Контрольная работа за II семестр

1. Вопросы «Существует ли мир сам по себе или он существует от Бога? Что лежит в основе изменений, происходящих в мире? Каковы основные законы и движущие силы его развития? Относятся к…

а) философской антропологии; в) онтологии;

б) гносеологии; г) социальной философии.

 

2. Проблему существования в её общем виде выражает философская категория…

а) сущность; в) бытие;

б) сущее; г) экзистенция.

 

3. Понятие «бытие» введено в философию:

а) Демокритом; в) Аристотелем;

б) Парменидом; г) Пифагором.

 

4. Форма бытия, не имеющая собственной сущности и существующая лишь как взаимодействие других форм, называется…

а) сознанием; в) субстанцией;

б) виртуальностью; г) материей.

 

5. Математические теоремы и законы формальной логики имеют _____ бытие.

а) объективно-идеальное; в) субъективно-идеальное;

б) материальное; г) виртуальное.

 

6. Отождествление бытия как «всеохватывающей реальности» - и субстанции – как основы мироздания – наблюдается в философии…

а) Нового Времени; в) Античности;

б) Средневековья; г) Возрождения.

 

7. Тезис «Бытие есть, и есть только бытие; небытия нет, и помыслить его невозможно», высказан…

а) Протагором; в) Пифагором;

б) Парменидом; г) Гегелем.

 

8. Объективная реальность, данная нам в ощущениях, по В. И. Ленину, называется…

а) миром; в) природой;

б) Вселенной; г) материей.

 

9. Физический вакуум, элементарные частицы, поля, атомы, молекулы, планеты, звезды, Вселенная относятся к…

а) биосистемам; в) социальным системам;

б) системам неживой природы; г) виртуальным системам.

 

10. В формировании современной научной картины мира видное место принадлежит __________, доказывающей способность природы к самоорганизации, самоупорядочиванию.

а) синергетике; в) апологетике;

б) эклектике; г) диалектике.

 

11. Форма бытия, характеризующая протяженность, структурность любых материальных систем, обозначается понятием:

а) время; в) материя;

б) пространство; г) движение.

 

12. Для субстанциальной концепции пространства-времени характерно:

а) пространство и время связаны между собой и с материей;

б) пространство и время есть априорные формы чувственности познающего субъекта;

в) пространство и время есть порождение духовного внечеловеческого начала;

г) пространство и время не связаны между собой и с материей.

 

13. Форма бытия, выражающая длительность и последовательность смены состояний материальных объектов, называется…

а) движением; в) временем;

б) пространством; г) развитием.

 

14. Естественнонаучное обоснование связи материи, движения, пространства и времени дано…

а) теорией относительности; в) классической физикой;

б) синергетикой; г) физикализмом.

 

15. Идея четырехмерного пространственно-временного континуума впервые была высказана…

а) Т. Калуцей; в) О. Клейном;

б) А. Эйнштейном; г) И. Ньютоном.

 

16. Философская теория об универсальности движения и развития всего сущего называется:

а) синергетикой; в) диалектикой;

б) соционикой; г) метафизикой.

 

17. Синергетика – это:

а) учение о развитии познания, общества и человека; в) умозрительная философия природы.

б) теория самоорганизации сложных систем; г) учение о сверхчувственных основах бытия;

18. Понятие «мера» связано с законом:

а) взаимного перехода количественных изменений в качественные;

б) превращения и сохранения энергии;

в) взаимопроникновения противоположностей;

г) отрицание отрицания.

 

19. Согласно диалектике, источником развития выступает…

а) стремление к установлению равновесия;

б) внешнее воздействие на объект;

в) любое изменение объекта;

г) разрешение внутренних противоречий.

20. С точки зрения диалектического материализма, законы диалектики…

а) есть теоретические конструкции, не обнаруживающие себя в объективной реальности;

б) имеют универсальный характер;

в) отражают саморазвитие абсолютного духа;

г) реализуются только в живой природе.

 

21. Присущая человеку способность целенаправленно и обобщенно воспроизводить действительность в идеальной форме обозначается понятием…

а) ощущение; в) сознание;

б) рассудок; г) интроспекция.

 

22. Выделение и оценка себя как мыслящего, чувствующего и действующего существа есть:

а) самосознание; в) миропонимание;

б) мироотношение; г) суждение.

 

23. Неосознанные и неконтролируемые сознанием человека психические процессы и явления получили название –

а) эмоции; в) бессознательное;

б) Эрос; г) Танатос.

 

24. Психическая деятельность животных отличается от психической деятельности человека тем, что она:

а) служит регулятором адаптивного поведения; в) носит социальный характер;

б) обусловлена биологическими закономерностями; г) направлена на преобразование мира.

 

 

25. С точки зрения представителей психоанализа, основой человеческой культуры является…

а) сознательные формы преобразующей деятельности человека;

б) конфликт между биологической природой человека и требованиями общества;

в) процесс превращения социального инстинкта человека в социально приемлемые формы деятельности;

г) духовная сущность человека, проявляющаяся в творчестве.

 

26. Базовые ментальные структуры, общие для всего человечества, Юнг К. Г. называл:

а) стереотипами; в) комплексами;

б) алгоритмами; г) архетипами.

 

27. При рассмотрении сознания с точки зрения его связи с материальным носителем нередко происходит подмена философского и ____________ взгляда на сознание.

а) обыденного; в) эстетического;

б) мифологического; г) естественнонаучного.

 

28. Главным признаком сознания с точки зрения феноменологии является:

а) интенциональность; в) идеальность;

б) материальность; г) субъективность.

 

29. Креативность сознания выражается в…

а) способности создавать нечто новое; в) отсутствии смысла в действиях;

б) отсутствии способности создавать нечто новое; г) придании смысла предмету сознания.

 

30. Христианское понимание смысла жизни заключается в…

а) преобразовании мира; в) спасении души;

б) накоплении знаний; г) материальном обогащении.

 

31. Человек живет в двух мирах: природном и …

а) эстетическом; в) этническом;

б) классовом; г) социальном.

 

32. С точки зрения экзистенционализма человек задумывается над смыслом жизни в…

а) состоянии опьянения; в) при обращении к вере;

б) от скуки; г) в пограничной ситуации.

 

33. Понятие экзистенция было введено для обозначения:

а) бытия вещей и процессов; в) специфически человеческого способа бытия;

б) виртуальной реальности; г) бытия природы.

 

34. В философии экзистенциализма подлинный способ существования – это:

а) погруженность человека в мир вещей; в) обучение принципам «мудрой жизни»;

б) бытие перед лицом смерти; г) следование всеобщему космическому закону.

 

35. Смысл жизни личности состоит не в спасении души и служении Богу, а в служении обществу, доказывали:

а) Платон, Гегель, марксисты; в) Камю, Сартр, Ясперс;

б) Лиотар, Деррида, Рикер; г) Тертуллиан, Августин, Аквинат.

 

36. Учение о человеке как общественном существе было разработано в философии:

а) креационизма; в) экзистенциализма;

б) позитивизма; г) марксизма.

 

37. Вопрос о смысле жизни порожден размышлением о том, стоит ли жить, если всякий человек…

а) порочен; в) бездуховен;

б) некрасив; г) смертен.

 

38. Личность как субъект социальных отношений характеризуется…

а) активностью; в) объективностью;

б) коллективностью; г) обратимостью.

39. Личность как особая индивидуальная сущность стала объектом философского анализа в период…

а) Возрождения; в) Новое время;

б) Средневековья; г) Античности.

 

40. В статье Ф.Энгельса «Роль труда в процессе превращения обезьяны в человека» изложена так называемая__________ теория происхождения человека, сознания, языка.

а) теологическая; в) мутагенная;

б) трудовая; г) натуралистическая.

 

41. Постижение сознанием многообразных сторон и связей бытия представляет собой:

а) инициацию; в) практику;

б) познание; г) творчество.

 

42. Коллективный и индивидуальный носитель познавательной деятельности называется _________ познания:

а) субъектом; в) целью;

б) средством; г) объектом;

 

43. Результат процесса познания, предстающий как совокупность сведений о чем-либо есть:

а) мудрость; в) истина;

б) интеллект; г) знание.

 

44. Преднамеренное искажение субъектом действительности трактуется как…

а) объяснение; в) ложь;

б) заблуждение; г) истина.

 

45. Под заблуждением принято понимать:

а) зависимость от чужого мнения; в) ограниченность знаний;

б) сознательное искажение информации; г) несоответствие знаний действительности.

 

46. Только практика является целью, источником и критерием познания и творчества, - доказывали представители:

а) марксизма; в) солипсизма;

б) томизма; г) экзистенциализма.

 

47. По мнению представителей _________, «знания о вещах изменчивы и текучи, и поэтому о всякой вещи можно сказать двояко и противоположным образом».

а) скептицизма; в) агностицизма;

б) гносеологического оптимизма; г) догматизма.

 

48. Позиция агностицизма представлена в учении:

а) Декарта Р.; в) Аристотеля;

б) Канта И.; г) Бэкона Ф.

 

49. Установите соответствие между концепциями истины и их основными положениями:

1. «Истинным является такое знание, которое имеет благие последствия для человеческой жизни и которое может успешно применяться на практике».

2. Истина есть соответствие знания объективной реальности.

3. Истина есть согласованность знания с более общей, охватывающей системой знания.

 

А. Когерентная

В. Прагматическая

С. Корреспонденская

 

50. Основное отличие научного от ненаучного знания заключается в…

а) объективности; в) теоретичности;

б) рациональности; г) системности.

 

51. Основными методами эмпирического исследования являются… (2 правильных ответа)

а) научное наблюдение; г) интерпретация;

б) описание объекта; д) формализация;

в) аксиоматический метод; е) эксперимент.

 

52. К основным формам теоретического знания относится…(3 правильных ответа)

а) проблема; в) закон;

б) гипотеза; г) конвенция;

д) наблюдение.

 

53. Идеи и концепции, выступающие от имени науки, имитирующие ее черты, но не соответствующие стандартам научности, относятся к:

а) философии; в) лженауке;

б) паранауке; г) парадигме.

 

54. Философско-мировоззренческая позиция негативного отношения к науке и технике в силу их враждебности человеку и культуре носит название:

а) антисциентизм; в) сциентизм;

б) гуманизм; г) нигилизм.

 

55. Процесс вытеснения старой дисциплинарной матрицы новой парадигмой называется…

а) научной революцией; в) демаркацией;

б) верификацией; г) пролиферацией.

 

56. Попытка разграничения научного и ненаучного знания, определения границ области научного знания называется проблемой…

а) логики; в) демаркации;

б) идеализации; г) модернизации.

 

57. Определяя специфику научного знания К. Поппер выдвинул принцип…

а) фальсификации; в) унификации;

б) кодификации; г) верификации.

 

58. Современные западные концепции научных революций – как смену парадигм или научно-исследовательских программ – разрабатывали…

а) Кун Т. и Лакатос И.; в) Лиотар Ж. и Деррида Ж.;

б) Ленин В. И. и Плеханов Г. В.; г) Гадамер Г. и Хайдеггер М.

 

59. Представителем современной философии науки, считающим, что рост научного знания происходит в результате пролиферации (размножения) теорий, гипотез, является…

а) П. Фейерабенд; в) К. Поппер;

б) И. Лакатос; г) О. Конт.

 

60. Относительно независимое от природы духовно-материальное образование, порожденное разнообразными формами совместной деятельности людей, называется…

а) государством; в) обществом;

б) ноосферой; г) формацией.

 

61. Идея линейной направленности общественной жизни возникла в:

а) Новое время; в) Средние века;

б) Возрождение; г) Античность.

 

62. Философом, предложившим понятие «осевой эпохи» для объяснения единства мировой истории, является:

а) Энгельс Ф.; в) Ясперс К.;

б) Тойнби А.; г) Гоббс Т.

 

63. С точки зрения А. Тойнби цивилизация может избежать гибели, если…

а) будет достигнут высокий уровень технического развития;

б) будет достигнуто единение в духе;

в) будут решены социально-экономические проблемы;

г) будут решены экологические проблемы.

 

64. Соотнесите имя философа и понятие, характеризующее его концепцию развития общества.

1. К. Ясперс А. Мировой Разум

2. Г.Ф. В. Гегель В. Общественно-экономическая формация

3. К. Маркс С. «Осевое время»

65. _________ утверждал, что цивилизация является «смертью культуры».

а) О. Шпеглер; в) Д. Вико;

б) К. Ясперс; г) Ф. Энгельс.

 

66. Применив материалистическую философию к области истории, К. Маркс и Ф. Энгельс явились создателями:

а) вульгарного материализма; в) естественно-научного материализма;

б) исторического материализма; г) метафизического материализма.

 

67. Растущая взаимозависимость различных стран, регионов, экономическая, культурная интеграция человечества выражается в понятии:

а) идеологизация; в) глобализация;

б) информатизация; г) технологизация.

 

68. Международная общественная организация, созданная в 1968 г. для анализа наиболее острых проблем современности, получила название:

а) Лондонский клуб; в) Гейдельберский клуб;

б) Римский клуб; г) Парижский клуб.

 

69. Сегодня перед человечеством две возможности: либо продолжать покорение окружающего мира, разделив «судьбу динозавров», либо выжить, покорив…

а) других людей; в) слабые страны и народы;

б) природу; г) себя, свою агрессивность и эгоизм.

 

70. Глобальные проблемы, связанные с чрезмерным увеличением численности народонаселения Земли, ухудшением здоровья населения, старением населения в развитых странах, высокой рождаемостью в слаборазвитых странах, носят название….

а) политических; в) экологических;

б) демографических; г) экономических.

 

71. Проблемы, связанные с разоружением, предотвращением термоядерной войны, мировым социальным и экономическим развитием, классифицируются как ___________ проблемы.

а) интерсоциальные; в) природно-социальные;

б) антропо-социальные; г) надуманные.

 

72. Постиндустриальное общество в контексте «информационной революции» характеризуется понятием…

а) «информационное общество»; в) «социальная динамика»;

б) «идеальный тип общества»; г) «всемирно-исторический дух».

 

73. В основе философской картины мира лежит решение проблемы…

а) познания; в) бытия;

б) ценностей; г) науки.

 

74. Фундаментальная физическая теория, созданная в начале ХХ века для объяснения микродвижений, лежащая в основе современной научной картины мира, называется…

а) квантовой механикой; в) микроэлектроникой;

б) минимализмом; г) органической химией.

 

       
      1.
      2.
      3.

 

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: