Развитие понимания речи

для занятий используются режимные и игровые моменты: сборы на прогулку, подготовка к занятиям, уборка в кукольном уголке и т.д. Логопедическая работа начинается с обучения пониманию некоторых обиходных обращений в повелительной форме.

(п: «Дай – зайку!», «Поставь – тарелку!», постепенно фраза расширяется: «Покажи, где красный карандаш; покажи, где большой мяч и т. п.».)

Постепенно дети начинают пытаться самостоятельно называть соответствующие объекты, а логопед поощряет их и использует в работе специальные приемы, способствующие актуализации речи:

• появление и внезапное исчезновение предмета, который сначала был назван, а затем задается вопрос - Что это? Кто это? Кто спрятался? и т.п.;

• совместное проговаривание слова;

• отраженное проговаривание;

• договаривание слова в ситуации, подсказывающей нужное слово.

• комментирование действий с предметами (Вова завязывает шарф? И Таня завязывает шарф, а Нина уже завязала шарф и т.п.

Для совершенствования понимания речи следует учить детей различать:

• действия, близкие по ситуации;

• действия и признаки, противоположныепо значению;

действия, выраженные личными и возвратнымиглаголами;

• действия, выраженные глаголами единственного и множественного числа;

• действия, выраженные глаголами прошедшего времени единственного числа мужского и женского рода;

• падежные формы;

притяжательные местоимения;

глаголы, обозначающие голосовые реакции животных;

Детей учат различать пространственные отношения предметов, выраженных предлогами в, на, под, из, около, действия, сходные по внешним признакам.

2. Развитие фонематического слуха

- Учить детей различать неречевые звуки и их направление;

- Учить детей дифференцировать на слух:

a) существительные, названия которых отличаются однимзвуком (п:миска – мышка);

b) существительные, отличающиеся несколькими звуками, сходные по звуко-слоговой структуре (п:змея – земля);

c) глаголы, сходные по звучанию (кого пасут - кого несут);

- Используя игровые ситуации учить детей выделять простые звуковые комплексы (п: как плачет малыш – «уа») среди других сочетаний;

3. Формирование словарного запаса

Уточнение и расширение словарного запаса по темам: « Игрушки», «Продукты питания», «Одежда», «Дом», «Мебель», «Транспорт», «Овощи и фрукты» и др.

Закрепление умения детей называть:

a) имена друзей, кукол, окружающих взрослых (в первую очередь двусложные слова с ударением на первом слоге);

b) односложные слова;

c) двусложные слова с ударением на первом слоге;

d) двусложные слова с ударением на втором слоге;

e) трехсложные слова с ударением на втором слоге;

f) трехсложные слова с ударением на первом слоге;

g) трехсложные слова с ударением на последнем слоге;

Используетсяприем - наращивание к слову одинакового слова.

Учить детей различать на слух, а затем употреблять хорошо знакомые слова с уменьшительным значением (с суффиксами – ик-, -к-)

4. Формирование грамматического строя

- Закрепить навыки употребления глаголов повелительного наклонения и их преобразования в глаголы 3 лица единственного числа настоящего времени;

- Сформировать навыки практического употребления в речи:

· категории числа существительных

· категории глаголов;

· категории падежа.

5. Формирование связной речи

- Учить детей составлять 2х-3х составные высказывания (с помощью пиктограмм и идеограмм);

- Учить детей распространять предложения с помощью однородных членов предложения.

- Учить детей составлять рассказ по картине;

- Учить детей составлять рассказ по серии картин;

- Учить детей составлять пересказ;

- Учить детей составлять рассказ – описание;

6. Формирование звукопроизношения и слоговой структуры слов

Содержание фонетических занятий включает в себя:

- Развитие фонематического слуха;

- Уточнение правильного произношения звуков, имеющихся в экспрессивной речи детей (согласные раннего онтогенеза и гласные звуки);

- Постановка отсутствующих звуков.

- Закрепление навыков правильного, четкого воспроизведения 3-4 сложных слов различнойзвуконаполняемости;

- Автоматизация поставленных звуков в слогах, словах, доступных фразах;


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: