Тема 1
Проверяемые гласные
Выт а чка на платье | Выт о чка деталей |
Посв е тить спичкой | Посв я тить стихи |
Задр о жать от страха | Раздр а жать соседа |
Раск а лить деталь | Раск о лоть орех |
Разр е дить посевы | Разр я дить ружье |
Разв е вается флаг | Разв и вается ребёнок |
Был ст а рожилом | Был ст о рожем |
Ум о лять о пощаде | Ум а лять значение |
Прож е вать хлеб | Прож и вать в Перми |
Ув я дать на солнце | Ув и дать друга |
Скр е пя сердце | Скр и пя колёсами |
Т и снёный переплёт | Т е снота в комнате |
Ч е столюбие | Ч и стоплотный |
Объ е д и нение сил | Объ е дение |
Прист я жные кони (стЯгивать) | Прист е жной ворот (застЁжка) |
Ч а стота посещений (чАсто) | Ч и стота комнат (чИсто) |
Зав и зировать (виза) | Зав я зать узел |
Укрощать зверей (крОток) | Прекращать учёбу (крАток) |
Тема 2
Орфоэпические нормы = нормы ударения
ОсвЕдомиться
оптОвый НО! Оптом
ОвЕн
НекролОг
Иконопись
КУхонный
КремЕнь
МастерскИ
ЧЕрпать
|
|
НадОлго
ПлЕсневеть
ПЕтля
ЗаржАветь
ЭкспЕрт
ПремировАть
ПринУдить
МизЕрный
ПЕрчить, пЕрченый
КАшлянуть
БалОванный
ВероисповЕдание
БралА, клАла
ДобелА, дОверху
ЩепА
ЗнАмение
ОблегчИть
ЖалюзИ
ДиспансЕр
КаталОг
БАрмен
ТОрты
БАнты
ШАрфы
ЛососЁвые
ОткУпорить
Тема 3
Мягкий знак после шипящих
I Ь пишется
1. В существительных ж.р. 3 скл.: брошь, брешь, молодёжь, полночь, дочь, помощь, речь…
2. В глаголах 2 лица: идёш ь, думаеш ь, решаеш ь, говориш ь …; в неопределённых формах глагола: стрич ь
3. В наречиях: проч ь, наотмаш ь, напроч ь, вскач ь, настеж ь, навзнич ь.
4. В частицах: лиш ь, виш ь, биш ь, иш ь.
II Ь не пишется
1. В существительных 2 скл. м.р.: скот ч, блинда ж, ле щ, гара ж, каранда ш, пла щ …
2. В существительных мн.ч. Р.п. (много чего?) ту ч, лу ж, учили щ
3. В кратких прилагательных (каков?): горя ч, линю ч, сыпу ч, паху ч …
4. В трёх наречиях исключениях:
уж замуж не в терпёж
Различай! тушь (краска), туш (марш), много туш (мяса);
Тема 4
Классификация звуков
1. Гласные 6 – [а, о, у, и, э, ы ]
2. Согласные:
Звонкие и глухие
Твердые и мягкие
парные – 6
б в г д ж з
п ф к т ш с
непарные звонкие - 5 –
[л, м, н, р, й];
непарные глухие 4 –
[х, ц, ч`, щ` ];
непарные
[ж, ш, ц] - 3
[ч`, щ`, й`] – 3
Остальные парные
б п л н
б` п` л` н` и т.д.
ОСОБО ЗНАТЬ!
[j`]
е
[э]
[j`]
ё
[о]
[j`]
ю
[у]
[j`]
я
[а]
ЕСЛИ
|
|
1) в начале слова;
2) после гласного;
3) после Ь, Ъ
Пример: ель – [j’эл’], лень – [л’эн’],
конечно – [кан’эшна], заняться [зан’аца],
в своём – [ф сваj'ом], честные – [ч’эсныj’и], кроссовки – [красофки].
Тема 5
Спряжение глагола
Знаем, что у глагола под ударением в
I спр. –` е шь, -` е те, -` е т, -` у т, -` ю т.
II спр. -` и шь, -` и те, ` и т, ` а т, ` я т.
Если окончание безударное, то нужно определяться спряжение по инфинитиву.
ПОМНЮ
I спр. (ут-ют)
II спр. (ат-ят)
1) брить, стелить,
зиждить
все остальные глаголы на
- уть
-еть
-оть
-ыть
-ать
-ять
Все глаголы на
–ить
На –ать
Гнать, держать, дышать, слышать
3) 7 на – еть
Терпеть, вертеть, обидеть, зависеть, ненавидеть, видеть, смотреть.