Тема 3. Физиология нервной системы

Темы контрольных работ

Согласно учебному плану и рабочей программе курса студенты выполняют контрольную работу по физиологии человека.

В настоящих методических рекомендациях представлены вопросы для контрольных работ по темам курса. Каждая тема разбита на варианты.

В варианте даны вопросы и задания, направленные на осмысление проблемы в целом. Рассматривать их рекомендуется последовательно и во взаимосвязи, ответы следует давать точные и краткие, в то же время исчерпывающие.

 

ТЕМА 1. ФИЗИОЛОГИЯ ВОЗБУЖДЕНИЯ

Вариант 1. Биологические мембраны, их роль в процессах возбуждения

 

  1. Современные представления о структуре мембран.
  2. Перенос веществ через мембрану. Активный и пассивный транспорт ионов.
  3. Принципы работы мембранных насосов.
  4. Роль биологических мембран в передачи и проведении возбуждения.

 

Методические указания

Процессы преобразования энергии возбуждения проходят на мембранах, поэтому исследование их структуры и механизмов проницаемости имеет общебиологическое значение. Основное внимание обратите на строение мембран в связи с функцией переноса ионов через них, так как это является основой процесса возбуждения.

 

Вариант 2. Механизмы возникновения и поддержания потенциала покоя и потенциала действия

  1. Биологическое значение мембранного потенциала (МП) в живых клетках. Методы измерения и регистрации мембранного потенциала.
  2. Ионы, участвующие в поддержании МП в мышечных, нервных клетках, соотношение их концентраций.
  3. Биологическое значение потенциала действия (ПД) в жизнедеятельности организма.
  4. Последовательность событий механизма возникновения ПД.
  5. Изобразите на потенциально-временной оси кривую ПД, обозначьте компоненты, составляющие ПД.

 

Методические указания

Обратите внимание на условия существования МП: различную концентрацию ионов внутри и вне клетки, проницаемость мембраны, работу Na-K-АТФ-азы.

 

Вариант 3. Возбудимость ткани. Возникновение, развитие и распространение возбуждения

  1. Свойства возбудимых тканей.
  2. Определения возбуждения, возбудимости.
  3. Изменение возбудимости в различные фазы одиночного цикла возбуждения.
  4. Электрофизиологическая характеристика деполяризации, потенциала действия.
  5. Характеристика реполяризации, гиперполяризации, отрицательный и положительный следовые потенциалы.

 

 

Методические указания

Рассмотрите весь цикл возбуждения: местный потенциал, его переход в распространяющееся возбуждение, деполяризацию, реполяризацию, следовые потенциалы.

 

ТЕМА 2. ФИЗИОЛОГИЯ МЫШЕЧНОГО СОКРАЩЕНИЯ

 

Вариант 4. Механизмы мышечного сокращения

 

  1. Описание и схема нервно-мышечного сокращения
  2. Изобразите строение миофибриллы поперечно-полосатой мышцы.
  3. Механизмы мышечного сокращения. Роль потенциала действия, саркоплазматического ретикулума, ионов Са, АТФ.
  4. Расслабление мышцы.
  5. Моторные единицы, их классификация и функциональное значение. Асинхронное сокращение моторных единиц.
  6. Одиночное и тетаническое сокращение.

Методические указания

Опишите роль нервно-мышечных синапсов во внутримышечной координации работы мышечных волокон и моторных единиц. Рассмотрите последовательно все процессы, происходящие при сокращении мышечного волокна. Обратите внимание на источники энергии для мышечного сокращения.

Вариант 5. Механизмы возбуждения и сокращения гладких мышц

 

  1. Функции гладкой мускулатуры.
  2. Физиологические особенности гладких мышц.
  3. Электрическая активность гладких мышц, величина МП и ПД, их особенности в сравнении с поперечнополосатыми мышцами, адекватные раздражители для гладких мышц.
  4. Особенности проведения возбуждения по гладкой мышце.
  5. Вегетативная иннервация гладких мышц. Влияние симпатических и парасимпатических нервов на гладкую мускулатуру различных органов.

 

Методические указания

Подчеркните отличие гладких мышц от поперечнополосатых. Обратите внимание на автоматию гладких мышц.

 

Вариант 6. Физиологические основы управления движениями

 

  1. Проприорецепция (мышечно-суставная рецепции).
  2. Структура и функции мышечных перемен.
  3. Роль спинного мозга, ядер продолговатого, среднего, промежуточного мозга, базальных ганглиев, ретикулярной формации, коры больших полушарий в регуляции движений. Роль мозжечка в координации и регуляции движений.
  4. Возрастные особенности в регуляции движений.

 

Методические указания

В своей работе покажите, что управление движениями обусловлено совместной деятельностью всех уровней нервной системы. В регуляции движения принимают участие мышцы, рецепторный аппарат Мышечный тонус поддерживается спинным мозгом рефлекторных путем. В рефлекторной дуге принимают участие альфа- и гамма –мотонейроны. Через гамма-мотонейроны спинной мозг посылает импульсы к сократительным элементам мышечных веретен, поддерживая их тонус. От мышечных верен в спинной мозг поступает регулярная информация, поддерживающая тонус альфа-мотонейронов, которые посылают импульсы к мышечным волокнам. На спинальный тонус оказывает влияние продолговатый мозг с его ретикулярной формацией, вестибулярными ядрами, средний мозг, его красное ядро, подкорковые ядра, мозжечок. С участием коры больших полушарий осуществляются произвольные движения.

ТЕМА 3. ФИЗИОЛОГИЯ НЕРВНОЙ СИСТЕМЫ

Вариант 7. Основы физиологии нервной системы

  1. Основные структуры нервной ткани. Нейрон. Нейроглия.
  2. Классификация нейронов по их строению и функции.
  3. Физиология нейрона. Проведение возбуждения по нейрону.
  4. Синаптическая передача нервного импульса.

 

Методические указания

Подробно опишите строение нервной клетки. Изобразите нейрон, укажите его основные структурные части. Дайте характеристику химическому и электрическому синапсам. Раскройте механизм передачи нервного импульса в химическом синапсе.

 

Вариант 8. Свойства нервных центров

 

  1. Понятие нервный центр.
  2. Функции нервных центров.
  3. Свойства нервных центров.
  4. Проведение возбуждения при моносинаптической и полисинаптической передаче возбуждения.
  5. Торможение в нервных центрах.

 

Методические указания

Обратите внимание на то, что в нервных центрах осуществляется сложнейшая переработка поступившей с периферии информации. Нервный центр –это функциональное, физиологическое понятие.

 

Вариант 9. Рефлекторная деятельность мозга

1. Формирование исторических представлений о рефлексе. Сущность рефлекса.

2. Отличительные особенности безусловных рефлексов, их многоуровневая организация.

3. Классификация безусловных рефлексов.

4. Инстинкты, их отличительные особенности. Отделы мозга, участвующие в осуществлении инстинктов.

5. Ориентировочный рефлекс («что такое»), его биологическое значение, возрастные особенности.

6. Безусловнорефлекторная регуляция функций организма.

7. Безусловные рефлексы новорожденного, их контролирующие отделы мозга.

8. Изобразите схему дуги безусловного рефлекса.

 

Методические указания

Определите роль безусловных рефлексов в жизнедеятельности организма. Дайте подробную характеристику сложнейшим безусловным рефлексам.

Вариант 10. Условнорефлекторная деятельность мозга

 

1. Механизм образования условных рефлексов. Значение явлений, суммации, иррадиации в замыкании условных связей.

2. Правила образования условных рефлексов.

3. Виды условных рефлексов (натуральные, искусственные, экстероцептивные, интероцептивные, проприоцептивные, простые, следовые, первого порядка, второго порядка).

4. Торможение условных рефлексов (внешнее, внутренне).

 

Методические указания

Обратите внимание на принципиальное отличие условнорефлекторной деятельности от безусловнорефлекторной. Изобразите схему условного рефлекса.

 

Вариант 11. Физиология спинного мозга

 

1. Морфофункциональная организация спинного мозга.

2. Особенности нейронной организации спинного мозга. Функции нейронов спинного мозга.

3. Проводящие пути спинного мозга.

4. Рефлексы спинного мозга.

 

Методические указания

Рассматривая рефлекторные функции спинного мозга остановитесь на моносинаптических и полисинаптической рефлексах.

 

Вариант 12. Физиология ствола мозга.

 

1. Функциональная организация продолговатого мозга.

2. Сенсорные, проводниковые, рефлекторные функции продолговатого мозга.

3. Проводящие функции моста.

4. Морфофункциональная организация и функции среднего мозга.

5. Ретикулярная формация ствола мозга.

6. Структура промежуточного мозга.

7. Функции таламуса.

8. Функции гипоталамуса. Гипоталамо-гипофизарная система.

9. Структурная организация и функции мозжечка.

 

Методические указания

К стволу мозга относят продолговатый мозг, варолиев мост, средний мозг, промежуточный мозг и мозжечок.

Обозначьте функции ствола мозга: рефлекторную, ассоциативную, проводниковую.

 

Вариант 13. Гипоталамус как интегративный и организационный центр вегетативных функций организма

 

  1. Строение гипоталамуса, афферентные пути.
  2. Роль гипоталамуса в регуляции вегетативных функций. Вегетативные реакции, при которых проявляется активизация гипоталамусом симпатической нервной системы.
  3. Роль гипоталамуса в регуляции обменных процессов.
  4. Терморегуляционная функция гипоталамуса.
  5. Регуляция гипоталамусом деятельности желудочно-кишечного тракта.
  6. Роль гипоталамуса в регуляции кровообращения.
  7. Участием гипоталамуса в регуляции функций половых органов.
  8. Участие гипоталамуса в регуляции поведенческих реакций.
  9. Гипоталамо-гипофизарная система.
  10. Роль коры больших головного мозга в регуляции функций гипоталамуса, значение корково-подкоркового единства в регуляции всех функций организма.

 

 

Методические указания

Гипоталамус –структура промежуточного мозга, входящая в лимбическую систему. Объясните каким образом гипоталамус организует эмоциональные, поведенческие, гомеостатические реакции организма.

 

Вариант 14. Кора большого мозга

 

1. Морфофункциональная организация коры больших полушарий.

2. Проекционные зоны коры. Сенсорные области. Моторные области. Ассоциативные области.

3. Колончатая организация зон коры.

4. Функциональная асимметрия больших полушарий головного мозга.

5. Электрические явления в коре головного мозга.

 

Методические указания

Высшим отделом ЦНС, является кора больших полушарий, которая обеспечивает совершенную организацию поведения организма на основе врожденных и приобретенных в онтогенезе функций.

Выделите особенности коры головного мозга (модульный принцип организации, многослойность расположения нейронов, наличие представительства всех функций нижележащих структур ЦНС, цитоархитектоническое распределение на поля, наличие специализированных ассоциативных областей коры, динамическую локализацию функций, рецепторную функциональную взаимосвязь возбудительных и тормозных процессов коры, наличие специфической электрической активности).

 

Вариант 15. Первая и вторая сигнальная системы

 

1. Первая сигнальная система, ее биологическое значение.

2. Вторая сигнальная система, ее значение.

3. Функциональное единство первой и второй сигнальных систем.

4. Развитие первой и второй сигнальных систем у детей. Рефлекторный механизм сигнальных систем.

 

Методические указания

Перечислите, какие необходимы условия, чтобы у ребенка слово стало раздражителем второй сигнальной системы.

Определите, как связана функциональная асимметрия больших полушарий с доминированием первой или второй сигнальной системы у человека.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: