Суть этого искусства не в том, чтобы давать советы (и тем более – решать или делать что-то за другого человека), а в том, чтобы создать особые «помогающие отношения» – т.е. такие «отношения, в которых по крайней мере одна из сторон намеревается способствовать другой стороне в личностном росте, развитии, лучшей жизнедеятельности, развитии зрелости, в умении ладить с другими» (К.Роджерс).
Непременным условием помогающих отношений является создание атмосферы психологической безопасности.
Такая атмосфера складывается из
А) признания безусловной ценности собеседника;
Б) отказа использования в его отношении «внешнего оценивания» и
В) глубокого эмпатического понимания.
Взрослый может поддерживать ребенка, если будет
· опираться на сильные стороны ребенка;
· избегать подчеркивания промахов ребенка;
· уметь помочь ребенку разделить большие задания на более мелкие (такие, с которыми он может справиться);
· проявлять оптимизм, веру в возможности ребенка и т.д.
Искусство договора.
В любом общении (и тем более общении взрослого и ребенка) постоянно возникают противоречия, проблемы, обострение взаимоотношений. Искусство договариваться состоит в том, чтобы уметь эти проблемы разрешать не силой (или хитростью), а на основе открытого и справедливого соглашения, достигнутого в процессе равноправного диалога.