Колокольцев М. М.
Национальный Исследовательский Иркутский
государственный технический университет,
Иркутск, Россия
К настоящему времени отсутствует единый подход к содержанию понятия качество жизни, несмотря на то, что еще в 1949 году появились первые публикации по данной проблеме [7]. Качество жизни рассматривается и как общесоциологическое, и как социально-экономическое и как сугубо экономическое понятие. По мнению М. Г. Романцова [11], качество жизни представляет собой многомерную, сложную структуру, включающую восприятие индивидом своего физического и психического состояния, уровня независимости, взаимоотношений с людьми и личных убеждений. Исследование качества жизни, связанное со здоровьем, является новой современной методологией здоровьесбережения, позволяющей оценить результаты формирования качества жизни человека в социальной среде, в том числе в образовательной деятельности [6, 11].
Эксперты ВОЗ определяют качество жизни как «способ жизни в результате комбинированного воздействия факторов, влияющих на здоровье, счастье, включая индивидуальное благополучие в окружающей среде, удовлетворительную работу, образование, социальный успех, а также свободу, возможность свободных действий, справедливость и отсутствие какого-либо угнетения».
Качество жизни – это, прежде всего, оценка самим человеком степени удовлетворенности различными аспектами своей жизни, ощущаемого качества жизни, субъективные ощущения индивида, формирующиеся на основе конкретных условий жизни, эмоционального состояния и т.д. [2, 4].
Как отмечают А. А. Новик и Т. И. Ионова [9], исследовать качество жизни, связанное со здоровьем, можно с помощью разнообразных и надежных методик. Наиболее приемлемый из них является опросник SF-36v.2 (Short Form Health Survey), который позволяет обследовать лиц от 14 лет и старше и оценить ответы респондентов, а также провести сравнительный анализ. Изучение качества жизни с помощью опросника SF-36 является общепринятым в международной практике и выступает высокоинформативным, чувствительным и экономичным методом оценки состояния здоровья как населения в целом, так и отдельных социальных групп. Метод позволяет дать количественную оценку характеристик жизнедеятельности человека – его физического, психологического и социального функционирования [12].
Согласно результатам мониторинговых наблюдений, уровень заболе-ваемости студентов вузов за последнее время значительно вырос [3, 8], что связано с напряженным режимом учебной деятельности, чрезмерными умственными нагрузками, сниженной двигательной активностью, нарушением режима отдыха, питания и сна [5,10], что в конечном итоге, отрицательно влияет на качества жизни значительной части студентов.
В последние годы в некоторых регионах России достаточно широко стали проводиться исследования состояния качества жизни среди молодежи с использованием опросника SF-36 [2, 4, 5, 7, 11, 12]. Вместе с тем подобные исследования студентов в регионе Прибайкалья отсутствовали.
Цель исследования – изучить качество жизни студентов разных курсов обучения в техническом университете г. Иркутска.
Работа проводилась в ФГБОУ ВПО «Национальный исследовательский Иркутский государственный технический университет» (НИ ИрГТУ). Всего в исследовании приняли участие 97 девушек и юношей, в том числе 38 студентов младших курсов (1-2) и 59 студентов старших курсов. Возраст участников опроса колебался от 18 до 24 лет (средний возраст участников исследования составил 18,7 лет.
Анкетирование проводилось с помощью стандартного опросника качества жизни (русскоязычная версия), связанного со здоровьем, SF-36v.2 в апреле-мае 2012 года. Содержащиеся в опроснике 36 пунктов сгруппированы в 8 групп, по которым оценивается возможность человека выполнять свою профессиональную работу и повседневную физическую нагрузку, субъективная оценка настроения и общего состояния здоровья, эмоциональная способность общаться с другими людьми и др. Оценка показателей варьирует от 0 до 100 баллов – более высокие значения являются критерием более высокого уровня качества жизни, свидетельствуют о преобладании позитивных утверждений, благоприятной оценке своего здоровья [13].
Параметры физического здоровья включали в себя показатели:
1) физическая активность (PF);
2) ролевое физическое функционирование (RP);
3) интенсивность боли (BP);
4) общее состояние здоровья (GH).
Параметры психологического здоровья включали в себя показатели:
1) жизнеспособность (VT);
2) социальная активность (SF);
3) ролевое эмоциональное функционирование (RE);
4) психический компонент здоровья (MH).
Рассчитывались показатели: объем выборки (n), среднее значение (М), минимум, максимум, стандартное отклонение (σ), стандартная ошибка. Досто-верность различий определялось по непараметрическому U-критерию Манна-Уитни и по параметрическому t-критерию Стьюдента. Различия считались достоверными при уровне значимости Р<0,05.
Результаты исследования и их обсуждение. Полученные данные свидетельствуют об отличиях в значениях показателей качества жизни в наблюдаемых группах исследования. Согласно принятой методике [13], показатели четырех шкал опросника – физическое функционирование, ролевое функционирование, интенсивность боли и состояние здоровья - характеризуют физический компонент здоровья. Результаты исследования по этому компоненту приведены в таблице 1.
Таблица 1 – Шкалы физического компонента качества жизни студентов, баллы
Группы студентов | Физическая активность | Ролевое функционирование | Интенсивность боли | Общее состояние здоровья |
1-2 курс | 82,28 ±1,4 | 48,3±2,3 | 76,9±0,9 | 55,1±1,5 |
3-5 курсы | 86,2±1,3 | 67,4±0,7 | 73,6±0,6 | 62,4±0,7 |
Уровень «физической активности», который отражает, насколько физическое состояние ограничивает в обычных условиях выполнение физических нагрузок, т.е. характеризует диапазон посильной физической активности, довольно высок – от 82,28 у студентов 1-2 курсов до 86,2 у старшекурсников (Р < 0,01).
Установлено, что значения по шкале «ролевое функционирование, обусловленное физическим состоянием» ниже, чем по шкале «физическая активность». Низкий показатель, свидетельствующий о том, что повседневная деятельность значительно ограничена физическим состоянием, у студентов 1-2 курсов – 48,3±2,3, что на 19,1% меньше, чем в группе сустаршекурсников.
Для студентов младших курсов характерны и самые низкие значения субъективной оценки общего состояния своего здоровья - имеются статистически значимые различия величины показателя шкалы «общее состояние здоровья» между студентами младших курсов и выпускниками (P<0,001).
Низкие баллы самооценка состояния своего здоровья отражает объективную картину здоровья студентов.
Студенты – это наиболее динамичная общественная группа, находящаяся в периоде формирования физиологической и социальной зрелости, а значит, подверженная высокому риску развития нарушений в состоянии физического и психологического здоровья. Это обусловлено большой психо-эмоциональной нагрузкой, особенно в период сессии, значительной умственной работой, необходимостью адаптации к новым условиям обучения, а у ряда студентов и к новым условиям проживания в общежитии. Адаптация к комплексу новых факторов, характерных для обучения в высшей школе, сопровождается, как правило, значительным напряжением компенсаторных систем организма молодых людей, что может привести к истощению физических резервов организма, особенно, на первых курсах обучения в вузе [1].
В таблице 2 представлены данные исследования психологического компонента качества жизни. Шкала «жизнеспособность» характеризует жизненную энергию в противовес усталости, «психический компонент здоровья» оценивает степень тревожности, депрессии, указывает на снижение уровня эмоционального и поведенческого контроля. Значения шкалы «социальная активность» отражает степень ограничений в социальной жизни, «ролевое эмоциональное функционирование» позволяет судить о влиянии эмоционального состояния на повседневную деятельность [13].
Таблица 2 – Шкалы психологического компонента качества жизни студентов (баллы)
Группы студентов | Жизнеспособность (VT) | Психический компонент здоровья (MH) | Социальная активность (SF) | Ролевое эмоциональное функционирование (RE) |
1-2 курс | 52,3±0,4 | 41,5±0,6 | 72,2±0,9 | 58,7±2,8 |
3-5 курсы | 74,8±0,4 | 41,4±0,1 | 71,7±0,5 | 60,1±).6 |
У студентов 1-2 курсов по шкале «жизнеспособность» ощущение чувства усталости почти равно энергичности, а в группе выпускников отмечается преобладание энергичности над усталостью (статистически значимые различия значений по этой шкале между первокурсниками и выпускниками составляет 22,5%, P<0,001).
Обращает внимание наличие депрессии, тревоги, снижение эмоционального контроля у студентов как младших, так и старших курсов, о чем свидетельствуют низкие значения показателей шкалы «психический компонент здоровья» (41,5 и 41,4 баллов, соответственно).
У студентов, как младших курсов, так и выпускников, отмечены низкие показатели по шкале «ролевое эмоциональное функционирование». Это означает, что такое эмоциональное состояние у студентов мешает им выполнению повседневной учебной и другой работы (отмечается уменьшение объема и скорости выполнения работы, большие трудозатраты времени на нее).
По шкале «социальная активность» отмечается достаточно высокие значения показателей в группах наблюдения – (значения колеблются от 71,7 до 72,2 баллов), что свидетельствует о достаточно активной и большой способности к общению и диалогу с другими людьми.
Заключение. Представленные данные свидетельствуют о том, что качество жизни студентов, особенно первокурсников, недостаточно, на что указывают низкие значения показателей общего здоровья. Вместе с тем, регистрируются высокие показатели физической активности, превышающие 80 баллов, как у студентов младших курсов, так и выпускников вуза.
У студентов, особенно первокурсников, снижен эмоциональный контроль, преобладает чувство усталости, тревоги и депрессии, что связано с недостаточной адаптацией обучающихся к процессу обучения в вузе. Постоянное умственное и психо-эмоциональное напряжение, нарушения режима труда, отдыха и питания студенческой молодежи и низкая двигательная активность приводят к срыву процесса адаптации, возникновению различных заболеваний, что снижает качество жизни.
Успешное решение задач подготовки высококвалифицированных кадров тесно связано со здоровьем и высокой работоспособностью молодежи. Поэтому состояние здоровья и качество жизни студентов вузов следует рассматривать как один из показателей качества подготовки специалистов, а проблему здоровьесбережения как приоритетную медико-социальную проблему.
ЛИТЕРАТУРА
1.Агаджанян, Н. А. Проблема здоровья студентов и перспектива развития / Н. А. Агаджанян, В. В.Пономарева, Н. В. Ермакова // Мат-лы 1-й Всероссийской научной конференции «Образ жизни и здоровье студентов». – М., 1995. – C. 5-9.
2. Аронов, Д. М. Методика оценки качества жизни больных с сердечно-сосудистыми заболеваниями / Д. М/ Аронов, В. П. Зайцев // Кардиология. – 2002. – № 5. – С. 92-95.
3. Бондин, В. И. Здоровьесберегающие технологии в системе высшего педагогического образования / В. И. Бондин // Теория и практика физической культуры. – 2004. – № 10. – С. 15-17.
4. Гурылева, М. Э. Оценка качества жизни больных с заболеваниями органов дыхания / М. Э. Гурылева, А. А. Визель, Л. В. Хузиева // Проблемы туберкулеза. – 2002. – № 5. – С. 55-61.
5. Есауленко, И. Э. Влияние условий обучения на состояние здоровья студентов / И. Э. Есауленко, А С. Фаустов, И. И. Либина, О. И. Губина // Вестник ВГУ (Воронежского государственного университета), серия: Проблемы высшего профессионального образования. – Воронеж, 2009. – №2. – С. 55-59.
6. Звягина, В. В. Возрастные особенности качества жизни педагогов, связанного со здоровьем / В. В. Звягина // Фундаментальные исследования. – 2008. – № 4. – С. 29-33.
7. Зелезинская, Г. А. Качество жизни студентов-медиков и клинических ординаторов / Г. А. Зелезинская, П. Н. Коренько, М. А. Кравченок, А. И. Саллум // Клиническая медицина. 2005. – № 8. – С. 29-31.
8. Коваленко, В. А. Физическая культура в обеспечении здоровья и профессиональной психофизической готовности студентов / В. А. Коваленко // Физическая культура и спорт в Российской Федерации (студенческий спорт): сборник. – М.: Полиграф-сервис, 2002, – С. 43-66.
9. Новик, А. А., Ионова Т. И. Руководство по исследованию качества жизни в медицине / А. А. Новик, Т. И. Ионова; [под ред. Ю. Л. Шевченко]. – М., 2007. – 320 с.
10. Пасечник, Л. В. Оптимизация двигательной активности как условие сохранения здоровья / Л. В. Пасечник // Теория и практика физической культуры. – 2007. – № 11. – С. 68-70.
11. Романцов, М. Г. Качество жизни современных студентов [Электронный ресурс] / М. Г. Романцов, С. Н. Коваленко // Человек. Природа. Общество. Актуальные проблемы: материалы 13-й Междун. науч. конф. молодых ученых 26-30 декабря 2002 г. – Режим доступа: https://sovmu.spbu.ru/main/conf/man-nat-soc/2002/5-8.htm.
12. Терентьев Л. А. Качество жизни населения региона (на примере Краснодарского края) / Л. А. Терентьев // Вестник СПб. Университета. – Сер. 11. – 2009. – Вып. 1. – С. 176-183.
13. Sf-36 Health Survey. Manuel and Interpretation Guide / J. Ware [et al.] // Quality Metric Incorporated / R. I. Lincoln. – 2000. –150 p.