Что важнее: чувства или разум

ций и формирование сложных, социальных эмоций про­исходит с обязательным участием коры больших полуша­рий. «Эмоции, как психический акт личности, — пишет Г.X. Шингаров, — проявляются только в сознании, в силу их принадлежности определенной личности. На уровне че­ловеческой психики они приобретают новые качественные особенности, благодаря которым отличаются от эмоций животных». Можно сказать, что у человека возможно осо­знание собственных эмоций и понимание их причины. При этом в большинстве случаев при соответствующем желании возможна коррекция их или, по крайней мере, некоторых из них. Это осознание собственного эмоционального со­стояния у человека оказывает несомненное влияние на ха­рактер поведенческих реакций. В результате обычные для животных двигательные акты, как правило, сопутствующие тем или иным эмоциям, у человека могут не возникать, так как проявление их может быть активно подавлено благо­даря осознанным волевым процессам.

Эмоции, как и ощущения, — форма отражения действи­тельности. Поэтому переживания человека, как и другие формы психической деятельности, не независимы, а, как правило, сопряжены с действительностью. О том, что это положение известно людям с давних времен, можно судить хотя бы по такому древнеарабскому изречению:

Коль скажет кто: «Свободна страсть вначале», — Ответь: «Ты лжешь: все страсти — принужденье...»

Поражение тонизирующей кору больших полушарий мозга ретикулярной формации, расположенной в верхних отделах ствола мозга, ведет к снижению корковой актив­ности. Тогда возможности корковой деятельности могут реализоваться не полностью. Это в значительной степени объясняет влияние эмоций на активность мыслительных процессов. Поэтому поражение глубинных отделов мозга может вести к психической подавленности, безынициатив­ности, к замедленности мышления, к сужению круга во­просов, интересующих человека. «Без эмоций у меня нет мыслей», — писал Стендаль.


sr

ЭМОЦИИ НА 100%

таких случаях говорят о наличии у больного загружен­ности, заторможенности, которые могут перейти в сопор или коматозное состояние, характеризующиеся различным по глубине выраженности расстройством сознания. Если же первично страдает кора больших полушарий мозга или корково-подкорковые связи, у людей нередко приходится отмечать повышенную эмоциональность, эмоциональную неустойчивость, иногда наличие неадекватных, неконтро­лируемых эмоциональных реакций.

Двусторонние нервные связи между ответственным за состояние эмоциональной сферы лимбико-ретикулярным комплексом и обеспечивающей мышление корой мозга об­разуют своего рода замкнутое кольцо, функциональное со­стояние которого во многом определяет особенности пси­хики человека.

Эмоции и мышление взаимозависимы. В связи с этим вполне обоснована известная каждому зависимость харак­тера приходящих в голову мыслей от настроения:

В уме, подавленном тоской, Теснится тяжких дум избыток.

А.С. Пушкин

Но эмоции могут не только угнетать мышление, обе­спечивая его минорную тональность, но и активизировать мысль, вдохновлять:

Душа стесняется лирическим волненьем, Трепещет, и звучит, и ищет, как во сне, Излиться наконец свободным проявленьем — И тут ко мне идет незримый рой гостей, Знакомцы давние, плоды мечты моей. И мысли в голове волнуются в отваге, И рифмы легкие навстречу им бегут...

А.С. Пушкин

Если эмоции влияют на мышление, то и характер мыс­лей, несомненно, сказывается на состоянии эмоциональ­ной сферы. Вы знаете, как благотворно может повлиять на ваше настроение счастливая мысль, способствующая ре­шению стоящей перед вами сложной задачи (математиче-58


----------------------------------------------------------- ЧТО ВАЖНЕЕ: ЧУВСТВА ИЛИ РАЗУМ? ----------------------------------------- *—ЗЭ*

ской, шахматной, житейской). А сколько радости приносит удачная мысль ученому, бьющемуся над решением научной проблемы. Эта мысль — «озарение» — возникает подчас в самой неожиданной ситуации, казалось бы, случайно, а следствием ее может быть новая страница в технике, новая концепция в науке. Можно себе представить, какой вос­торг охватил Д. Уатта, когда, глядя на прыгающую крышку кипящего чайника, он представил себе принцип действия будущей паровой машины, или Д.И. Менделеева, мыслен­но уловившего зависимость свойств химических элементов от их атомного веса, что повлекло за собой создание знаме­нитой менделеевской таблицы.

Ф

«Без эмоций у меня нет мыслей».

СТЕНДАЛЬ

Кстати, мысль может не только радовать, но и способ­ствовать возникновению плохого настроения. Размышления инженера о просчете, допущенном в составленном проекте, мысль врача о возможной ошибочности поставленного им диагноза, воспоминание руководителя о бестактности, про­явленной по отношению к сослуживцу, могут испортить настроение, лишить «эмоционального покоя», вызвать чув­ство досады, тревоги, угрызения совести…

...совесть,

Когтистый зверь, скребущий сердце, совесть,

Незваный гость, докучный собеседник,

Заимодавец грубый, эта ведьма,

От коей меркнет месяц и могилы

Смущаются и мертвых высылают?..

АС. Пушкин

Разум позволяет нам в какой-то степени контролиро­вать состояние своей эмоциональной сферы или по край­ней мере внешние проявления эмоциональных реакций. Благодаря активной сдерживающей деятельности мышле­ния человек может не обнажать собственного эмоциональ­ного состояния и сохранять внешнюю «невозмутимость» даже в условиях большого эмоционального напряжения.


эВа^— i ---------------------------------------- ЭМОЦИИ на 100% --------------------------------------------------

Сдерживающее влияние разума на эмоциональную сферу, являющееся волевым актом, позволяет человеку «держать себя в руках» и не становиться рабом собственных эмоций. «Например, — писал И.М. Сеченов, — при очень силь­ной физической боли один кричит и бьется, другой может переносить ее молча, покойно, без малейших движений, и, наконец, есть люди которые могут даже производить дви­жения совершенно несовместимые с болью, например шу­тить, смеяться».

Во время артиллерийского обстрела или воздушного на­лета все, кто находится под огнем, испытывают выражен­ные отрицательные (неприятные) эмоции, которые, по сути дела, представляют собой различную степень «витального» страха (страха за жизнь). Но многие, особенно если это кадровые военные, уже не первый раз попадающие в по­добную ситуацию, способны «обуздать» эмоции и разумно использовать имеющиеся средства защиты. Некоторые же проявляют слабодушие и под воздействием безудержных, ярких эмоциональных переживаний, находясь в состоянии аффекта, совершают нелепые, подчас весьма опасные для себя поступки, например, после очередного взрыва снаряда выскакивают из укрытия и бегут без оглядки «куда глаза глядят» по открытой, простреливаемой противником мест­ности.

Ф

Сдерживающее влияние разума на эмоциональную сферу является волевым актом, позволяет человеку «держать себя в руках» и не становиться рабом соб­ственных эмоций.

Так, в романе бывшего фронтовика Ю.В. Бондарева «Го­рячий снег» во время неожиданного налета вражеских са­молетов солдаты и офицеры залегли, но несколько солдат, «не выдержав расстрела с воздуха, вскочили, заметались под истребителями, бросаясь в разные стороны». Эти-то, не сумевшие обуздать свой страх люди и оказались первыми жертвами вражеского нападения. «...Один упал, пополз и замер, вытянув вперед руки. Другой бежал зигзагообразно,


"*3

Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: