Обращения граждан как основа информационного взаимодействия с государственными органами

В соответствии со ст. 33 Конституции РФ граждане Российской Федерации имеют право обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения в государственные органы и органы местного самоуправления.

Федеральным законом от 02.05.2006 № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» предусмотрены три вида обращений: предложение (рекомендация гражданина по совершенствованию законов и иных нормативных правовых актов, деятельности государственных органов и органов местного самоуправления, развитию общественных отношений, улучшению социально-экономической и иных сфер деятельности государства и общества), заявление (просьба гражданина о содействии в реализации его конституционных прав и свобод или конституционных прав и свобод других лиц, либо сообщение о нарушении законов и иных нормативных правовых актов, недостатках в работе государственных органов, органов местного самоуправления и должностных лиц, либо критика деятельности указанных органов и должностных лиц) и жалоба (просьба гражданина о восстановлении или защите его нарушенных прав, свобод или законных интересов либо прав, свобод или законных интересов других лиц). Закон устанавливает сроки рассмотрения обращений и направления ответа гражданину, ответственность за их нарушение.

Основными принципами рассмотрения обращений являются: 1) обязательность принятия обращения к рассмотрению; 2) объективность, всесторонность и своевременность рассмотрения обращения; 3) ограничение на рассмотрение анонимных обращений; 4) недопустимость направления жалобы в орган или должностному лицу, решение или действие (бездействие) которого обжалуется.

При рассмотрении обращений гражданин имеет следующие права:

– представлять дополнительные документы и материалы либо обращаться с просьбой об их истребовании;

– знакомиться с документами и материалами, касающимися рассмотрения обращения, если это не затрагивает права, свободы и законные интересы других лиц и если в них не содержатся сведения, составляющие охраняемую федеральным законом тайну;

– получать письменный ответ по существу поставленных в обращении вопросов, либо уведомление о переадресации письменного обращения в соответствии с компетенцией;

– обращаться с жалобой на принятое по обращению решение или на действие (бездействие) в связи с рассмотрением обращения в административном и (или) судебном порядке;

– обращаться с заявлением о прекращении рассмотрения обращения.

Государственные органы, органы местного самоуправления, их должностные лица обязаны:

– обеспечить объективное, всестороннее и своевременное рассмотрение обращения, в случае необходимости – с участием гражданина, направившего обращение;

– запрашивать необходимые для рассмотрения обращения документы и материалы в других государственных органах, органах местного самоуправления и у иных должностных лиц, за исключением судов, органов дознания и органов предварительного следствия;

– принять меры, направленные на восстановление или защиту нарушенных прав, свобод и законных интересов гражданина;

– дать письменный ответ по существу поставленных в обращении вопросов (за исключением случаев, указанных в ст. 11 закона);

– уведомить гражданина о направлении его обращения на рассмотрение в другой государственный орган, орган местного самоуправления или иному должностному лицу в соответствии с их компетенцией.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: