Основания отказа в предоставлении правовой помощи

Принципу сведения к минимуму оснований отказа в предоставлении правовой помощи следует Европейская конвенция 1959 г., в соответствии со ст. 2 которой в помощи может быть отказано, если просьба касается преступления, которое запрашиваемая сторона считает политическим преступлением, преступлением, связанным с политическим преступлением, или финансовым преступлением, либо если запрашиваемая сторона считает, что выполнение просьбы может нанести ущерб суверенитету, безопасности, общественному порядку или другим существенно важным интересам ее страны.

Согласно ст. 21 Кишиневской Конвенции в оказании правовой помощи может быть отказано полностью или частично, если оказание такой помощи может нанести ущерб суверенитету или безопасности либо противоречит законодательству запрашиваемой Договаривающейся Стороны. В случае отказа в просьбе об оказании правовой помощи запрашивающая Договаривающаяся Сторона незамедлительно уведомляется о причинах отказа.

В том, что касается «политических преступлений», такие преступления российским законодательством не определены. Во всех случаях Российская Федерация, принимая решения относительно помощи, не будет, в частности, рассматривать как «политическое преступление» или «преступления, связанные с политическим преступлением», следующие действия или не совершение таковых:

1. Преступления против человечества, предусмотренные ст. II и III Конвенции о предупреждении геноцида и наказании за него (1948), ст. II и III Конвенции о предупреждении преступления апартеида и наказании за него (1973) и ст. I и IV Конвенции о запрещении пыток и иных видов жестокого, негуманного или унижающего человеческое достоинство обращения (1984).

2. Преступления, предусмотренные ст. 50 Женевской Конвенции об улучшении условий раненых и больных в вооруженных силах в полевых условиях (1949), ст. 51 Женевской Конвенции об улучшении условий раненых, больных и потерпевших крушение в вооруженных силах на море (1949), ст. 130 Женевской Конвенции, относящейся к обращению с военнопленными (1949), ст. 147 Женевской Конвенции о защите гражданских лиц в военное время (1949), ст. 85 Дополнительного протокола 1 к Женевским Конвенциям от 12 августа 1949 относительно Защиты жертв международных вооруженных конфликтов (1977) и ст.ст. 1 и 4 Дополнительного протокола II относительно Защиты жертв внутренних вооруженных конфликтов (1977);

3. Преступления, предусмотренные Конвенцией о борьбе с незаконным за-хватом воздушных судов (1970), Конвенцией о борьбе с незаконными действиями, направленными против безопасности гражданской авиации (1971) и Протоколом о борьбе с незаконными насильственными действиями в аэропортах, обслуживающих международную гражданскую авиацию (1988), являющийся дополнительным к вышеуказанной Конвенции 1971 года;

4. Тяжкие преступления, предусмотренные Конвенцией о предотвращении и наказании преступлений против лиц, пользующихся международной защитой, в том числе дипломатических агентов (1973);

5. Преступления, предусмотренные Международной Конвенцией о борьбе с захватом заложников (1979);

6. Преступления, предусмотренные в Конвенции о физической защите ядерных материалов (1980);

7. Преступления, предусмотренные в Конвенции ООН по борьбе с неза-конной торговлей наркотиками и психотропными веществами (1988), а также иные преступления, предусмотренные многосторонними международными договорами.

В оказании помощи Россией может быть отказано в случаях, перечисленных в ст. 2 Европейской Конвенции, а также, во-первых, если лицо, подозреваемое или обвиняемое в запрашиваемом государстве в совершении преступления, предстало перед судом или осуждено или оправдано в связи с тем же преступлением в Российской Федерации или в третьем государстве; во-вторых, если решение не возбуждать или прекратить предварительное или судебное следствие по делу, являющемуся предметом ходатайства, было принято в Российской Федерации или в третьем государстве в отношении этого же лица; и в третьих, если уголовное преследование или исполнение приговора по делу ограничены сроком давности по российскому законодательству.

При подготовке для направления в зарубежные государства ходатайств об оказании правовой помощи необходимо проверить, не содержит ли ходатайство положений, очевидно влекущих отказ в предоставлении помощи. Полная таблица оснований для отказа в оказании правовой помощи по двусторонним и многосторонним договорам, участницей которых является Россия, приведена в Приложении.

Специальные основания отказа предусмотрены для ходатайств, касающихся обыска или наложения ареста на имущество, о чем будет сказано ниже при рассмотрении условий предоставления данного вида правовой помощи.

Компетентное подразделение национального органа, рассматривая зарубежное ходатайство об оказании правовой помощи и решая вопрос о наличии или отсутствии оснований для отказа в ее предоставлении, должно исходить из основополагающего принципа, что любые ограничения в предоставлении правовой помощи по уголовным делам применяются таким образом, чтобы ответственность за совершенные в любой cтpaне преступления, была неизбежной.

С учетом изложенного, в оказании правовой помощи по уголовному делу Центральный орган отказывает в оказании правовой помощи в следующих случаях:

1. Если просьба касается преступления, которое можно рассматривать в качестве политического преступления или преступления, связанным с по-литическим преступлением;

2. Если выполнение просьбы может нанести ущерб суверенитету, безо-пасности, общественному порядку или другим существенно важным интересам Российской Федерации;

3. Если есть веские основания считать, что просьба об оказании помощи относится к расследованию, начатому с целью уголовного преследования, наказания или иного давления на обвиняемое лицо в связи с его политическими убеждениями, религиозной, национальной, расовой или групповой принадлежностью.

На основании принципа «поп bisinidem» в оказании помощи также может быть отказано, если:

1) лицо, подозреваемое или обвиняемое в запрашиваемом государстве в совершении преступления, предстало перед судом или осуждено или оправдано в связи с тем же преступлением в Российской Федерации или в третьем государстве;

2) решение не возбуждать или прекратить уголовное дело в связи с пре-ступлением, являющимся предметом ходатайстваства, было принято в Российской Федерации или в третьем государстве;

3) уголовное преследование или исполнение приговора по делу ограничены сроком давности по российскому законодательству;

4) деяние, в связи с которым запрашивается помощь, не является преступ-лением по российскому уголовному законодательству.

Не отказывая в правовой помощи, Центральный орган принимает решение об отсрочке исполнения ходатайства, если его немедленное исполнение помешает расследованию или судебному разбирательству, проводимому в Российской Федерации.

До принятия решения вопроса об отказе в исполнении ходатайства или отсрочки его исполнения рассматривается возможность исполнения поручения на определенных условиях. Если запрашивающая сторона соглашается на такие условия, она письменно извещает об этом Центральный орган, после чего ходатайство исполняется в общем порядке.

Об отказе в оказании правовой помощи уведомляется запрашивающая сторона с разъяснением причин отказа.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: