Акмеологизация умственного труда

Глава 1

Истинные изменения наступят толь­ко тогда, когда люди начнут работа' ъ над тем, чтобы самим становиты я честнее, благороднее, управлять со­бою... словом, стать образцом.

Мрахам Ливанов

Сегодня качество высшего образования зависит не только и не столько от объема знаний, а от способности студента ориен­тироваться в информации, технологиях, в мирэ вещей, от умения самостоятельно учиться, самостоятельно принимать решения, иметь конкретный результат, способность и умение делать новое дело. Образование должно стать непрерывным процессом самопозна­ния, самоощущения, самообновления, самосовершенствования себя. Сегодня наша планета гибнет от экологического кризиса. Спасти ее новыми технологиями не удается. Спасать ее нужно через самого человека. Это его искаженное представление о месте человека и его роли в природе так изменило ее. Поэтому тайна выживания человеческого рода заключена в самом человеке, в его отношении к природе, измененной им самим.

Вернуться от познания природы вообще к познанию при­роды самого себя; вернуться от преобразования природы ради себя к преобразованию себя ради жизни и продуктивной дея­тельности.

Исходное начало, на котором должно строиться образова­ние, самоусовершествование современного человека, - минимум преобразования природы при максимуме преобразования чело­века. Сложившееся столетиями образование,, ориентированное на производство человеком вещей, пришло в противоречие с современной технологической эпохой, где на передний плен выдвигается способность каждого к производству новых тех­нологий - новых способов, новых правил действий, творигь собственные возможности, активно и результативно занимать­ся самосовершенствованием.


В литературе существуют одновременно два понятия -«культура умственного труда» и «культура учебного труда». Культура умственного труда выступает в роли общей катего­рии по отношению к культуре учебного труда и рассматривает­ся как система, входящая в состав двух суперсистем - ум­ственный труд и культура личности.

КУЛЬТУРА УМСТВЕННОГО ТРУДА - это качество лич­ности, характеризующее уровень развития ее интеллектуаль­ных, познавательных, исследовательских и организационно-технических сторон, обеспечивающих рациональность и высо­кую продуктивность умственной деятельности.

Умственная деятельность, уровень умственного труда, каче­ство интеллекта не фиксированная величина. Ее можно повы­шать, и к этому надо стремиться. Интеллектуальная культура, как и многие другие компоненты культуры личности, не явля­ется чем-то, что может быть увидено, измерено и перемещено. Интеллектуальная культура проявляется в том, как человек реагирует на окружающий мир, как он себя ведет, как трудит­ся. Так, если студент живет в среде, богатой источниками сти­муляции и возможностями для развития, то его интеллект бу­дет развиваться быстро. Основным препятствием на пути со­вершенствования интеллектуальной культуры является, как правило, не недостаток способностей педагога, студента, а не­умение эти способности правильно использовать.

Сегодня мы знаем, что головной мозг представляет собой сложную систему, насчитывающую миллиарды нейронов. Каж­дый нейрон связан с сотнями других, количество связей одного нейрона колеблется от ста до десяти тысяч. Отсюда интеллек­туальная культура зависит не от количества клеток головного мозга, с которым человек рождается, а от количества клеток, которые он использует в процессе мыслительной деятельности, самосовершенствования и достижения высот творческого само­развития, формирования профессиональной зрелости. В после­дние годы это приобретает все большую теоретическую и прак­тическую актуальность и подтверждается самим формирова­нием акмеологии как особой междисциплинарной отрасли зна­ния и приобретения ею социального статуса.

Слово «акмеология» восходит к греческому «акме», про­исходящему в свою рчередь от слова «ахіз» (острие) и означаю-


щему: «высшая степень чего-либо, цвет, цветущая пора»; «en акту eihal» («быть в акме»), что означает «быть в полном цвете, на высшей степени развития» г.

Акмеологичность как признак вершинности в реализации творческого потенциала человека присутствовала на всех эта­пах земной цивилизации.

Само понятие «акимеология» впервые было введено в 1928 году для обозначения особого раздела возрастной психологии -психологии зрелости, или взрослости. Символично, что появле­ние этого термина относится к периоду бурного интеллекту­ального и социального поиска 1920-х годов.

Б.Г. Ананьев в своей книге «Человек как предмет позна­ния» (1968) указал место таким образом понимаемой акмео-логии в системе наук о человеке, поместив ее в разряд «педаго­гика - акмеология - геронтология». Б.Г. Ананьев глубоко опи­рался на принцип развития в своей концепции оытопсихологии, сутью которой являлось исследование бытия человека как инди­вида и личности, субъекта и индивидуальности в онтогенезе 1.

Конечным продуктом развития человека, полагал Б.Г. Ананьев, является обретение им собственной индивиду­альности, когда он становится субъектом своего жизнетворче-ства, самостоятельного, глубоко осознанного выстраивания сво­его жизненного пути. Такая индивидуальность представляет собой систему, которая интегрирует важнейшие свойства лич­ности, присущие определенному конкретному человеку. Само­сознание индивидуальности - это внутренний мир человека, который постоянно, активно, сознательно работает.

Изучая человека как целостную систему, Б.Г. Ананьев де­лает вывод о том, что активная опора на законы развития человека позволяет более успешно управлять самосовершен­ствованием личности, прицельнее корректировать проявление того или иного свойства, с более тесной привязкой к личност­ным и субъективно-деятельностным характеристикам и их взаимосвязям строить процесс обучения и воспитания, предот­вращать раннее старение, выводить развитие каждого человека на самосовершенствование - на уровень действительного акме.

В более широком значении акмеологию следует рассматри­вать как науку об условиях успешной деятельности зрелой


личности, о становлении вершин профессионального мастерства. Е.И. Степанова рассматривает зрелость как расцвет творчес­ких сил человека, проявляющийся в его активном отношении к жизни, в результате которого создаются материальные и ду­ховные ценности общества1.

Объектом акмеологии является человек, его самодвижение к зрелости, самореализация, самосовершенствование личности и профессионализма.

Совершенно иной научный статус акмеология приобретает как только ее объектом становится мастерство учебной дея­тельности, профессионализм (акме), уже с точки зрения кото­рой акмеологией привлекаются к рассмотрению и исследуются различные стороны взрослого человека, характеристики его ду­ховного мира, условия воспитания и образования, способы и развернутые технологии осуществления им своей профессио­нальной деятельности, способы и уровень овладения ими, но теперь уже строго в перспективе выявления, изучения и даль­нейшего практического использования различного рода факто­ров, способствующих повышению профессионального мастер­ства, достижению вершин профессионализма.

Существенное отличие акмеологии от психологии, педаго­гики и др. состоит в том, что акмеология целенаправленно вы­деляет профессионализм и воздействующие на него факторы в качестве предмета его исследования, где ключевым является по­нятие продуктивности и уровня профессионализма. А.А. Дер-кач и Н.В. Кузьмина выделяют такие исследования в особую акмеологическую науку - акмеологию самосовершенствования и коррекции профессиональной деятельности2. При этом по­нятие профессионализма должно быть, конечно же, соответству­ющим образом специфицировано.

Предметом акмеологии является саморазвитие зрелого человека; самореализация в процессе познания и созидатель­ной деятельности на пути к высшим достижениям (верши­нам); закономерности обучения вершинам жизни и профессио­нализма в деятельности; самообразование, саморганизация, са­мокоррекция, самосовершенствование под влиянием новых тре­бований, идущих как извне, от современной культуры, науки,


техники, профессии, так и особенно изнутри, от собственных потребностей «* способностей ** ценностей.

Акмеология исследует истинного человека как субъект учебно-познавательной, педагогической, творческой, профессио­нальной и управленческой деятельности. Здесь рассматривает­ся зрелость как центральный момент в развитии студента, как расцвет его способностей и возможностей, как потребность и способность к самосовершенствованию (физическому, психичес­кому, интеллектуальному, нравственному, эстетическому, рито­рическому, профессиональному) средствами самообразования, самоорганизации, самоуправления, самокоррекции, руководите­лем собственной деятельности.

Приведенные признаки зрелости дают основание увидать главный ее признак — высший уровень продуктивной деятельно­сти личности, вершина профессионализма (акме).

Сегодня требуется новый тип работника — профессиональ­но компетентного, владеющего разнообразными видами деятель­ности в новых условиях, обладающего необходимыми личност­ными качествами, такими, как мобильность мышления в быст­ро меняющихся условиях, творческий подход к нестандартным ситуациям, высокое достоинство, гражданственность, государ­ственность, социальная ответственность и др.

В этой связи вырисовывается важность акмеологизагии высшего образования как основного пути к элитному высшему учебному заведению, где ядром прогрессивного образования яв­ляется человек, его природный механизм.

Отсюда архиважная задача студента — самостоятельно при­вести себя к самообразованию, самосовершенствованию.

1.1. Самосовершенствование культуры умственного труда

В обществе все совершается людьми, и люди не могут со­вершенствовать общественную жизнь, не совершенствуя самих себя. Стремление к самосовершенствованию естественно, око в значительной степени свойственно подавляющему большинству студентов. Всегда хочется быть чем-то большим и иным, чем есть, и так как это хотение есть само его существо, то можно утверждать, что каждый есть больше, чем то, что он есть.


В связи с этим возникает вопрос: как же реализовать это стремление, хотение, возвышение? Ведь часто, желая изменить себя к лучшему, организовать свой умственный труд по луч­шим образцам, невозможно достичь продуктивной учебно-по­знавательной деятельности, а затем оправдываешь свою сла­бость обстоятельствами жизни.

Есть ли ВЫХОД из этого положения? ВЫХОД есть. Но он не так прост и не так ясен, как, может быть, хотелось бы.

Только в процессе культуры человек - высшая ценность, мера вещей. Культура - резервуар, в котором накапливается, сохраняется, передается от поколения к поколению информа­ция. Вместе с тем творчество, продуктивное мышление, трудолю­бие, вера, любовь, счастье, ответственность, честь, достоинство -есть та жизненная сила, которая одухотворяет. Поэтому если хочешь стать личностью высокой культуры, стать профессио­налом (акме), то нужно учиться жить по законам природы.

Природа подарила человеку фундаментальный механизм жизни, познания профессиональной деятельности в виде трех «лучей»:.

Эти три луча живут в каждом. Человек всегда ищет, как удовлетворить свои потребности, где и как освоить, реализовать способности и овладеть высшими ценностями культуры, образ­цами жизни на Земле. В триаде «потребность - способность -решимость» заложена тайна, величие культуры и акмеологии, определяющей готовность к самосовершенствованию культуры умственного труда.

Суть культуры умственного труда - понять, какие челове­ческие потребности ценятся обществом, а следовательно, какие потребности следует в себе развивать.' Культура умственного


труда не в использовании имеющихся потребностей, а в их развитии, начиная с личных потребностей.

Потребность — это нужда в чем-либо, особое психическое состояние человека, ощутимое или осознаваемое как «напря­жение», «неудовольствие». Каждый индивидуум имеет пять наиболее важных потребностей: кем-то быть, что-то иметь, что-то делать, что-то знать, что-то чувствовать. Последнее занима­ет особое место. Эстетическая потребность в своем глубоком значении - это в высшей степени человеческая форма потреб­ления, которая дает максимальную радость человеку. Но в то же время эта потребность неотделима от личной ответственно­сти за сохранение красоты земной, за выполнение морального долга по защите и расширению масштабов добра и красоты. Потребность осознается как желание познавать, поступать, дей­ствовать.

Вся жизнь человека сводится к получению удовольствия от удовлетворения потребностей. Потребности, связанные друг с другом иерархически и эволюционно, занимают место соот­ветственно своей силе и важности - от физиологических до самосовершенствования своего умственного труда. Американ­ский психолог А. Маслоу (1908-1970) подчеркивал: «...Все эти потребности могут рассматриваться как всего лишь ступе­ни лестницы, ведущей к самоактуализации, которая может вклю­чать в себя и удовлетворение основных потребностей»1. Само­актуализация означает тенденцию к реализации внутреннего потенциала способностей человека, то есть самореализацию. Это желание человека стать всем, чем он способен стать.

Какие же потребности заставляют человека с самого рож­дения строить свою жизнь как процесс решения усложняю­щихся жизненных задач совместно с другими людьми? Это зна­чит: чтобы управлять собой и другими, надо знать и понимать свои потребности.

Каковы потребности человека? Это:

♦ потребность жить и обеспечивать свою жизнь. Эта группа по­требностей названа «витальные потребности», или первичные. Они проявляются в двух видах - «для себя» (лично) и «для своих» (для продолжения рода);


♦ потребность занять определенное место в обществе. Эта груп­
па названа «социальные потребности», или вторичные. Они
базируются на правах и обязанностях и тоже выступают в

• Двух видах — «для себя» (мои права) и «для других» (мои обязанности);

♦ потребности познавать и преобразовывать как внешний окру­жающий мир, так и внутренний духовный человека. Эта груп­па потребностей получила название «идеальные», или базо­вые;..

♦ удовлетворение всякой потребности требует преодоления пре­пятствий - воля. Воля всегда выступает слитно с какой-либо потребностью, усиливает ее, придает ей устойчивость. Воля имеет первостепенное значение во многих областях деятель­ности: учеба, наука, искусство, управление, спорт;

♦ потребность в компетенции или вооруженности. Потребнос­ти в вооруженности наращиваются у человека с рождения и всю последующую жизнь.

Потребности «воля» и «вооруженность» подкрепляют лю­бую потребность. Если нет воли, никакая потребность не мо­жет быть осуществлена, если нет потребности в вооруженности (наращивании системы знаний, навыков, умений, благородных привычек, личного опыта, мастерства) — усилия будут или му­чительны, или напрасны.

Если в основе жизни лежит потребность, если каждый че­ловек - букет или определенная композиция потребностей, со­четание таких потребностей создает его неповторимый дух, ду­ховный мир, его уникальную духовность.

Очевидно, что к духовности следует отнести ту группу по­требностей, которая стремится к познанию, истине, добру, красо­те, самоактуализации, самосовершенствованию.

Самосовершенствование личности — это реальный процесс становления человека, содержащий такие особенности, которые не умещаются в рамки того, что именуется воспитанием, фор­мированием, социализацией.

Совершенствование существует только и исключительно как самосовершенствование. Здесь личность - субъект — является в то же время и объектом. Человек меняет самого себя, притом меняет по собственному свободному решению и в соответствии с тем идеалом, который сам себе создает. Самосовершенство­ваться может тот, у кого есть своя природа, свое общество, свои мысли, своя Душа — вселенная.


Таким образом, самосовершенствование есть духовно-нрав­ственная деятельность. Оно поднимает человека до общечзло-веческих высот, что требует много усилий, и трудиться над етим приходится всю жизнь.

Это трудная, творческая, интеллектуально-нравственная работа, и начинается весь этот процесс с того, что личность сама ставит перед собой задачу: быть чище, духовно богаче, стре­миться к совершенству, стать высококультурной личностью в высоком смысле слова.

Самосовершенствование - процесс, который включает в себя:

♦ потребность в поиске смысла жизни;

♦ потребность в другом человеке, в людях;

♦ потребность в самоутверждении.

Данные способности откристаллизированы и закреплены ПРИРОДОЙ в генотипе человека на протяжении миллионе лет его развития.

Глубинное удовлетворение потребности в поиске смысла жизни возможно, если ставить перед собой вопросы: «Кто я? Откуда я? Как устроен я? Зачем, для чего, для кого я? Каким я могу стать?» Поиск ответов на эти вопросы и есть внутренняя духовная работа (создание образа собственного Я), в результате которой получаешь решение возникающих в жизни задач, что активизирует познавательную деятельность.

. В этом случае образование есть процесс поиска смысла жизни. Возможности на пути самосовершенствования культу­ры умственного труда неисчерпаемы, но для этого важно и нужно только осознать свою «незавершенность», то есть не считать процесс духовного саморазвития законченным, не успокаш ать-ся на том, чего достиг, а намечать новые рубежи.

Сумма всех возможностей, имеющихся у человека, всегда больше реализованной их части, тем более в юности. Превра­щение способностей и возможностей в действительность связа­но с деятельностью людей. Человек постоянно сталкивается с проблемой выбора, когда он должен отдать предпочтение о;;ной из существующих возможностей.

Потребность в другом человеке, в людях развивается бла­годаря преодолению усложняющихся жизненных задач, для решения которых нужны согласованные действия, возникает подъем жизненной энергии каждого, обусловленный резонан-


%м человека на человека. Сила и мощь способного к едине­нию с другими определяются законом кооперации. Поэтому ■Чля обладающего кооперативным мышлением, кооперативным дознанием нет неразрешимых задач. Он берется не просто за те ^йдачи, которые может решить сам, а за те, которые поставили Ситуация, время, культура, история, эпоха.

Потребность в самоутверждении можно решить по-разно- \у. Наиболее распространенный способ - силой. Второй способ Чожно назвать самосжиганием. Третий способ - «хочешь стать Мастером — зажигай других». Он более прост и более сложен, ^бо требует большой, благородной души, способной зажечь души Людей. Этот способ самоутверждения является выражением Принципа самой Природы.

Наука и образование в настоящем и в обозримом буду-Идем отличаются высоким динамизмом. Быстрое обновление систем знаний требует столь же быстрого обновления содержа­ния, форм обучения, формирования культуры личности. Перед студентом и педагогом стоит задача — формировать и постоян­но совершенствовать свои природные способности к учению, к самостоятельной работе. Отсюда: следует учиться овладевать культурой умственного труда как постоянно развивающимся и совершенствующимся социальным явлением. Овладение науч­ными формами самосовершенствования есть процесс реализа­ции способностей.

Способности - динамическая функциональная структура личности, определяющая качество усвоения знаний, овладения навыками, умениями, действиями и выполнение человеком оп­ределенной профессиональной деятельности. Способности су­ществуют только относительно определенной деятельности. Меняется время, наука, техника, претерпевает изменение и ум­ственная деятельность, а вместе с ними усложняются и необхо­димые способности.

Способности - это личность в ее продуктивности. Способ-ности, существующие как потенциальные, становятся актуаль-ными, когда проявляются и формируются в познавательной и профессиональной деятельности.

Все способности человека могут быть классифицированы в ч£тыре группы: элементарные, сложные, общие и частные.

Элементарными общими способностями, присущими всем л^одям, хотя и в разной степени, являются познавательные спо-


собности отражать мир: ощущения, восприятия, представления, внимание, память, воображение, мышление, речь. Они позволя­ют анализировать, ставить цель, прогнозировать, планировать, принимать решения, организовывать реализацию принятых ре­шений.

Каждое элементарное проявление этих способностей явля­ется соответствующим действием, выполняемым с различным чувственным, мыслительным, волевым успехом. Эти способнос­ти лежат в основе всех других, в том числе и познавательных способностей.

Элементарными частными способностями, свойственны­ми уже не всем людям и имеющими у различных лиц большие индивидуальные особенности, являются более сложные свой­ства личности, такие, например, как слух, глазомер, творчество, критичность мышления, решительность, настойчивость, смыс­ловая память, оперативная память и т.д. Столь сложные свой­ства проявляются в соответствующей специфической деятель­ности, качество которой и зависит от этих особенностей лич­ности.

Сложными общими способностями, которыми в той или иной степени наделены все люди, являются способности к об­щечеловеческим видам деятельности - учению, труду, обще­нию, игре, нравственной и этической деятельности. Каждая из этих способностей представляет собой сложную структуру свойств личности.

Сложные частные способности развивались в истории че­ловечества сначала к ремеслам, а потом к профессиям. Их и называют профессиональными, специфическими, социальными, особенными. Именно к ним относятся управленческие: про­гностические, конструктивные, организаторские, коммуника­тивные, воспитательные, рефлексивные. Иногда о способнос­тях говорят, когда они исключительные или проявляются как одаренность, талант, гениальность.

Одаренность — совокупность ряда способностей, обуслов­ливающая особенно успешную познавательную деятельность. Одаренность обычно проявляется в наличии разносторонних способностей.

Талантом называют такую совокупность способностей, ко­торая позволяет получать продукт деятельности, отличающий­ся оригинальностью и новизной, высоким совершенством и


общественной значимостью. Особенность таланта — высокий уровень творчества при выполнении умственной деятельности. Творчество порождает нечто новое, никогда ранее не существо­вавшее. Оно ориентировано не на приспособление к сложив­шимся конкретно социальным, психологическим установлени­ям, а на их преобразование, нередко связанное даже с риском.

Гениальность — высшая степень развития таланта, позво­ляющая осуществить принципиально новое в той или иной сфере деятельности. Творчество гениального человека имеет для общества историческое значение.

Все виды способностей не даются человеку в готовом виде. Они развиваются, совершенствуются в реальной жизни, по­знании и профессиональной деятельности. Обучение человека развивает у него различные способности. Если любить свою профессию, стремиться овладеть культурой, то способности раз­виваются скорее и лучше.

Благодаря способности трудиться человек развивается, со­вершенствуется. При этом, чем больше каждый из нас преуспе­вает в развитии своей сугубо человеческой способности тру­диться, тем более надежную почву обеспечит для своего буду­щего, будущего своих детей, общества в целом, в котором жи­вет, радуется, страдает, которому служит.

Успех самосовершенствования зависит от многих факто­ров. Среди них первостепенная роль принадлежит активной познавательной деятельности, предпочтение самообучения обу­чению. Можно научиться чему-либо лишь самообучаясь. Толь­ко в этом случае происходит значимое, полезное, результатив­ное обучение, так как вовлекает всего человека, его трепет мыс­ли и чувства, волю, убеждения, отношения, поступки. При та­ком самообучении становишься более самостоятельным, твор­ческим, нравственно свободным, ответственным, опирающимся на себя. Главными при этом являются самооценка и самокри­тика.

Условием успеха является сосредоточенность. Концентра­ция внимания - это и есть сила ума, суетливость - слабость ума. Важно уметь настроить, активизировать работу своего мозга. Мозг - главный мощный источник энергии, а энергия - это жизнь. Умный может и обязан идти вперед.

Я хочу - Я умею!............,....,....,..._„.,,_...„._.__

Я могу - Я делаю!


У меня все получится!

Я могу тщательно, взвешенно принимать решения и реали-зовывать!

Я четко знаю и выполняю факторы, определяющие Успех (рис. 1.1).

Рис. 1.1. Факторы, определяющие успех:

а- анализ г- решения

>, б - цель д - реализация

в - план е - результаты
ж — анализ деятельности и результатов

Мы живем в эпоху информационного взрыва и стреми­тельного технического прогресса, поэтому важно учиться гово­рить себе: «Я хочу! Я могу! Я делаю!»

При этом каких-либо сверхчеловеческих усилий не требу­ется. Надо делать то, что вполне по силам и вызывает эмоцио-• нально-эстетическое удовлетворение. Мысли — это сила, а сам i,.• ты являешься тем, о чем ты думаешь. То, что ты думаешь о других, как эхо возвращается к тебе. Преуспевающий человек излучает силу, энергию, уверенность, умеет направлять и удер-.... живать внимание на себе и благодаря этому имеет успех.


Духовное состояние определяется мыслями, которые исхо­дят из его сердца. Каждое глубокое воздействующее внушение исходит из сердца и обращено к сердцу. Постоянное повторе­ние какой-либо идеи приводит к вере, далее - к убеждению. Убеждение приводит к действию. Действие дело делать - это успех. Вера, надежда, любовь повторения действий - ведут к мастерству.

Я хочу, я могу, я делаю — есть созидательная энергия. Сила, которая побуждает постоянно самосовершенствоваться, - воля.

Воля — проявление жизненной энергии, которая действует в каждом из нас. Тот, кто мыслит, говорит: «Я хочу», так как по-настоящему живут только созидающие.

Чем в большей степени использовать свои способности, тем в большей степени будет совершенствоваться культура умствен­ного труда: тренировки — упражнения — повторения, здесь лю­бые способности раскрываются только при их использовании.

Мыслящий, мудрый человек работает над собой, над своей культурой личности, культурой мышления и управляет исхо­дящим от него излучением. Он живет и управляет с чувством и сознанием: «Ничто не меняется, кроме меня самого», и вос­принимает этот процесс как свои успехи. Благодаря позитив­ному воздействию-излучению на окружающих и возникающей положительно-обратной связи образуются новые положитель­ные цепочки.

Наш мозг в состоянии вырабатывать мысли, которые пред­ставляют собой огромный силовой потенциал. Это энергия, спо­собная многое сдвинуть и изменить. Чем интенсивнее мысль, тем больше энергии, способствующей активной работе над со­бой и влиянию на других, тем больше успех. Мы расстаемся со своими дурными привычками, растем, раскрываем свои способ­ности, обретаем духовную свободу, обретаем себя.

Итак, в самосовершенствовании культуры мышления фун­даментальными являются: потребность (хочу), которая преоб­разуется в способность (могу) и обрастает решимостью (дело делаю).

Закон «трех лучей» — это и есть готовность быть личнос­тью высокой культуры.


Готовность — это потребность (хочу) + способность (могу) + решимость (дело делаю). Все наши программы по подготовке руководителей построены, к сожалению, на формировании знаю, но они не оснащены хочу, умею, дело делаю. В результате воз­никает мир студентов, не желающих и не решающихся на са­мостоятельные поступки. Мы сами таковы. Мы сами — резуль­тат такого процесса.

Решимость - это проявление энергии действия. Опыт по­казывает: когда студент начинает жить на основе понимания готовности - с ее учетом и формированием нового уровня го­товности, то он начинает двигаться в своем развитии активно и продуктивно. Ни один студент с традиционными методами обучения не успевает за требованиями времени.

Готовность — понятие, обозначающее главное свойство, ка­чество студента, понятие, с которого начинается и которым за­вершается процесс самосовершенствования культуры умствен­ного труда.

♦ К чему готов студент сегодня? Какова у него структура по­требностей?

♦ Какова у него структура способностей по отношению к этим потребностям?

♦ Какова воля студента, его решимость? Что он готов совершить в жизни, познании, профессиональной деятельности?

♦ Как согласованы три луча: Потребность ** Способность «-» Решимость? Нет ли между ними дисгармонии?

Человек — решатель проблем, а его ум — запоминающий, хранящий, решающий проблемы. Ум, который сам умеет ис­кать проблемы в жизни. Важно самому выделять проблему из гущи событий, исследовать ее, оценить с позиции бытия, на­учиться выбирать из нескольких проблем одну, самую суще­ственную, актуальную — все это связано с самим студентом, как субъектом самосовершенствования.

2.2. Объект самосовершенствования

Дорога к успеху проходит через сознательную, целенаправ­ленную, систематическую работу над собой и развитие тех спо­собностей, которые когда-то возвысили нас над мамонтами и сейчас, в XXI веке, стали особенно актуальны.


Как это возможно?

В переводе на акмеологический язык эти способности мо­гут стать и быть только в развитии, и не просто в развитии, а в саморазвитии, в развитии собственной самости, в развитии са­мого себя. Принципы саморазвития, самосовершенствования в акмеологии - это главное ценностное основание всех наших знаний именно о человеке. Он развивается по законам разви­тия природы, и по законам развития общества, и по законам развития человека под влиянием образования и самого себя.

В современной акмеологии достаточно определенно пола­гается, что развитие человека, его способностей — одновременно и естественный, и искусственный (управляемый) процесс.

Развитие может осуществляться по сущности природы ~ как созревание и рост органических структур и функций; и описываться соответственно в акмеологии прижизненно реали­зуемой биогенетической программой. Но оно же может рас­сматриваться и как искусственная специально организуемая деятельность - по сущности социума, как деятельность фор­мирования культурообразных способностей, как упорядоченная совокупность способов и средств целевой деятельности. Тради­ционные педагогические представления о развитии, как прави­ло, ограничиваются двумя этими трактовками.

Однако в общее представление о сущности развития необ­ходимо ввести третье представление о самосовершенствовании как о кардинальном структурном преобразовании своей соб­ственной самости, как о скачке в общем ходе развития, кото­рые не сводятся ни к естественным, ни к искусственным интер­претациям. Речь должна идти о развитии человека, о самосо­вершенствовании как фундаментальной способности человека становиться и быть подлинным субъектом собственной жиз­ни: способности превращать собственную жизнедеятельность в предмет практического преобразования самого себя. Здесь глав­ным вопросом является вопрос о самости (субъективности) человека. То, что она есть, — это слишком хорошо известно каждому из нас, но чем она есть в своей действительности и как она возможна в своей заданности — может открыться толь­ко в практике нашей жизни, в процессе учебного труда.

Необходима специальная теория общего хода развития че­ловека как субъекта собственной жизни, в основу которой должны быть положены категории, охватывающие разные сто-


роны этого развития: его объект (что развивается?), его меха­низм или движущие силы (как нечто развивается?), вектор развития (куда нечто развивается?), результаты развития (во что нечто развивается?).

Прежде всего человек - это существо сознательное, способ­ное отдавать себе отчет о самом себе (т.е. рефлексивное), и деятельное (способное к осознанному преобразованию). Имен­но сознание и деятельность есть основополагающие характери­стики человеческого существования, определяющие его «чело­вечность». Кроме того, важно учитывать фундаментальное об­стоятельство: это то, что живет человек прежде всего в системе реальнопрактических, живых связей с другими людьми - в общ­ности.

Таким образом, общность, сознание и деятельность - все­общие способы бытия человека, основания его жизни, задаю­щие и весь набор собственно человеческих характеристик этого бытия.

Здесь исходным является деятельное бытие, главный ре­зультат которого - субъективность человека; уровень, масш­таб, тип его субъективности: субъектность в сознании (само­сознание), субъектность в общности (самобытность), субъект­ность в деятельности (самодеятельность).

Это и есть обретение человеком образа человеческого во времени, истории и пространстве культуры. Освоение культуры человеком происходит в процессе всей его жизни. Главный результат - культура личности, культура профессиональной деятельности, основными характеристиками которой являются позитивность в отношении к культурному контексту, успеш­ность в деятельности и жизни, творческая направленность и рефлективность.

Позитивность студента в отношении к культурному кон­тексту означает, что такой студент обладает познавательными способностями к продуктивному культурному существованию через определенный культурный образ жизни, к определенному умению приобщать других к верховным ценностям культуры путем возвышения человеческого достоинства каждого.

Успешность студента определяется его способностями, по­зволяющими успешно реализовать смысл обучения - повыше­ние жизненного уровня, улучшение физического, психического, духовно-нравственного оздоровления.


Главным результатом самосовершенствования студента является творческая самореализующаяся личность. Успешный характер самореализации этой личности определяется сформи­рованными у нее качествами. Человек культуры - человек в культуре, вошедший с ней (и по поводу ее проблем) в творчес­кий с собой и другими процесс. Студент не отвечает за генотип человека, но приобщение себя и других к культуре и обществу, то есть культуризация и социализация человека - сфера его компетентности.

2.3. Самосовершенствование есть жизнь в идеале

Сегодня обществу нужны интеллигентные профессионалы, выражающие в своих делах дух времени. Нужны профессиона­лы яркие, оригинальные, знающие, думающие, мудрые, автори­тетные, харизматические.

Студенты - труженики в сфере мысли - наиболее удачли­вы в своем деле. Они способны окрылять, увлекать личным примером; они знают «болевые» точки людей, способны и уме­ют оказывать влияние на их настроение. В этом случае ум­ственная деятельность носит оптимистический характер. И главная трудность заключается в том, что культурология, акмеология как науки должны быть не о том, что есть, как любая наука о природе, а о том, как должно быть. Отсюда: человекоориентированное образование должно строиться на ценностных основаниях.

Важнейшую ценность славянской культуры можно выра­зить словами А.С. Пушкина «в самостояньи человека - залог величия его». Самостоятельность, самобытность, самосознание, самодеятельность человека, индивидуальность и уникальность, его личностный способ жизни, профессиональной деятельности являются фундаментальными ценностями европейской культу­ры. Именно они определяют смысл, содержание культуры, успех любой профессиональной деятельности и являются исходным началом духовно-нравственного и физического оздоровления общества. Речь идет о самосовершенствовании человека прежде всего как фундаментальной способности становиться и быть подлинным субъектом своей собственной жизни.


Самосовершенствование предполагает формирование новых качеств, а следовательно, преодоление отсталых взглядов, пред­ставлений, «замшелых» стереотипов, вредных привычек, робос­ти мысли, рабской психологии, слабоволия. Самосовершенство­вание ведет к сознанию и чувству патриотизма, к повышению гражданской смелости, принципиальности, ответственности за порученное дело, за собственное достоинство, к трудолюбию и кровной причастности к процессам, происходящим в обществе.

Здесь самосовершенствование можно определить как про­цесс приближения личности к идеалу посредством сознатель­ных, целенаправленных, систематических усилий с целью улуч­шения своего поведения и деятельности.

Процесс самосовершенствования включает: личность - иде­ал — самосознание — деятельность. Первый момент — личность, в которой происходит определенная трансформация — это про­цесс развертывания духовной культуры в человеке, процесс реа­лизации своих возможностей.

Второй момент процесса - идеал совершенства, которое мож­но определить как максимум духовного богатства, гармонию духа, целостность и устойчивость личности. Истина, Добро, Кра­сота, Вера, Надежда, Любовь — источники, питающие представ­ление об идеале совершенства.

Третий момент в процессе самосовершенствования - само­сознание. Оно контролирует течение всего процесса - вплоть до практических шагов на новом жизненном пути. Самосовер­шенствование есть самореализация, самоутверждение своего истинного «Я».

В современных условиях основное звено - совершенствова­ние профессионализма, особенно в управленческой и педагоги­ческой деятельности. Сегодня общество испытывает острую нужду в хороших работниках, в мастерах своего дела. В дея­тельности профессиональные качества органически связаны с общим уровнем духовного развития.

Почему сегодня мы должны думать, говорить, писать о са­мосовершенствовании? Безусловно, потому, что этого требует уникальная ситуация дальнейшего развития общества. Наука обнаружила и обосновала, что в самосовершенствовании кро­ются резервы того самого человеческого фактора, без которого не мыслится развитие экономики, социальной сферы, роста куль­туры, органического взаимодействия людей.


Культура есть совершенствование, облагораживание физи­ческих и главным образом духовных сил человека и общества, культивирование духа, т.е. процесс и результат образования и воспитания.

Культура в широком смысле означает возделывание, обра­батывание, совершенствование, т.е. именно культура создает лич­ность, именно культура делает один народ непохожим на дру­гой, определяет его неповторимое лицо. Отсюда ее стратегичес­кая задача — подъем общего культурного уровня через созда­ние принципиально новых форм деятельности, способствую­щих привлечению к работе как можно большего количества людей, выступающих за возрождение и развитие национальной культуры.

Н.К. Рерих слово «культура» толковал как слияние двух основ: культ — почитание и ур - свет. Получается: почитание Света. Он считал, что «лишь привнесение Света уничтожает тьму». Именно это и является главной стороной культуры, т.е. привнесение Света во все сферы жизни и деятельности челове­ка и в первую очередь в управленческую и педагогическую.

Культура - своего рода призма, сквозь которую преломля­ется и высвечивается все, что человек собой представляет. Это творческий принцип жизни человека и общества в целом; не просто умение, доведенное до уровня искусства, а нравственно обусловленная цель. Культура — понятие всеобъемлющее; тут и уровень мысли, и труда, и питания, и быта, и экологии, и политической дискуссии, и отношений между людьми, и отно­шение к женщинам и детям. Без этого не может быть цивили­зованной страны.

Человек начинается с первого культурного акта, выражен­ного в разумной деятельности. Из этого, как из крошечного зернышка, брошенного на благодатную почву нашей планеты, в течение тысячелетий выросли могучее древо познания, связан­ное с человеческим интеллектом и воплощенное в науке; об­щественные отношения с чувством нравственности, составляю­щие предмет этики, а также огромный мир искусства, порож­денный присущим человеку чувством гармонии и красоты и составляющий предмет этики. Несомненно, культура, вырастая на материальной основе и неуклонно расширяя ее, тем не ме-


нее проявляет свою сущность именно в области духа, что нахо­дит выражение в совершенствовании самого человека.

Человек может быть творцом своего здоровья, творцом силы и красоты духа. Этому можно и нужно серьезно учиться, ис­пользуя опыт, накопленный мировой и национальной культу­рой. Творение себя, постоянная работа над собой, чтобы сде­лать себя лучше и человечнее, — вот основополагающая цель нашей жизни и деятельности. Поэтому самосовершенствова­ние есть повышение степени человечности в человеке.

Прежде всего необходима качественная ступень образова­ния - культуроемкая. Сегодня востребована педагогика взрос­лых и набирающая социальный статус акмеология. Отсюда цель совершенствования системы непрерывного повышения квали­фикации управленческих кадров и повышения качества обра­зования - привести человека к саморождению, самосовершен­ствованию. И это возможно, если органически соединить, свя­зать образование и акмеологию на базе: человек — оригиналь­ный природный саморазвивающийся механизм = потребности ** способности ** ценности.

Базовым условием культуры умственного труда является глубокое фундаментальное образование, получив которое чело­век способен дальше самостоятельно работать, учиться и пере­учиваться. Он знает законы природы, законы развития обще­ства, умеет логически рассуждать, анализировать и связывать факты, принимать решения, изучать явления с научной точки зрения. Как никогда осознается роль и значение культуры и образования, которые рассматриваются в качестве главного ус­ловия социально-экономического прогресса. Уровень образова­ния руководителей и педагогов является важнейшим факто­ром устойчивого развития страны. В этом смысле образование -это образ жизни студента. Именно такие студенты, когда они становятся руководителями, сферу образования населения дер­жат среди своих приоритетов.

Научить учиться, заниматься всю жизнь самосовершенство­ванием - вот основной смысл современного образования. Се­годня важно понять и принять к действию: именно выпускни­ки высшей школы, овладевшие культурой, могут сыграть реша­ющую роль в духовном возрождении, в движении общества по пути прогресса.


Самосовершенствование личности — это реальный процесс становления человека, содержащий такие особенности, которые никак не умещаются в рамки того, что именуется воспитанием, формированием, социализацией. Воспитание и самосовершен­ствование имеют существенные различия между собой.

Во-первых, воспитание представляет собой сознательное, целенаправленное, систематическое воздействие на человека с целью выработки качеств и свойств, необходимых обществу. Оно носит адаптивный характер и достаточно жестко детерми­нировано наличными формами деятельности (и в этом смысле вторично), самосовершенствование личности - самоценный про­цесс. Здесь действующая личность - сама себе закон. Самосо­вершенствование представляет собой такое развитие личности, которое заключает свои цели в себе. В процессе воспитания личность усваивает законы, которые мир - природа и общество -предписывают ей. В процессе совершенствования личность сама задает законы миру. Совершенство представляет собой завер­шенность, абсолютную полноту, законченность, такое состояние, которое предполагает образ, эталон, идеал.

Во-вторых, воспитание дифференцированно и может быть однобоким, частичным. Часто, например, физическое воспита­ние оторвано от нравственного, а они оба - от эстетического и т.д. Самосовершенствование - деятельность, исходящая из це­лостного, единого, неделимого образа человека, процесс возвра­щения человека к самому себе, возвышения личности до уров­ня человек — мера вещей.

В-третьих, самосовершенствование есть жизнь в идеале. Если в ходе воспитания человек становится собой, то в ходе самосовершенствования он поднимается над собой, становит­ся другим.

В-четвертых, воспитание основано на четком разделении объекта и субъекта. Оно построено так, что одни воспитывают других: родители - детей, старшие - младших, учителя - уче­ников, преподаватели - студентов, руководители - подчинен­ных и т.д.

Если перейти на обыденный, понятный всем язык, то само­совершенствование для студента - это прежде всего самостоя­тельная, добровольная реализация способностей, размышлений, ценностных и волевых устремлений личности. Надо начинать


с малого, без чего нельзя добиться большого успеха. Легче из­менить к лучшему какие-то отдельные качества, относящиеся к умственной деятельности, саморегуляции, запоминанию, рабо­те с книгой, самостоятельному обучению. Здесь тоже, конечно, не так все просто. Требуются большая настойчивость, упорство, время, чтобы достичь желаемого результата. Но, только добив­шись хоть каких-то результатов, можно укрепить веру в воз­можность самосовершенствования и рассчитывать на большее.

Вопросы для самопроверки

1. Что такое акмеология?

2. Данные каких наук использует акмеология?

3. В чем единство и различие между воспитанием и самосо­вершенствованием?

4. Определите два понятия: «культура умственного труда» и «культура учебного труда».

5. Назовите основные компоненты готовности студента к учеб­ной деятельности.

6. Какие потребности заставляют студента строить свою учебу как процесс решения усложняющихся задач совместно с дру­гими?

7. Структура способностей. /,.;.';

8. Студент как субъект самосовершенствования.

9. Что значит для студента жизнь в идеале?


Глава 2

САМОРАЗВИТИЕ

ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ

ПРОЦЕССОВ

Труднейшая задача в наши дни зак­лючается не в том, чтобы познать и использовать окружающую природу, а в том, чтобы понять механизмы свое­го собственного поведения и научить­ся ими управлять.

Ф. Бич

Человек! Сколько таинственного, содержательного, велико­го и мелочного, разумного и дикого, сильного и слабого, доброго и злого скрывается за этим уникальным, интересным словом.

И в зависимости от того, какие из этих сторон будут боль­ше проявляться в нем, тем он и станет. Каждый человек есть уникум. У каждого человека есть свои способности, цели, цен­ности, которые отличают нас друг от друга.

Однако в одном все люди сходятся. В стремлении к успеху и счастью, в желании быть значимым, уважаемым и обеспечен­ным человеком. Для достижения успеха личность должна вы­работать в себе соответствующие качества и отвечать всем тре­бованиям новой эпохи.

2.1. Человек — уникальный природный саморазвивающийся механизм

Что же такое человек? В работах, посвященных проблемам личности, как правило, употребляются понятия человек, инди­вид, личность.

Если проследить за фактическим употреблением данных понятий, легко заметить, что в большинстве случаев они исполь­зуются как синонимы. На самом деле между ними нет полного тождества, а, наоборот, существует определенное различие.


Человек — высшая ступень живых организмов на Земле, субъект общества, деятельности и культуры 1. Продукт биоло­гической эволюции - вид Homo sapiens - человек разумный, одаренный речью, имеющий нравственность, совесть... Но, имея принадлежность к единому виду, люди разнообразны. И в этом одна из данных нам ценностей - человеческая индивидуаль­ность, личность. Понятием индивид обозначают человека как единичного представителя рода, понятие же человек выражает общую, родовую сущность и может употребляться в качестве обобщающего понятия.

В известном смысле могут различаться также понятия че­ловек и личность. Например, младенца нельзя назвать личнос­тью, ею он становится в процессе развития в социальной среде.

Личность (лат. persona - маска) - весь человек как сово­купность (его тела, образа и духа), как нечто единственное и неповторимое. Личность представляет собой многогранное, мно­гомерное, многообразное, многозначимое во всех сферах образо­вания: от физической сути - природы, до духовной сущности -культуры. Личность обладает даром памяти, мышления, речи, способностью создавать орудия и пользоваться ими в процессе труда; субъект культуры, высшее из земных созданий, одаренное разумом, имеющее нравственные универсалии: добро, зло, долг, справедливость, ответственность, честь, достоинство, совесть...

Кто и каким образом дал человеку все эти дары? Жизнь зародилась в первичном океане и прошла там определенные фазы развития. Затем она «выплеснулась» на сушу, где воз­никли млекопитающие, вплоть до человека.

Согласно новейшим исследованиям в области генетичес­ких2 механизмов биологической эволюции жизнь - гигантская биохимическая лаборатория, лестница все усложняющихся су­ществ, которую венчает Феномен Человека, мыслительный ап­парат которого с точки зрения его материальной организации сложился еще у людей каменного века и с тех пор не претерпел • существенных изменении 3. Вся последующая цивилизация.


«впитывалась» в это устройство и создавалась человеком в про­цессе и на основе развития материального производства.

Большой интерес представляет проблема космического бы­тия человека. Есть ли в космических пространствах разумные существа, подобные роду Homo sapiens, или жизнь во Вселенной — редкое, может быть даже уникальное явление?

Не случайно древние греки называли человека микрокос­мом. Внутренний духовный мир человека способен вместить в себя всю Вселенную, охватить прошлое и оставить неисчерпае­мый запас сил на будущее. Всеобщая, универсальная связь, су­ществующая в мире, раскрывает один из важнейших аспектов единства мира. В познавательном отношении связующим цен­тром всего мироздания выступает сам человек.

Я связь миров, повсюду сущих, Я крайняя степень вещества; Я средоточие живущих, Черта начальна божества... х

В державинских строках угадывается идея единства живой и неживой материи, поскольку человек представляет лишь край­нюю степень вещества, т.е. высокоорганизованную материю -человеческий мозг.

Отсюда вытекает мысль, что появление человека во Все­ленной не случайность, а, как все в объективном мире, законо­мерный процесс. Человек явился в этот мир для выполнения сложной вселенской функции — поддержания гармонического равновесия в природе. Для выполнения такого сложного пред­назначения человек и был соответственно «сконструирован». Биоз (живая материя) и социум (общество) создали универ­сальный отражательный аппарат, способный в принципе охва­тить весь мир. Для взаимодействия с окружающей средой че­ловек наделен психикой (лат. психе - душа) - специальным аппаратом для отражения (лат. рефлекс) реальной действи­тельности и регулирования организма в соответствии с отра­женными свойствами внешней среды.

Отражение мира человеком обеспечивается следующим механизмом: от сверхсложной, тончайшей системы — мозга — ко всем органам тела тянутся тончайшие нити - нервы, кото-


рые связаны с органами так, что воздействие на любой орган обязательно передается во все остальные и доходит до мозга.

Рефлекторная деятельность человека (и только человека)

осуществляется в двух режимах: запрограммированном самой

природой (безусловные рефлексы, инстинкты) и выработанном

в процессе жизни человека (условные рефлексы, знание, опыт,

; профессионализм и т.д.).

i Безусловные рефлексы управляются подсознанием ~ чув-

ственное познание (интуиция, эффект, сновидение, телепатия и т.д.), отражение без контроля и оценки.

Условные рефлексы управляются и формируются сознани­ем. Сознание - высшая форма духовной активности, способ­ность идеального воспроизведения действительности в мышле­нии. Сознание представляет собой результат отражения внеш­него мира в голове человека. Однако сознание человека не яв­ляется пассивным. Сознание - это активный, конструктивно-творческий процесс. Речь идет о том, что сам процесс отраже­ния имеет творческий характер. Мир как бы заново творится, пересоздается (в смысле его модели, конечно) в каждой голове.

Каким же образом происходит процесс отражения мира, процесс познания, как заниматься саморазвитием познаватель­ных способностей?

Процесс познания проходит две ступени или реализуется в двух формах - чувственной и рациональной. Чувственное по­знание — это непосредственное, живое созерцание действитель­ности (на уровне ощущений, восприятий, представлений). Чув­ственное познание дает живую, многокрасочную, многозвучную картину мира.

Однако на этом уровне мы не можем реализовать всю по­знавательную программу, нацеленную на раскрытие глубинных связей и отношений в окружающем нас мире.

Рациональное познание отражает объективный мир глуб­же, полнее, вернее. Мысли человека, как бы отталкиваясь от конкретно-чувственной действительности, поднимаются все выше по ступеням абстракции1, на уровне внимания, памяти, вообра­жения, мышления, речи, используя формы рационального по­знания: понятия, суждения и умозаключения. Реальный про­цесс познания всегда представляет собой единство чувственной


и рациональной ступени. В любой области науки, искусства, художественной литературы чувственное познание усиливает­ся мощью абстрактного мышления.

Конечно, не следует думать и считать, что все природное уже имеется в человеке в завершенном виде. Данное от приро­ды нужно воспитать, развить, испытать, совершенствовать са­мому человеку и делать это с готовностью, целеустремленно, сознательно, систематически, всю жизнь. Склонности, задатки, способности, талант, полученные от рождения, - личная соб­ственность человека. И уже во власти человека, как распоря­диться своим богатством: приумножить его или растерять в бездействии, лени и безответственности за самого себя.

Природа, щедро одаряя человека, дала ему великое и благо­родное богатство: механизм отражения - познания, дар хоро­шо мыслить, красиво говорить, уметь общаться, отлично дело делать, которое способно обеспечить полноценную, комфортную, радостную жизнь при одном условии - жить человек в природе должен по ее законам, через диалог человека с природой, обога­щающий духовные связи человека с миром. У природы есть свой язык - восходов и закатов, шумящих лесов и росистых трав, гладь голубых озер и рек, далеких горизонтов, мерцающих голубых и синих звезд, ливней и гроз, белоногих пущ берез... Природа — мать и отец, вечный самый внимательный собесед­ник, всепонимающий, доброжелательный, чуткий, отзывчивый. Человек говорит с природой, как с живым разумным, гармонич­ным существом: он ведет диалог с самим собой, проецируя свои мысли и чувства на гигантский экран природы и прини­мая их обратно в преобразованном, обновленном виде.

Человек ищет и находит в природе самого себя. И чувства, и разум человека не просто существуют. Их бытие возможно лишь в движении, в непрерывном, постоянном созидании, тво­рении, познании и одновременно в саморазвитии познаватель­ных способностей.

2.2. Саморазвитие чувственной ступени познания

Способность к восприятию информации, умение ее обраба­тывать, понимать - основание умственного труда. Процесс по­лучения информации прокладывает нейронные дорожки в мозг,


что расширяет возможности интеллектуального развития. Здесь совокупность познавательных процессов человека определяет его интеллект.

Интеллект - глобальная способность действовать разумно, рационально мыслить и хорошо справляться с жизненными обстоятельствами, способность адаптироваться к окружающей среде.

А.Ф. Лазурский сформулировал три основных уровня ак­тивности:

♦ низший: человек неприспособлен, среда подавляет познава­тельные процессы малоодаренного человека;

♦ средний: человек хорошо приспосабливается к среде и нахо­дит место соответственно своему внутреннему складу;

♦ высший: характеризуется стремлением переделать окружа­ющую среду.

Отражение человеком мира происходит с помощью позна­вательных процессов. Познавательные процессы - исходные в духовной жизни личности. Именно они обеспечивают отраже­ние реальной жизни и выступают в качестве регуляторов пове­дения и деятельности (рис. 2.1).


Каждый познавательный процесс носит личностный харак­тер: в нем неизбежно отражается личность с ее индивидуаль­ными, неповторимыми особенностями. Вместе с тем познава­тельные процессы (независимо от личности) обладают общими особенностями.

Чувственная ступень познания — это непосредственное, живое созерцание и отражение действительности (на уровне ощущений, восприятий, представлений, внимания). Такая сту­пень интеллекта дает живую, многокрасочную, многозвучную картину мира.

2.2.1. Саморазвитие ощущений

Одна из самых острых жизненных потребностей человека — в нормальном потоке ощущений (внешних, внутренних), кото­рые питают мозг, доставляют ему необходимые живительные впе­чатления в виде света, цвета, звука, запаха, вкуса, температуры.

Свет - состояние, противное тьме; то, что дает возмож­ность видеть; сотрясение мельчайших частиц вещества; тон­чайшее вещество, разливаемое всюду солнцем и огнем.

Цвет — свойство света, вызывающее определенные зритель­ные ощущения в соответствии со спектральным составом от­ражаемого излучения: вид краски, масть, колер, цветок.

Звук — воспринимаемое слухом физическое явление, по­рождаемое колебательными движениями частиц воздуха; чле­нораздельный элемент человеческой произносимой речи; упру­гие волны, распространяющиеся в газах, жидкостях, твердых телах и воспринимаемые ухом человека и животных.

Запах - дух, благовоние, вонь, что слышится обонянием; свойства веществ, воспринимаемые обонянием.

Вкус — ощущения, возникающие при содействии различ­ных растворимых веществ на вкусовые рецепторы, расположен­ные в языке; чувства понимания прекрасного, возвышенного, изящного, приличия, угодливости для глаз; возможность на­слаждаться чем-то.

Температура - физическая величина, характеризующая состояние термодинамического состояния системы; степень на-


греваемости тела; степень тепла, мера жары и холода; природа человека, сообразно с основными качествами души - темпера­мент Ч

Как же происходит процесс ощущения? Он вызывается вне­шним раздражителем (предметом, явлением, процессом), ока­зывающим воздействие на наши органы чувств: глаза, уши, поверхность кожи и др. Например, луч света, который упал на сетчатку глаза, вызывает в ней возбуждение, а когда оно по нервным каналам проходит в кору больших полушарий мозга, возникает зрительное ощущение. Ощущения обеспечивают наш мозг информацией и тем самым позволяют человеку жить (са­морегулироваться, самоуправляться, саморазвиваться, самосовер­шенствоваться) в конкретных ситуациях. Ощущения и обеспе­чивают основу ориентировки организма в сложном окружаю­щем мире.

Каковы закономерности процесса ощущений, которые дол­жен учитывать человек?

Главным показателем работы органов чувств является способность ощущать - чувствительность, которая определяет­ся минимальным порогом ощущения. Следовательно, надо стре­миться, чтобы выделение окончаний в устной речи, величина и цвет знаков на схеме, размеры изображений на доске обеспечи­вали надпороговое воздействие на слух, зрение и другие органы чувств. В противном случае возникнут предпосылки неполно­го отражения информации.

Доказано, что игнорирование этих закономерностей порож­дает то, что до 70 % сообщаемой информации не достигает сознания человека.

Качество ощущения зависит от различительной чувстви­тельности органов чувств (которая характеризуется минималь­ной величиной различия между раздражителями), впервые за­мечаемой человеком. Например, при изучении языка некоторые учащиеся долгое время не могут овладеть правильным произ­ношением звуков вследствие недостаточной различительной чувствительности слуха.


Существует и максимальный порог ощущений, т.е. опреде­ленный предел величины и силы раздражителя, сверх которого он перестает адекватно ощущаться. Например, звуковые коле­бания силой более 120 дБ ощущаются уже как болевые. Так, ныне рок-музыка атакует детей едва ли не с пеленок, обруши­вая на них оглушительные ритмы, которые образуют некий фон, на котором дети растут. Отсюда и результат: у многих людей равнодушное отношение к музыке. Серьезное беспокой­ство вызывает дефицит культуры, многочисленные проявления бессердечия, апатии, равнодушия, агрессивности к людям. Эту духовную и, как следствие, душевную глухоту в значительной степени связывают с художественной неразвитостью и безгра­мотностью.

Дальновидные и предприимчивые японцы пришли к выво­ду, что чрезмерное увлечение поп-музыкой не только расстраи­вает психику, вызывает угнетенное состояние, опустошает, но и резко снижает производительность труда, рождает безответствен­ность за себя, за дело, которым занимается человек.

При быстром темпе чтения книги, устной речи человек мо­жет не различать отдельных слов, а в конечном счете искажен­но понимать смысл. Поэтому рекомендуется выдерживать темп изложения на уровне 70-80 слов в минуту, предельным явля­ется темп 120 слов в минуту.

Чувствительность человека очень высока, но не является постоянной, застывшей, неизменной и может еще более разви­ваться, увеличиваться, достигая иногда удивительных высот. Чувствительность может саморазвиваться:

♦ раздвижением границ чувствительности (уменьшение ниж­него и увеличение верхнего его порогов, а также увеличение порога различения); все это называется саморазвитием точ­ности ощущений;

♦ сохранением чувствительности (адекватности реакций) в сложных условиях, в условиях помех (это называется разви­тием помехоустойчивости ощущений);

♦ путем средств управления чувствительностью и создания ус­ловий, которые можно разбить на две группы: объективные и субъективные.

К первой группе относятся условия среды и прежде всего условия деятельности человека. Развитие чувствительности под влиянием деятельности доказано эмпирически и эксперимен-


тально. Длительные занятия работой, требующей остроты ощу­щений, повышают чувствительность..Зсли обычно люди могут различать всего несколько оттенков черного цвета, то профес­сионалы, занимающиеся окраской тканей, различают до 60 от­тенков черного цвета; опытные водители на слух, по едва уло­вимому шуму мотора, могут обнаружить неполадки в нем. Му­зыканты прекрасно различают звуки по высоте тона.

Ко второй группе относятся средства:

психологические (обострение чувства долга, ответственности, повышение интереса и мотива, поднятие настроения и т.д.);

физиологические (гимнастические упражнения, бег, плавание, обтирание и обливание холодной водой);

специальные (тренировка органов чувств специальными уп­ражнениями). Например, вестибулярная тренировка у води­телей. Производится 30-секундное круговое вращение голо­вой, сменяется получасовым качанием, затем вводится вновь 30-секундное вращение;

фармакологические (чай, кофе, алкоголь, наркотики) - если чай, кофе при соблюдении меры несколько повышают порог ощущений, то алкоголь, наркотики парализуют их. Алкоголь


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: