Порядок сношений по вопросам взаимной правовой помощи

Порядок взаимодействия компетентных органов запрашиваемой и за-прашивающей стороны по вопросам оказания взаимной правовой помощи определяется зафиксированным в договоре механизмом реализации обязательств сторон, который включает в себя:

1) каналы передачи ходатайств об оказании правовой помощи; и

2) органы, ответственные за принятие решений по ходатайствам об оказании правовой помощи и непосредственное их исполнение.

Соответствующий механизм именуется в международных договорах по-рядком сношений.

Так, согласно ч.3 ст. 453 УПК РФ, запрос о производстве процессуальных действий направляется через:

1) Верховный Суд Российской Федерации - по вопросам судебной деятельности Верховного Суда Российской Федерации;

2) Министерство юстиции Российской Федерации - по вопросам, связанным с судебной деятельностью всех судов, за исключением Верховного Суда Российской Федерации;

3) Министерство внутренних дел Российской Федерации, Федеральную службу безопасности Российской Федерации, Федеральную службу Российской Федерации по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ - в отношении следственных действий, не требующих судебного решения или согласия прокурора;

4) Генеральную прокуратуру Российской Федерации - в остальных случаях.

Действующими двусторонними договорами и Россией в качестве цен-трального органа по вопросам взаимной правовой помощи по уголовным делам назначены для оказания правовой помощи Азербайджану, Вьетнаму, Китаю, КНДР, Кыргызстану, Молдове - Министерство юстиции и Генеральная Прокуратура России, Монголии - также и Верховный суд России, а США и Канаде - Генеральная прокуратура России.

В свою очередь указанные государства в качестве собственных центральных органов определили Министерство юстиции (Канада и США), Прокуратуру и Министерство юстиции (Азербайджан, Вьетнам, Иран, КНР, КHДP, Куба, Кыргызстан, Молдова). В отношениях с Алжиром, Ираком, Йеменом и Тунисом используются дипломатические каналы передачи следственных поручений.

Статьей 15 Европейской конвенции 1959 г. в качестве центрального органа определено министерство юстиции. Данной практики придерживается большинство стран-участниц конвенции. Вместе с тем, ряд стран, в соответствии со спецификой национального законодательства, рассматривает в качестве центральных иные ведомства (полный список приводится в приложении).

В то же время в данной конвенционной норме указывается, что в случаях, не терпящих отлагательства, поручения могут быть направлены непосредственно юридическими органами запрашивающей Стороны юридическим органам запрашиваемой Стороны. Однако ответы на них возвращаются вместе с соответствующими документами через Министерство юстиции или иной центральный орган соответствующего государства.

Если же передаче подлежат выдержки из судебных материалов и информация о них и необходимые для рассмотрения уголовного дела, просьбы, могут быть направлены заинтересованными юридическими органами непосредственно соответствующим органам запрашиваемой Стороны, и ответы могут быть возвращены непосредственно этими органами.

Передача просьб о взаимной помощи, и, в частности, просьб о помощи в проведении расследований до предъявления обвинения, может осуществляться непосредственно между юридическими органами.

В тех случаях, когда прямая передача разрешается на основании настоящей Конвенции, она может осуществляться через Международную организацию уголовной полиции (Интерпол).

В Конвенции также оговаривается, что договаривающаяся Сторона может во время подписания Конвенции или сдачи на хранение ратификационной грамоты или документа о присоединении посредством заявления на имя Генерального секретаря Совета Европы уведомить о том, что некоторые или все просьбы о помощи должны направляться ей по каналам, иным чем те, которые предусмотрены в ст. 15, или потребовать, чтобы в случае, предусмотренном в п. 2 ст. 15, копия поручения одновременно передавалась ее Министерству юстиции.

Таким образом, в соответствии со ст. 15 Конвенции, ходатайства, касающиеся получения показаний свидетелей и экспертов, передачи вещественных доказательств, материалов или документов, присутствия представителей запраши-вающего государства при исполнении поручений, проведения обыска или наложения ареста на имущество, временной передачи лиц, содержащихся под стражей, направляются исключительно по каналам центральных органов. Oтвeты на них возвращаются по тем же каналам. В иных случаях разрешается передача следственных поручений непосредственно друг другу заинтересованными компетентными органами стран, в том числе, через Международную организацию уголовной полиции (Интерпол).

В соответствии со ст. 5 Конвенции о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам 2002 г. (далее «Кишиневская конвенция»), при оказании правовой помощи компетентные учреждения юстиции Договаривающихся Сторон сносятся друг с другом через свои центральные, территориальные и другие органы, если только Конвенцией не установлен иной порядок сношений. Договаривающиеся Стороны определяют перечень своих центральных, территориальных и других органов, уполномоченных на осуществление непосредственных сношений, о чем уведомляют депозитарий в момент сдачи ратификационных грамот или документов о присоединении. Об изменениях в перечне центральных, территориальных и других органов Договаривающиеся Стороны уведомляют депозитарий. Сношения по вопросам исполнения поручений о проведении процессуальных действий и розыскных мероприятий, требующих санкции прокурора (суда), осуществляются через органы прокуратуры.

При оказании правовой помощи компетентные учреждения юстиции Договаривающихся Сторон сносятся друг с другом через свои центральные, территориальные и другие органы, если только настоящей Конвенцией не установлен иной порядок сношений. Договаривающиеся Стороны определяют перечень своих центральных, территориальных и других органов, уполномоченных на осуществление непосредственных сношений, о чем уведомляют депозитарий в момент сдачи ратификационных грамот или документов о присоединении. Сношения по вопросам исполнения поручений о проведении процессуальных действий и розыскных мероприятий, требующих санкции прокурора (суда), осуществляются через органы прокуратуры.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: