Общепринятая современная типология подразделяет средства обучения на следующие виды: Печатные (учебники и учебные пособия, книги для чтения, хрестоматии, рабочие тетради, атласы, раздаточный материал и т.д.)/
Электронные образовательные ресурсы (часто называемые образовательные мультимедиа мультимедийные учебники, сетевые образовательные ресурсы, мультимедийные универсальные энциклопедии и т.п.)/
Аудиовизуальные (слайды, слайд-фильмы, видеофильмы образовательные, учебные кинофильмы, учебные фильмы на цифровых носителях (Video-CD, DVD, BluRay. HDDVD и т.п.)/ Наглядные плоскостные (плакаты, карты настенные, иллюстрации настенные, магнитные доски)/ Демонстрационные (гербарии, муляжи, макеты, стенды, модели в разрезе, модели демонстрационные)/ Учебные приборы (компас, барометр, колбы, и т.д.)/ Тренажеры и спортивное оборудование (автотренажеры, гимнастическое оборудование, спортивные снаряды, мячи и т.п.)/
Учебная техника (автомобили, тракторы, и т.д.)
Есть и иной подход к типологии средств обучения (Пидкасистый П.И.). Он в частности, разделяет средства обучения на материальные и идеальные. Идеальные средства обучения – это те усвоенные ранее знания и умения, которые используют учителя и учащиеся для усвоения новых знаний. Материальные средства обучения – это физические объекты, которые используют учитель и ученик для детализированного обучения.
|
|
Наглядные пособия обычно классифицируются на три группы:/ Объемные пособия (модели, коллекции, приборы, аппараты и т.п.)/ Печатные пособия ( картины, плакаты, графики, таблицы, учебники и т. п.)
/Проекционный материал (кинофильмы, видеофильмы, слайды и т.п.)
/22/ Характеристика этапов усвоения знаний и умений, их характеристика.
Основой усвоения знаний является активная мыслительная деятельность учащихся, направляемая преподавателем.
Процесс учебного познания складывается из нескольких этапов. Первым из них является восприятие объекта, которое связано с выделением этого объекта из фона и определением его существенных свойств. Этап восприятия сменяет этап осмысления, на котором происходит усмотрение наиболее существенных вне и внутрисубъектных связей и отношений. Следующий этап формирования знаний предполагает процесс запечатления и запоминания выделенных свойств и отношений в результате многократного их восприятия и фиксации. Затем процесс переходит в этап активного воспроизведения субъектом воспринятых и понятых существенных свойств и отношений. Процесс усвоения знаний завершает этап их преобразования, который связан либо с включением вновь воспринятого знания в структуру прошлого опыта, либо с использованием его в качестве средства построения или выделения другого нового знания.
|
|
Очень часто перечисленные этапы формирования знаний принимают в качестве критериев оценки уровней их усвоения.
Таким образом, знание проходит путь от первичного осмысления и буквального воспроизведения, далее к пониманию; /применению знаний в знакомых и новых условиях;/оцениванию самим учеником полезности, новизны этого знания. Понятно, что если знания остаются на первом этапе, то их роль для развития невелика, а если ученик применяет их в незнакомых условиях и оценивает, то это значительный шаг в сторону умственного развития.
Знания могут усваиваться на разных уровнях: репродуктивный уровень - воспроизведение по образцу, по инструкции; / продуктивный уровень - поиск и нахождение нового знания, нестандартного способа действия.
Установление уровней усвоения знаний в диагностике важно потому, что эти уровни оказывают влияние на качество мышления, его шаблонность или нестереотипность, оригинальность.
Выделяют следующие уровни усвоения знаний, соотносимые с соответствующими этапами их усвоения: уровень различения (или распознавания) предмета; /уровень его запоминания; /уровень понимания; /уровень применения.
/23/. Виды обучения
В современной школе используются три относительно обособленных и отличающихся рядом признаков вида обучения: объяснительно-иллюстративное, называемое также традиционным, проблемное, программированное и развившееся на его основе компьютерное обучение.
Объяснительно-иллюстративное обучение. Объяснение в сочетании с наглядностью главные методы такого обучения, слушание и запоминание, ведущие виды деятельности учащихся, а безошибочное воспроизведение изученного, главное требование и основной критерий эффективности. Объяснительно-иллюстративное обучение имеет ряд важных преимуществ. Оно экономит время, сберегает силы учителей и учащихся, облегчает последним понимания сложных знаний, обеспечивает достаточно эффективное управление процессом.
Проблемное обучение (ПбО) Преимущества ПбО: самостоятельное добывание знаний путем собственной творческой деятельности, высокий интерес к учебному труду, развитие продуктивного мышления, прочные и действительные результаты обучения. Включение учащихся в активную познават деятельность опирается на ряд этапов, которые должны быть реализованы последовательно и комплексно.
Важным этапом ПбО является создание проблемной ситуации, представляющей собой ощущение мыслительного затруднения. Учебная проблема, кот. вводится в момент возникновения проблемной ситуации, должна быть достаточно трудной, но посильной для учащихся.
На втором этапе разрешения проблемы («закрытом») учащийся перебирает, анализирует имеющиеся в его распоряжении знания по данному вопросу, выявляет, что их недостаточно для получения ответа, и активно включается в добывание недостающей информации.
Третий этап(«открытый») направлен на приобретение различными способами необходимых для решения проблем знаний. Дальше следуют этапы решения проблемы, проверки полученных результатов, сопоставление с исходной гипотезой, систематизации и обобщения добытых знаний, умений.
Программное обучение («ПО»). Основная цель ПО- улучшение управления учебным процессом. ПО направило свои усилия на создание такой технологии учебного процесса, которая позволяла бы контролировать каждый шаг продвижения учащегося по пути познания и благодаря этому оказывать ему помощь.
Особенности ПО заключается в следующем: учебный материал разделяется на отдельные порции(дозы); учебный процесс состоит из последовательных шагов, содержащих порцию знаний и мыслительных действий по их усвоению; каждый шаг завершается контролем, при правильном ответе учащийся получает новую порцию материала, при неправильном- получает помощь и дополнительные разъяснения; каждый учащийся работает самостоятельно; педагог выступает организатором обучения и помощником при затруднениях; в учебном процессе, широкое применение находят специфические средства ПО(программные учебные пособия, тренажеры, контролирующие устройства, обучающие машины).
|
|
Компьютерное обучение. Компьютеры, снабженные специальными обучающими программами, можно эффективно приспособить для решения почти всех дидактических задач -предъявления информации, управление ходом обучения, контроля и коррекции результатов, выполнения тренировочных упражнений, накопления данных развитии учебного процесса и т.д.
Главные направления:1) повышения успеваемости по отдельным учебным предметам (математике, естественным наукам, родному и иностранному языкам, географии и т.д.); 2) развитие общих когнитивных способностей -решать поставленные задачи, самостоятельно мыслить, владеть коммуникативными навыками.
Компьютеры широко используются для автоматизированного тестирования, оценки и управления, что позволяет высвободить время преподавателя и повысить эффективность пед процесса. Качество компьютерного обучения обуславливается двумя основными факторами: 1) качеством обучающих программ и 2) качеством вычислительной техники.
/24/ Дефферинциация образования: сущность
«Школьный взрыв» 60-х годов - создание в ведущих странах мира массовой средней школы - придал остроту проблеме дифференциации образования и обучения.
Усиление и усложнение дифференцированной подготовки сообразно склонностям, интересам, успеваемости учащихся - глобальная тенденция современной школы. Основными формами дифференциации являются распределение по разным типам уч. заведений, на профили и потоки внутри одной школы, группировки в классе.
Обычно дифференциация начинается после окончания начальной школы. Она осуществляется в уч. заведениях разного типа: грамматическая и современная школы (Англия), реальное училище, гимназия и основная школа (Германия), технологический, профессиональный и общеобразовательный лицей (Франция), обычная средняя школа, лицей, гимназия, колледж (Россия).
|
|
Главным отличительным признаком в этих учебных заведениях являются программы.
/25/ Воспитание: сущность, направления
Воспитание одна из основных категорий педагогики. В педагогической науке воспитание (В.) рассматривается в широком и узком смысле его понимания. В. имеет ряд этапов и осуществляется через преодоление противоречий. Сущность его определялась по-разному в различных экономических формациях.
О воспитании говорили как: о процессе усвоения общественно-исторического опыта, т.е. как о части социализации/об управлении процессом развития/о деятельности воспитателей по созданию условий для культурного развития и саморазвития личности (организованная педагогом жизнь ребенка на уровне культуры) /о целенаправленном процессе взаимодействия и организации деятельности с целью привития определенных качеств и самореализации личности.
В понятии В. в классической педагогике принято выделять два основных аспекта социальный и педагогический:
Социальный (в широком смысле):Воспитание – это общественное явление воздействия общества на личность, влияние на человека всех формирующих его факторов (В. отождествляется с социализацией)
Педагогический (в узком смысле):Воспитание - это целенаправленная деятельность педагога (воспитательная работа) по созданию условий для развития ребенка и формированию у него определенных личностных качеств, которая происходит через включение его в различные виды социальных отношений (в учебе, в общении, игре, практической деятельности).
Можно выделить следующие особенности и характеристики воспитания. Все они взаимосвязаны, нет приоритетных:/1)Целенаправленность/2) Многофакторность (на рез-т В. влияет множ-во макро и микрофакторов)/3) Длительность и непрерывность (любое кач-во, свойство Л. Не может быть сформировано мгновенно)/4) Неравномерность В. (скачок при преодолении противоречий)/5) Двухсторонность (изменяются и учитель и ученик)/6) Деятельностный характер В. (ребенок воспитывается только в деятельности)/7)Диалектичность В. (происходят постоянные изменения и развитие воспитательного процесса под влиянием среды, обществ. целей, развития)/8) Динамичность позиций воспитателя, использование им разных методов
9) В. это индивидуально творческий процесс/10) Целостность и системность В.(в В. д.б. взаимосвязаны цель, содержание, методы и формы, результат, а так же влияние субьектов, деятельности и среды)/11) Управляемость (В. можно управлять)
Сущность В. отражает внутренние связи и отношения характерные для процесса В. и проявляющиеся в определенных закономерностях и тенденциях.
Закономерности В. – это наиболее существенные, необходимые, стабильные и объективные связи м/д различными факторами, которые определяют процесс воспитания и характеризуют его развитие.
Гл. хар – кой зак-тей явл. их объективный характер.
Основные закономерности воспитания (пед. процесса): /1)Формирование личности социально обусловлено и соотв-но воспитание зависит от совокупности объективных и субъективных факторов социальной среды./2) Формирование Л. происходит на основе важнейших социальных форм жизни человека – деятельности и общения./3) Воспитательн. проц. представляет собой постоянную трансформацию внешних влияний во внутренние процессы Л., её мотивы, установки, ценности, отношения. В проц. воспит. происходит интериоризация ценностей жизни и общества./4) Неравномерность развития ребенка и формирования его Л./5) Единство и взаимосвязь воспитания, обучения и развития Л./6) Воспит. проц. осуществляется при условии единства влияния на сознание, чувства и поведение Л.
Из закономерностей В. следуют принципы. Они носят субъективный характер. Определяются учеными из целей и задач воспитания, а так же возникают из обобщения пед. опыта.
Совокупность принципов обеспечивает успешное содержание методов и форм воспитания.
Принципы В. – это основные положения, которые определяют главные требования к цели, содержанию, методам, формам воспитания.
В каждой воспитательной системе могут быть разработаны свои принципы выходящие из закономерностей и практики.
Принципы В.:/ 1) Целенаправленность/2) Систематичность и последовательность/3) Гуманистический характер воспитания, который означает сохранение жизни и здоровья ребенка, уважение к личности в сочетании с разумной требовательностью/4) Сознательность и активность, самостоятельность и творчество в В./5) Возрастной и индивидуальный подход в В. Природосообразность В./6) Принцип связи В. с жизнью и с трудом/
7) Принцип воспитания личности в коллективе/8) Культуросообразность В. (соответствие В. ценностям народа и языковой культуре, понимание В. как части целостного культурно-исторического процесса, соответствие В. и образования уровню развития культуры).
Цель воспитания понимается: во-первых как некий идеал, к которому стремиться и общество и отдельный воспитатель;/во-вторых цель – это осознанное представление о конечном результате пед. деятельности, ожидаемый образ результата.
Но существуют и национальные различия целей воспитания в них отражаются традиции обособленных культур и педагогической политики:/В США – это воспитание хорошего гражданина США./В Германии – подготовка человека, «способного поступать продуктивно с сознанием ответственности»./В Японии – «личность, способная достичь карьеры».
Цель современного воспитания – это личность, способная строить жизнь, достойную Человека.
В науке принято рассм. иерархию целей воспитания. Выделяют идеальные и конкретные цели в проц. В.
Идеальн. цель – формирование разносторонней и гармонично развитой личности(нравственно, физически, интеллектуально, художественно)
Гармония – согласие → личность живущая в согласии с самим собой (самость с обществом (социумность)
Идеальная цель служит пед. манифестом, но необходимо видеть стратегию развития Л., знать к чему надо стремиться.
Наряду с идеальной обязательно требуется постановка конкретных целей, достижения которых можно увидеть в конкретной пед. деятельности.
Конкретные цели зависят от ряда оснований, подходов. Мы рассмотрим основные:1) Личностный/2) Аксиологический/3) Деятельностный/4) Культурологический
Рассматривают и другие – диалогический, антропологический и т.п.
Личностный подход
Проявляется в отношении к учащемуся как уникальному явлению независимо от его индивидуальных особенностей. Ребенок воспринимает себя как уникальную личность и учится видеть во всех окружающих такие же личности. При построении воспитательного проц. Педагог признает ребенка как данность, учитывая привычки, здоровье, ценности, достоинства. Уважение к ребенку не зависит от его успехов или неуспехов, признается право на самобытность ребенка.