Глава 3. Правовое регулирование распространения информации

Под распространением информации понимаются действия, направленные на получение информации неопределенным кругом лиц или передачу информации неопределенному кругу лиц.

В Российской Федерации распространение информации осуществляется свободно при соблюдении требований, установленных законодательством РФ. В частности, информация, распространяемая без использования СМИ, должна включать в себя достоверные сведения о ее обладателе или об ином лице, распространяющем информацию, в форме и в объеме, которые достаточны для идентификации такого лица. Запрещается распространение информации, которая направлена на пропаганду войны, разжигание национальной, расовой или религиозной ненависти и вражды, а также иной информации, за распространение которой предусмотрена уголовная или административная ответственность.

Лицо, осуществляющее деятельность по обеспечению функционирования информационных систем или программ для ЭВМ, предназначенных для приема, передачи, доставки и обработки электронных сообщений пользователей сети «Интернет» – организатор распространения информации в сети «Интернет» – обязан хранить на территории Российской Федерации информацию о фактах приема, передачи, доставки и обработки голосовой информации, письменного текста, изображений, звуков или иных электронных сообщений пользователей сети «Интернет» и информацию об этих пользователях в течение шести месяцев с момента окончания осуществления таких действий, а также предоставлять указанную информацию государственным органам, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность и деятельность по обеспечению государственной безопасности в случаях, установленных законом. Организатор распространения информации в сети «Интернет» обязан обеспечивать реализацию установленных требований к оборудованию и программно-техническим средствам, используемым в эксплуатируемых им информационных системах, для проведения этими органами соответствующих мероприятий, а также принимать меры по недопущению раскрытия организационных и тактических приемов проведения данных мероприятий.

3.1. Правовое регулирование средств массовой информации

В современном обществе основным способом массового распространения информации является использование средств массовой информации (СМИ). В силу этого ч. 5 ст. 29 Конституции РФ закрепляет: «Гарантируется свобода массовой информации. Цензура запрещается».

Базовым законом в данной сфере является Закон Российской Федерации от 27.12.1991 № 2124-1 «О средствах массовой информации» (далее – Закон о СМИ).

Закон о СМИ определяет массовую информацию как печатные, аудио-, аудиовизуальные и иные сообщения и материалы, предназначенные для неограниченного круга лиц. Таким образом, главным признаком массовой информации является ее предназначенность для неограниченного круга лиц. В данном случае под неограниченностью понимается потенциальная неограниченность СМИ, т. к. реально, разумеется, это число ограничивается количеством экземпляров газеты, количеством жителей, проживающих в зоне уверенного приема сигнала радиостанции, и т. п.

Однако СМИ – это не сама массовая информация, а определенные формы ее распространения. В Законе о СМИ под средством массовой информации понимается периодическое печатное издание, радио-, теле-, видеопрограмма, кинохроникальная программа, иная форма периодического распространения массовой информации (ст. 2). Перечень форм, в которых может распространяться массовая информация, является открытым.

Таким образом, основными признаками СМИ являются: предназначенность для неограниченного круга лиц, периодичность, распространяемость.

Под редакцией средства массовой информации понимается организация, учреждение, предприятие либо гражданин, объединение граждан, осуществляющие производство и выпуск средства массовой информации. Чтобы признаваться редакцией, они должны осуществлять производство и выпуск СМИ.

Редакция средства массовой информации осуществляет свою деятельность после его регистрации. Регистрацию осуществляет Федеральное агентство по печати и массовым коммуникациям либо его территориальные органы.

В заявлении о регистрации средства массовой информации должны быть указаны: сведения об учредителе (соучредителях), обусловленные требованиями Закона о СМИ; название средства массовой информации; язык (языки); адрес редакции; форма периодического распространения массовой информации; предполагаемая территория распространения продукции; примерная тематика и (или) специализация; предполагаемые периодичность выпуска, максимальный объем средства массовой информации; источники финансирования; сведения о том, в отношении каких других средств массовой информации заявитель является учредителем, собственником, главным редактором (редакцией), издателем или распространителем.

Помимо регистрации, распространение некоторых видов массовой информации требует получения лицензии. Так, в частности, требуется лицензия на осуществление деятельности по телерадиовещанию.

Деятельность средства массовой информации может быть прекращена или приостановлена только по решению учредителя либо судом в порядке гражданского судопроизводства по иску регистрирующего органа или Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям.

Редакцией руководит главный редактор, который осуществляет свои полномочия на основе Закона о СМИ, устава редакции, договора между учредителем и редакцией (главным редактором). Под главным редактором понимается лицо, возглавляющее редакцию (независимо от наименования должности) и принимающее окончательные решения в отношении производства и выпуска средства массовой информации. Главный редактор представляет редакцию в отношениях с учредителем, издателем, распространителем, гражданами, объединениями граждан, предприятиями, учреждениями, организациями, государственными органами, а также в суде. Он несет ответственность за выполнение требований, предъявляемых к деятельности средства массовой информации Законом о СМИ и другими законодательными актами РФ. Главным редактором может стать лицо, имеющее высшее профессиональное образование и стаж работы по специальности не менее 5 лет.

Правовые отношения, связанные с размещением рекламы в СМИ регулируются Федеральным законом «О рекламе».

Закон о СМИ закрепляет ряд направлений взаимодействия СМИ с гражданами и организациями: во-первых, граждане имеют право на оперативное получение через средства массовой информации достоверных сведений о деятельности государственных органов и организаций, общественных объединений, их должностных лиц; во-вторых, на редакции возложена обязанность по защите персональных данных граждан, ставших известными в процессе осуществления работниками данного СМИ своей профессиональной деятельности; в-третьих, редакции обязаны в определенных случаях публиковать опровержения опубликованных ранее сведений.

Можно выделить три главных направления взаимодействия государственной (и муниципальной) власти и средств массовой информации: контроль государства за СМИ; предоставление государственными и муниципальными органами официальной информации СМИ; обязанность государственных и муниципальных органов реагировать на публикации в СМИ.

 

3.2. Правовой статус журналиста

Под журналистом понимается лицо, занимающееся редактированием, созданием, сбором или подготовкой сообщений и материалов для редакции зарегистрированного средства массовой информации, связанное с ней трудовыми или иными договорными отношениями либо занимающееся такой деятельностью по ее уполномочию.

Статус журналиста имеют только сотрудники зарегистрированного СМИ.

Журналист имеет право:

– искать, запрашивать, получать и распространять информацию;

– посещать государственные органы и организации, предприятия и учреждения, органы общественных объединений либо их пресс-службы;

— быть принятым должностными лицами в связи с запросом информации;

— получать доступ к документам и материалам, за исключением их фрагментов, содержащих сведения, составляющие государственную, коммерческую или иную специально охраняемую законом тайну;

– производить записи, в т. ч. с использованием средств аудио- и видеотехники, кино- и фотосъемки, за исключением случаев, предусмотренных Законом;

– посещать специально охраняемые места стихийных бедствий, аварий и катастроф, массовых беспорядков и массовых скоплений граждан, а также местности, в которых объявлено чрезвычайное положение; присутствовать на митингах и демонстрациях;

– излагать свои личные суждения и оценки в сообщениях и материалах, предназначенных для распространения за его подписью;

– распространять подготовленные им сообщения и материалы за своей подписью, под псевдонимом или без подписи и т.п.

Не допускается использование установленных Законом о СМИ прав журналиста в целях сокрытия или фальсификации общественно значимых сведений, распространения слухов под видом достоверных сообщений, сбора информации в пользу постороннего лица или организации, не являющейся средством массовой информации.

Дополнительные права журналисту дает его аккредитация. Редакция имеет право подать заявку в государственный орган, организацию, учреждение, орган общественного объединения на аккредитацию при них своих журналистов.

Правила аккредитации не являются едиными для всех; они устанавливаются самими органами государственной власти и местного самоуправления, организациями, учреждениями, органами общественных объединений, аккредитующими при себе работников прессы.

Аккредитовавшие журналистов органы, организации, учреждения обязаны предварительно извещать их о заседаниях, совещаниях и других мероприятиях, обеспечивать стенограммами, протоколами и иными документами, создавать благоприятные условия для производства записи. Аккредитованный журналист имеет право присутствовать на заседаниях, совещаниях и других мероприятиях, проводимых аккредитовавшими его органами, организациями, учреждениями, за исключением случаев, когда приняты решения о проведении закрытого мероприятия.

Журналист может быть лишен аккредитации, если им или редакцией нарушены установленные правила аккредитации либо распространены не соответствующие действительности сведения, порочащие честь и достоинство организации, аккредитовавшей журналиста, что подтверждено вступившим в законную силу решением суда.

Решение об отказе в аккредитации также может быть обжаловано в суд.

Помимо прав у журналиста имеется и ряд обязанностей. Журналист обязан:

– проверять достоверность сообщаемой им информации;

– удовлетворять просьбы лиц, предоставивших информацию, об указании на ее источник, а также об авторизации цитируемого высказывания, если оно оглашается впервые;

– сохранять конфиденциальность информации и (или) ее источника;

– получать согласие (за исключением случаев, когда это необходимо для защиты общественных интересов) на распространение в средстве массовой информации сведений о личной жизни гражданина от самого гражданина или его законных представителей;

– при получении информации от граждан и должностных лиц ставить их в известность о проведении аудио- и видеозаписи, кино- и фотосъемки;

– ставить в известность главного редактора о возможных исках и предъявлении иных предусмотренных законом требований в связи с распространением подготовленного им сообщения или материала;

– предъявлять при осуществлении профессиональной деятельности по первому требованию редакционное удостоверение или иной документ, удостоверяющий личность и полномочия журналиста и т.п.

3.3. Правовой статус блогера

Дискуссия о роли популярных авторах сетевых дневников, имеющих значительное число постоянных читателей и оказывающих существенное влияние на общественное мнение, велась в отечественной юридической литературе более десяти лет. Предлагалось приравнять такие блоги по статусу к СМИ, а их авторов – к журналистам. Аналогично тому как печатные СМИ подлежат обязательной регистрации начиная с тиража в 1000 экземпляров, предлагалось установить квалифицирующее число читателей блога. Основная проблема заключалась в том, что и на сегодняшний день не существует методики, позволяющей с достоверностью определить число уникальных посетителей сайта и при это не подверженной злоупотреблениям, связанным с «накруткой», «посещениями» сайта автоматическими программами, в том числе, компьютерными вирусами.

В 2014 году в закон об информации были внесены изменения, устанавливающие статус блогера для владельца сайта и (или) страницы сайта в сети «Интернет» (блога), на которых размещается общедоступная информация и доступ к которым в течение суток составляет более трех тысяч пользователей. Мониторинг таких сайтов и включение их в специальный реестр осуществляет уполномоченный федеральный орган исполнительной власти (Роскомнадзор). Для подсчета числа пользователей утверждена методика, которая основывается на данных, предоставляемых организаторами распространения информации в сети «Интернет», блогерами, операторами связи и иными лицами на основании применяемых ими систем определения количества посещений.

По статусу блогер не приравнивается к журналисту СМИ, а имеет особый набор прав и обязанностей.

Обязанности блогера:

1. Не допускать использование блога в целях совершения уголовно наказуемых деяний.

2. Проверять достоверность размещаемой общедоступной информации до ее размещения и незамедлительно удалять размещенную недостоверную информацию.

3. Не допускать распространение информации о частной жизни гражданина с нарушением гражданского законодательства.

4. Соблюдать запреты и ограничения, предусмотренные законодательством Российской Федерации о выборах и референдуме.

5. Соблюдать требования законодательства Российской Федерации, регулирующие порядок распространения массовой информации.

6. Соблюдать права и законные интересы граждан и организаций, в том числе честь, достоинство и деловую репутацию граждан, деловую репутацию организаций.

7. Разместить в блоге свои фамилию и инициалы, электронный адрес для направления ему юридически значимых сообщений.

Права блогера:

1. Излагать в блоге свои личные суждения и оценки с указанием своего имени или псевдонима.

2. Распространять на возмездной основе рекламу.

3. Размещать или допускать размещение в блоге текстов и иных материалов других пользователей, если их размещение не противоречит законодательству Российской Федерации. При этом не допускается:

– использование блога в целях сокрытия или фальсификации общественно значимых сведений, распространения заведомо недостоверной информации под видом достоверных сообщений;

– распространение информации с целью опорочить гражданина или отдельные категории граждан по признакам пола, возраста, расовой или национальной принадлежности, языка, отношения к религии, профессии, места жительства и работы, а также в связи с их политическими убеждениями.



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: