ФП: предмет и метод правового регулирования. Соотношение со смежными отраслями. Место в системе права

Финансовое право – это отрасль российского права, нормы которой регулируют общественные отношения, возникающие в процессе образования (формирования), распределения и использования централизованных и децентрализованных денежных фондов (финансовых ресурсов) государственных и муниципальных образований, необходимых для реализации их задач.

Предметом финансового права являются общественные отношения, возникающие в процессе осущ. государством финансовой деятельности, т.с. деятельности по организации денежного обрашения в стране, мобилизации денежных средств в бюджетные и во внебюджетные фонды, их использованию в интересах общества и государства.

В процессе осуществления финансовой деятельности государства возникают и другие общественные отношения: по валютному регулированию, государственному кредиту, финансовому контролю, страхованию и т.д.

Главная особенность общественных отношений, являющихся предметом финансового права, состоит в том, что они возникают в процессе финансовой деятельности государственных и муниципальных органов.

В предмет финансового права включаются не все, а только те денежные отношения, которые возникают в процессе финансовой деятельности государства и связаны с мобилизацией денежных средств в государственные и муниципальные фонды и их использованием в интересах общества и государства (фин. дт-ти гос-ва).

Финансовые отношения многообразны и имеют тенленцию к дроблению: выделению основных групп финансовых отношений и примыкающих к ним других групп финансовых отношений.

К основным группам относятся эмиссионные, налоговые, бюджетные и банковские (публичные) отношения, в правовой регламентации которых ·любое государство заинтересовано в первую очередь. На базе этих отношений, урегулированных правом, возникли первые правовые институты финансового права: эмиссионное право, налоговое право, бюджетное право и банковское (публичное) право.

Эмиссионные отношения - это финансовые отношения по разработке, изготовлению и выпуску в обращение денежных знаков в виде банковских билетов (банкнот) и монет Центральным (эмиссионным) банком РФ.

Налоговые отношения - это отношения по поводу уплаты налога и других платежей в государственные и муниципальные бюджеты, а также в государственные внебюджетные фонды.

Бюджетные отношения - это общественные отношения, возникающие в процессе финансовой деятельности государства, но по поводу определения компетенции органов государственной власти и органов местного самоуправления в связи с установлением порядка составления и рассмотрения проектов федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, бюджетов муниципальных образований, утверждения и исполнения названных бюджетов, осуществления контроля за их исполнением и т.д.

Банковские (публичные) отношения - связи, возникающие главным образом в процессе деятельности ЦБ РФ и, наnравленные на регулирование банковской системы и надзора за ней, защиту и обеспечение устойчивости рубля, nоддержание его стабильного курса по отношению к иностранным валютам.

В ходе финансовой деятельности государства возникают другие группы общественных (финансовых) отношений (гос. кредит, страховые, финансово-контрольные)

Метод финансовоrо права совокупность способов и приемов воздействия правовых норм на поведение людей в той или иной сфере социальной действительности, в частности, в сфере финансовой деятельности государства.

Способы правового регулирования получают свое выражение в нормах права. В том, как формируется диспозиция

правовой нормы, обнаруживается конкретный способ регулирования. К таким способам относятся: 1) обязывание; 2) запрещение; 3) дозволение.

При этом следует подчеркнуть следующее: метод нельзя сводить только к одному способу или приему регулирования.

В финансовом праве обязывания, запрещения и дозволения реализуются в различных пропорциях и сочетаниях, но функции основного регулятора выполняют обязывающие нормы, на которых основан способ властных предписаний, в то время как запретительный и дозволительный способы выполняют определенную обеспечительную роль.

Однако способ (метод) властных предписаний как основной способ финансового права отличается от метода административного права. Властные предписания в процессе финансовой деятельности государства исходят, как правило, от финансовых, налоговых, кредитных органов, с которыми другие участники не находятся в административной зависимости. Таковы отношения между ЦБ РФ и подконтрольным коммерческим банком, Минфином России и гражданином в отношениях по государственному кредиту.

Имущ-ые отно-ия основаны на равенстве неприк-ти собств-ти
Основано на нераве-ве огранич-я свободы усл-ия, огран-ие прав собств-ти в орме
Разгра-тся по м/у прав-го регул-ия занимается имущ-ми отно-ями
ФП
Гражд-ое право
Отно-ия, возн-ие в процессе ФД муниц-х образ-ий
Муниц-ые право-компл-ая отрасль ФП входит в нее
ФП
Муниц-ое право
Занимается отно-ми м/у органами исп. Вл. По поводу суб-ов ФД.
Занимается отно-ми м/у орг-ми испю вл. По поводу орга-ции и разгран-ия компе-ции м/у ними
На основе нормКо РФ, детали-т соотв-ие правила
Админис-ое право
ФП
Базовая отрасль определ. Основу всех отраслей
Констит-ое право
ФП

 



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: