Таразский государственный университет имени М.Х. Дулати
Кафедра _____ Психология и педагогика _________
Тестовое задание
по дисциплине Основы акмеология
для обучающихся __ 4 _ курса специальности 5В050300-Психология
1.Акмеология – это наука:
а) изучающая феноменологию, закономерности и механизмы развития человека на ступени его зрелости и особенно при достижении им наиболее высокого уровня в этом развитии;
б) наука о развитии профессиональной деятельности субъекта;
в) наука о личности, стремящейся к идеалу;
г) наука о становления личности;
д) наука об идеальном.
2. Архитектоника зрелости и достижение акме состоит из:
а) трех уровней;
б) семи уровней;
в) пяти уровней;
г) шесть уровней;
д) восемь уровней.
3. Вершина (акме) в развитии человека это:
а) совершенный характер личности;
б) общественно признание, уважение окружающих;
в)продуктивная жизнь, максимально полное использование своих
возможностей, сил и способностей;
г) адекватное представление о своих качествах и возможностях;
д) индивидуальные способности.
4.Основоположником акмеологии является:
а) Ананьев Б.Г;
б) Ломов Б.Ф;
в) Рыбников Н.А;
г) И.В.Освальда;
д) А.А.Бодалева.
5. «Акме» это:
а) только момент достижения вершины в жизни человека;
б) это стабильное состояние удовлетворенности субъекта своими достижениями;
в) это многомерный, продолжительный по времени этап жизни человека;
г) принцип комплексности;
д) настойчивость в достижении цели.
6.Основной категорией, характеризующей понятие акмеологии о человеке является:
а) зрелость;
б) творчество;
в) сознание;
г) интеллект;
д) характер.
7.Этапы возникновения акмеологии:
а) номинативный;
б) науковедческий;
в) исследовательский;
г) практический;
д) теоретический.
8.Акмеология как наука делится на:
а) акмеологию взрослых;
б) классическую;
в) фундаментальную;
г) практическую;
д) инновационную.
9.Акмеология как наука была официально зарегистрирована:
а) в 1987 году;
б) в 1991;
в) в 1995;
г) в 1999;
д) 2002.
10.Естественно-научные предпосылки возникновения акмеологии - это:
а) исследования Ф.Гальтона;
б) И.В.Освальда;
в) А.А.Бодалева;
г) Ананьева Б.Г;
д) Ломова Б.Ф.
11.Основными принципами акмеологии являются:
а) принцип комплексности;
б) настойчивости;
в) детерминизма;
г) профессионализма;
д) практицизма.
12.Научные ориентации акмеологии проявляются в следующих аспектах:
а) онтологическом;
б) психологическом;
в) методологическом;
г) практическом;
д) теоретическом.
13.Статус акмеологии как науки выражается через законы:
а) личностно-профессионального развития;
б) самовыражения личности в профессии;
в) противоречия между актуальным и потенциальным;
г) противоречия между реальным и потенциальным;
д) самоопределения личности в социуме.
14.Прикладная креативная акмеология изучает:
а) инновационные аспекты предмета;
б) процесс обучение взрослых;
в) инновационные технологии;
г)информационные технологии;
д) коммуникационные технологии.
15.Акмеологический подход к системогенезу профессиональной деятельности включает следующие аспекты:
а) неравномерность и гетерохронность продвижения человека к вершинам профессиональной деятельности;
б) чередование оптимумов и спадов на пути к высоким достижениям;
в) выбор человеком индивидуального стиля профессиональной деятельности;
г) выбор человеком образовательной траектории;
д) свобода выбора профессии.
16.Прикладная акмеология включает в себя:
а) акмеологию управления;
б) креативную акмеологию;
в) лингвистическую акмеологию;
г) теоретическую акмеологию;
д) практическую акмеологию.
17. Подструктура акмеограммы - способности и потенциал, включающий в себя:
а) оценку одаренности и таланта;
б) уникальные способности;
в) планы и стремления личности;
г)самосознание личности;
д) открытость личности.
18. Метод, основанный на изучении закономерностей психического развития посредством моделирования его существенных условий - это:
а) экспериментально-генетическая стратегия исследования;
б) метод возрастных поперечных срезов;
в) лонгитюдный метод;
г) метод клинической беседы;
д) сравнительный метод.
19.Общие и специфические особенности акмеологических закономерностей разработки технологий профессиональной деятельности – это:
а) прогнозные, диагностические, прикладные;
б) психологические;
в) регулятивные;
г) коммуникативные;
д) информационные.
20. Критерии зрелости по Б.Г. Ананьеву – это:
а) гражданская зрелость;
б) умственная зрелость;
в) трудовая зрелость;
г) соматическая зрелость;
д) физическая зрелость.
21. Социально зрелая личность – это:
а) человек, целенаправленно работающий над собой;
б) человек, обладающий активной жизненной позицией и житейской мудростью;
в) сложная, открытая, целеустремленная личность;
г) саморазвивающаяся личность, стремящаяся к идеалу;
д)коммуникабельная личность.
22. Классификация установок по А.Г. Асмолову - это:
а) операциональные установки;
б) фиксированные установки;
в) целевые установки;
г) смысловые установки;
д) теоретические установки.
23. Продуктивная Я-концепция - это:
а) развитое самоуважение и нормативная саморегуляция поведения;
б) преимущественное развитие «Я - реалистичное» в настоящем времени;
в) гармоничное развитие составляющих Я – реального, Я – идеального
г) гармоничное развитие составляющих Я – фантастического Я – будущего;
д) гармоничное развитие составляющих Я – потенциального, Я – реального.
24. Личностно-профессиональное развитие субъекта труда до уровня профессионала возможно при наличии:
а) стремление завоевать уважение других людей;
б) адекватное представление о своих качествах и возможностях;
в) стремление достичь продуктивной Я – концепции;
г) стремление к достижению материальных благ;
д) желание достичь высокого уровня образования.
25. Уровни самопознания по И.И.Чесноковой - это:
а) сравнение себя с другими;
б) самооценка;
в) самоанализ;
г) интроспекция;
д) интроверсия.
26. Основных шагов (элементов) алгоритма индивидуального психолого-акмеологического консультирования:
а) десять;
б) тридцать;
в) двадцать;
г) сорок;
д) пятьдесят.
27. Самосознание как процесс включает в себя:
а) самопознание;
б) самооценку;
в) самоанализ;
г) интроспекцию;
д) экстраверсию.
28.Признаки развития по Л.С. Выготскому - это:
а) появление новых элементов в развитии;
б) перестройка связей между процессами;
в) расширение социальной связи развития;
г) дифференциация;
д) индивидуализация.
29. Наиболее высокие величины показателей развития мышления приходятся на:
а) 20 лет;
б) 23 года;
в) 42 года;
г) 55 лет;
д) 38 лет.
30. Процессы личностного роста связаны:
а) с индивидуальными приобретениями, опытом личности;
б) с физическим самосовершенствованием;
в) с саморазвитием процесса творческой зрелости специалиста;
г)практическим характером творческого специалиста;
д) теоретическим развитием специалиста.
31.Отрасль психологической науки, изучающая психическое развитие и формирование личности на протяжении онтогенеза человека от рождения до смерти:
а) возрастная психология;
б) сравнительная психология;
в) генетическая эпистемология;
г) генетическая психология;
д) психология развития.
32. Автор понятия «ведущая деятельность»- это:
а) А.Н. Леонтьев;
б) Л,С. Выготский;
в) Б.Г. Ананьев;
г) С.Л. Рубинштейн;
д) Д.Б. Эльконин.
33. Автор понятия «социальная ситуация развития»- это:
а) Л.С. Выготский;
б) Б.Г. Ананьев;
в) Ж. Пиаже;
г) Д.Б. Эльконин;
д) А.Н. Леонтьев;
34.Предпосылки развития – это:
а) задатки;
б) семейные отношения;
в) общение со сверстниками;
г) конституция человека;
д) моральные ценности.
35. Процесс и результат усвоения и активного воспроизводства индивидом социального опыта, осуществляемого в общении и деятельности:
а) социализация;
б) развитие;
в) воспитание;
г) обучение;
д) адаптация к социальной среде.
36. Принцип психологии развития, где хронологические рамки каждого возраста не являются статичными, но определяются действием общественно-исторических факторов, социальным заказом общества - это:
а) исторический принцип психологии развития;
б) принцип творческого характера развития;
в) принцип ведущей роли социокультурного контекста в развитии;
г) принцип совместной деятельности общения как движущей силы психического развития;
д) принцип амплификации развития.
37.Специфическая для каждого возрастного периода система отношений субъекта в социальной действительности, отраженная в его переживаниях и реализуемая им в совместной деятельности с другими людьми:
а) социальная ситуация развития;
б) уровень развития общения;
в) ведущая деятельность;
г) центральное новообразование возраста;
д) социальное пространство.
38.Предпосылки развития – это:
а) задатки;
б) семейные отношения;
в) общение со сверстниками;
г) конституция человека;
д) физическая активность.
39.Факторы возникновения сознания по А.Н. Леонтьеву - это:
а) деятельность;
б) гомеостазис;
в) антропогенез;
г) речь;
д) мышление.
40. Творческое мышление по А.В. Брушлинскому - это:
а) процесс анализа альтернатив;
б) процесс прохождения альтернатив;
в) процесс выбора альтернатив;
г) процесс классификации альтернатив;
д) процесс творчества деятельности.
41.Категория возрастной психологии, обозначающая отдельные временные интервалы жизни человека и выводимая из конкретной теории развития и принципа ее периодизации:
а) психологический возраст;
б) этап;
в) кризис;
г) хронологический возраст;
д) период.
42.Механизмы формирования высших психических функций по Л.С. Выготскому - это:
а) усвоение культурных знаков;
б) воспитание;
в) интериоризация;
г) обучение;
д) образование.
43. Нерешенная возрастная задача периода ранней зрелости - это:
а) изоляция;
б) чувство вины;
в) отчаяние;
г) инертность;
д) активность.
44. Наука о механизмах и условиях формирования у человека различных форм и типов знаний, понятий и познавательных операций - это:
а) генетическая эпистемология;
б) генетическая психология;
в) когнитивная психология;
г) психология развития;
д) возрастная психология.
45.Интеллектуальные (невербальные) функции достигают оптимума развития в возрасте:
а) 21 – 22 года;
б) 18 – 20 лет;
в) 15 – 17 лет;
г) 23 – 25 лет;
д) 28-35 лет.
46.Виды мотивов по А.Н. Леонтьеву - это:
а) смыслообразующие мотивы;
б) центральные мотивы;
в) мотивы-стимулы;
г) ведущие мотивы;
д) активация.
47. Теория психического развития, в основе которой представление о культурной обусловленности развития психики человека, о превращении натуральных форм в культурные (высшие) психические функции:
а) теория рекапитуляции;
б) теория социального научения;
в) культурно-историческая концепция;
г) теория конвергенции двух факторов;
д) эпигенетическая теория развития.
48. Инструментальные проявления индивидуальности по А.Н. Леонтьеву- это:
а) способности;
б) деятельность;
в) характер;
г) процесс активности;
д) потенциал.
49.Категория возрастной психологии, где главный путь онтогенетического развития человека: овладение индивидом достижениями материальной и духовной культуры человека - это:
а) приспособление;
б) присвоение;
в) приобщение;
г) адаптация;
д) ассимиляция;
50.Особые, непродолжительные по времени периоды онтогенеза, характеризующиеся резкими психологическими изменениями и относящиеся к нормативным процессам, необходимым для поступательного развития человека - это:
а) литические периоды;
б) возрасты;
в) этапы;
г) возрастные кризисы;
д) индивидуальные кризисы.
51. Центральное понятие концепции Э.Эриксона, где эмоционально-когнитивное единство представлений о самом себе, своем месте в мире, в системе межличностных отношений - это:
а) эгоидентичность
б) эгоинтеграция
в) самость
г) Я-концепция
д) самосознание
52. Тип развития, при котором в самом начале заданы, зафиксированы стадии развития и конечный результат - это:
а) спонтанный тип развития;
б) непреформированный тип развития;
в) преформированный тип развития;
г) детерминированный тип развития;
д) циклический тип развития.
53. Стадии развития личности по теории Э. Эриксона - это:
а) психосоциальные;
б) психосексуальные;.
в) интеллектуальные;
г) психические;
д) материальные.
54.Виды мотивов по А.Н. Леонтьеву - это:
а) смыслообразующие мотивы;
б) центральные мотивы;
в) мотивы-стимулы;
г) ведущие мотивы;
д) мотивы- реакции.
