Содержание
Введение. 4
Задания для контрольной работы.. 4
Методические указания по выполнению контрольной работы.. 8
Оформление контрольной работы.. 12
Список рекомендованной литературы.. 13
Приложение............................................................................................... 14
Введение
Выполнение контрольной работы по дисциплине «Маркетинг» в соответствии с учебными планами студентов заочной формы обучения всех специальностей, второго высшего образования и ускоренного обучения АМОУ ВПО САГМУ обобщает и завершает изучение курса «Маркетинг». Основные цели контрольной работы следующие:
- систематизация, расширение и закрепление полученных в результате изучения дисциплины знаний;
- освоение практических навыков в различных аспектах маркетинга.
Студенты должны дополнительно к лекционным материалам самостоятельно изучить теоретические основы по указанным в рекомендациях источникам и применить полученные знания при выполнении заданий контрольной работы.
Контрольная работа должна быть выполнена, сдана преподавателю с заполненными персональными данными студента (ФИО, группа и т.п.) в установленные сроки. Студент, не сдавший контрольную работу, к зачету или экзамену по дисциплине «Маркетинг» не допускается.
|
|
Задания для контрольной работы
1. На примере деятельности (или отдельных аспектов деятельности) пяти существующих в настоящее время известных фирм проиллюстрировать пять известных концепций маркетинга.
2. Провести сегментацию рынка товара (услуги) по максимальному количеству сегментных баз (критериев). К каждому критерию сегментации дать пояснения, для каждого выделенного сегмента привести примеры.
Вариант | Товар (услуга) |
Компьютеры | |
Автомобили | |
Посуда | |
Часы | |
Мыло | |
Бумага | |
Банковские услуги | |
Консалтинговые услуги | |
Логистические услуги | |
Образовательные услуги | |
Квартиры | |
Рестораны | |
Кафе | |
Обувь | |
Медицинские услуги | |
Газеты | |
Журналы | |
Телеканалы | |
Рекламные агентства | |
Одежда | |
Мебель | |
Средства транспорта | |
Юридические услуги | |
Полиграфические услуги | |
Строительство |
3. Для достижения поставленной цели исследования разработать почтовую анкету для заданного товара (услуги):
Вариант | Товар (услуга) | Цель исследования | |
Доставка пиццы | Определить приемлемые условия заказа доставки, его частоту, стоимость, параметры целевой аудитории покупателей. | ||
Питание типа фаст-фуд | Определить параметры целевой аудитории, частоту и время посещения заведений, условия пользования услугой. | ||
Туризм в России | Определить необходимые условия для отдыха физического лица в России. | ||
Услуги такси | Определить объём ежемесячного спроса на услуги такси и параметры целевой группы. | ||
Услуги ЖКХ | Определить номенклатуру наиболее потребляемых услуг и оценить их качество. | ||
Пейнтбол | Определить условия, при которых целевая аудитория готова в качестве одной из альтернатив отдыха выбрать эту услугу. Определить параметры целевой аудитории. | ||
Баня | Определить условия, при которых целевая аудитория готова в качестве одной из альтернатив отдыха выбрать эту услугу. Определить параметры целевой аудитории. | ||
Пиво | Определить объёмы потребления, марочные предпочтения, предпочтительные условия потребления и параметры целевой группы. | ||
Снэки | Определить объёмы потребления, марочные предпочтения, предпочтительные условия потребления и параметры целевой группы. | ||
Мобильная связь | Определить объёмы потребления разных сервисов, параметры целевой группы и оценку респондентом качества рекламы операторов. | ||
Посещение театров | Определить условия, при которых целевая аудитория готова в качестве одной из альтернатив отдыха выбрать эту услугу. Определить параметры целевой аудитории. | ||
Работа общественного транспорта | Определить тип и частоту потребляемых услуг, оценить качество их получения. Определить параметры респондентов. | ||
Образовательные услуги | Оценить в студенческой среде качество работы преподавателей, деканата, ректората. | ||
Гостиничные услуги | Оценить удовлетворенность постояльцев гостиничными услугами по истечении срока проживания там. | ||
|
|
Бизнес-ланч в ресторане | Оценить удовлетворенность потребителей качеством еды, сервиса и соответствие им цены. | |
Продовольственные полуфабрикаты | Определить объёмы потребления, марочные предпочтения, предпочтительные условия потребления и параметры целевой группы. | |
Соки | Определить объёмы потребления, марочные предпочтения, предпочтительные условия потребления и параметры целевой группы. | |
Шоколад | Определить объёмы потребления, марочные предпочтения, предпочтительные условия потребления и параметры целевой группы. | |
Печенье | Определить объёмы потребления, марочные предпочтения, предпочтительные условия потребления и параметры целевой группы. | |
Посещение кинотеатра | Определить условия, при которых целевая аудитория готова в качестве одной из альтернатив отдыха выбрать эту услугу. Определить параметры целевой аудитории и предпочтения по типам фильмов. | |
Авиа- и ж/д путешествия | Определить отношение респондентов к видам транспорта по различным критериям. | |
Фитнес-центры | Оценить удовлетворенность потребителей качеством сервиса и соответствие им цены. Определить важнейшие факторы качества фитнес-центра с точки зрения респондентов. | |
Доставка питьевой воды на дом | Определить объёмы потребления, марочные предпочтения, предпочтительные условия потребления и параметры целевой группы. | |
Тренажерный зал | Определить важнейшие факторы качества тренажерного зала с точки зрения респондентов. Выявить мотивы посещения, частоту и приемлемую стоимость разового посещения. | |
Посещение бассейна | Выявить мотивы посещения, частоту и приемлемую стоимость разового посещения. Определить наиболее удобное для респондентов время посещения и номенклатуру желаемых дополнительных услуг. |
4. Привести примеры трех известных реклам разных видов, дать их описание и полный анализ.
5. Придумать и детально описать 2-3 возможных мероприятия по стимулированию (промо-акции). Варианты товара (услуги) взять из задания №3.
|
|
6. Для студентов с нечётными номерами по списку:
Для определения возможной продажной цены нового мотоцикла китайская компания-производитель решила исследовать «воспринимаемую ценность» на одном из сегментов рынка и с этой целью в результате проведенного исследования получила следующие данные (оценки в баллах):
Модель мотоцикла Критерии оценки | «Волк» (Ижевск) | «Харлей» (США) | Новая модель (Китай) |
1. Дизайн | |||
2. Экономичность | |||
3. Надежность | |||
4. Экологичность |
Цена в настоящее время, руб.:
Модель мотоцикла | Вар. 1,11,21 | Вар. 3,13,23 | Вар. 5,15,25 | Вар. 7,17 | Вар. 9,19 |
«Волк» (Ижевск) | |||||
«Харлей» |
7.
1) Предложите для нового мотоцикла цену, при которой его привлекательность будет такая же, как и у «Харлея».
2) Предложите для нового мотоцикла цену, при которой его привлекательность будет такая же, как и у «Волка».
Для студентов с чётными номерами по списку:
Потребители дают следующие оценки качества печенья в баллах:
Критерии оценки | «Юбилейное» | «Луна» | «Сластена» |
Вкус | |||
Дизайн упаковки | |||
Дизайн печенья | |||
Срок хранения |
Цена печенья, руб./кг.:
Марка печенья | Вар. 2,12,22 | Вар. 4,14,24 | Вар. 6, 16 | Вар. 8,18 | Вар. 10,20 |
«Юбилейное» | |||||
«Луна» |
1. 1) Предложите цену, при которой цена печенья «Сластена» по критерию воспринимаемой ценности будет такая же, как и «Юбилейного».
2. 2) Предложите цену, при которой цена печенья «Сластена» по критерию воспринимаемой ценности будет такая же, как и «Луны».
Методические указания по выполнению
контрольной работы
Задания №1 и 4 выполняют все студенты, приводя свои собственные примеры. Ситуация, когда у студентов имеются одинаковые примеры и одинаковые варианты ответов, будет рассматриваться преподавателем-рецензентом как списывание с выставлением оценки «неудовлетворительно» («незачет»).
|
|
В заданиях №2, 3 и 5 студенты выбирают вариант, соответствующий их порядковому номеру в списке группы.
При выполнении заданий НЕ НАДО приводить теорию. Все ответы должны быть по существу задания.
Ниже приведены методические указания и примерная структура ответа по каждому заданию.
Задание №1
Необходимо изучить теорию вопроса («концепции маркетинга») в литературе [1] и проиллюстрировать каждую из концепций примером действующей сейчас на рынке фирмы. Необходимо доказать, что фирма действительно полностью или частично придерживается иллюстрируемой концепции, осветив отдельные аспекты её деятельности.
Объём ответа на вопрос: 5 абзацев, по одному абзацу на каждую концепцию и фирму, всего не более 2 страниц.
Задание №2
Необходимо изучить теорию вопроса («сегментация рынка») в литературе [1, 4, 7, 9] и оформить ответ аналогично приведенному ниже примеру.
Товар – велосипеды. Возможные варианты сегментации рынка.
Критерий сегментации | Пример | |
Социально-демографический | Возраст | Велосипеды для взрослых или детей |
Пол | Велосипеды мужские / женские | |
По среднемесячному доходу покупателя | Стандартная серийная модель / велосипед среднего класса улучшенной комплектации / велосипед высшего класса комплектации «Люкс» и высшего дизайна | |
Покупательские мотивы | Цель использования | Спортивные шоссейные / спортивные трековые / дорожные / горные / специальные / гоночные |
Вид экстремального велосипедного спорта | Маунтбайк, кросс-кантри, дуал-слалом, байкер-спорт, велобол | |
Коммерческое / некоммерческое использование | Велорикша / доставка пиццы / для сельских почтальонов | |
По удобству хранения и транспортабельности | Складные / цельнорамные | |
Географический | Место жительства покупателя | Город / сельская местность |
и т.д. |
В данной таблице приведена сегментация рынка велосипедов по трем группам признаков, в каждой из которых даны свои критерии (всего восемь критериев). Желательно, чтобы всего критериев сегментации было не менее восьми.
Объём ответа на вопрос: 1-2 страницы в зависимости от глубины разбиения на сегменты.
Задание №3
Необходимо изучить теорию вопроса («Маркетинговые исследования», «Правила составления анкет и формулирования вопросов» и т.п.) в литературе [1, 3, 7, 10, 11]. В контрольной работе требуется письменно сформулировать уточненную исполнителем задания цель исследования и составить почтовую анкету в соответствии с поставленной целью. Анкета должна содержать преамбулу, объясняющую респонденту цель анкетирования, иметь внутреннюю логику и соответствующее правилам завершение. Приветствуется предложение в выполняемом задании стимулирующего вознаграждения для заполнивших анкету респондентов.
Объём ответа на вопрос: анкета должна включать в себя не менее 10 и не более 20 вопросов.
Задание №4
Необходимо изучить теорию вопроса («Реклама», «Классификация видов рекламы», «Этапы выбора и разработки рекламного сообщения» и т.п.) в литературе [7, 8] и привести требуемые примеры из окружающей нас в настоящее время рекламы (если есть возможность – приложить копию (для печатной, наружной и т.п. рекламы). Каждый пример необходимо описать по шаблону, приведенному ниже:
- определить тип рекламы;
- определить предполагаемую целевую группу рекламного сообщения;
- сформулировать предполагаемую цель рекламы и выбранную рекламную стратегию;
- провести анализ выбранного рекламного сообщения (предложение, концепция, содержание);
- дать анализ выбранного средства передачи сообщения;
- оценить возможный способ измерения эффективности данного рекламного сообщения.
Объём ответа на вопрос: 2-3 страницы в зависимости от глубины анализа.
Задание №5
Необходимо изучить теорию вопроса («Продвижение», «Стимулирование продаж» и т.п.) в литературе [2, 6, 7], практику [2,13] и предложить для заданного товара (услуги) 2-3 стимулирующих акции. При описании акции необходимо определить ее базовый мотив, цель, целевую аудиторию, место проведения.
Объём ответа на вопрос: не более одной страницы.
Задание №6