Акмеологической поддержки молодого педагога

Качество образования определяется, в том числе, и характером общения взрослого и ребенка, способностью педагога встать на позицию сотрудничества, учесть точку зрения, чувства и эмоции обучающихся. Для успешного решения поставленных задач педагогам не хватает специальных знаний, приемов и методов диагностики, системного подхода к управлению воспитательно-образовательным процессом. Анкетирование слушателей КПК Санкт-Петербурга и Ленинградской области в 2013/2014 учебном году (90 опрошенных) показало высокую потребность у педагогов в передаче информации (педагогических знаний) обучающимся – 87,8%, но более низкую – 75,5% родителям обучающихся; около 80% из них считают, что владеют необходимыми приемами для поддержания потребности в общении у обучающихся, способность учитывать потребности и интересы партнеров по общению, наличие потребности в формировании у них положительной Я-концепции. Но только чуть более половины из них (55,5%) могут быстро распознать истинную цель собеседника, планируют заранее содержание беседы, свою способность к адекватному восприятию невербальной информации в ситуации общения, способность к выбору наиболее эффективного стиля общения с некоторыми обучающимися и их родителями. Низко оценивают молодые педагоги и свои знания о помехах взаимопонимания, барьерах общения, диагностики типов межличностных отношений и методах эффективного преодоления этих трудностей (47%). Данное анкетирование показало так же и низкую готовность молодых педагогов к эффективному общению с коллегами и родителями обучающихся. В связи с этим актуальным становится формирование готовности молодых педагогов к эффективному педагогическому взаимодействию в образовательном учреждении Проблема эффективности педагогического взаимодействия зависит от коммуникативной готовности всех участников педагогического процесса в ОУ и может быть решена в рамках акмеологической поддержки молодых педагогов.

Проблеме педагогического общения посвящены многие современные исследования, раскрывающие вопросы субъект – субъектных отношений (В.В. Горшкова, С.А. Косабуцкая), мотивации профессиональной деятельности и профессиональной зрелости педагогов (В.Н. Гоптарев, Е.А. Марковская, Ю.С. Поволяева, В.В. Широкова), педагогической и коммуникативной культуры (А.Е. Казеев), создания педагогических условий для эффективного управления профессиональной деятельностью педагога (М.В. Лазарева), социального и коммуникативного развития личности дошкольника (М.П. Нечаев) и др. Оптимальным вариантом является установка молодого педагога на функционально-ролевое и личностное взаимодействие, когда его личностные особенности проступают через ролевое поведение. В этом случае педагог при взаимодействии с обучающимися передает свою индивидуальность, реализует потребность быть личностью и в свою очередь, формирует соответствующую потребность и способность у них. Но практика показывает, что далеко не каждый педагог способен работать с такой установкой. Только педагог с высоким уровнем развития мотивационно-ценностного отношения к педагогической деятельности, с врожденной или приобретенной педагогической культурой и высоко развитыми коммуникативными навыками может эффективно реализовать личностно-ориентированную модель образовательного процесса. В другом случае педагог намеренно или ненамеренно может нанести вред неокрепшей психике ребенка, кроме этого, эффективность его педагогического воздействия будет минимальной.

Общение – это специфическая форма взаимодействия человека с другими людьми как членами общества, в общении реализуются социальные отношения людей. Чаще всего, в общении выделяются три взаимосвязанных стороны: коммуникативная сторона общения состоит в обмене информацией между людьми; интерактивная сторона заключается в организации взаимодействия между людьми, когда нужно согласовывать действия, повлиять на поведение, распределить функции; перцептивная сторона общения включает процесс восприятия друг друга партнерами по общению и установлению на этой основе взаимопонимания. Для педагогического общения наиболее приемлемой является структура общения, представленная

 

 

 


Рис. 4. Структура общения (по А.А. Реан)

 

Реан А.А., включающая в себя, кроме вышеперечисленных компонентов, аффективно - эмпатийный (эмоциональный уровень).

В процедуре общения выделяются следующие этапы:

1. потребность в общении;

2. ориентировка в целях общения, в ситуации общения;

3. ориентировка в личности собеседника;

4. планирование содержания общения;

5. выбор конкретных средств общения (сознательно или бессознательно);

6. восприятие и оценка ответной реакции собеседника.

7. контроль эффективности общения на основе установленной обратной связи;

8. корректировка направления, стиля, методов общения.

Если одно из звеньев акта общения нарушено, то говорящему не удается добиться ожидаемых результатов общения – оно окажется не эффективным.

Педагогическое взаимодействие и педагогическое общение являются важнейшим условием и средством развития личности. Педагогическое общение достаточно регламентировано по содержанию, формам, в нем отчетливо выделяются ролевые позиции педагога и воспитанников. Характер общения педагога с обучающимися обусловлен, прежде всего, его профессиональной подготовленностью, устремлениями и идеалами, кроме знаний в процессе общения педагог проявляет свое отношение к миру, людям, профессии. Молодой педагог, осмысливая и анализируя свою деятельность, должен владеть навыками профессиональной самодиагностики, без чего не может быть сформирован стиль общения, отвечающий решению задачи личностного роста педагога и воспитанников.

Для личностно-развивающего педагогического взаимодействия характерны специфические способы общения, основанные на понимании, признании и принятии ребенка как личности, умении стать на его позицию, идентифицироваться с ним, учесть его эмоциональное состояние и самочувствие, соблюсти его интересы и перспективы развития. При таком общении основными тактиками молодого педагога становятся сотрудничество и партнерство, дающие возможность воспитаннику проявить активность, творчество, самостоятельность, изобретательность.

С помощью такого общения молодой педагог будет иметь возможность установить контакт с детьми, при котором учитывается принцип дистанции (создание комфортной дистанции), определяются позиции педагога и детей, создается общее психологическое пространство общения, предусматривающее в равной мере и контакт и свободу одновременно. Часто молодому педагогу недостаточно профессиональных знаний или опыта для выработки такой позиции в общении, что приводит к торможению в развитии личности обучающихся и тормозит личностное развитие самого молодого педагога.

Идея сотрудничества, диалога, партнерства во взаимоотношениях педагога и воспитанника – одна из основных в педагогике последних лет. Однако ее реализация в педагогической деятельности происходит с большим трудом. Это связано в первую очередь с тем, что молодой педагог не знает оптимальных механизмов субъект-субъектного взаимодействия, не всегда понимает, что углубление содержания совместной деятельности, качество и эффективность образования достигаются не только интенсификацией проводимых мероприятий, а, прежде всего развитием творческого характера общения, повышением его культуры. Однако такие взаимоотношения требуют как определенных личностных параметров самого педагога: духовно - нравственный облик, профессиональная компетентность, знание передового педагогического опыта, педагогическая культура, творческое отношение к делу, умение сотрудничать с коллегами, так и практического опыта работы с обучающимися и их родителями. Одним из важнейших феноменов, рождающихся в педагогическом взаимодействии, является взаимопонимание, которое определяется как система чувств и взаимоотношений, позволяющая согласованно достигнуть целей совместной деятельности или общения, максимально способствуя соблюдению доверия и интересов, предоставляя возможность для самораскрытия способностей каждого. Одним из главных условий возникновения феномена взаимопонимания является взаимное принятие индивидуально-психологических параметров друг друга, умение стать на место других, идентифицироваться с ними.

Неправильно организованное педагогическое взаимодействие приводит к искажению начальных целевых установок и возникновению непрогнозируемых отрицательных действий, как со стороны педагога, так и со стороны обучающихся. Нередки так же и агрессивные формы реагирования, возникновение стрессов, ухудшение здоровья.

Главным аспектом проблемы является, на наш взгляд, определение структуры и педагогических условий формирования готовности молодых педагогов к эффективному педагогическому взаимодействию. Значимость данной проблемы подтверждается пониманием того, что контакт и эффективное взаимодействие возможно только в условиях достаточно полного взаимопонимания между участниками воспитательно-образовательного процесса, для достижения которого необходимо выполнение определенных условий и знание приемов эффективного взаимодействия.

Основные трудности в общении молодого педагога с обучающимися связаны с неумением наладить контакт, выстраивать и перестраивать свои взаимоотношения на основе диагностики и правил общения. Ситуацию усугубляют трудности в речевом общении и передаче собственного эмоционального отношения к передаваемому материалу, а также неумение управлять своим психическим состоянием, что связано зачастую с «синдромом эмоционального выгорания» и эмоциональными перегрузками педагогов.

Педагогическое общение имеет свою динамику и стадии развития: моделирование (прогностический этап); организация непосредственного общения (начальный период общения); управление общением в педагогической деятельности; анализ осуществленной технологии общения и моделирование новой для решения другой педагогической задачи.

Первая стадия педагогического общения связана с моделированием взаимодействия, планированием коммуникативной структуры и прогнозированием психологической атмосферы, что позволяет педагогу представить свое коммуникативное поведение и эмоциональное состояние.

Вторая стадия предполагает организацию непосредственного общения, во время которого педагог осуществляет ориентировку в целях, ситуации общения, личности собеседника, определяет стиль общения, выбирает средства общения, модель общения, определяющую эмоциональную атмосферу.

Основным условием успешного управления процессом общения является, на наш взгляд, способность к процессуальной рефлексии, организации социального единства с воспитанниками, введение личностных аспектов во взаимодействие, создание атмосферы эмоционально – положительного паритета с воспитанниками и способность к оперативному изменению технологии общения на основе обратной связи.

Четвертая стадия (аналитическая) является наиболее важной с точки зрения осмысления эффективности педагогического общения и формирования индивидуального стиля общения педагога с воспитанниками. Диагностика и анализ процессов общения и степени усвоения материала при условии сохранения здоровья воспитанников позволяют выбрать технологии общения, адекватные каждому типу межличностных отношений педагога и воспитанника. Позиция педагога отражается в стиле его педагогического общения, под которым мы подразумеваем индивидуально-типологические особенности взаимодействия педагога с воспитанниками.

Технология эффективного педагогического взаимодействия предусматривает установление педагогически целесообразных межличностных отношений между педагогами и воспитанниками. Нормой таких отношений являются гуманные, основанные на управлении педагогом процессом самореализации и развития личности воспитанников в процессе усвоения ими социального опыта с целью формирования активно-положительного отношения воспитанников к учению, труду, сверстникам. Педагогическое взаимодействие и педагогическое общение являются важнейшим условием и средством развития личности.

Общение в ОУ – это сложный и многогранный процесс. Система межличностных отношений в ОУ представляет собой сложную структуру, состоящую из ряда подсистем, представляющих межличностные отношения в системах: «воспитатель (учитель) –обучающиеся»; «ребенок – ребенок»; «воспитатель (учитель) – воспитатель (учитель)»; «ребенок – родитель»; «руководитель – подчиненный» и.т.д. Общение и взаимоотношения в каждой из этих подсистем имеют свою специфику, могут оказывать влияние друг на друга, играть разную роль в жизни участников процесса общения, в одно и то же время выступать как процесс взаимодействия людей, информационный процесс, процесс взаимного переживания, процесс взаимного влияния, процесс отношений людей друг к другу. Педагогический процесс предполагает наличие субъектов взаимодействия и межсубъектного общения. Эффективность взаимодействия зависит не только от содержания и структуры передаваемой информации, но от характера взаимоотношений между участниками воспитательно – образовательного процесса в ОУ. Позволяет решить проблему выбора эффективных технологий педагогического общения с психофизиологических позиций, учитывая довербальный и вербальный уровни взаимоотношений, методика определения и установления межличностных отношений (В.И. Сыренский, 1997). Разработанная типология межличностных отношений, базирующаяся на работах И.П. Павлова, И.М. Сеченова и их последователей, показывает свою универсальность не только при оценке взаимоотношений в системе «учитель-ученик», «воспитатель-воспитанник», но и при определении взаимоотношений между родителем и ребенком, руководителем и подчиненным, членами детского коллектива, членами семьи. Согласно типологии В.И. Сыренского, все межличностные отношения можно разделить на четыре типа: эмоционально-положительный паритет, лидер-ведомый, нестандартные и формальные отношения. Эмоционально-положительный паритет педагога и воспитанника предполагает высокую степень доверия между ними, высокую степень взаимопонимания (достаточно воспитателю сказать, что и как надо делать), взаимоуважение и любовь, выраженное содействие воспитателю, самостоятельное преодоление ребенком трудностей, самостоятельное регулирование им труда и отдыха, при этом ребенок более уверен в себе, смело берется за решение новых задач и в случае неудачи чаще винит себя и не зацикливается на неудачах (результаты собственной деятельности для него выше похвалы или порицания), чему способствует высокая целеустремленность, эмоционально- положительный настрой, преобладание рационального мышления и хорошо развитое творчество. Дистантное воздействие при эмоционально-положительном паритете является таким же эффективным, как и непосредственное, преобладание механизмов усвоения информации: обучение, подражание, самообучение. При взаимоотношениях, складывающихся по типу «лидер-ведомый» (если лидер – воспитатель) ребенок всецело зависит от его внимания, настроения, похвала воспитателя важнее, чем результат собственной деятельности, основное внимание ребенок сосредотачивает на том, как говорит и как делает воспитатель, поэтому ему необходимо показывать, что и как надо делать.

В данном случае дистантное воздействие не будет эффективным, необходимо непосредственное, так как ребенок любит подражать воспитателю и, хотя и любит, но побаивается его, помогает только по просьбе, в трудных ситуациях нуждается в помощи, боится новых ситуаций, заданий, уверенность и целеустремленность высоки только при совместной деятельности или в присутствии воспитателя, хорошо развито исполнение, а не творчество, преобладание механизмов усвоения информации: подражание, обучение, самообучение. В связи с преобладанием эмоционального мышления, ребенок радуется каждой удаче и огорчается каждой неудаче, лучшим средством разрядки будет ласка, поощрение, поддержка. Нестандартные отношения между воспитателем и ребенком выражаются в их недоверии друг другу, противодействии, низкой целеустремленности, невозможности самостоятельно преодолеть трудности, агрессивности как средстве разрядки, частому отрицательному эмоциональному настрою, неуверенности в себе, низкой трудоспособности, вплоть до функциональных расстройств. Усвоение информации происходит в следующем порядке: самообучение, обучение, подражание, непосредственное воздействие сильнее дистантного. Формальные отношения в системе «воспитатель-воспитанник» характеризуются зависимостью от мнения значимого для ребенка третьего лица (мать, отец, бабушка, дедушка и др.).

Уровень эффективности межличностных отношений между участниками воспитательно – образовательного процесса в ДОУ будет высоким, если данные отношения будут складываться по типу «эмоционально – положительного паритета» с максимальным числом субъектов общения (с воспитателями и специалистами ДОУ, с родителями, другими значимыми взрослыми, со сверстниками). Уровень эффективности общения дошкольника снижается, если субъект общения вынужден приспосабливаться к различным типам общения с разными людьми и при доминировании межличностных отношений по типу «лидер-ведомый». Эффективность межличностных отношений становится низкой, если отношения складываются по типу «нестандартные» (агрессор, избегает общения, конфликтный) или «формальные» (холодные, влияние третьего лица).

Эффективность педагогического взаимодействия напрямую зависит от живого и непосредственного общения с воспитанниками, создания у них эмоционально-положительного паритета по отношению к себе и тому, что мы хотим у него воспитать.

Нами разработана структура готовности педагога ДОУ к эффективному педагогическому взаимодействию (приложение 18). В ее основу легли компоненты структуры деятельности (по А. Реану) и элементы структуры деятельности общения (по А. Леонтьеву).

Когнитивно-информационный компонент готовности педагога к эффективному взаимодействию как вид деятельности включает в себя потребность в передаче и получении информации у обоих партнеров по общению; умение выстраивать цели и задачи общения в соответствии с этими потребностями на основе диагностики степени осведомленности партнеров по общению по предмету общения и диагностики личностных качеств партнеров; умение продумывать и планировать содержание передаваемой информации, ее структурирование; выбор конкретных средств общения (вербальных и невербальных), степень овладения приемами эффективного общения, взаимопонимания, правил и этики общения, экспресс- методами оценки обратной связи; умение контролировать обратную связь с помощью тестирования, анкетирования, обсуждения, выбрать средства и методы для дальнейшего общения на основе анализа обратной связи.

Регуляционно-поведенческий компонент учитывает степень необходимости влияния на партнера по общению, желание выразить свою точку зрения, умение учитывать потребности, позицию и интересы других участников общения, учет особенностей их личности, умение установить правильную дистанцию, организовать учебное пространство, выбрать оптимальное время, тактики эффективного общения; степень владения системой вербальных и невербальных воздействий, психологических и специальных знаний для адекватного восприятия партнера; владение методиками оценки его реакции, возможность смены формы поведения и методов общения в зависимости от результатов анализа обратной связи.

Аффективно-эмпатийный компонент учитывает чувства и эмоции участников педагогического взаимодействия в ДОУ: признание потребностей партнера по общению, наличие потребности в синергическом стиле общения, эмоциональную стабильность, выразительность, активность; наличие позитивной коммуникативной установки; уважение чувства собственного достоинства (своего и партнера по общению); степень эмоциональной отзывчивости (эмпатия) и коммуникативную толерантность; широту эмоционального репертуара, применение различных приемов поощрения, выражения сочувствия, владение приемами психологической защиты, быстроту реакции на эмоциональное состояние партнера, эмоциональную гибкость, степень управления собой и своими чувствами, способность адекватно расшифровать эмоциональный сигнал партнера, умение влиять на состояние партнера по общению, корректировку приемов эмоционального воздействия и смену эмоционального состояния в соответствии с анализом ситуации общения.

Социально-перцептивный компонент включает в себя понимание самого себя, своих потребностей и мотивов; понимание партнера, его потребностей и мотивов, потребность в формировании у себя и у партнера положительной Я-концепции; умение адекватно воспринимать ситуацию общения, степень владения знаниями о помехах и барьерах в общении, умение принимать на себя и учитывать социальную роль партнера по общению, учет социального окружения партнера; понимание других людей, их мотивов и целей; продумывание содержания общения в соответствии с выбранной социальной ролью; умение прогнозировать межличностные события; умение организовать взаимодействие так, чтобы оно привело к взаимной удовлетворенности и эффективности совместной деятельности; умение учесть систему ценностей, существующих в группе или у партнеров по общению, ориентироваться в закономерностях поведения человека и группы, сформировать свой личный авторитет, стиль взаимоотношений, влиять на людей, убеждать их, предвидеть возможные поступки в зависимости от социальной роли, выбранной партнером; степень владения различными стилями и методами общения и умение скорректировать свое поведение в соответствии с принятыми социальными нормами и ожиданиями окружающих, принятыми для той или иной социальной роли.

Для управления процессом формирования готовности педагогов ДОУ к эффективному педагогическому взаимодействию нами разработана анкета для педагогов (приложение 5). Благодаря анализу ответов педагогов на вопросы, представленные в анкете, методическая и психолого-валеологическая служба ДОУ может составить систему работы с педагогами по валеологическому, психологическому и педагогическому образованию педагогов, разработать систему повышения квалификации, семинаров, конкурсов, обеспечивающих проявление качеств, необходимых для формирования эффективного взаимодействия в ОУ, продумать систему мониторинга по изучению эффективного педагогического взаимодействия и организацию акмеологической поддержки педагогов.

Обеспечить эффективное взаимодействие всех участников процесса развития в ДОУ можно только при координации усилий всех субъектов взаимодействия и соблюдении ряда условий на личностно-деятельностном, организационно-структурном, дидактическом и методическом уровнях и созданием среды развития в ДОУ, создающей благоприятный микроклимат и способствующей атмосфере творчества и успешности.

При проектировании системы педагогических условий эффективного взаимодействия в ОУ использованы следующие методологические подходы: система педагогических условий охватывает все уровни организации процесса развития в ДОУ (целостность и системность) от организационно-управленческого до личностно-деятельностного, все компоненты структуры педагогической деятельности, рассматривая при этом воспитательно – образовательную среду ДОУ как зону ближайшего развития, как дошкольника (или школьника), так и педагога.

При конструировании педагогических условий формирования эффективного взаимодействия в ДОУ мы опирались на следующие идеи:

- фундаментальная идея И.П.Павлова о рефлексе цели (целеустремленности), в которой особо была выделена роль потребностно-мотивационной составляющей, ценности цели и условий ее достижения, направленных на получение положительного результата (Т.Г. Кузнецова, В.И. Сыренский); сформированные в рамках рефлекса цели три потребности достижения цели: получение ее с оптимального расстояния, с оптимальной скоростью и за оптимальное время; влияние на процесс целедостижения групповых отношений, которые складываются из двух составляющих: содействия и противодействия;

- здоровье личности рассматривается с позиции устойчивости саморегулирующейся системы, которая сама себя поддерживает, восстанавливает и совершенствует (П.К. Анохин, И.П. Павлов, П.В. Симонов); система межличностных отношений в ДОУ - педагогическая диссипативная система, в которой от степени эффективности взаимодействия зависит не только создание благоприятного микроклимата, но и успешность освоения программы ДОУ, быстрота адаптации выпускников в школе и здоровье дошкольников (школьников); активность системы предопределяется внешними воздействиями, которые могут, как способствовать реализации внутренней программы, так и не способствовать, при этом характер реагирования на это воздействие предопределяется внутренним состоянием системы (внутренней активностью), наличием целеустремленности и потребности, которая имеет квантовую природу; стремление к получению положительных эмоций и избеганию отрицательных; адекватное реагирование системы на внешнее воздействие, способствующее сохранению системы как единого целого возможно только при точном анализе и синтезе поступающей информации;

- проектирование условий достижения цели педагогом должно осуществляться в ходе педагогической деятельности (деятельностный подход) в зависимости от индивидуальных особенностей детей на основе игровых технологий (игра – ведущий вид деятельности детей дошкольного возраста);

- идея коэволюции взрослого и ребенка: взаимосвязь коммуникативной готовности взрослого с развитием коммуникативной готовности к школе воспитанников, зависимость здоровья детей и педагогов от уровня коммуникативной готовности; высокая коммуникативная готовность к эффективному педагогическому взаимодействию будет только у педагогов с доминирующей акмеологической позицией;

- координация усилий педагогического коллектива по созданию эффективного педагогического взаимодействия в ДОУ благодаря созданию психолого-валеологической службы;

- социальное партнерство педагогов и родителей, активное включение родителей в педагогический процесс, их психологическое и педагогическое просвещение.

Рассмотрим систему педагогических условий эффективного взаимодействия в ДОУ (приложение 19).

1. Организационно-управленческий уровень включает в себя поддержку мотивации к эффективному педагогическому взаимодействию, организацию системы повышения квалификации педагогов, проведение семинаров и конкурсов, обеспечивающих проявление качеств, необходимых для формирования эффективного педагогического взаимодействия в ДОУ, контроль результатов мониторинга по изучению эффективности педагогического взаимодействия, организация акмеологической поддержки педагога.

На организационно-управленческом уровне администрацией ДОУ осуществляется поддержка мотивации к эффективному педагогическому взаимодействию:проводится мониторинг персонала, родителей, детей по определению неформальных лидеров структурных подразделений ДОУ и его результаты представляются на стенде «Сердце отдаю детям», имеющем такие рубрики, как «наши педагогические достижения», «поздравляем юбиляра», «спортивные достижения», «мастер своего дела» (лидеры структурных подразделений по итогам мониторинга), «лучший молодой специалист», «открытие года»; анкетирование педагогов с целью оказания им помощи в самообразовании по проблеме формирования коммуникативной готовности к эффективному педагогическому взаимодействию и разработки методических рекомендаций по формированию эффективного педагогического взаимодейсвтия в ДОУ; поощрение участия педагогов ДОУ в конкурсах педагогического мастерства, спортивных соревнованиях, творческих конкурсах, проведении открытых занятий, мастер-классов; организация системы повышения квалификации педагогов и создание системы компенсации расходов, связанных с платным обучением; проведение семинаров и конкурсов, обеспечивающих проявление качеств, необходимых для создания системы эффективного педагогического взаимодействия в учреждении; контроль результатов мониторинга по изучению эффективности педагогического взаимодействия осуществляется на основе разработанных критериев эффективности педагогического взаимодействия и анкетирования педагогов, родителей, анализа акмеограмм педагогов и др.; организация акмеологической поддержки педагогов: помощь в самореализации, самообразовании; создание школы молодого педагога, проведение мастер-классов; создание системы психологической поддержки педагогов: еженедельные тренинги и консультации психолога, обеспечение мониторинга здоровья педагогов (системы Мегаскрин, ОБЕРОН), проведение занятий с педагогами на компьютерном тренажере «БОС», проведение семинаров и тематических бесед с врачами ДОУ и др. специалистами).

2. На организационно-структурном уровне создание психолого-валеологической службы, организация работы медицинской службы, медико-психолого-педагогической комиссии ДОУ для координации усилий педагогического коллектива по созданию эффективного педагогического взаимодействия в учреждении. Еще одним важным звеном в формировании эффективного педагогического взаимодействия в ДОУ могут стать созданные в учреждении творческие группы по проблемам общения, организация родительского клуба, образовательно-оздоровительных центров, служба акмеологической поддержки педагога и т.д.

Не менее важными условиями формирования высокого уровня готовности субъектов воспитательно-образовательного процесса в ДОУ к эффективному педагогическому взаимодействию является создание творческих групп по проблемам общения (приложения 7,8) организация родительского клуба «Здоровая семья», создание образовательно-оздоровительного центра «Академия детства» и др. структурных подразделений и общественных организаций ДОУ.

3. На дидактическом уровне разработка системы воспитательно-оздоровительной работы по формированию эффективного педагогического взаимодействия, просвещения и консультирования родителей по вопросам общения и здорового образа жизни, соблюдения психолого-валеологических требований к процессу развития, самообразование педагогов и инновационную работу педагогов ДОУ по проблемам организации педагогического взаимодействия в ДОУ.

Система работы педагогического коллектива ДОУ может включать в себя следующие направления: формирование коммуникативной готовности к школе воспитанников ДОУ (работа с воспитанниками); формирование готовности педагогов ДОУ к эффективному педагогическому взаимодействию (работа с педагогами и специалистами ДОУ); формирование коммуникативной готовности родителей к эффективному взаимодействию в семье и с педагогами (педагогическое просвещение родителей); инновационная работа по теме «Межличностные отношения как условие сохранения здоровья участников воспитательно-образовательного пространства ДОУ».

Просвещение и консультирование родителей по вопросам общения и здорового образа жизни осуществляется в ДОУ в соответствии со схемой взаимодействия с семьей, планом работы консультационного пункта, перспективным планированием работы родительского клуба «Здоровая семья». Например, в нашем ДОУ проводятся дни открытых дверей с просмотром фильма, снятого сотрудниками учреждения к 20-летнему юбилею детского сада, тематические выставки, совместная организация праздников и досугов, работа по благоустройству территории и конкурсы на лучшее украшение групп и готовности к новому учебному году, ежегодно празднуется День рождения детского сада, организуются экскурсии. В ДОУ выпускается ежеквартальный информационно-просветительский журнал «Академия детства», постоянными рубриками которого являются: «К здоровой и дружной семье через детский сад». «Информационный бюллетень о деятельности учреждения», «Ваше право, родители», «Попечительский совет информирует», «ЗОЖ», «Психолог советует», «Рекомендации специалиста», «Новинки мира искусства», «Куда пойти с ребенком», «Петербургская гостиная», «Читаем с детьми», «Игралочка», «Интеллектуальный лабиринт», «Моя семья», «День рождения», «Мои друзья», «Наши достижения», создан свой интернет-сайт.

Для оказания помощи педагогам в самообразовании ежегодно выписываются педагогические журналы: «Дошкольная педагогика», «Дошкольное воспитание», «Управление ДОУ», «Обруч» (с приложением), «Музыкальная палитра», «Автобус». В методическом кабинете постоянно обновляются выставки «Новинки педагогической литературы», «Готовимся к педсовету», информационные стенды «Советует психолог», «Валеология» и др. Ежеквартально работают выездные киоски методической литературы и пособий «Галерея знаний». Опытные педагоги на занятиях «Школы молодого педагога» делятся своими педагогическими знаниями и проводят мастер-классы.

