Сферы (области) культуры

СФЕРА (ОБЛАСТЬ) КУЛЬТУРЫ ХАРАКТЕРИСТИКА
Наука Получение, обоснование и систематизация объективных знаний о мире.
Целенаправленный процесс обучения и воспитания.

 

301. Прочитайте приведённый ниже текст, в котором пропущен ряд слов. Выберите из предлагаемого списка слова, которые необходимо вставить на место пропусков. «Наука – специфическая сфера __________ (А) человека и общества, направленная на выработку и систематизацию __________ (Б) о мире. Наука охватывает как познавательную деятельность, так и её результаты – систему знаний, которая лежит в основе определённой картины мира. Науку можно рассматривать и как __________ (В), который выполняет общественно значимые функции. __________ (Г) функция науки состоит в обеспечении развития и распространения ценностей культуры и влияет на формирование личности. Производительная функция определяется включением науки в процесс __________ (Д). __________ (Е) функция связана с участием науки в общественном управлении».

 

 
 
1) социальный институт
2) информационный
3) общество
4) духовная деятельность
5) объективные знания
6) культурно-мировоззренческая
7) материальное производство
8) социальная
9) компьютер
302. Влияние природы на общество иллюстрирует  
  1) создание новых сортов пшеницы
  2) сельскохозяйственная специализация отдельных регионов
  3) узаконение государством правовых обычаев народа
  4) создание зон свободной торговли
 
303. Положение «Восприятие является формой чувственного познания» – это  
  1) представление
  2) научный закон
  3) суждение
  4) научная гипотеза
 
304. Верны ли следующие суждения о принципах развития современного образования?
А. Активное использование дистанционных форм обучения свидетельствует о гуманитаризации образования.
Б. Разнообразие форм общего и дополнительного образования отражает тенденцию гуманизации образ вания.
 
  1) верно только А2) верно только Б 3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны
 
305. Прочитайте приведённый ниже текст, каждое положение которого обозначено определённой буквой. (А)Одними из первых сочинений по социальной философии были диалог Платона «Государство» и трактат Аристотеля «Политика». (Б)Думается, что эти работы являются наиболее интересными из всех работ древнегреческих мыслителей. (В)Многочисленные источники свидетельствуют о том, что в средние века в общественном сознании возобладала религиозная точка зрения на мир. (Г)Это вряд ли помогало развитию науки. Определите, какие положения текста носят  
     

 

 
1) фактический характер
2) характер оценочных суждений
306. Знания, соответствующие предмету познания, принято считать  
  1) законом
  2) гипотезой
  3) критерием познания
  4) истиной
 
307. Художественное литературное произведение N просто и понятно по содержанию, в нём присутствует национальный колорит. Какая дополнительная информация позволит сделать вывод о том, что произведение N относится к народной культуре?  
  1) о нём не пишут в средствах массовой информации
  2) оно непопулярно в стране его происхождения
  3) оно передаётся от поколения к поколению
  4) его исполняют по радио профессиональные актёры
 
308. Верны ли следующие суждения о типах общества?
А. В период индустриального общества произошёл промышленный переворот.
Б. В постиндустриальном обществе человек ценится в первую очередь как представитель родовой или этнической общности.

1) верно только А 2) верно только Б 3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны

 
 
 
       

309. Запишите слово, пропущенное в таблице.

 

Потребности человека

ВИД ОБЪЕКТ ПОТРЕБНОСТИ
Физиологические Пища, вода, воздух, климатические условия и т. п.
Общение, общественная деятельность, общественное признание и т. п.

 

310. Ниже приведён перечень терминов. Все они, за исключением двух, представляют собой виды искусства.

1) Музей; 2) библиотека; 3) театр; 4) кино; 5) музыка; 6) живопись.

Найдите два термина, «выпадающих» из общего ряда, и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.

311. Экономика страны Z основана на натуральном хозяйстве и ремесле. Какие иные признаки свидетельствуют о том, что страна Z развивается как общество традиционного типа? Запишите цифры, под которыми они указаны.
  1) происходит механизация и автоматизация производства и управления
  2) преобладает экстенсивная технология
  3) господствует общинная форма собственности
  4) формируется рыночная экономика
  5) общественное сознание базируется на религиозных ценностях
  6) ведущей отраслью экономики является промышленность

312. Найдите понятие, которое является обобщающим для всех остальных понятий представленного ниже ряда, и запишите цифру, под которой оно указано.

1) Организация наблюдений; 2) проведение экспериментов; 3) применение методов; 4) построение теорий; 5) выдвижение гипотез.

 

313. К социальной подсистеме общества относятся
  1) взаимодействия общества и природы
  2) отношения людей в процессе материального производства
  3) взаимодействия людей в малых группах и групп между собой
  4) отношения людей по оводу власти
314. Исследование отражения быта народа в мифологии представляет собой пример деятельности  
  1) материально-производственной
  2) социально-преобразовательной
  3) духовно-практической
  4) духовно-теоретической
 
315. Верны ли следующие суждения об отличии искусства от науки как способа познания мира?
А. Наука добивается объективности, авторы произведений искусства вкладывают в них свои чувства.
Б. Научные методы преимущественно рациональны, в искусстве преобладает образность.

1) верно только А 2) верно только Б 3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны

 
 
 
316. Найдите в приведённом списке положения, которые могут служить определениями понятия «общество». Запишите цифры, под которыми они указаны.  
  1) совокупность всех народов, населяющих нашу планету
  2) группа людей, объединившихся для совместной деятельности и об ения
  3) результаты материально-преобразующей деятельности людей
  4) определённый этап исторического развития человечества
  5) весь материальный мир в целом
  6) устойчивые стереотипы человечес ого поведения
 
317. Прочитайте приведённый ниже текст, каждое положение которого обозначено определённой буквой. (А) Такие показатели, как пульс, дыхание, измеряют с помощью датчиков, присоединяемых к телу. (Б) Учёные начали работу по усовершенствованию этих методов. (В) Метод - это способ достижения какой-либо цели, решения конкретной задачи; совокупность приёмов или операций, практического или теоретического познания действительности. (Г) Был разработан образец зеркала, который с помощью веб-камеры выдаёт на вмонтированный в него экран необходимые показатели. (Д) Новые способы определения медицинских показателей имеют большую социальную значимость. Определите, какие положения текста имеют  
         

 

 
1) фактический характер
2) характер оценочных суждений
3) характер теоретических утверждений
318. Что отличает постиндустриальное общество от других типов обществ?  
  1) преимущественно светский характер мировоззрения
  2) преобладание семей патриархального типа
  3) глобализация экономич ских процессов
  4) объединение страны единой транспортной сетью
 
319. Верны ли следующие суждения о деятельности человека?
А. Цели и результаты деятельности человека м гут не совпадать.
Б. Все поступки человека по своей природе рациональны, сообразуются с разумом.

1) верно только А 2) верно только Б 3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны

 
 
 
     

320. Запишите слово, пропущенное в таблице.

 

СВОЙСТВА ИСТИНЫ ХАРАКТЕРИСТИКА
Относительный характер Отражение текущего уровня знаний о сущности явлений
_____________ характер Независимость от познающего субъекта и его сознания

 

321. Прочитайте приведённый ниже текст, в котором пропущен ряд слов. Выберите из предлагаемого списка слова, которые необходимо вставить на место пропусков. «Общество как __________(А) отличает тесная взаимосвязь и взаимообусловленность всех элементов и подсистем. Точно так же, как и в __________(Б), все они являются частью единого комплекса – такого, что, затронув или уничтожив один из компонентов, можно поставить под угрозу самое существование социального мира. Сложная система социальных связей и __________(В) пронизывает все сферы общества сверху донизу. Принимая какое-либо политическое __________(Г), мы сможем проследить его последствия во всех сферах. Приведём пример из недавнего прошлого нашей страны. Проведение приватизации и разгосударствления в экономике, введение рыночных отношений привели к слому старой однопартийной политической системы, изменению всей системы законодательства. Существенные изменения произошли также и в сфере __________(Д) культуры. Основными типами социальных связей выступают __________(Е) и причинно-следственные. Первые прослеживаются во взаимообусловленности целей и задач, осуществляемых обществом в целом и его отдельными элементами. Причинно-следственные связи выделяются в том случае, когда одно из явлений вызывает к жизни другое, является его основой».

 

 
 
1) функциональный
2) общественный
3) решение
4) духовная
5) система
6) социум
7) природа
8) социология
9) взаимодействие
322. Одиннадцатиклассники завершают изучение нового материала и начинают подготовку к экзаменам. Какие признаки характеризуют осуществляемую ими деятельность? Запишите цифры, под которыми они указаны.  
  1) она направлена на преобразование реально существующих предметов природы
  2) она способствует освоению накопленных человечеством культурных ценностей
  3) объектом деятельности является новое, неизвестное никому ранее знание
  4) средством деятельности являются учебники и учеб ые пособия
  5) деятельность имеет как индивидуальный, так и коллективный характер
  6) её мотивом является желание удовлетворить материальные потребности
 
323. Какой признак отражает качества человека как личности?  
  1) принадлежность к человеческому роду
  2) генетически наследуемые качества
  3) проявления чувств и эмоций
  4) ориентация на определённые ценности
 
324. В ходе выступления на семинаре Р. обвинил своего оппонента в некомпетентности, поскольку тот, характеризуя индустриальное общество, назвал особенность, присущую традиционному обществу. Какая из названных особенностей вызвала критику Р.?  
  1) сословная структура общества
  2) рост количества крупных промышленных центров
  3) массовая миграция сельско о населения в города
  4) развитие фабричной промышленности и железнодорожного транспорта
 
325. Верны ли следующие суждения о критериях истины?
А. Практика является одним из основных критериев истины в познании.
Б. Существуют явления, недоступные практическому воздействию на них, их истинность устанавливается иными путями.

1) верно только А 2) верно только Б 3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны

 
 
 
     

326. Ниже приведён перечень терминов. Все они, за исключением двух, связаны с понятием «глобализация».

1) Локальная цивилизация; 2) сепаратизм; 3) интернет-сети; 4) мировые рынки;) интернационализация; 6) международное разделение труда.

327. Найдите понятие, которое является обобщающим для всех остальных понятий представленного ниже ряда, и запишите цифру, под которой оно указано.

1) Добро; 2) долг; 3) мораль; 4) совесть; 5) честь.

328. Верны ли следующие суждения о постиндустриальном этапе развития общества?
А. Для постиндустриального этапа характерна ведущая роль нау и, знаний и информации в обществе.
Б. В постиндустриальном обществе земля стала главной ценностью.

1) верно только А 2) верно только Б 3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны

 
329. Прочитайте приведённый ниже текст, в котором пропущен ряд слов. Выберите из предлагаемого списка слова, которые необходимо вставить на место пропусков. «Наблюдение – это целенаправленное систематическое __________(А) объекта. Концентрируя внимание на объекте, наблюдатель опирается на имеющиеся у него некоторые __________(Б) о нём, без которых нельзя определить цель наблюдения. Наблюдение характеризуется активностью __________(В), его способностью к отбору нужной информации, определяемой целью исследования. В научном наблюдении взаимодействие между субъектом и объектом опосредуется __________(Г) наблюдения: приборами и инструментами, с помощью которых ведётся наблюдение. Микроскоп и телескоп, фото- и телеаппаратура, радиолокатор и генератор ультразвука, многие другие приспособления превращают объекты, недоступные органам чувств человека, – микробы, элементарные частицы и т.п. – в эмпирические __________(Д). Как метод научного познания наблюдение даёт исходную __________(Е) об объекте, необходимую для его дальнейшего исследования».  

 

 
 
1) восприятие
2) знания
3) объекты
4) информация
5) познание
6) наблю атель
7) средства
8) методы
9) истина
330. Научные знания отличаются от обыденных тем, что они  
  1) отражают окружающую действительность
  2) предполагают проверку истин ости полученных сведений
  3) формируются на основе наблюдений
  4) передаются из поколения в поколение
 
331. Какая из перечисленных ситуаций могла возникнуть только в постиндустриальном обществе?  
  1) Жители посёлка на встрече с главой администрации п едложили открыть магазин по продаже компьютеров.
  2) Рабочие завода вышли на забастовку с требованием введения восьмичасового рабочего дня.
  3) В университете открылся факультет подготовки специалистов банковского дела.
  4) Чтобы прокормить младших сестру и брата, 11-летний подросток устроился работать на ткацкую фабрику.
 
332 Верны ли следующие суждения о массовой культуре? А. Получение коммерческой выгоды является отличительной чертой массовой культуры. Б. Развитие массовой культуры отражает тенденцию культурной интеграции.  
  1) верно только А2) верно только Б 3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны
 
333. Найдите в приведённом ниже списке характеристики общества как динамичной системы и запишите цифры, под которыми они указаны.  
  1) обособление от природы
  2) наличие подверженных изменениям подсистем
  3) обособленность элементов
  4) самоорганизация и саморазвитие
  5) появление новых элементов и связей 6) статичность, отсутствие движения
     
 
334. Прочитайте приведённый ниже текст, каждое положение которого обозначено определённой буквой.
(А) На страницах социальных сетей в Интернете появилась кнопка «Мне нравится». (Б) С её помощью интернет-пользователи могут теперь выражать свои интересы. (В) Владельцы социальных сетей установили, что интересы людей эволюционируют вместе с развитием тех возможностей, которые предоставляет сеть. (Г) Это настораживает, поскольку создаются новые возможности для манипулирования сознанием. (Д) Сознание является совокупностью психических роцессов человека, позволяющих ему ориентироваться в окружающем мире.

Определите, какие положения текста имеют

 
     

 

 
1) фактический характер
2) характер оценочных суждений
3) характер теоретических утверждений
335. Прочитайте приведённый ниже текст, в котором пропущен ряд слов. Выберите из предлагаемого списка слова (словосочетания), которые необходимо вставить на место пропусков. «В философии под отражением объективной действительности в сознании человека понимается процесс __________ (А). Учёные выделяют две его ступени. Одна из ступеней – __________ (Б) – характеризуется получением информации о предметах и явлениях окружающего мира с помощью органов чувств и проявляется в форме ощущений, восприятия и __________ (В). Она является исходным пунктом освоения мира, в результате которого создаётся __________ (Г). Другая ступень познавательного процесса – __________ (Д) – обеспечивает постижение сущности предметов и явлений. Эту ступень отличает понятийный, абстрактно-теоретический (связанный только с мыслительной деятельностью) характер. К основным мыслительным операциям относятся анализ, синтез, сравнение, уподобление. В результате этих операций формируются понятия, __________ (Е), умозаключения».  
     

 

 
 
1) образ
2) рациональное познание
3) эмоциональное
4) представление
5) познание
6) суждение
7) теоретическое
8) чувственное познание
9) смысл
336. К произведениям элитарной (высокой) культуры искусствоведы относят классическую музыку: органные произведения Баха, скрипичную музыку Вивальди, концерты для фортепиано с оркестром Рахманинова. Что позволяет искусствоведам сделать такой вывод?  
  1) самовыражение и свобода творчества авторов
  2) сложность восприятия произведений неподготовленным слушателем
  3) установка на следование образцу, который перенимается от предшествующих поколений.
  4) высокая степень обобщения коллективного опыта
  5) стереотипизация отражения человеком реального мира в музыке
  6) ориентация музыки на широкую аудиторию
 
337. В отличие от учёбы, труд  
  1) способствует познанию мира
  2) предполагает использование специального оборудования
  3) позволяет удовлетворять материальные потребности
  4) осуществляется как индивидуально, так и сообща
 
338. Абсолютная истина, в отличие от относительной истины, представляет собой  
  1) знание, меняющееся по мере развития возможностей познания
  2) исчерпывающее знание о предмете
  3) вывод, подтверждённый историческим опытом
  4) теоретическ обоснованное знание
 
     

339. Запишите слово, пропущенное в таблице.

ФУНКЦИЯ МОРАЛИ ХАРАКТЕРИСТИКА
Обеспечивает взаимопонимание, взаимосвязь и общение людей в социуме
Ценностно-ориентировочная Формирует способность самостоятельно ориентироваться в нравственных ценностях

 

340. Прочитайте приведённый ниже текст, в котором пропущен ряд слов. Выберите из предлагаемого списка слова (словосочетания), которые необходимо вставить на место пропусков. «Социальная система постоянно изменяется: появляются новые элементы, усложняются или исчезают старые. Существует две формы __________ (А): эволюция и революция. Учёные называют __________ (Б) постепенный процесс появления всё более сложных социальных образований. В процессе __________ (В) социальная система оказывается в неустойчивом состоянии, нарушается баланс социальных сил. Важным является вопрос о __________ (Г) социальных изменений и о факторах, их обусловливающих. Представление о том, что изменения в мире происходят в направлении от низшего к высшему, от менее совершенного к более совершенному, породило идею __________ (Д). В результате этого социального явления происходит переход общества к более высокому уровню материального __________ (Е) и духовного развития».

 

 
Cписок терминов:
1) направленность
2) социальные изменения
3) процесс
4) потребности
5) эволюция
6) информация
7) общественный прогресс
8) социальная революция
9) благосостояние

341. Найдите понятие, которое является обобщающим для всех остальных понятий представленного ниже ряда, и запишите цифру, под которой оно указано.

1) Описание объекта; 2) метод познания; 3) социальный эксперимент; 4) историческая аналогия; 5) классификация.

342. Утверждение: «Поступай по отношению к другому так, как ты хочешь, чтобы поступали по отношению к тебе», –– представляет собой формулировку
  1) «золотого правила нравственности»
  2) права на личную неприкосновенность
  3) права на свободу совести
  4) принципа правового государства
343. Гражданка В. очень любит ходить на продуктовый рынок около своего дома. Она подолгу беседует на различные темы с продавцами. Между тем продукты для семьи приобретает, как правило, её супруг в супермаркете. Какие потребности в первую очередь реализуются в действиях гражданки В.?  
  1) экономические
  2) социальные
  3) идеальные
  4) эстетические
 
344. Верны ли следующие суждения об истине? А. Истинные знания отражают субъективное отношение к миру. Б. Истинные знания всегда соответствуют представлениям большинства людей.  
  1) верно только А2) верно только Б 3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны
 
345. Прочитайте приведённый ниже текст, каждое положение которого обозначено определённой буквой.
(А) В культурном центре «Дом» выступил шведский коллектив. (Б) За годы своего существования он несколько раз менял свой музыкальный стиль. (В) В настоящее время репертуар группы представлен стилем ретро. (Г) Думается, что этот стиль отвечает вкусам, скорее, старшего поколения, чем молодёжи. (Д) Произведения массовой культуры выполняют досуговую функцию.

Определите, какие положения текста имеют

 
       

 

 
1) фактический характер
2) характер оценочных суждений
3) характер теоретических утверждений
346. Прочитайте приведённый ниже текст, в котором пропущен ряд слов. Выберите из предлагаемого списка слова, которые необходимо вставить на место пропусков. «Человек представляет собой __________ (А) единство. Механизм __________ (Б), определяющий биологическую сторону человека, влияет и на его социальную сущность. Новорождённый оказывается обладателем __________ (В) к подражанию и обучению. Таким образом, ребёнок появляется на свет именно как человеческое существо. Хотя ему ещё нужно научиться стать человеком. Его вводит в мир людей __________ (Г), благодаря которому формируется психика человека, его социальное __________ (Д). Например, человек обладает послушными его воле пальцами; он может взять кисть, краски и начать рисовать. Но это не сделает его настоящим живописцем. Точно так же и с сознанием. Сознательные психические явления формируются прижизненно в результате воспитания, обучения, активного овладения __________ (Е), миром культуры».  
     

 

 
Список терминов:
1) способность
2) биосоциальное
3) поведение
4) индивид
5) потребность
6) язык
7) наследственность
8) общение
9) эмоциональное

347. Найдите понятие, которое является обобщающим для всех остальных понятий представленного ниже ряда, и запишите цифру, под которой оно указано.

1) Вера; 2) культ; 3) обряды; 4) религия; 5) совершение богослужений.

348. К сторонникам представлений о прогрессивном развитии общества относятся мыслители, полагавшие, что
  1) «золотой век» человечества остался в прошлом
  2) история «движется по кругу»
  3) менее совершенные формации сменяются более совершенными
  4) общество постоянно возвращается к прежним формам и структурам
349. Дети подросткового возраста особенно нуждаются в общении со сверстниками. В этом проявляются потребности  
  1) социальные
  2) биологические
  3) материальные
  4) эстетические
 
350. Верны ли следующие суждения о критериях истинности знания?
А. Один из главных критериев истины – это соответствие знания интересам познающего субъекта.
Б. Один из главных критериев истины – то полезность знания.
 
  1) верно только А2) верно только Б 3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны
 
351. Центр изучения общественного мнения опубликовал данные опроса «Сложно ли добиться успеха в жизни?». Некоторые из них представлены ниже в виде диаграммы. Какой вывод можно сделать на основании данных диаграммы?  
  1) Подавляющее большинство опрошенных не считают успех жизненной целью.
  2) Пятая часть опрошенных не видят изменений в достижении успеха.
  3) Респондентов, считающих, что сейчас легче добиться успеха, больше, чем тех, кто дал иной ответ.
  4) Вопрос оказался сложным для четверти отвечавших.
 
352. Установите соответствие между социальными фактами и историческими типами обществ: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.  
         

 

 
СОЦИАЛЬНЫЕ ФАКТЫ   ИСТОРИЧЕСКИЕ ТИПЫ ОБЩЕСТВ
А) появление массовой культуры
Б) аграрно-сырьевой тип хозяйства
В) развитие глобальных компьютерных сетей
Г) создание конвейера
Д) ведущая роль науки в производстве
 
1) традиционное
2) индустриальное
3) информационное
353. Найдите в приведённом ниже списке черты человека, обусловленные биологически, и запишите цифры, под которыми они указаны.  
  1) возрастные и половые различия
  2) темперамент
  3) особенности нервной системы
  4) самооценка
  5) опыт
  6) особенности мировоззрения
 
354. Прочитайте приведённый ниже текст, каждое положение которого обозначено определённой буквой. (А) Понятие «общественный прогресс» достаточно достоверно отражает реалии современной жизни и помогает их правильно оценивать. (Б) Прогресс означает направление движения от простого к сложному, от менее совершенного к более совершенному. (В) В духовной сфере общественной жизни прогресс ещё более впечатляющ, чем в материальной сфере. (Г) Обязательное начальное, а затем и среднее образование было законодательно закреплено в нашей стране в прошлом веке. (Д) Сегодня не менее половины выпускников школ становятся студентами высших учебных заведений. Определите, какие положения текста имеют  
     

 

 
1) фактический характер
2) характер оценочных суждений
3) характер теоретических утверждений
355. Прочитайте приведённый ниже текст, в котором пропущен ряд слов. Выберите из предлагаемого списка слова, которые необходимо вставить на место пропусков. «Моральные оценки поступков позволяют оценивать их как хорошие или дурные, приносящие добро или причиняющие зло и заслуживающие __________ (А). К основным __________ (Б) и ценностям относятся: доброта, чувство долга, __________ (В), справедливость и т.п. Ориентируясь на них, мы даём оценку своих и чужих поступков с моральной точки зрения. Моральные нормы наряду с __________ (Г) являются основными регуляторами поведения людей в обществе. Мораль –– это, прежде всего, __________ (Д) поведения человека, основанный на его воле, долге, совести. Она присуща не только отдельным личностям, но и __________ (Е), которое также оперирует категориями морали, даёт моральные оценки».  
     

 

 
 
1) моральные категории
2) производство
3) порицание
4) активность
5) совесть
6) внутренний регулятор
7) польза
8) общественное мнение
9) право
356. Что из приведённого ниже характеризует постиндустриальное общество?  
  1) использование науки в процессе социального управления
  2) переход от натурального к товарному производству
  3) осуществление промышленного переворота
  4) преобла ание религиозного мировоззрен я
 
357. Какой из названных признаков непосредственно характеризует искусство?  
  1) приспособление мира к потребностям человека
  2) эстетич ское освоение окружающего мира
  3) выяснение закономерностей развития общества
    4) установление сущности природных и социальных явлений
 
358. Одарённый мальчик, родившийся в рабочей семье, стал известным учёным благодаря не только своим математическим способностям, но и целеустремлённости, силе воли, стремлению к знаниям. В этом в первую очередь проявились его качества как  
  1) личности
  2) индивида
  3) гражданина
  4) общественного д ятеля
 
359. Верны ли следующие суждения о процессе познания? А. Только благодаря органам чувств человек овладевает истинными знаниями. Б. Научное познание всегда протекает независимо от чувственного опыта.  
  1) верно только А2) верно только Б 3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны
 
360. В ходе социологических опросов 2003 и 2013 гг. жителям страны Z предложили ответить на вопрос: «Удовлетворены ли Вы нынешней системой образования?». Были получены следующие результаты.
Варианты ответа % от числа опрошенных
2003 г. 2013 г.
Определённо да / скорее да    
Ни да, ни нет    
Скорее нет / пределённо нет    
Затруднились ответить    

Какой вывод можно сделать на основе данных таблицы?

 
  1) Треть опрошенных в 2003 г. и примерно десятая часть в 2013 г. не смогли определить своё отношение к проблеме.
  2) Пятая часть в 2003 г. и треть опрошенных в 2013 г. качеством образозания удовлетворены.
  3) Процент опрошенных, неудовлетворённых качеством образования в стране Z в 2013 г., снизился.
  4) В стране Z доля тех, кто не интересуется проблемами образования, сократилась.
 
     

361. Запишите слово, пропущенное в таблице.

ТИП ОБЩЕСТВА ЗАНЯТОСТЬ НАСЕЛЕНИЯ
Большинство работающих занято в сельском хозяйстве
Индустриальное Большинство работающих занято в промышленности

 

362. Ниже приведён ряд терминов. Все они, за исключением двух, относятся к понятию «способности человека».

1) задатки, 2) одарённость, 3) социализация, 4) активность, 5) талант, 6) гениальность.

363. Установите соответствие между признаками и уровнями научного познания (исследования): к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

 

 
ПРИЗНАКИ   УРОВНИ НАУЧНОГО ПОЗНАНИЯ
А) доказательство выводов
Б) сбор фактов
В) описание наблюдаемых явлений
Г) формулирование научной концепции
Д) выдвижение гипотез
 
1) эмпирический
2) теоретический
364. Найдите в приведённом списке проявления массовой культуры и запишите цифры, под которыми они указаны.  
  1) премьера фильма ужасов
  2) фестиваль рекламных роликов
  3) переиздание детектива-бестселлера
  4) выставка художников-авангардистов
  5) областной смотр фольклорных коллективов
  6) открытие международного конкурса пианистов
 
365. Революция как способ социальных изменений  
  1) направлена на преобразование отдельных сторон жизни общества
  2) как правило, осуществляется по инициативе власти
  3) ориентирована на сохранение положения элитных групп
  4) предполагает резкие качественные зменения общественных отношений
 
366. Эпические фольклорные произведения, песнопения, предания относятся культурологами к  
  1) народной культуре
  2) массовой культуре
  3) элитарной культуре
  4) экранной культуре
 
367. Верны ли следующие суждения о свободе человека? А. Свобода человека, в частности, проявляется в сознательном выборе путей и способов достижения цели. Б. Свобода человека, в частности, проявляется в отсутствии ответственности за совершённые поступки.  
  1) верно только А2) верно только Б 3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны
 
     

368. Запишите слово, пропущенное в таблице.

ФОРМА ОСВОЕНИЯ МИРА ХАРАКТЕРИСТИКА
Религия Проявление мировоззренческих установок, переживаний и действий, основанных на вере в сверхъестественное, священное
Получение, обоснование и систематизация объективных знаний о мире

 

369. Прочитайте приведённый ниже текст, в котором пропущен ряд слов. Выберите из предлагаемого списка слова, которые необходимо вставить на место пропусков. «Многие исследователи считали, что в социуме должны иметь место такие же жёсткие, как и в природе, независимые от воли людей причинно-следственные __________ (А). Предполагалось, что их выявление и является главной задачей научного обществознания, поскольку это позволит прогнозировать дальнейшее развитие __________ (Б). Но этот подход упрощал многомерную картину __________ (В) жизни, оставляя в стороне сознательно-волевую составляющую __________ (Г) людей. В XX в. стало формироваться представление о законах-тенденциях, отражающих некоторые объективные __________ (Д) общественной жизни. Больше внимания в развитии общества стало уделяться __________ (Е) социальных явлений, учёту роли духовных факторов–– интересов, настроений, ценностных установок людей»

 

 
Список терминов:
1) общество
2) специфика
3) природная
4) социальная
5) связь
6) деятельность
7) процессы
8) законы
9) ценности
370. Иван поставил перед собой цель поступить в институт на архитектурный факультет. Он занимается в художественной студии, создаёт собственные небольшие работы, участвует в различных выставках. Много внимания Иван уделяет изучению математики, увлекается черчением. Найдите в приведённом списке примеры средств, используемых для достижения поставленной Иваном цели, и запишите цифры, под которыми они указаны.  
  1) поступление в институт
  2) занятия в художественной студии
  3) изучение математики
  4) получение профессии архитектора
  5) опыт создания с бственных работ
  6) выбор профессии
 
     

371. Найдите понятие, которое является обобщающим для всех остальных понятий представленного ниже ряда, и запишите цифру, под которой оно указано.

1) Чувственное познание; 2) познавательная деятельность; 3) субъект познания; 4) объект познания; 5) рациональное познание.

372. В отличие от поведения животных, деятельность человека имеет
  1) активный характер
  2) приспособительный характер
  3) индивидуальный характер
  4) преобразовательный характер
373. Абсолютная истина, в отличие от относительной, представляет собой  
  1) обоснованную гипотезу
  2) исчерпывающее знание
  3) объективное знание
  4) конкретное знание
 
374. В ходе лекции профессор назвал черты, характерные для различных типов обществ. Какая из приведённых черт может относиться к традиционному обществу?  
  1) информатизация общественной жизни
  2) высокий авторитет научного знания
  3) возникновение социоприродных противоречий, затрагивающих мир в целом
  4) замедленный темп общественного развития
 
375. Верны ли следующие суждения о новых тенденциях в образовании? А. Благодаря электронной почте и видеоконференциям школы страны могут устанавливать и поддерживать международные связи. Б. Дистанционное обучение приобретает всё более широкое распространение среди обучающихся людей различных возрастов.  
  1) верно только А2) верно только Б 3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны
 
       

376. Ниже приведён перечень терминов. Все они, за исключением двух, характеризуют понятие «аграрное общество».

1) Традиционализм; 2) коллективизм; 3) фабрика; 4) религия; 5) большая семья; 6) сфера услуг.

 

377. Установите соответствие между проявлениями качеств человека и природой этих качеств: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

 

 
ПРОЯВЛЕНИЯ КАЧЕСТВ ЧЕЛОВЕКА   ПРИРОДА КАЧЕСТВ
А) способность к продолжению рода
Б) способность приспосабливаться к условиям природной среды
В) способность накапливать знания и трудовые навыки
Г) способность в деть цель своих действий
Д) способность оценивать себя и других
 
1) социальная
2) биологическая
378. Найдите в приведённом ниже списке характеристики эмпирического уровня научного познания. Запишите цифры, под которыми они указаны.  
  1) непосредственно наблюдение отдельных фак ов и явлений
  2) выдвижение и обоснование гипотез
  3) фиксация обобщений в виде законов
  4) получение количественных данных об изучаемом объекте
  5) разработка научных теорий
  6) объ снение существующих взаимосвязе
 
379. Прочитайте приведённый ниже текст, каждое положение которого обозначено определённой буквой. (А) Общество–– это целостная система, многоаспектное образование. (Б) Наиболее существенную роль в развитии общества играет политика. (В) Мыслители, отдавшие первенство экономической сфере общественной жизни, заблуждались. (Г) В недавно вышедшем философском словаре понятию «общество» посвящено несколько статей. (Д) Среди авторов статей словаря не только философы, но и социологи и экономисты. Определите, какие положения текста имеют  
     

 

 
1) фактический характер
2) характер оценочных суждений
3) характер теоретических утверждений
380. Что отличает науку от других отраслей духовной культуры?  
  1) выявление сущности общественных и природных явлений
  2) отражение реальности в образах и символах
  3) выражение субъективного отношения к миру
  4) опора на идею сверхъестественного вмешательства
 
381. К мерам по преодолению проблемы «Север и Юг» относится(-ятся)  
  1) у еличение военных расходов
  2) международные программы поддержки развивающихся стран
  3) сокращение расходов на ликвидацию неграмотности
  4) борьба с международным терроризмом
 
382. Верны ли следующие суждения о научном познании? А. Научное познание отличается от обыденного стремлением к максимальной объективности в описании изучаемых предметов и явлений. Б. Научное познание отличается от обыденного особым языком, используемым для описания изучаемых предметов и явлений.  
    1) верно только А2) верно только Б 3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны
 
     

383. Запишите слово, пропущенное в таблице.

ТИП ОБЩЕСТВА ОСНОВНОЙ ФАКТОР ПРОИЗВОДСТВА
Аграрное
Постиндустриальное Информация

 

384. Ниже приведены потребности человека. Все из них, за исключением двух, являются социальными потребностями.

1) В трудовой деятельности; 2) в созидании; 3) в творчестве; 4) во взаимопонимании; 5) в отдыхе; 6) в пище.

385. Установите соответствие между характерными чертами и уровнями научного познания: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

 

 
ХАРАКТЕРНЫЕ ЧЕРТЫ   УРОВНИ НАУЧНОГО ПОЗНАНИЯ
А) объяснение сущности изучаемых явлений
Б) наблюдение изучаемых явлений
В) проведение коли ественных и мерений
Г) формулирование научных законов
Д) выдвижение гипотез
 
1) теоретический
2) эмпирический
386. Найдите в приведённом списке проявления тенденции гуманизации образования и обведите цифры, под которыми они указаны.  
  1) увеличение количества учебных предметов
  2) сокращение времени изучения естественных наук
  3) ориентация на интересы и склонности ученика
  4) применение технологий, сберегающих здоровье
  5) особое внимание нравственному воспитанию
  6) компьютеризация образовательного процесса
 
387. Прочитайте приведённый ниже текст, в котором пропущен ряд слов. Выберите из предлагаемого списка слова, которые необходимо вставить на место пропусков. «Поскольку __________ (А) не приобретается биологическим путём, каждое поколение воспроизводит её и передаёт следующему поколению. Этот процесс является основой __________ (Б). В результате усвоения __________ (В), верований, норм, правил и идеалов происходит формирование личности ребёнка и регулирование его поведения. Если бы процесс социализации прекратился в массовом масштабе, это привело бы к __________ (Г) культуры. О том, насколько важна культура для функционирования индивида и __________ (Д), можно судить по поведению людей, не охваченных социализацией. Поведение детей, которые оказались полностью лишёнными __________ (Е), с людьми, свидетельствует о том, что без социализации люди не способны усвоить упорядоченный образ жизни, овладеть языком и научиться добывать средства к существованию».  
     

 

 
Список терминов:
1) <

Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow