До начала Нового времени, как уже говорилось, господствовало представление о технике, в котором искусство и техника еще четко не различались, и потому использование техники еще не достигло той степени методической рефлексии, при которой природа опредмечивается и превращается в инструмент господства. И только определенное эмпирическое, основанное на наблюдении знание природы и ее поведения И искусственно созданных инструментов было основой суждения о том являются ли, и в какой степени, те или иные природные образования тем, что человек может формировать согласно своим целям.
Когда возникла современная техника и почему?
С началом Нового времени - в первую очередь под воздействием воззрений Гоббса и Галилея, Декарта, Ньютона, Лейбница и других—начали разлагать явления природы на их физически-пространственные элементы и элементарные функции и интерпретировать поведение природы как результат пространственно-геометрического отношения положений ее элементов. С помощью такого сведения явлений и событий природы к геометрии и математике оказалось возможным предварительно смоделировать, какие могут появляться функции и формы отношений, если пространственные элементарные частицы перевести в другие ситуационные отношения и затем вновь свести воедино. И следовательно, могли бы быть сконструированы объекты, поведение которых математически точно соответствовало бы человеческой цели.
|
|
Какова сущность техники?
Человек «обладает» техникой, техника же по своей сущности есть нечто, чем располагает человек, нечто уже имеющееся у человека, его «habitus». Это имеет троякий смысл. 1) Техника-это возникающая из сущности человеческого духа и восходящая к нему (и постольку врожденная) способность господствовать над природой и пользоваться ею. В этом смысле человек обладает техникой уже «от природы». 2) Техника есть приобретенные через применение этой заданной способности сноровка и умение (добродетель в первоначальном смысле этого слова) господствовать над природой. В этом смысле человек обладает техникой только через свободные усилия, направленные на учение и практические действия. Техника, таким образом, проявляется как активная способность и сила, свойственная не столько отдельно взятому человеку, но ему как общественному, социальному существу, а в конечном счете, собственно, человечеству в целом. При этом едва ли приходится спорить о том, что человечество в своей истории приобретало все больше техники и все больше способностей к господству над миром.
Ц. Г. Арзаканян, В.Г. Горохов // Практикум по философии: Социальная философия. – Мн., 2007. – С. 566-569.