4. Игровые, коррекционные и развивающие технологии формирования эффектиавного педагогического взаимодействия в ДОУ подбираются и разрабатываются на методическом уровне. Наиболее приемлемыми для дошкольников и педагогов, на наш взгляд, являются: игровая терапия, арттерапия, изотерапия, кинезитерапия, сказкотерапия, креативная терапия, коммуникативный тренинг.

5. Личностно-деятельностный уровень: готовность субъектов процесса развития в ДОУ к эффективному педагогическому взаимодействию.

Связующим звеном, координирующим работу всех структур ОУ по созданию эффективного взаимодействия, является деятельность администрации. Качество работы учреждения напрямую зависит от степени готовности администрации к эффективному педагогическому взаимодействию всех субъектов процесса развития в ОУ.

На личностно-деятельностном уровне определение и коррекция степени готовности субъектов процесса развития в ДОУ к эффективному педагогическому взаимодействию осуществляется на основе анкетирования и созданной структуры коммуникативной готовности к эффективному педагогическому взаимодействию.

6. Для того чтобы реализовать на практике все вышеперечисленные условия необходимо создать соответствующую среду развития. Большое внимание следует уделить формированию системы гуманистических ценностей, принятой большинством членов коллектива, созданию атмосферы творчества и успешности, благоприятного микроклимата с высокой эффективностью педагогического взаимодействия,заботе о престиже ЗОЖ и имидже учреждения. Естественно, что без материально-технического обеспечения здоровьесозидающей деятельности и психолого-валеологического сопровождения ребенка и поддержки педагогов также трудно будет обойтись.

Здоровьесозидающая развивающая среда ДОУ включает в себя мотивацию ЗОЖ – отказ от вредных привычек, например, курения на территории ОУ, создание группы ЛФК для педагогов, организация посещения бассейна и аквааэробики, приобретение тренажеров для педагогов, создание спортивной команды педагогов ДОУ (участие в «Лыжне России», легкоатлетических пробегах, туристических слетах); доминирование в педагогическом взаимодействии межличностных отношений по типу эмоционально-положительного паритета (празднование юбилеев, педагогические капустники, арттерапия (миниспектакли, театральные этюды), создание книги рецептов педагогического коллектива, организация экскурсий для педагогов, музыкальных и танцевальных досугов, поощрение достижений педагогов билетами в театр и на концерт, совместный просмотр и обсуждение наиболее интересных фильмов, создание фильма о деятельности педагогического коллектива «Вас приглашает детский сад», празднование Дня рождения ДОУ и т.д.

Материально-техническое обеспечение здоровьесозидающей деятельности имеет немаловажное значение для формирования эффективного педагогического взаимодействия в ДОУ. Это, прежде всего, технические средства обучения: телевизор, видеомагнитофон, DVD, музыкальный центр, компьютеры для всех служб, компьютерный тренажер БОС; технические средства оздоровления: кулеры для питьевой воды, установка для кислородных коктейлей, тренажеры для детей и педагогов, программы компьютерного тестирования (Люшер, детская апперцепция) и др., создание условий для оздоровления, коррекции и сопровождения субъектов процесса развития в ДОУ: кабинеты физиотерапии, массажа, ЛФК, психолога, валеолога, логопеда, ОБЖд, музыкальный и физкультурный залы, изостудия, физкультурная рекреация и др.

Для эффективного управления процессом формирования и создания условий для эффективного педагогического взаимодействия в ДОУ необходимо определить критерии, которые позволят определить степень его эффективности. К таким критериям мы относим в первую очередь готовность участников воспитательно – образовательного процесса в ДОУ к эффективному педагогическому взаимодействию.

Степень эффективности будет высокой при наличии потребности в создании эффективного педагогического взаимодействия; ориентировки в целях общения, в ситуации общения; ориентировки в личности собеседника; умения планировать содержание общения; осознанно подходить к выбору конкретных средств общения; наличии процессуальной рефлексии; контроля эффективности общения на основе обратной связи; обязательной итоговой корректировки направления, стиля, методов общения на основе диагностики и анализа обратной связи (педагогическая рефлексия).

Степень эффективности педагогического взаимодействия участников воспитательно-образовательного процесса в ДОУ будет средней, если отсутствует один или два элемента процесса общения; отсутствует один компонент структуры общения. Степень эффективности педагогического взаимодействия участников процесса развития в ДОУ будет низкой при отсутствии трех и более элементов процесса общения; отсутствии двух и более компонентов структуры общения.

Готовность администрации ДОУ к эффективному педагогическому взаимодействию, на наш взгляд, заключается в создании службы сопровождения, качество работы которой зависит от степени укомплектованности, наличия системы работы, соответствующей поставленной цели и задачам, уровня квалификации, степени вовлеченности коллектива и родителей; акмеологической поддержки педагогов; наличия системы работы по созданию эффективного педагогического взаимодействия; материально-технического обеспечения; методического сопровождения; наличия системы повышения квалификации педагогических кадров (внутренней, внешней); создания здоровьесозидающего воспитательно-образовательного пространства ДОУ.

Потребность администрации в организации работы по формированию эффективного взаимодействия, учет потребностей субъектов процесса развития в ДОУ, поддержка мотивации педагогов к эффективному взаимодействию с воспитанниками (учениками) и их родителями, соблюдение этикета делового общения и формирование позитивной коммуникативной установки, учет особенностей личности педагогов, установка эффективной дистанции общения, организация работы по обучению сотрудников выбору стратегии общения, эффективных тактик общения способствует созданию благоприятного психологического микроклимата в учреждении. Кроме этого, администрация ДОУ на структурно- организационном уровне для улучшения качества процесса развития может и должна создать ряд структурных подразделений: психолого-валеологическую службу, медицинскую службу и медико-психолого-педагогическую комиссию, способствовать работе творческих групп по проблемам общения, организация сотрудничества с родителями детей, посещающих ДОУ.

Выявленная система педагогических условий эффективного взаимодействия в ДОУ включает в процесс построения эффективного педагогического взаимодействия все структуры ДОУ, обеспечивает качество управления взаимодействием всех субъектов воспитательно-образовательного процесса в ДОУ, что подтверждается критериями эффективности педагогического взаимодействия, выявленными в ходе педагогического эксперимента и результатами экспериментальной работы.

Спроектированная система педагогических условий позволяет постепенно наращивать охват образовательной среды на всех уровнях организации педагогического взаимодействия: организационно-управленческом, организационно-структурном, дидактическом, методическом и личностно-деятельностном при ее усовершенствовании и материально-техническом обеспечении.

Современный педагог должен обладать высокой коммуникативной культурой: выработать навык педагогического общения, соблюдать профессиональную этику, меть высокую способность к эмпатии.

Для самореализации личности педагогу необходимы гуманистические ценностные ориентации, идеалы, положительная мотивация деятельности; высокоразвитые профессионально-значимые личностные качества.

Соотношение в реальном труде педагога профессиональных знаний и умений и профессиональной позиции, психологических качеств ведёт к коэволюции в развитии, как педагога, так и воспитанников при условии сохранения их здоровья.

Таким образом, профессиональная зрелость педагога, рассматриваемая как акмеологическая категория, является условие для успешного осуществления воспитательно-образовательного процесса в ОУ.

В подготовке педагогических кадров мало внимания уделяется вопросам развития коммуникативных навыков будущих педагогов, умению общаться с ребёнком, коллегами, сотрудничать с родителями. В настоящее время назрела острая необходимость в создании системы социальной защиты педагогов и мотивации их заинтересованности в повышении своего профессионального уровня. Реализация новых требований и современная педагогическая реальность предполагает коренное обновление системы педагогического образования.

Первоочередная мера, на наш взгляд, заключается в перестройке системы оперативной переподготовке специалистов дошкольного образования. Особое внимание должно быть уделено повышению коммуникативной компетентности, обучению партнерскому общению с использованием активных социально-психологических методов и технологий. Однако для массового внедрения современных психологических и коммуникативных технологий надо преодолеть ряд объективных препятствий, к которым относятся: отсутствие в большинстве ОУ психологов; низкий уровень готовности психологов к работе с дошкольными работниками; отсутствие здоровьесберегающих технологий, позволяющих работать на довербальном уровне (с учетом возраста воспитанников); отсутствие службы сопровождения в большинстве ДОУ и системы социальной и психологической поддержки педагогов.

Акмеологическая поддержка (В.И. Сыренский) способна вооружать каждого педагога знаниями и умениями, которые помогут раскрыть свои внутренние резервы, преодолевать трудности, добиваться успеха и счастья гуманистическим путём, сохраняя здоровье и продлевая жизнь. Внутренние помехи, связанные с организацией психической деятельности, к которым относятся: здоровье, жизненные силы, умение управлять собой, вера в собственные силы, терпение, целеустремленность, желание познать себя, стремление к совершенствованию, умение поэтапно двигаться к высоким целям, умение концентрироваться на главном этапе своей деятельности, умение успешно себя реализовывать.

Успешная реализация системы навыков и умений по созиданию здоровья автоматически должна усиливать и развивать акмеологическое мировоззрение, а оно, в свою очередь, будет способствовать успешной реализации системы навыков и умений и т.д. Так замыкается функциональный круг положительного значения, способствующий успешному адаптированию человека к неблагоприятным социальным и экологическим факторам, высоким умственным и физическим нагрузкам. Означенный функциональный круг сопряжен с формированием положительных эмоций, способствующих появлению хорошего настроения и упрочению данного круга.

 

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: