Почему постмодернизм является закономерным итогом развития философии XX века?

Постмодернизм является закономерным итогом развития философии XX века, т.к. в процессе осмысления и критики техногенной цивилизации постепенно начали формироваться основные принципы новой эколого-футурологической парадигмы социального знания (именно в этот период происходит переосмысление и критика культурно-исторической парадигмы социального знания). Постмодернизм объединил в себе постнаправления неклассической философии 20 века.

Постмодернистская парадигма, которая прежде всего захватила господствующие позиции в современном литературоведении, распростра­нив свое влияние на все сферы гуманитарного знания, поставила под сомнение «священных коров» историографии: 1) само понятие об исто­рической реальности, а с ним и собственную идентичность историка, его профессиональный суверенитет (стерев казавшуюся нерушимой грань между историей и литературой); 2) критерий достоверности ис­точника (размыв границу между фактом и вымыслом) и, наконец, 3) веру в возможности исторического познания и стремление к объективной истине...».

Многие исследователи на Западе появление постмодернизма свя­зывают с тем, что общественные науки переживают глубокий кризис. французский историк структурализма Ф. Досс пишет, что в XX веке Европа потеряла свою былую привлекательность и больше не является моделью для остального мира. В прошлом веке общественные науки, восприняв идеи Просвещения, процветали в атмосфере всеобщего оп­тимизма и веры в будущее. Но в XX веке две мировые войны похоронили надежды людей на стабильность и благополучие. Кроме того, в XX веке не были решены ни проблемы социального равенства, ни проблемы социальной справедливости. Прошлое не может быть использовано как переходная ступень к более совершенному обществу. Разум потерял свою былую мощь в познании природной и социальной действительности. Понятие «прошлое», «настоящее» и «будущее» невозможно различать. «Отсюда следует расширение понятия настоящего, презантификация (осовременивание) прошлого и новая форма отношения к историчности, где настоящее мыслится больше не как антиципация будущего, а как поле возможной рециркуляции прошлого в генеалогическом плане. Будущее растворяется, а неподвижное настоящее больше не удаляется от прошлого» (Гобозов И.А.)


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: