Предмет, объект, субъект менеджмента
Объектом менеджмента следует признать все, в отношении чего осуществляется менеджмент. Объекты менеджмента достаточно разнообразны. К ним относятся, например, функциональные области:
· производство;
· сбыт;
· снабжение;
· инновации;
· персонал;
· финансыи т. п.
То есть существует:
· производственный менеджмент
· финансовый менеджмент
· управление персоналом (иногда говорят «персональный менеджмент»)
· инновационный менеджмент
· логистический менеджмент
Объект менеджмента определяется некоторым уровнем иерархии.
Осуществлять менеджмент можно поотношению:
крабочему месту;
элементу структурного подразделения (группа, бригада, участок, сектор);
структурному подразделению (цех, отдел, лаборатория, департамент, дивизион, производство, управление, служба);
организации в целом (предприятие, учреждение);
а также по отношению к комплексу (промышленно-финансовая группа, холдинг, городское хозяйство, сетевая структура);
|
|
отрасли (химическая промышленность, приборостроение,оборонно-промышленный комплекс, транспорт, сельское хозяйство, связь, лесное хозяйство)
и национальной экономике в целом.
Правда, существует точка зрения, что менеджмент может осуществляться поотношению к объектам не выше организации, а выше — это уже не менеджмент, а социальное управление.
Объект менеджмента может также определяться его видом. Можно управлять операцией, проектом или системой.
Перечисленные выше объекты менеджмента поуровню иерархии относятся к системам. Но человеческая деятельность не ограничивается деятельностью в рамках систем. В последнее время все большее значение приобретает управление проектами, которое можно считать альтернативой традиционному взгляду на менеджмент как управление стационарной социальнойсистемой. В принципе, например, производство автомобиля можно представить себе как проект, и тогда автомобильное производство со сложнейшим оборудованием можно трактовать как ресурс, привлекаемый для реализации проекта.