1. Вопросы «Существует ли мир сам по себе или он существует от Бога? Что лежит в основе изменений, происходящих в мире? Каковы основные законы и движущие силы его развития? Относятся к…
а) философской антропологии; в) онтологии;
б) гносеологии; г) социальной философии.
2. Проблему существования в её общем виде выражает философская категория…
а) сущность; в) бытие;
б) сущее; г) экзистенция.
3. Понятие «бытие» введено в философию:
а) Демокритом; в) Аристотелем;
б) Парменидом; г) Пифагором.
4. Форма бытия, не имеющая собственной сущности и существующая лишь как взаимодействие других форм, называется…
а) сознанием; в) субстанцией;
б) виртуальностью; г) материей.
5. Математические теоремы и законы формальной логики имеют _____ бытие.
а) объективно-идеальное; в) субъективно-идеальное;
б) материальное; г) виртуальное.
6. Отождествление бытия как «всеохватывающей реальности» - и субстанции – как основы мироздания – наблюдается в философии…
а) Нового Времени; в) Античности;
б) Средневековья; г) Возрождения.
7. Тезис «Бытие есть, и есть только бытие; небытия нет, и помыслить его невозможно», высказан…
а) Протагором; в) Пифагором;
б) Парменидом; г) Гегелем.
8. Объективная реальность, данная нам в ощущениях, по В. И. Ленину, называется…
а) миром; в) природой;
б) Вселенной; г) материей.
9. Физический вакуум, элементарные частицы, поля, атомы, молекулы, планеты, звезды, Вселенная относятся к…
а) биосистемам; в) социальным системам;
б) системам неживой природы; г) виртуальным системам.
10. В формировании современной научной картины мира видное место принадлежит __________, доказывающей способность природы к самоорганизации, самоупорядочиванию.
а) синергетике; в) апологетике;
б) эклектике; г) диалектике.
11. Форма бытия, характеризующая протяженность, структурность любых материальных систем, обозначается понятием:
а) время; в) материя;
б) пространство; г) движение.
12. Для субстанциальной концепции пространства-времени характерно:
а) пространство и время связаны между собой и с материей;
б) пространство и время есть априорные формы чувственности познающего субъекта;
в) пространство и время есть порождение духовного внечеловеческого начала;
г) пространство и время не связаны между собой и с материей.
13. Форма бытия, выражающая длительность и последовательность смены состояний материальных объектов, называется…
а) движением; в) временем;
б) пространством; г) развитием.
14. Естественнонаучное обоснование связи материи, движения, пространства и времени дано…
а) теорией относительности; в) классической физикой;
б) синергетикой; г) физикализмом.
15. Идея четырехмерного пространственно-временного континуума впервые была высказана…
а) Т. Калуцей; в) О. Клейном;
б) А. Эйнштейном; г) И. Ньютоном.
16. Философская теория об универсальности движения и развития всего сущего называется:
а) синергетикой; в) диалектикой;
б) соционикой; г) метафизикой.
17. Синергетика – это:
а) учение о развитии познания, общества и человека; в) умозрительная философия природы.
б) теория самоорганизации сложных систем; г) учение о сверхчувственных основах бытия;
18. Понятие «мера» связано с законом:
а) взаимного перехода количественных изменений в качественные;
б) превращения и сохранения энергии;
в) взаимопроникновения противоположностей;
г) отрицание отрицания.
19. Согласно диалектике, источником развития выступает…
а) стремление к установлению равновесия;
б) внешнее воздействие на объект;
в) любое изменение объекта;
г) разрешение внутренних противоречий.
20. С точки зрения диалектического материализма, законы диалектики…
а) есть теоретические конструкции, не обнаруживающие себя в объективной реальности;
б) имеют универсальный характер;
в) отражают саморазвитие абсолютного духа;
г) реализуются только в живой природе.
21. Присущая человеку способность целенаправленно и обобщенно воспроизводить действительность в идеальной форме обозначается понятием…
а) ощущение; в) сознание;
б) рассудок; г) интроспекция.
22. Выделение и оценка себя как мыслящего, чувствующего и действующего существа есть:
а) самосознание; в) миропонимание;
б) мироотношение; г) суждение.
23. Неосознанные и неконтролируемые сознанием человека психические процессы и явления получили название –
а) эмоции; в) бессознательное;
б) Эрос; г) Танатос.
24. Психическая деятельность животных отличается от психической деятельности человека тем, что она:
а) служит регулятором адаптивного поведения; в) носит социальный характер;
б) обусловлена биологическими закономерностями; г) направлена на преобразование мира.
25. С точки зрения представителей психоанализа, основой человеческой культуры является…
а) сознательные формы преобразующей деятельности человека;
б) конфликт между биологической природой человека и требованиями общества;
в) процесс превращения социального инстинкта человека в социально приемлемые формы деятельности;
г) духовная сущность человека, проявляющаяся в творчестве.
26. Базовые ментальные структуры, общие для всего человечества, Юнг К. Г. называл:
а) стереотипами; в) комплексами;
б) алгоритмами; г) архетипами.
27. При рассмотрении сознания с точки зрения его связи с материальным носителем нередко происходит подмена философского и ____________ взгляда на сознание.
а) обыденного; в) эстетического;
б) мифологического; г) естественнонаучного.
28. Главным признаком сознания с точки зрения феноменологии является:
а) интенциональность; в) идеальность;
б) материальность; г) субъективность.
29. Креативность сознания выражается в…
а) способности создавать нечто новое; в) отсутствии смысла в действиях;
б) отсутствии способности создавать нечто новое; г) придании смысла предмету сознания.
30. Христианское понимание смысла жизни заключается в…
а) преобразовании мира; в) спасении души;
б) накоплении знаний; г) материальном обогащении.
31. Человек живет в двух мирах: природном и …
а) эстетическом; в) этническом;
б) классовом; г) социальном.
32. С точки зрения экзистенционализма человек задумывается над смыслом жизни в…
а) состоянии опьянения; в) при обращении к вере;
б) от скуки; г) в пограничной ситуации.
33. Понятие экзистенция было введено для обозначения:
а) бытия вещей и процессов; в) специфически человеческого способа бытия;
б) виртуальной реальности; г) бытия природы.
34. В философии экзистенциализма подлинный способ существования – это:
а) погруженность человека в мир вещей; в) обучение принципам «мудрой жизни»;
б) бытие перед лицом смерти; г) следование всеобщему космическому закону.
35. Смысл жизни личности состоит не в спасении души и служении Богу, а в служении обществу, доказывали:
а) Платон, Гегель, марксисты; в) Камю, Сартр, Ясперс;
б) Лиотар, Деррида, Рикер; г) Тертуллиан, Августин, Аквинат.
36. Учение о человеке как общественном существе было разработано в философии:
а) креационизма; в) экзистенциализма;
б) позитивизма; г) марксизма.
37. Вопрос о смысле жизни порожден размышлением о том, стоит ли жить, если всякий человек…
а) порочен; в) бездуховен;
б) некрасив; г) смертен.
38. Личность как субъект социальных отношений характеризуется…
а) активностью; в) объективностью;
б) коллективностью; г) обратимостью.
39. Личность как особая индивидуальная сущность стала объектом философского анализа в период…
а) Возрождения; в) Новое время;
б) Средневековья; г) Античности.
40. В статье Ф.Энгельса «Роль труда в процессе превращения обезьяны в человека» изложена так называемая__________ теория происхождения человека, сознания, языка.
а) теологическая; в) мутагенная;
б) трудовая; г) натуралистическая.
41. Постижение сознанием многообразных сторон и связей бытия представляет собой:
а) инициацию; в) практику;
б) познание; г) творчество.
42. Коллективный и индивидуальный носитель познавательной деятельности называется _________ познания:
а) субъектом; в) целью;
б) средством; г) объектом;
43. Результат процесса познания, предстающий как совокупность сведений о чем-либо есть:
а) мудрость; в) истина;
б) интеллект; г) знание.
44. Преднамеренное искажение субъектом действительности трактуется как…
а) объяснение; в) ложь;
б) заблуждение; г) истина.
45. Под заблуждением принято понимать:
а) зависимость от чужого мнения; в) ограниченность знаний;
б) сознательное искажение информации; г) несоответствие знаний действительности.
46. Только практика является целью, источником и критерием познания и творчества, - доказывали представители:
а) марксизма; в) солипсизма;
б) томизма; г) экзистенциализма.
47. По мнению представителей _________, «знания о вещах изменчивы и текучи, и поэтому о всякой вещи можно сказать двояко и противоположным образом».
а) скептицизма; в) агностицизма;
б) гносеологического оптимизма; г) догматизма.
48. Позиция агностицизма представлена в учении:
а) Декарта Р.; в) Аристотеля;
б) Канта И.; г) Бэкона Ф.
49. Установите соответствие между концепциями истины и их основными положениями:
1. «Истинным является такое знание, которое имеет благие последствия для человеческой жизни и которое может успешно применяться на практике».
2. Истина есть соответствие знания объективной реальности.
3. Истина есть согласованность знания с более общей, охватывающей системой знания.
А. Когерентная
В. Прагматическая
С. Корреспонденская
50. Основное отличие научного от ненаучного знания заключается в…
а) объективности; в) теоретичности;
б) рациональности; г) системности.
51. Основными методами эмпирического исследования являются… (2 правильных ответа)
а) научное наблюдение; г) интерпретация;
б) описание объекта; д) формализация;
в) аксиоматический метод; е) эксперимент.
52. К основным формам теоретического знания относится…(3 правильных ответа)
а) проблема; в) закон;
б) гипотеза; г) конвенция;
д) наблюдение.
53. Идеи и концепции, выступающие от имени науки, имитирующие ее черты, но не соответствующие стандартам научности, относятся к:
а) философии; в) лженауке;
б) паранауке; г) парадигме.
54. Философско-мировоззренческая позиция негативного отношения к науке и технике в силу их враждебности человеку и культуре носит название:
а) антисциентизм; в) сциентизм;
б) гуманизм; г) нигилизм.
55. Процесс вытеснения старой дисциплинарной матрицы новой парадигмой называется…
а) научной революцией; в) демаркацией;
б) верификацией; г) пролиферацией.
56. Попытка разграничения научного и ненаучного знания, определения границ области научного знания называется проблемой…
а) логики; в) демаркации;
б) идеализации; г) модернизации.
57. Определяя специфику научного знания К. Поппер выдвинул принцип…
а) фальсификации; в) унификации;
б) кодификации; г) верификации.
58. Современные западные концепции научных революций – как смену парадигм или научно-исследовательских программ – разрабатывали…
а) Кун Т. и Лакатос И.; в) Лиотар Ж. и Деррида Ж.;
б) Ленин В. И. и Плеханов Г. В.; г) Гадамер Г. и Хайдеггер М.
59. Представителем современной философии науки, считающим, что рост научного знания происходит в результате пролиферации (размножения) теорий, гипотез, является…
а) П. Фейерабенд; в) К. Поппер;
б) И. Лакатос; г) О. Конт.
60. Относительно независимое от природы духовно-материальное образование, порожденное разнообразными формами совместной деятельности людей, называется…
а) государством; в) обществом;
б) ноосферой; г) формацией.
61. Идея линейной направленности общественной жизни возникла в:
а) Новое время; в) Средние века;
б) Возрождение; г) Античность.
62. Философом, предложившим понятие «осевой эпохи» для объяснения единства мировой истории, является:
а) Энгельс Ф.; в) Ясперс К.;
б) Тойнби А.; г) Гоббс Т.
63. С точки зрения А. Тойнби цивилизация может избежать гибели, если…
а) будет достигнут высокий уровень технического развития;
б) будет достигнуто единение в духе;
в) будут решены социально-экономические проблемы;
г) будут решены экологические проблемы.
64. Соотнесите имя философа и понятие, характеризующее его концепцию развития общества.
1. К. Ясперс А. Мировой Разум
2. Г.Ф. В. Гегель В. Общественно-экономическая формация
3. К. Маркс С. «Осевое время»
65. _________ утверждал, что цивилизация является «смертью культуры».
а) О. Шпеглер; в) Д. Вико;
б) К. Ясперс; г) Ф. Энгельс.
66. Применив материалистическую философию к области истории, К. Маркс и Ф. Энгельс явились создателями:
а) вульгарного материализма; в) естественно-научного материализма;
б) исторического материализма; г) метафизического материализма.
67. Растущая взаимозависимость различных стран, регионов, экономическая, культурная интеграция человечества выражается в понятии:
а) идеологизация; в) глобализация;
б) информатизация; г) технологизация.
68. Международная общественная организация, созданная в 1968 г. для анализа наиболее острых проблем современности, получила название:
а) Лондонский клуб; в) Гейдельберский клуб;
б) Римский клуб; г) Парижский клуб.
69. Сегодня перед человечеством две возможности: либо продолжать покорение окружающего мира, разделив «судьбу динозавров», либо выжить, покорив…
а) других людей; в) слабые страны и народы;
б) природу; г) себя, свою агрессивность и эгоизм.
70. Глобальные проблемы, связанные с чрезмерным увеличением численности народонаселения Земли, ухудшением здоровья населения, старением населения в развитых странах, высокой рождаемостью в слаборазвитых странах, носят название….
а) политических; в) экологических;
б) демографических; г) экономических.
71. Проблемы, связанные с разоружением, предотвращением термоядерной войны, мировым социальным и экономическим развитием, классифицируются как ___________ проблемы.
а) интерсоциальные; в) природно-социальные;
б) антропо-социальные; г) надуманные.
72. Постиндустриальное общество в контексте «информационной революции» характеризуется понятием…
а) «информационное общество»; в) «социальная динамика»;
б) «идеальный тип общества»; г) «всемирно-исторический дух».
73. В основе философской картины мира лежит решение проблемы…
а) познания; в) бытия;
б) ценностей; г) науки.
74. Фундаментальная физическая теория, созданная в начале ХХ века для объяснения микродвижений, лежащая в основе современной научной картины мира, называется…
а) квантовой механикой; в) микроэлектроникой;
б) минимализмом; г) органической химией.
1. | |||
2. | |||
3. |