55.Концепция краткого, сжатого во времени повторения в онтогенезе признаков филогенетических (исторических) форм:
а) концепция конвергенции двух факторов развития;
б) концепция рекапитуляции;
в) концепция трех ступеней развития;
г) культурно-историческая концепция;
д) социогенетическая концепция.
56.Характеристики психологического возраста определяются:
а) конкретно-историческими условиями развития индивида;
б) характером воспитания, особенностями деятельности и общения индивида;
в) сочетанием вышеизложенных факторов;
г) спецификой развития функциональных систем;
д) особенностями роста.
57.С помощью лонгитюдного метода:
а) длительно прослеживается ход психического развития;
б) исследуются сходство и различия людей;
в) исследуется роль генотипической и средовой обусловленности психического развития;
г) исследуется неравномерность психического развития;
д) исследуется способность к творчеству.
58.Взаимосвязи структурных и динамических компонентов по Н.И. Сарджвеладзе:
а) диспозиционное ядро;
б) аттитюды;
в) самоотношение;
г) социальный статус;
д) индивидуальный статус.
59.Характеристики психологического возраста определяются:
а) конкретно-историческими условиями развития индивида;
б) характером воспитания, особенностями деятельности и общения индивида;
в) сочетанием вышеизложенных факторов;
г) спецификой развития функциональных систем;
д) особенностями роста.
60. Способы самоосуществления личности по Д. А. Леонтьеву:
а) свобода;
б) духовность;
в) творчество;
г) ответственность;
д) креативность.
61. В концепции Л.С.Выготского возрастные кризисы рассматриваются как:
а) негативный результат столкновения развивающейся личности с социальной действительностью;
б)результат нарушения детско-родительских отношений;
в)болезни физического роста;
г) условные точки на кривой развития, отделяющие один возраст от другого;
д) нормативные явления, центральный механизм динамики возрастов.
62.Ведущая деятельность- это:
а) деятельность, которой на данной стадии развития человек посвящает большую часть своего времени;
б) деятельность, наиболее интересная для человека;
в) деятельность, в которой возникают другие виды деятельности и формируются основные новообразования возраста;
г) деятельность, к которой ребенка побуждает взрослый;
д) деятельность, в которой происходит освоение социального опыта.
63. Согласно Л.С.Выготскому, структура возраста состоит из:
а) социальной ситуации развития;
б) ведущей деятельности;
в) новообразования;
г) вышеперечисленных явлений;
д) кризиса в отношениях.
64.Координаты пространства личности по Б.С. Братусю - это:
а) плоскость бытия;
б) плоскость ценностей;
в) плоскость культуры;
г) плоскость смыслов;
д) плоскость мотивов.
65.Проявления индивидуальности как субъекта деятельности – это:
а) продуктивные;
б) активные;
в) инструментальные;
г) смысловые;
д) динамичные.
66. Хронологический возраст определяется:
а) временными рамками;
б) индивидуальными особенностями ребенка;
в) физиологическими особенностями развития ребенка;
г) психологическими особенностями развития ребенка;
д) когнитивными особенностями развития ребенка.
67. Психологические реакции - эмансипация, «отрицательная имитация», группирование, увлечение (хобби) возникают:
а) в дошкольном возрасте;
б) в младшем школьном возрасте;
в) а подростковом возрасте;
г) в юношеском возрасте;
д) в ранней взрослости.
68. Система взглядов на объективный мир и место человека в нем - это:
а) эмпатия;
б) экспектации;
в) неадекватность;
г) мировоззрение;
д) мудрость.
69. Профессиональное и нравственное самоопределение является психологическим новообразованием:
а) раннее детство;
б) дошкольный возраст;
в) младший школьник;
г) подросток;
д) ранняя юность.
70. Условное обозначение вершины развития, момента наибольшего расцвета человеческой личности:
а) «Пик развития»;
б) «Кульминация»;
в) «Акме»;
г) «Предел развития»;
д) «Равновесие».
71. Психолог - создатель школы исследования зрелой личности, автор новой оценки зрелости как этапа онтогенетического развития:
а) А. А. Бодалев;
б) Б. Г. Ананьев;
в) Л. С. Выготский;
г) Д. Б. Эльконин;
д) Л. И. Божович.
72. По Ананьеву, зрелость — это период:
а) стабилизации функциональных уровней основных деятельностей и образования неопределенно долгого стационарного состояния;
б) противостояния инволюционным процессам в виде реституционных и конструктивных процессов;
в) «психологического окаменения», выход на плато возможностей;
г) сложных процессов, нарушающих стационарное состояние;
д) начала неуклонной инволюции.
73.Параметрами внешнего контура стиля являются:
а) интенсивность;
б) устойчивость;
в) широта;
г) включенность;
д) открытость.
74.Характеристики сущности человека по Б.С. Братусю - это:
а) творчество;
б) свобода;
в) воля;
г) вера;
д) характер.
75. Важнейшими характеристиками зрелой личности являются:
а) активность и направленность личности;
б) развитое самосознание и зрелая «Я-концепция»;
в) сочетание этих характеристик;
г) открытие собственного «Я» в форме чувства своей индивидуальной целостности и неповторимости;
д) формирование рефлексии.
76. Кризис зрелого возраста:
а) проходит незаметно и не проявляется в каких-либо качественных изменениях личности;
б) несет в себе разрушительное начало как результат осознания невозможности приблизиться к целям, поставленным в юности;
в) отмечается не у всех индивидов и часто приводит к регрессу, к инфантильному уровню развития личности;
г) несет в себе положительное начало, так как способствует самопознанию и саморазвитию;
д) не выявлен.
77. Ощущение внутреннего единства, удовлетворенность от подведения человеком итогов своей жизни и осознание ее как единого целого — это:
а) эгоцентризм;
б) целостность эго;
в) «образ Я»;
г) индивидуация;
д) катарсис старости.
78. Понятие «витаукта» как системы процессов, направленных на поддержание высокой работоспособности и увеличение жизни в старости, было введено в геронтологию:
а) В.В. Фролькисом;
б) И.В. Давыдовским;
в) А.А. Богомольцем;
г) И.И. Мечниковым;
д). В. Альперовичем.
79. Наиболее типичным психическим состоянием в старости является:
а) тревожность;
б) фрустрация;
в) эйфория;
г) возрастно-ситуативная депрессия;
д) ипохондрическая фиксация.
80. В условиях нормального старения изменение ядра личности:
а) не происходит;
б) имеет место, но не является патологическим;
в) зависит от стратегии адаптации к старости;
г) обязательно происходит, это естественный процесс инволюции;
д) не было предметом экспериментальных исследований.
81. Старость — это период:
а) инволюции на биологическом и психологическом уровнях;
б) биологической инволюции и стабилизации на личностном уровне;
в) возможного развития личности;
г) стабилизации на уровне познавательных процессов;
д) неизбежной деградации личности.
82. В старости познавательная сфера характеризуется тем, что:
а) «вербальный» интеллект в целом сохраняется на прежнем уровне, а «невербальный» интеллект проявляет тенденцию к угасанию;
б) «невербальный» интеллект в целом сохраняется на прежнем уровне, а «вербальный» интеллект проявляет тенденцию к угасанию;
в) все структуры интеллекта обнаруживают признаки инволюции;
г) интеллект в целом снижается за счет ухудшения восприятия и памяти;
д) интеллект снижается ввиду отсутствия компенсаторных процессов.
83. Согласно исследованиям школы П. Балтеса на практическую сторону жизни влияет:
б) система глубоких теоретических знаний;
в) эмоциональное принятие собственной старости;
г) принятие собственной жизни в целом в результате ее осмысления;
д) оптимистическое отношение к действительности.
84. Мудрость — это:
а) экспертная система знаний, ориентированная на опыт;
б) самоэффективность;
в) самоанализ;
г) самоподкрепление;
д) самосознание.
85. Возможность достижения субъектом максимального объема информации в данных условиях при минимальных энергетических и временных затратах по А.В. Либину называется:
а) оптимальность;
б) результативность;
в) компенсаторность;
г) адаптивность;
д) результативность.
86. Системное социальное качество, приобретаемое индивидом в деятельности и общении, обозначается понятием:
а) Личность
б) Задатки
в) Темперамент
г) Мотивация
д) Способности
87. Понимание личности как ансамбля иррациональных бессознательных влечений присуще:
а) Психоанализу
б) Бихевиоризму
в) Гештальтпсихологии
г) Ассоциативной психологии
д) Советской психологии
88. Совокупность устойчивых мотивов, ориентирующих деятельность личности составляет содержание:
а) направленности
б) состояний
в) темперамента
г) способностей
д) убеждений
89. Кто ввел понятие “личностный смысл”:
а) А.Н. Леонтьев
б ) Б.Г. Ананьев
в) Д.А. Леонтьев
г)Л.С. Выготский
д) А.А. Леонтьев
90. Все то, что побуждает личность поступать в соответствии со своими взглядами, принципами составляет содержание:
а) убеждений
б) интереса
в) влечения
г) склонности
д) способностей
91. Процесс усвоения социального опыта в психологии личности называется:
а) социализация
б) интеграция
в) рост
г) развитие
д) экстериоризация
92. Автор роли деятельности в развитии личности:
а) А.И.Леонтьев
б) Б.Г.Ананьев
в) А.Маслоу
г) А.Адлер
д) Л.С. Выготский
93. Внутренняя позиция личности по отношению к социальному окружению:
а) направленность
б) интерес
в) влечение
г) убеждения
д) склонности
94. Степень, в которой люди воспринимают жизнь как контролируемую изнутри посредством собственных усилий или случая – это;
а) локус контроля
б) Я-концепция
в) самоопределение
г) самооценка
д) уровень притязаний
95. Метод исследования, при котором исследователь может искусственно моделировать ситуацию, - это:
а) эксперимент
б) наблюдение
в) анализ продуктов труда
г) интерпретация
д) интроспекция
96. Направление в психологии, в котором утвердилось понятие
бессознательного – это:
а) психоанализ
б) ассоцианизм
в) бихевиоризм
г)гештальтпсихология
д) функциональная психология
97. Оценка личности самой себя, своих возможностей, качеств есть:
а) самооценка
б) саморегуляция
в) самовыражение
г) самоутверждение
д) рефлексия
98. Помимо ошибочных действий и неврозов, косвенным проявлением бессознательного выступает:
а) сновидения
б) фантазирования
в) описки
г) оговорки
д) галлюцинации
99. Основной метод психоанализа:
а) метод свободных ассоциаций
б) метод интроспекции
в) метод наблюдения
г)метод эксперимента
д) метод гипноза
100. То содержание психики, которое в данный момент не осознается, но потенциально может быть осознано, Фрейд именует:
а) неосознаваемым или предсознанием
б) бессознательным
в) вытесненным
г) сопротивляющимся
д) сублимированным
101. Автором деятельностного подхода к изучению личности является:
а) А.И. Леонтьев
б) Б.Г. Ананьев
в) А. Маслоу
г)А. Адлер
д) Л.С. Выготский
102. Природные особенности поведения, типичные для данного человека и проявляющиеся в динамике, тонусе и уравновешенности реакции на жизненные воздействия – это:
а) темперамент
б) задатки
в) характер
г) способности
д) привычки
103. Состояние человека, вызываемое непреодолимыми трудностями, возникающими на пути к достижению цели это
а) фрустрация
б) эйфория
в) страсть
г) печаль
д) аффект
104.Психолог, впервые в открытой форме поставщий вопрос о структуре личности:
а)В. Н. Мясищев.
б)А. Н. Леонтьев;
в)Д. А. Леонтьев;
г)Б. Г. Ананьев;
д)В. С. Мерлин
105.Самосознание — это:
а)свойство человека осознавать самого себя как субъекта со свойственными
ему характеристиками;
б)отражение целостного образа предметов и явлений окружающего мира;
в)уровень интенсивности реакций индивида в ответ на различные стимулы;
г)представляет собой системную организацию человека как интегральную целостность, включающую различные уровни его психической организации.
д)внутренняя позиция личности по отношению к социальному окружению
106.Автор, подробно описавщий параметры интроверсии — экстраверсии, - это:
а)К. Юнг;
б)3. Фрейд;
в)В. Вундт;
г)А. Адлер.
д)Э. Кречмер;
107. Понятие, определяющее взаимодействия субъекта с миром, порождающее психический образ с помощью которого происходит, осуществление, преобразование и воплощение отношений субъекта в динамической, саморазвивающейся иерархической системе - это:
а) деятельность;
б) темперамент;
в) развитие;
г) социализация;
д) отношения.
108.Автор индивидуальной психологии - это:
а) А. Адлер;
б) Э. Кречмер;
в) В. Франкл;
г) Г. Олпорт;
д) К. Левин.
109.Личность в представлении А. Ф. Лазурского — это:
а) единство двух психологических механизмов: эндопсихики и экзопсихики;
б) социальная сторона в человеке;
в) интегральное образование психических процессов, психических состояний и
психологических свойств;
г) это психологическое образование особого типа, порождаемое жизнью человека в обществе.
д) системное социальное качество, приобретаемое индивидом в деятельности.
110.Основной вклад в концепцию отношений внес:
а) В. Н. Мясищев;
б) А. Н. Леонтьев;
в) Б. Г. Ананьев;
г) С. Л. Рубинштейн.
д) В. С. Мерлин.
111.Персонология — это наука о:
а) о личности;
б) о человеке;
в) о чертах личности;
г) взаимоотношениях в коллективе;
д) о бессознательном.
112. Автор концепции интегральной индивидуальности личности:
а) В. С. Мерлин;
б) А. Н. Леонтьев;
в) Б. Г. Ананьев;
г) В. Н. Мясищев;
д) С. Л. Рубинштейн.
113.По Д. А. Леонтьеву, основу экзистенциального уровня структуры личности составляют следующие понятия:
а) духовность; свобода; ответственность;
б) свобода; смысл жизни; отношения;
в) смысл жизни; ответственность; отношения;
г) ответственность; отношения;
д) отношения; духовность; свобода.
114.Основными элементами психологического компонента личности, по мнению
Б. И. Додонова, являются (отметьте лишнее):
а) отношения;
б) направленность;
в) характер;
г) способности;
д) мировоззрение.
115.К. К. Платонов выделяет в структуре личности следующее количество подструктур:
а) 4;
б) 3;
в) 5;
г) 6;
д) 7.
116.Б. Г. Ананьев полагал, что для правильного понимания личности прежде всего
необходим:
а) анализ статуса и социальной позиции личности;
б) анализ характерологических особенностей человека;
в) анализ психофизиологических свойств личности;
г) анализ способности;
д) анализ характера.
117.А. Г. Ковалев понимал под процессом развития личности:
а) развитие идет от динамического и неустойчивого ко все более устойчивому
и постоянному;
б) развитие личности — это фазный процесс перехода от одной стадии к другой,
сопровождающийся кризисами или конфликтами;
в)развитие личности предполагает «два рождения личности»;
г) ребенок начинает становиться личностью, когда начинает играть в ролевые
игры;
д) ребенок приобретает личностные качества в игре.
118.Отношения личности — это:
а) активная, сознательная, интегральная, избирательная, основанная на опыте связи личности с различными сторонами действительности;
б) система потребностей, интересов и идеалов;
в) индивидуально-своеобразные способы постановки и решения проблемы;
г) личностное образование, которое подразумевает особую позицию субъекта по
отношению к миру, к окружающим людям и к себе, противоположную реактивности;
д)уровень притязаний.
119.В основе концепции личности В. С. Мерлина лежит положение о:
а) динамической многоуровневой системе взаимных связей и организации
свойств личности;
б) двух тесно связанных между собой совокупностях следов, из которых одна
тесно связана с органической, а другая — с социальной сферой;
в) рассмотрении процессов развития и становления личности как последовательном переходе от элементарных, неосознаваемых или частично неосознаваемых потребностей к потребностям опосредованным;
г) некоторых ограничителях, задающих конкретные установления, которым
нужно следовать и которые можно выполнить или не выполнить;
д) чертах личности.
120.По мнению В. Н. Мясищева, следующее понятие «выражает доминирующее от-
ношение или его интеграл»:
а) направленность;
б) характер;
в) личность;
г) роль;
д) самооценка.
121.Центральное место в концепции А. Н. Леонтьева принадлежит понятию:
а) «личностный смысл»;
б) направленность личности;
в) система отношений;
г) диспозиционная система;
д) потребности личности.
122.Концепция К. К. Платонова носит название:
а) функционально-динамической;
б) интегральной индивидуальности;
в) мотивационно-динамической;
г) эмоциональной направленности;
д) диспозиционной системы.
123.В. Франкл является представителем:
а) экзистенциального направления;
б) бихевиористского;
в) психоанализа;
г) гештальт-психологии;
д) гештальт-терапии.
124.Зарубежны психолог - автор понятиясубличности или подличности:
а) Р. Ассаджиоли;
б) К. Роджерс;
в) 3. Фрейд;
г) А. Адлер;
д) Дж. Уотсон.
125.Социализация — это:
а) процесс и результат усвоения и последующего активного воспроизводства
индивидом социального опыта;
б) отношение к себе как бы со стороны, обусловленное какими-то моими реальными достоинствами или недостатками;
в) осуществление индивидных и личностных возможностей Я посредством собственных усилий, а также со деятельности с другими людьми;
г) непосредственное эмоциональное отношение к себе, не зависящее от того, есть
ли во мне какие-то черты, объясняющие это отношение, или нет;
д) все ответы неправильные.
126.К основным структурным единицам деятельности относятся (выделите лишнюю):
а) уровень психологических функций;
б) уровень действий;
в) уровень операций;
г) уровень психофизиологических функции;
д) особые виды деятельности.
127 Кто из нижеперечисленных авторов в структуре личности выделяет уровень, включающий в себя половозрастные характеристики личности:
а) К. К. Платонов;
б) А. Н. Леонтьев;
в) Б. И. Додонов;
г) Б. Г. Ананьев;
д) В. Н, Мясишев.
128.Ассаджиоли выделяет в своей структурной модели личности:
а) 8;
б) 4;
в) 3 элемента;
г) 5;
д) 7.
129. Подход, в котором ведущими являются понятия «потребность», «мотив», «эмоция», «значение», «личностный смысл»:
а) деятельностый;
б) ценностный;
в) личностный;
г) мотивационный;
д) психоаналитический.
130. Автор, выделяющий 10 типов эмоциональной направленности
личности:
а) Б. И. Додонов;
б) А. Н. Леонтьев;
в) Б. Г. Ананьев;
г) В. С. Мерлин;
д) В. Н, Мясишев.
131.Структура личности, по Д. А. Леонтьеву, включает в себя (отметьте лишнее):
а) систему управления, или Я;
б) внутренний мир личности;
в) уровень ядерных структур личности;
г) внешний мир личности;
д) все ответы неправильные.
132.По мнению А. А. Реана, следующие понятия являются критериями зрелости личности:
а) ответственность; саморазвитие;
б) свобода;
в) направленность;
г) терпимость;
д) позитивное мышление.
133.Понятие структурной единицы личности вводит:
а) К. К. Платонов;
б) А. Н. Леонтьев;
в) Б. Г. Ананьев;
г) В. С. Мерлин;
д) В. Н. Мясищев.
134.Наука, возникшая на стыке естественных, общественных, гуманитарных, технических дисциплин, изучающая феноменологию, закономерности и механизмы
развития человека на ступени его зрелости и особенно при достижении им наиболее высокого уровня в этом развитии, называется:
а) акмеологией;
б) воспитанием;
в) персонологией;
г) гигиеной;
д) психофизиологией.
135.Понятие «индивидуальный стиль жизнедеятельности» широко использовал в своей концепции:
а) В. С. Мерлин;
б) А. Н. Леонтьев;
в) Б. Г. Ананьев;
г) В. Н. Мясищев;
д) Б. И. Додонов.
136.Способы получения эмпирических показателей можно разделить на:
а) объективный;субъективный;
б) информационный;
в) личностный;
г) проективный;
д) интегративный.
137.В своей концепции личности А. Г. Асмолов выделяет пять стратегий исследования личности (отметьте среди нижеперечисленных лишнюю):
а) экзистенциональная;
б) факторная;
в) блочная; а также мотивационно-динамическая;
г) конституционально-антропометрическая;
д) поведенческо-интеракционнстская.
138.Установка — это:
а) готовность, предрасположенность определенным образом воспринимать, понимать и осмысливать объект или действовать с ним в соответствии с прошлым
опытом;
б) сложившаяся система важнейших целевых программ личное, определяющая
смысловое единство ее инициативного поведения;
в) внутренняя регуляция, опосредованная ценностными ориентациями;
г) совокупность стойких мотивов;
д) все ответы неправильные.
139.Цель теории личностных конструктов Джорджа Келли:
а) объясние, каким образом люди интерпретируют и прогнозируют свой жизненный опыт;
б) тиражирование «эффективных моделей» поведения;
в) объясние с позиции науки, почему люди ведут себя определенным образом;
г) подразумевает особую позицию субъекта по отношению к миру;
д) сознательная психологическая связь с другими.
140.Способность — это:
а) индивидуально-психологическая особенность человека, отвечающая требованиям данной деятельности и являющаяся условием ее успешного выполнения;
б) динамическая характеристика психической деятельности человека;
в) определенный фонд знаний, умений и навыков в определенной области;
г) активное положительное отношение к предмету, склонность заниматься им,
переходящая на высокий уровень развития;
д) все ответы неправильные.
141.Автором одной из популярных теорий ценностей и ценностных ориентацией является:
а) Ш. Шварц;
б) 3. Фрейд;
в) Д. Келли;
г) Б. Г. Ананьев;
д) В. Н. Мясищев.
142.Экзистенциальный вакуум — это:
а) пустота, отсутствие смысла жизни, переживаемого человеком;
б) специфическая форма активности;
в) преимущественная направленность личности вовне, на окружающих людей,
на внешние события и явления;
г) психологическая реальность вне зависимости от того, в чем конкретно чело
век видит смысл жизни;
д) все ответы неправильные.
143. Возможность достижения субъектом максимального объема информации в данных условиях при минимальных энергетических и временных затратах, по А.В. Либину, называется:
а) Оптимальность;
б) Компенсаторность;
в) Результативность;
г) Адаптивность;
д) Эффективность.
144. Возможность субъекта синхронно перестраиваться в соответствии с требованиями ситуации по теории стиля называется:
а) Адаптивность;
б) Оптимальность;
в) Компенсаторност;
г) Эффективность;
д) Результативность.
145. Умение людей осознавать свои способности и выстраивать поведение, соответствующее специфической задаче или ситуации по концепции А. Бандуры, называется:
а) Самоэффективность;
б) Самосознание;
в) Самоанализ;
г) Самонаблюдение;
д) Самоподкрепление.
146.Отрасль психологической науки, изучающая закономерности этапов психического развития и формирования личности на протяжении онтогенеза человека от рождения до смерти:
а) возрастная психология;
б) генетическая психология;
в) генетическая эпистемология;
г) сравнительная психология;
д) психология развития.
147. Метод, основанный на изучении закономерностей психического развития посредством моделирования его существенных условий:
а) экспериментально-генетическая стратегия исследования;
б) метод возрастных поперечных срезов;
в) лонгитюдный метод;
г) метод клинической беседы;
д) сравнительный метод.
148. Процесс и результат усвоения и активного воспроизводства индивидом социального опыта, осуществляемый в общении и деятельности:
а) социализация;
б) развитие;
в) воспитание;
г) обучение;
д) адаптация к социальной среде.
149. Специфическая для каждого возрастного периода система отношений субъекта в социальной действительности, отраженная в его переживаниях и реализуемая им в совместной деятельности с другими людьми:
а) социальная ситуация развития;
б) уровень развития общения;
в) ведущая деятельность;
г) центральное новообразование возраста;
д) социальное пространство.
150. Категория возрастной психологии, обозначающая отдельные временные интервалы жизни человека и выводимая из конкретной теории развития и принципа ее периодизации:
а) психологический возраст;
б) этап;
в) кризис;
г) хронологический возраст;
д) период.
151. Категория возрастной психологии, обозначающая главный путь онтогенетического развития человека: овладение индивидом достижениями материальной и духовной культуры человека:
а) присвоение;
б) приспособление;
в) приобщение;
г) адаптация;
д) ассимиляция.
152. Особые, относительно непродолжительные по времени периоды онтогенеза, характеризующиеся резкими психологическими изменениями и относящиеся к нормативным процессам, необходимым для поступательного развития человека:
а) возрастные кризисы;
б) возрасты;
в) этапы;
г) литические периоды;
д) индивидуальные кризисы.
153. Центральное понятие концепции Э.Эриксона, обозначающее эмоционально-когнитивное единство представлений о самом себе, своем месте в мире, в системе межличностных отношений:
а) эгоидентичность;
б) эгоинтеграция;
в) самость;
г) Я-концепция;
д) самосознание.
154. Концепция краткого, сжатого во времени повторения в онтогенезе признаков филогенетических (исторических) форм:
а) концепция рекапитуляции;
б) концепция конвергенции двух факторов развития;
в) концепция трех ступеней развития;
г) культурно-историческая концепция;
д) социогенетическая концепция.
155. В концепции Л.С.Выготского возрастные кризисы рассматриваются как:
а) нормативные явления, центральный механизм динамики возрастов;
б) результат нарушения детско-родительских отношений;
в) «болезни роста»;
г) условные точки на кривой развития, отделяющие один возраст от другого;
д) негативный результат столкновения развивающейся личности с социальной действительностью.
156. Ведущая деятельность- это:
а) деятельность, в которой возникают другие виды деятельности и формируются основные новообразования возраста;
б) деятельность, наиболее интересная для человека;
в) деятельность, которой на данной стадии развития человек посвящает большую часть своего времени;
г) деятельность, к которой ребенка побуждает взрослый;
д) деятельность, в которой происходит освоение социального опыта.
157. Хронологический возраст определяется:
а) временными рамками;
б) индивидуальными особенностями ребенка;
в) физиологическими особенностями развития ребенка;
г) психологическими особенностями развития ребенка;
д) когнитивными особенностями развития ребенка.
158. Система взглядов на объективный мир и место человека в нем:
а) экспектации;
б) эмпатия;
в) просоциальное поведение;
г) мировоззрение;
д) мудрость.
159. Условное обозначение вершины развития, момента наибольшего расцвета человеческой личности:
а) «Акме»;
б) «Кульминация»;
в) «Пик развития»;
г) «Предел развития»;
д) «Равновесие».
160. По мнению Б. Г. Ананьева, зрелость — это период:
а) противостояния инволюционным процессам в виде реституционных и конструктивных процессов;
б) стабилизации функциональных уровней основных деятельностей и образования неопределенно долгого стационарного состояния;
в) «психологического окаменения», выход на плато возможностей;
г) сложных процессов, нарушающих стационарное состояние;
д) начала неуклонной инволюции.
161. Ощущение внутреннего единства, основывающегося на удовлетворенности от подведения человеком итогов своей жизни и осознание ее как единого целого, — это:
а) целостность эго;
б) эгоцентризм;
в) «образ Я»;
г) индивидуация;
д) катарсис старости.
162. Наиболее типичным психическим состоянием в старости является:
а) возрастно-ситуативная депрессия;
б) фрустрация;
в) тревожность;
г) эйфория;
д) ипохондрическая фиксация.
163. В условиях нормального старения изменение ядра личности:
а) зависит от стратегии адаптации к старости;
б) имеет место, но не является патологическим;
в) не происходит;
г) обязательно происходит, это естественный процесс инволюции;
д) не было предметом экспериментальных исследований.
164. Старость — это период:
а) возможного развития личности;
б) биологической инволюции и стабилизации на личностном уровне;
в) инволюции на биологическом и психологическом уровнях;
г) стабилизации на уровне познавательных процессов;
д) неизбежной деградации личности.
165. Согласно исследованиям школы П. Балтеса, мудрость — это:
а) экспертная система знаний, ориентированная на практическую сторону жизни;
б) система глубоких теоретических знаний;
в) эмоциональное принятие собственной старости;
г) принятие собственной жизни в целом в результате ее осмысления;
д) оптимистическое отношение к действительности.
166.Отрасль психологической науки, изучающая закономерности этапов психического развития и формирования личности на протяжении онтогенеза человека от рождения до смерти:
а) возрастная психология;
б) генетическая психология;
в) генетическая эпистемология;
г) сравнительная психология;
д) психология развития.
167. Метод, основанный на изучении закономерностей психического развития посредством моделирования его существенных условий:
а) экспериментально-генетическая стратегия исследования;
б) метод возрастных поперечных срезов;
в) лонгитюдный метод;
г) метод клинической беседы;
д) сравнительный метод.
168. Процесс и результат усвоения и активного воспроизводства индивидом социального опыта, осуществляемый в общении и деятельности:
а) социализация;
б) развитие;
в) воспитание;
г) обучение;
д) адаптация к социальной среде.
169. Принцип психологии развития, проявляющий себя в том, что хронологические рамки и особенности каждого возраста не являются статичными, но определяются действием общественно-исторических факторов, социальным заказом общества:
а) исторический принцип психологии развития;
б) принцип творческого характера развития;
в) принцип ведущей роли социокультурного контекста в развитии;
г) принцип совместной деятельности общения как движущей силы психического развития;
д) принцип амплификации развития.
170. Специфическая для каждого возрастного периода система отношений субъекта в социальной действительности, отраженная в его переживаниях и реализуемая им в совместной деятельности с другими людьми:
а) социальная ситуация развития;
б) уровень развития общения;
в) ведущая деятельность;
г) центральное новообразование возраста;
д) социальное пространство.
171. Наука о механизмах и условиях формирования у человека различных форм и типов знаний, понятий и познавательных операций:
а) генетическая эпистемология;
б) генетическая психология;
в) когнитивная психология;
г) психология развития;
д) возрастная психология.
172. Особые, относительно непродолжительные по времени периоды онтогенеза, характеризующиеся резкими психологическими изменениями и относящиеся к нормативным процессам, необходимым для поступательного развития человека:
а) возрастные кризисы;
б) возрасты;
в) этапы;
г) литические периоды;
д) индивидуальные кризисы.
173. Тип развития, при котором в самом начале заданы, зафиксированы стадии развития и конечный результат:
а) преформированный тип развития;
б) непреформированный тип развития;
в) спонтанный тип развития;
г) детерминированный тип развития;
д) циклический тип развития.
174. Концепция краткого, сжатого во времени повторения в онтогенезе признаков филогенетических (исторических) форм:
а) концепция рекапитуляции;
б) концепция конвергенции двух факторов развития;
в) концепция трех ступеней развития;
г) культурно-историческая концепция;
д) социогенетическая концепция.
175. Характеристики психологического возраста определяются:
а) сочетание вышеизложенных факторов;
б) характером воспитания, особенностями деятельности и общения индивида;
в) конкретно-историческими условиями развития индивида;
г) спецификой развития функциональных систем;
д) особенностями роста.
176. В концепции Л.С.Выготского возрастные кризисы рассматриваются как:
а) негативный результат столкновения развивающейся личности с социальной действительностью;
б) результат нарушения детско-родительских отношений;
в) «болезни роста»;
г) условные точки на кривой развития, отделяющие один возраст от другого;
д) нормативные явления, центральный механизм динамики возрастов.
177. Ведущая деятельность- это:
а) деятельность, в которой возникают другие виды деятельности и формируются основные новообразования возраста;
б) деятельность, наиболее интересная для человека;
в) деятельность, которой на данной стадии развития человек посвящает большую часть своего времени;
г) деятельность, к которой ребенка побуждает взрослый;
д) деятельность, в которой происходит освоение социального опыта.
178. Согласно Л.С.Выготскому, структура возраста состоит из:
а) вышеперечисленные
б) новообразования
в) социальной ситуации развития
г) ведущая деятельность
д) кризис
179. Акмеология – это наука:
а) изучающая феноменологию, закономерности и механизмы развития человека на ступени его зрелости и особенно при достижении им наиболее высокого уровня в этом развитии;
б) наука о развитии профессиональной деятельности субъекта;
в) наука о личности, стремящейся к идеалу;
г) наука о становления личности;
д) наука об идеальном.
180.Основными принципами акмеологии являются:
а) принцип комплексности;
б) настойчивости;
в) детерминизма;
г) профессионализма;
д) практицизма.
181.Научные ориентации акмеологии проявляются в следующих аспектах:
а) онтологическом;
б) психологическом;
в) методологическом;
г) практическом;
д) теоретическом.
182.Статус акмеологии как науки выражается через законы:
а) личностно-профессионального развития;
б) самовыражения личности в профессии;
в) противоречия между актуальным и потенциальным;
г) противоречия между реальным и потенциальным;
д) самоопределения личности в социуме.
183.Прикладная креативная акмеология изучает:
а) инновационные аспекты предмета;
б) процесс обучение взрослых;
в) инновационные технологии;
г) информационные технологии;
д) коммуникационные технологии.
184.Акмеологический подход к системогенезу профессиональной деятельности включает следующие аспекты:
а) неравномерность и гетерохронность продвижения человека к вершинам профессиональной деятельности;
б) чередование оптимумов и спадов на пути к высоким достижениям;
в) выбор человеком индивидуального стиля профессиональной деятельности;
г) выбор человеком образовательной траектории;
д) свобода выбора профессии.
185.Прикладная акмеология включает в себя:
а) акмеологию управления;
б) креативную акмеологию;
в) лингвистическую акмеологию;
г) теоретическую акмеологию;
д) практическую акмеологию.
186. Подструктура акмеограммы - способности и потенциал, включающий в себя:
а) оценку одаренности и таланта;
б) уникальные способности;
в) планы и стремления личности;
г) самосознание личности;
д) открытость личности.
187. Метод, основанный на изучении закономерностей психического развития посредством моделирования его существенных условий - это:
а) экспериментально-генетическая стратегия исследования;
б) метод возрастных поперечных срезов;
в) лонгитюдный метод;
г) метод клинической беседы;
д) сравнительный метод.
188.Общие и специфические особенности акмеологических закономерностей разработки технологий профессиональной деятельности – это:
а) прогнозные, диагностические, прикладные;
б) психологические;
в) регулятивные;
г) коммуникативные
д) информационные.
189. Критерии зрелости по Б.Г. Ананьеву – это:
а) гражданская зрелость;
б) умственная зрелость;
в) трудовая зрелость;
г) соматическая зрелость;
д) физическая зрелость.
190. Социально зрелая личность – это:
а) человек, целенаправленно работающий над собой;
б) человек, обладающий активной жизненной позицией и житейской мудростью;
в) сложная, открытая, целеустремленная личность;
г) саморазвивающаяся личность, стремящаяся к идеалу;
д) коммуникабельная личность.
191. Классификация установок по А.Г. Асмолову - это:
а) операциональные установки;
б) фиксированные установки;
в) целевые установки;
г) смысловые установки;
д) теоретические установки.
192. Продуктивная Я - концепция - это:
а) развитое самоуважение и нормативная саморегуляция поведения;
б) преимущественное развитие «Я - реалистичное» в настоящем времени;
в) гармоничное развитие составляющих Я – реального, Я – идеального
г) гармоничное развитие составляющих Я – фантастического Я – будущего;
д) гармоничное развитие составляющих Я – потенциального, Я – реального.
193. Личностно-профессиональное развитие субъекта труда до уровня профессионала возможно при наличии:
а) стремление завоевать уважение других людей;
б) адекватное представление о своих качествах и возможностях;
в) стремление достичь продуктивной Я – концепции;
г) стремление к достижению материальных благ;
д) желание достичь высокого уровня образования.
194. Уровни самопознания по И.И.Чесноковой - это:
а) сравнение себя с другими;
б) самооценка;
в) самоанализ;
г) интроспекция;
д) интроверсия.
195. Основных шагов (элементов) алгоритма индивидуального психолого-акмеологического консультирования:
а) десять;
б) тридцать;
в) двадцать;
г) сорок;
д) пятьдесят.
196. Самосознание как процесс включает в себя:
а) самопознание;
б) самооценку;
в) самоанализ;
г) интроспекцию;
д) экстраверсию.
197.Признаки развития по Л.С. Выготскому - это:
а) появление новых элементов в развитии;
б) перестройка связей между процессами;
в) расширение социальной связи развития;
г) дифференциация;
д) индивидуализация.
198. Наиболее высокие величины показателей развития мышления приходятся на:
а) 20 лет;
б) 23 года;
в) 42 года;
г) 55 лет;
д) 38 лет.
199. Процессы личностного роста связаны:
а) с индивидуальными приобретениями, опытом личности;
б) с физическим самосовершенствованием;
в) с саморазвитием процесса творческой зрелости специалиста;
г) практическим характером творческого специалиста;
д) теоретическим развитием специалиста.
200. Этапы возникновения акмеологии:
а) номинативный;
б) науковедческий;
в) исследовательский;
г) практический;
д) теоретический.
Тестовые задания составил Имамбекова Г.С.
Тесты утверждены на заседании кафедры Психология и педагогика
Протокол № _ 1 __ от «_ 04 _» ____ 09 ____ 2017 г.
Зав. кафедрой ___________________ Карауылбаев С.К.
№_______паспорта тестовых заданий
Тестовые задания приняты ОР
Руководитель сектора КИМ ____________________ _________________________
«_____» ___________________ 20___ г.