стро перерастает в самоуверенность, проявляющуюся в развязности, в склонности поучать окружающих, в пренебрежительном отношении к тем, кто по своему образованию и служебному положению находится на ступеньку ниже. Такому человеку в процессе общения с людьми, и особенно с людьми подчиненными, нередко свойственна грубость, а подчас и откровенное хамство.
Тот, у кого эмоциональная сфера развита слабо, обычно недостаточно чуток к людям, недостаточно тактичен в общении с окружающими. Его не интересуют поэзия, музыка. Кроме книг по специальности, он более или менее охотно читает лишь детективы, в которых его привлекают хитросплетения сюжета, художественная же ценность литературы его вообще не интересует. В Третьяковской галерее или в Эрмитаже ему скучно, а сонеты Шекспира или Первый концерт для фортепиано с оркестром П.И. Чайковского навевают на него тоску. Такой специалист невольно уподобляется горьковскому персонажу из «Городка Окурова» — дремучему Вавиле Бурмистрову, который говорил: «Ерунда все это!.. Стихи, памятники — на что они мне?» Не имея возможности получать удовольствие, радость от общения с сокровищами мировой культуры, не понимая прелестей окружающей природы, он ищет примитивных развлечений, пытается воздействовать на свое эмоциональное состояние возлиянием спиртного, а иногда и опускается до увлечения наркотическими препаратами.
|
|
Знания придают уверенность, которая при отсутствии достаточно развитых этических чувств быстро перерастает в самоуверенность, проявляющуюся в развязности, в склонности поучать окружающих, в пренебрежительном отношении к тем, кто по своему образованию и служебному положению находится на ступеньку ниже.
Как же все-таки ответить на поставленный ранее вопрос: что предпочесть в человеке — чувства или разум? Чем лучше руководствоваться в жизни?
эВа^— i ---------------------------------------- ЭМОЦИИ на 100% --------------------------------------------------
На этот вопрос можно было бы ответить так: человек не должен жить только чувствами или только рассудком. Идеальна гармоничность личности, основанная на относительном равновесии хорошо развитых эмоциональной и интеллектуальной сфер. Но равновесие эмоциональной и интеллектуальной сфер в жизни никогда не бывает стабильным, и потому даже гармонично развитый человек в своих поступках далеко не всегда в равной мере прислушивается к голосу разума и чувства. Временами (и довольно часто) они могут оказываться в состоянии противоречия. Что же в таком случае должно брать верх? Что должно побеждать? Видимо, смотря по обстоятельствам.
Нельзя постоянно подавлять чувства, превращая себя в механизм, все действия которого строго логичны и рациональны, — это противоречит природе человека. Но нельзя и распускать своих чувств, терять контроль над ними, становиться их рабом. Развитие интеллекта должно не подавлять эмоциональную сферу, а обогащать ее, расширяя диапазон причин, которые способны радовать или огорчать человека, расцвечивать чувственный мир его новыми выразительными красками. И совершенно неверно представление некоторых молодых людей, решивших посвятить себя науке, что при этом они должны отрешиться от житейских волнений и с постными лицами аскетов проходить мимо тревог и радостей бытия.
|
|
Современный человек при желании может иметь достаточные возможности для расширения сферы чувств и эмоций. И надо сказать, что многие наши современники эти возможности широко используют. К тому же с ростом информированности людей, с увеличением объема жизненных впечатлений растет и число факторов, которые могут обусловить изменения в эмоциональной сфере, став предметом разнообразных переживаний. Ведь, как говорил А.П. Чехов, «чем выше человек по умственному и нравственному развитию, тем большее удовольствие доставляет ему жизнь». 66
"*3 |