нормального функционирования организма, формирования мотивационно-ценностного отношения к физической культуре.
|
|
Содержание учебных занятий по физической культуре состоит из теоретического, практического и контрольного разделов.
Теоретические учебные занятия предусматривают овладение студентами объемом научно-практических и специальных знаний, необходимых для понимания природных и социальных процессов функционирования физической культуры общества и личности, умением их адаптивного, творческого использования для личностного и профессионального развития организации здорового образа жизни при выполнении учебной, профессиональной, общественной и культурной деятельности.
В дальнейшем теоретические сведения детализируются и закрепляются на практических учебных занятиях, что дает студенту возможность выбора путей реализации своей физической активности не только во время обучения в вузе, но и позволяет вооружить его знаниями на последующий период жизни.
Практический раздел учебного материала состоит из двух подразделов: методико-практического и учебно-тренировочного.
Методико-практические занятия предусматривают освоение и самостоятельное воспроизведение студентами основных разделов теоретической и методической части учебной программы по предмету «Физическая культура». Содержание этих занятий направлено на овладение знаниями, методами и приемами, обеспечивающими достижение практических результатов по изучаемой тематике.
На учебно-тренировочных занятиях используются системы специальных физических упражнений, а также упражнения из различных видов спорта, упражнения профессионально-прикладной подготовки, оздоровительные упражнения на тренажерах. Их направленность связана с обеспечением необходимой двигательной активности; достижением и поддержанием оптимального уровня физической и функциональной подготовленности в период обучения студента; приобретением опыта совершенствования и коррекции индивидуального физического развития функциональных и двигательных возможностей; с освоением жизненно необходимых навыков; формированием устойчивого мотивационно-ценностного отношения к физкультурно-спортивной деятельности.
|
|
Контрольный раздел занятий обеспечивает оперативную, текущую и итоговую информацию о степени и качестве освоения теоретических и методических знаний-умений, о состоянии и динамике физического развития, физической и профессионально-прикладной подготовленности студентов. С этой целью в учебном процессе используются обязательные тесты по общефизической подготовке (табл. 1, 2).
Оперативный контроль создает информацию о ходе выполнения конкретного раздела, вида учебной работы.
Текущий контроль позволяет оценить степень освоения раздела, темы, виды учебной работы.
Итоговый контроль (зачеты, экзамены) выявляет уровень сформированности физической культуры студента и самоопределение в ней путем комплексной проверки. В конце курса дисциплины проводится аттестация.
Чтобы быть допущенным к итоговой аттестации, необходимо выполнить обязательные тесты по общефизической и профессионально-прикладной физической подготовке.
Таблица 1
Обязательные тесты физической подготовленности студентов основного и спортивного учебных отделений
Тест на скорость, силу и выносливость | Оценка в очках | ||||
Мужчины | |||||
Бег 100 м (с) | 13,2 | 13,6 | 14,0 | 14,3 | 14,6 |
Подтягивание на перекладине (число раз) | |||||
Бег 3000 м (мин, с) | 12.00 | 12.35 | 13.10 | 13.50 | 14.30 |
Женщины | |||||
Бег 100 м (с) | 15,7 | 16,0 | 17,0 | 17,9 | 18,7 |
Поднимание туловища из положения «лежа на спине», руки за головой, ноги закреплены (число раз) | |||||
Бег 2000 м (мин, с) | 10,15 | 10,50 | 11,15 | 11,50 | 12,10 |
Аттестация проводится в форме устного опроса по теоретическому и
методико-практическому содержанию программы. Студент, завершаю-
щий обучение по дисциплине «Физическая культура», должен:
- понимать роль физической культуры в развитии человека и подготовке специалиста;
- знать основы физической культуры и здорового образа жизни;
- иметь мотивационно-ценностное отношение и самоопределиться в физической культуре с установкой на здоровый стиль жизни.
Таблица 2
Контрольные тесты для оценки физической подготовленности студентов основного и спортивного учебных отделений
Тест | Оценка в очках | ||||
Мужчины | |||||
Бег 5000 м (мин, с) | 21.30 | 22.30 | 23.30 | 24.50 | 25.40 |
Бег на лыжах 5 км (мин, с) | 23.50 | 25.00 | 26.25 | 27.45 | 28.30 |
или 10 км (мин, с) | 50.00 | 52.00 | 55.00 | 58.00 | б/врем. |
Плавание 50 м (с) | 40.0 | 44.0 | 28.0 | 57.0 | б/врем. |
или 100 м (мин, с) | 1.40 | 1.50 | 2.00 | 2.15 | 2.30 |
Прыжки в длину с места (см) | |||||
Прыжки в длину с разбега | |||||
или в высоту (см) | |||||
Сгибание и разгибание рук в упоре на брусьях (число раз) | |||||
Переворот силой в упоре на перекладине (число раз) | |||||
Поднимание на висе ног до касания перекладины (число раз) | |||||
Женщины | |||||
Бег 3000 м (мин, с) | 19.0 | 20.15 | 21.0 | 22.0 | 22.30 |
Бег на лыжах 3 км (мин, с) | 18.00 | 18.30 | 19.30 | 20.00 | 21.00 |
Или 5 км (мин, с) | 31.00 | 32.30 | 34.15 | 36.40 | б/врем. |
Плавание 50 м (мин, с) | 0.54 | 1.03 | 1.14 | 1.24 | б/врем. |
Или 100 м (мин, с) | 2.15 | 2.40 | 3.05 | 3.35 | 4.10 |
Прыжки в длину с места (см) | |||||
Прыжки в длину с разбега или в высоту (см) | |||||
Подтягивание в висе лежа (перекладина на высоте 90 см) (число раз) | |||||
Приседание на одной ноге с опорой рукой о стенку (число раз) |
|
|
КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ:
1. Физическая культура как часть общечеловеческой культуры.
2. Основные понятия физической культуры:
а) физическое воспитание;
б) физическое развитие;
в) физическая подготовленность;
г) психофизическая подготовленность;
д) физическое совершенствование;
е) профессионально-прикладная физическая подготовка.
3. Физическая культура в общекультурной и профессиональной подготовке студента.
4. Правовые основы физической культуры.
5. Физическая культура как учебная дисциплина в вузе.
6. Распределение студентов по учебным отделениям.
7. Требования к студентам по дисциплине "Физическая культура".
8. Цель и задачи физического воспитания в вузе.
9. Содержание учебных занятий по физической культуре (теоретический и практический контроль).
10. Учебные и внеучебные формы физического воспитания студентов.