На доске появляется схема «Строение гриба»

Оборудование.

Для учителя: компьютер, программа PowerPoint, мультимедийный проектор, интерактивная доска.

Для учащихся: учебник, тетрадь на печатной основе, конверт с заданием, пульт для голосования, каточки для самооценки.

Ход урока.

1. Мотивация к учебной деятельности.

 

Прозвонил звонок

Начинается урок,

На меня все посмотрели

И красиво тихо сели

Здравствуйте ребята! Меня зовут Виктория Ивановна, и сегодня я проведу у вас урок окружающего мира.

 

2. Актуализация и пробное действие.

А для начала, давайте вспомним, на какие две группы можно разделить все объекты природы? (живая и неживая) (2 слайд)

Чем отличается живая природа от неживой? (Дышит, питается, растет, размножается и умирает).

Продолжаем разговор о живой природе. Все живое ученые-биологи делят на большие группы – царства. А вот какие это царства мы с вами сейчас вспомним!

Как одним слово назвать всех живых существ, изображенных на картинке? (животные). (3 слайд)

А как одним словом назвать все живые организмы изображенные на следующей картинке? (растения)

Мы с вами назвали царства живой природы, с которыми хорошо знакомы. (растения и животные)

3. Построение проекта и решение проблемы.

А вот о каком царстве мы будем говорить, вы узнаете, если отгадаете мои загадки:

Нет грибов дружней, чем эти,-

Знают взрослые и дети,-

На пеньках растут в лесу,

Как веснушки на носу. (Опята)

Не спорю – не белый.

Я, братцы, попроще.

Расту я обычно в березовой роще. (Подберезовик)

Под опавшие листочки

Дружно спрятались грибочки.

Очень хитрые сестрички

Эти желтые…(лисички).

Возле леса на опушке,

Украшая темный бор,

Вырос пестрый, как Петрушка,

Ядовитый …(мухомор).

Назовите эти природные объекты одним словом. (Грибы.)

К какому царству живой природы они относятся? (К царству грибов.)

4. Освоение новой системы знаний

Итак, ребята, какая тема нашего урока, как вы думаете? (Грибы). Правильно, ребята.

Существует целая наука, посвященная их изучению. Она называется микология: микос – гриб, логос – наука. (на доске появляется слово - МИКОЛОГИЯ)

Давайте поставим цели урока.

- узнать строение гриба;

- научимся сравнивать грибы;

- узнаем, чем отличаются грибы от растений и животных;

- рассмотрим, какие бывают грибы.

Совместное планирование предстоящей учебной деятельности.

Что будем изучать? (грибы, виды и тд)

Как будем изучать?

С помощью чего будем изучать?(учебник, презентация)

 

Продумать систему вопросов, подводящую к составлению плана и таблицы в целом

Сегодня у нас необычный урок окружающего мира. Мы отправимся на воображаемую прогулку по осеннему лесу, а вы будете не просто мальчиками и девочками, а грибниками. (1 слайд)

Что нам необходимо знать перед тем, как мы с вами отправимся в лес за грибами? (какие грибы съедобны, правила сбора грибов). Правильно, ребята, а какие правила знаете вы?(ответы детей)

 

Не вижу перехода!?

 

Правила сбора грибов.

· Никогда не пробуй гриб на вкус! (Можно отравиться.)

· Не знаешь гриб – не бери его! (Можно ошибиться и сорвать ядовитый гриб.)

· Не собирай грибы у дорог и предприятий! (Гриб вбирает в себя ядовитые вещества.)

· Не собирай старые, перезрелые грибы! (В них скапливаются продукты разложения, заводятся черви.)

· Срезай гриб ножиком. (Чтобы не повредить грибницу.)

С правилами сбора грибов мы познакомились, теперь остается только их соблюдать.

 

Не вижу перехода!? Вы грибники, идете по лесу? Где лес? Что видите? Переход к изучению вопроса «Строение гриба»

На доске появляется схема «Строение гриба».

- Что вы можете сказать о внешнем строении гриба? (Одна его часть находится под землей, другая – над землей.)

- Как можно назвать эти части? (Подземная и надземная.)

- Из чего состоит надземная часть гриба? (Из ножки и шляпки)

- По ножке к шляпке продвигаются питательные вещества, которые гриб берет из почвы. А вместе ножка и шляпка, то есть надземная часть гриба, называются плодовое тело.

Шляпочные грибы делятся на две группы: трубчатые и пластинчатые. (5 слайд)

- Трубчатыми называются грибы потому, что споры, с помощью которых они размножаются, находятся внутри мелких трубочек. А у пластинчатых грибов, на нижней стороне шляпки находятся пластинки, на которых образуются споры. Споры разносятся ветром, попадают на землю и прорастают, образуя новые грибы.

Ребята, а что должен знать каждый грибник для того чтобы не отравиться собранными грибами? (Съедобные и ядовитые грибы)

Ребята, теперь мы с вами можем отправляться в лес! Но будьте осторожны, в лесу очень много ядовитых грибов. В путь! Посмотрите на доску, какой гриб вы видите?(Ответы детей). Это белый гриб. У этого гриба светлая сетка расположена по всему грибу, а мякоть, даже при разрезе остается белой.

Идем дальше. Какой гриб вы видите теперь?(ответы). Ребята, не правильно, это не белый гриб, его название – сатанинский. С белым грибом они и правда похожи, но это только на первый взгляд. У этого гриба белая, гладкая шляпка, может быть желтоватой или сероватой, ножка имеет красную сеточку, при разрезе он имеет сначала синий, а затем красный цвет. Будьте внимательны! Идем дальше. Какой гриб вы видите?(ответы). Это опята. У них пластинки всегда белые, кремовые и никогда не темнеют, на пеньке имеется кольцо из плёнки. Что за гриб сейчас вы видите?(ответы). Ребята, данный гриб называется ложным опёнком, потому что он похож на съедобный, но шляпка у него яркая, оранжево-жёлтая, без чешуек. Ножка гладкая, без колечка. Идём дальше. Что за гриб нам повстречался?(ответы). Маслёнок. Название он приобрёл такое, потому что его шляпка и правда, будто смазана маслом. А это что за гриб?(ответы) Ребята, это перечный гриб, у него шляпка более бурая, вкус перечно-жгучий. Так, давайте еще немного прогуляемся. Следующий гриб вы точно знаете, как он называется?(мухомор) Правильно! Молодцы. Как вы это определили?(ответы). У него ярко-красная шляпка усыпана белыми или слабо-желтыми бородавками. Длинная светлая ножка, основание которой покрыто бородавками в несколько рядов. Вот мы с вами и закончили прогулку по лесу. Что можете сказать про грибы, которые нам повстречались?(они похожи внешне). Правильно! Но теперь вы будете внимательны, и будете собирать только съедобные грибы.

 

Логика изучения строения гриба мне нравится, но почему без опоры на текст и иллюстрации в учебнике?

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: