Прибыль является источником финансирования различных финансовых потребностей. При её распределении пересекаются интересы как государства, так и предприятий и их работников. Законодательно распределение прибыли реализуется в части налогов и других обязательных платежей, поступающих в бюджеты разного уровня. Прибыль предприятия распределяется между тремя экономическими субъектами: государством, предприятием (включая его работников) и собственниками предприятия. Распределение прибыли основывается на соблюдении ряда принципов: 1) преимуществом при распределении прибыли пользуется государство; 2) процесс распределения чистой прибыли находится в ведении собственников предприятия; 3) прибыль, остающаяся в распоряжении предприятия, должна стимулировать экономический рост предприятия. Общий порядок распределения и использования прибыли выглядит следующим образом:
1. Уплата налогов. 2. Выполнение финансовых обязательств перед кредиторами. 3. Выплата доходов привилегированным учредителям.
|
|
4. Формирование резервного капитала. 5. Формирование фондов собственных средств предприятия (либо финансирование капитальных вложений). 6. Выплата доходов учредителям.
Дивидендная политика предприятия представляет собой принятие решения о том, какова должна быть величина дивидендов и каков источник финансирования дивидендных выплат. Дивидендная политика состоит из трех ключевых элементов:
а) какая часть прибыли в среднем должна выплачиваться в течение определенного времени; б) должна ли фирма поддерживать стабильный рост дивидендов или же их размер должен меняться; в) какое количество денежных средств должна выплатить фирма в виде текущих дивидендов. В теории финансов получили известность 3 подхода к определению дивидендной политики: 1. Теория релевантности дивидендов. В данной теории величина дивидендов не влияет на изменение совокупного богатства акционеров. Дивиденд акционеров определяется способностью фирмы генерировать прибыль. В рамках данной теории не учитываются налоги, предполагается равноценность дивидендов, не учитывается эмиссия и транзакционные затраты. Данная теория предполагает начисление дивидендов по остаточному принципу. Основными этапами дивидендной политики в рамках данной теории являются: составление оптимального бюджета капитальных вложений, определение схемы финансирования инвестиционного портфеля, определение оптимальной величины дивидендов. 2. Теория существенности дивидендной политики. Основным принципом дивидендной политики в рамках данной теории является стабильность дивидендов. Она основывается на том, что инвесторы, исходя из принципа минимизации риска, всегда предпочитают текущие дивиденды доходам, которые потенциально возможны в будущем. 3. Теория налоговой дифференциации. Согласно данной теории акционеры отдают приоритетное значение не дивидендам, а капитализации доходности. Налог на дивиденды – по более высокой ставке, чем наращенная прибыль. Факторы, определяющие ДП: 1) факторы правового хар-ра (регламентация источников выплат дивидендов); 2) ограничения контрактного хар-ра (накладываются ком.банком при получении долгоср-го кредита); 3) недостаточная ликвидность; 4) ограничения в связи с расширением пр-ва (оговариваются в учредит-ых док-ах); 5) ограничения в связи с интересами акционеров; 6) ограничения рекламно-информац-го хар-ра. Процедура выплаты дивидендов обычно выглядит в несколько этапов: дата объявления дивидендов, эксдивидендная дата (устанавл-ся за неск-ко раб дней до переписи акционеров), дата переписи (день регистрации акционеров, к-ые имеют право на получ-е дивидендов), дата выплаты. Источником выплаты дивидендов явл чистая прибыль предприятия.
|
|
Существуют определенные методики для выплаты дивидендов: 1) методика постоянного процентного распределения прибыли. Здесь устанавливается некоторый постоянный показатель, который всегда будет направляться на формирование дивидендов по обыкновенным акциям. Также здесь предусматривается использование коэффициента, называемого дивидендный выход – это отношение дивиденда по обыкновенным акциям к прибыли, доступной владельцам обыкновенных акций в расчете на одну акцию; 2) методика фиксированных дивидендных выплат. Данная политика предусматривает регулярную выплату дивидендов в неизменном размере в течение продолжительного времени; 3) методика выплаты гарантированного минимума и экстрадивидендов; 4) методика выплаты дивидендов по остаточному принципу. Суть данной методики в том, что дивиденды выплачиваются в последнюю очередь; 5) методика выплаты дивидендов акциями. Также следует выделить определенные методики, которые позволяют регулировать курс акций: 1. Методика дробления акций. Дробление акций может вызывать увеличение капитализированной стоимости и производится стабильными компаниями; 2.методика консолидации акций (из старых получают 1 новую); 3. Методика выкупа акций.
27.Методы планирования прибыли на предприятии.
Планирование прибыли – это составная часть финанс-ого планир-ия. Оно проводится раздельно по всем видам деят-сти предпр-ия (орг-ии). Объектом планир-ия явл-ся элементы балансовой прибыли, в 1-ую очередь пр. от реализации продукции (товаров), выполн. работ, оказ-ия услуг. Основой расчетов прибыли служит прогнозируемый объем продаж. Методы план-ия пр. от реализации продук-ции: м-д прямого счета, нормат-ый м-д, расчетно-аналит-ий м-д. М-д прямого сче-та: определение прибыли от продажи по каждому виду выпускаемой про-дукции с учетом планируемого объема продаж, цены реализ-ии и с/ст-ти ед-цы продукции. Прямой счет методически чрезвычайно прост, но при большом кол-ве наименований продукции трудоемкость его значит-но возрастает. Расчет требует: определение асортимента по всем позициям номенклатыры, составления калькуляций по всем изделиям сравнимой продукции, исчисления плановой с/ст-ти и договорных цен по несравнимой продукции, что,в свою очередь, предполагает разработку сметы произ-ва по всем ее элементам, установления цен реализации выпускаемой про-дукции. Преим-ва: более точный метод, и он позволяет выявить наиболее доходные для предприятия виды продукции. Недост-ки: трудоемкий, не позв-ет выявить факторы, влияющие на измен-е прибыли. Расчетно-аналитический м-д: Основан на оценке рент-ти произв-ва в текущем году. Прибыль опред-ся в целом по предприятию в разрезе сравнимой и несравнимой продукции. Сравнимая прод-я включает в себя те виды прод-ии, кот-е производились в отчетном году и планир-ся к произв-ву в предстоящем периоде. Несравнимая прод-я включает в себя те виды прод-ии, кот-е впервые планир-ся к произв-ву. Планир-е прибыли осущ-ся в три этапа. На первом этапе опред-ся показатель базовой рент-ти, кот-я рассчит-ся по сравнимой продукции путем деления ожидаемой прибыли на ожидаемую себест-ть сравнимой продукции. Ожидаемая прибыль включает в себя фактически получ-ю прибыль от реализации сравнимой про-ии по сост-ю на 1 октября текущего года + прибыль от реализ-ии сравнимой продукции по плану четвертого кв-ла текущего года и корректировки прибыли, связ-ые с изм-ем условий функционир-ия предприятия в тек-ем году. Ожидаемая себест-ть сравнит-ной продукции опред-ся аналогично базовой прибыли. На 2 этапе опред-ся прибыль по товарному выпуску продукции на основании пок-ля базовой рент-ти: Птв=СпхРб/100 %, где Сп – себест-ть сравнимой продукции, рассчитанная по планируемому выпуску товарной продукции и по уровню затрат тек-го года. На 3 этапе прибыль по товарному выпуску продукции корректир-ся на измен-я уровня себест-ти продукции, цен на реализуемую прод-ию, на измен-е стр-ры ассортимента реализуемой прод-ии, на измен-е прибыли в остатках готовой продукции на к. года. Нормативный м-д – Планируемая прибыль от реализации прод-ии опред-ся исходя из установленной на предпр-тии нормы рент-ти: Пр=Среал х Rнорм/100 %, где Rнорм – нормативная рент-ть; Среал – себест-ть реализ. прод-ции. Данный метод преим-но использ-ся на предпр-ях монополистах, для кот-ых установлена предельная рент-ть, и при планировании прибыли в строит-ве.
|
|