Кутафин О.Е. Предмет конституционного права. – М., 2001

МОСКОВСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ МВД РОССИИ

Кафедра конституционного и муниципального права

КОНСТИТУЦИОННОЕ ПРАВО РОССИИ

Планы

Семинарских занятий для всех форм обучения

Москва – 2011

Конституционное право России: Планы семинарских занятий.

 

Обсуждены и одобрены на заседании кафедры конституционного и муниципального права Московского университета МВД России «__»______2011 г. Протокол №__.

 

Авторский коллектив: Прудников А.С. – заслуженный юрист России, доктор юридических наук, профессор, начальник кафедры; Лимонов А.М. – кандидат юридических наук, доцент, заместитель начальника кафедры; Зинченко Е.Ю. – кандидат юридических наук, профессор, профессор кафедры; Егоров С.А. – кандидат юридических наук, доцент кафедры; Андрюшина Т.А. – соискатель кафедры.

 


П Л А Н Ы

Семинарских занятий

Для всех форм обучения

Тема 1. Понятие, предмет, система конституционного права России

Семинар

Понятие, предмет, система и принципы конституционного права России. Конституционные нормы, их виды, структура, особенности. Действие норм конституционного права во времени, в пространстве и по кругу лиц. Конституционно-правовые институты, конституционно-правовые отношения, их субъекты.

Наука конституционного права, ее содержание, метод. Место науки конституционного права в системе общественных, юридических наук. Развитие науки конституционного права на современном этапе.

«Конституционное право Российской Федерации» как учебная дисциплина и ее значение для подготовки сотрудников органов внутренних дел.

Контрольные вопросы к теме:

1. Какие общественные отношения составляют предмет конституционного права?

2. Назовите основные составные части системы отрасли конституционного права.

3. Каково соотношение конституционного и других отраслей права?

4. В чем специфика конституционно-правовых норм?

5. Что означает конституционный принцип равенства граждан перед законом и судом?

 

Литература к теме:

Конституционное право России: учебник для студентов вузов / [А.С. Прудников и др.]; под ред. Б.С. Эбзеева, А.С. Прудникова, В.И. Авсеенко. – 4-е изд., перераб. и доп. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2010.

Краткий словарь терминов и определений по конституционному праву / А.С. Прудников; А.М. Лимонов; К.О. Бобров. – М.: Московский университет МВД России, 2009.

Кутафин О.Е. Предмет конституционного права. – М., 2001.

 

 

Тема 3. Основы теории конституционализма

Семинар

История развития конституции РСФСР. Манифест 17 октября 1905 года, как конституционный акт. Основные государственные законы 1906 года. Конституционные акты Временного правительства. Конституция РСФСР 1918 г.,1925 г., 1937 г., 1978 г. Конституция как конкретно-исторический, политико-социальный и юридический акт государства.

Понятие и признаки конституции. Юридическая и фактическая конституция. Сущность конституции: различие в теоретических подходах, политических и правовых оценках. Предмет конституционного регулирования.

Учение о конституционализме. Отражение идей конституционализма в Конституции РФ 1993 г.

 

Контрольные вопросы к теме:

1. Какие признаки отличают Конституцию от иных нормативных актов?

2. Какие условия определяли необходимость принятия новых Конституций в России?

3. По каким основаниям классифицируются конституции?

4. Как разрабатывался и принимался проект Конституции РФ 1993 г.?

5. Что нового внесла Конституция в конституционную практику нашей страны?

 

 

Тема 4. Конституция Российской Федерации 1993 г., ее развитие

Семинар

Предыстория принятия Конституции РФ 1993г. Всенародное голосование по проекту Конституции РФ 12 декабря 1993г.

Форма и структура Конституции РФ. Значение преамбулы, заключительных и переходных положений. Основные черты и особенности Конституции 1993г.

Функции Конституции РФ. Юридические свойства. Верховенство и юридическая сила. Стабильность.

Процедура пересмотра Конституции РФ. Конституционные поправки.

Конституционная законность. Правовая охрана Конституции РФ. Роль Конституционного суда РФ в обеспечении конституционной законности и верховенство Конституции РФ.

Конституционная ответственность.

Контрольные вопросы к теме:

1. Кто уполномочен вносить предложения о пересмотре Конституции РФ и принятии конституционных поправок?

2. Какие главы Конституции РФ не подлежат пересмотру Федеральным Собранием?

3. Какой орган уполномочен давать официальное толкование Конституции?

4. Как обеспечивается охрана Конституции РФ?

 

Задачи

1. Постановлением Конституционного Суда Российской Федерации от 13 июня 1996 г. была признана не соответствующей Конституции Российской Федерации часть 5 статьи 97 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации, согласно которой время ознакомления обвиняемого и его защитника с материалами уголовного дела при начислении срока содержания под стражей в качестве меры пресечения не учитывается. Среди прочих оснований для принятия такого решения Конституционный Суд сослался на п. 2 статьи 14 Международного пакта о гражданских и политических правах, согласно которому каждый имеет право на рассмотрение любого предъявленного ему обвинения без неоправданной задержки, что в первую очередь касается лиц, лишенных свободы на досудебных стадиях уголовного судопроизводства. Какими нормами Конституции Российской Федерации руководствовался Конституционный Суд России, ссылаясь на названный международный правовой акт?

2. Конституция Республики Тыва (часть 2 ст. 112) содержит следующую норму о соотношении Основного Закона республики с Конституцией России: «В случае противоречия Конституции Республики Тыва Конституции Российской Федерации действуют нормы Конституции Республики Тыва по полномочиям, отнесенным к ведению Республики Тыва и к совместному ведению по федеративному договору, а по вопросам, отнесенным к ведению федеральных органов власти и управления по Федеративному договору, действуют нормы Конституции Российской Федерации. Спорные моменты подлежат согласованию сторонами путем перераспределения делегированных полномочий».

Дайте юридическую оценку приведенным положениям конституции Республики Тыва. Соответствуют ли они Конституции Российской Федерации? Какие правовые возможности существуют в нашей стране для приведения конституций субъектов Российской Федерации в соответствие с Конституцией России?

3. Постановлением Конституционного Суда Российской Федерации от 31 октября 1995 года по делу о толковании статьи 136 Конституции Российской Федерации было установлено, что правовой формой документа, содержащего поправку к Конституции Российской Федерации, должен выступать особый правовой акт – закон Российской Федерации о поправке к Конституции Российской Федерации. Каким требованиям, по мнению Конституционного Суда России, должен отвечать этот акт, и чем он отличается от федерального закона и федерального конституционного закона?

4. 12 декабря 1992 года VII Съездом народных депутатов Российской Федерации было принято Постановление «О стабилизации конституционного строя Российской Федерации». В этом документе было отражено решение Съезда о проведении 11 апреля 1993 года всероссийского референдума по основным положениям новой Конституции Российской Федерации. Съезд поручил Верховному Совету Российской Федерации утвердить текст выносимого на референдум проекта основных положений новой Конституции, согласованный с Президентом и Конституционным Судом Российской Федерации. Состоялся ли предусмотренный Съездом референдум?

5. Постановлением Конституционного Суда Российской Федерации от 28 ноября 1995 года по делу о толковании части 2 статьи 137 Конституции Российской Федерации установлено, что изменения названия субъекта Российской Федерации в соответствии с частью 2 статьи 137 Конституции включаются в текст статьи 65 Основного Закона (где содержится общий перечень субъектов Российской Федерации) Указом Президента Российской Федерации на основании решения субъекта Российской Федерации, принятого в установленном им порядке. В Постановлении Конституционного Суда записано, что решение вопроса об изменении своего наименования относится к исключительному ведению субъектов Российской Федерации, а Президент России не обладает правом отклонения принятых поправок и изменений.

Насколько безупречна позиция Конституционного Суда Росси в этом вопросе? Не подрывает ли принцип стабильности, устойчивости конституционного регулирования существующая правовая возможность для частных изменений названий достаточно большого (89) количества субъектов Российской Федерации? Как должен действовать Президент России, если новое название республики в составе Российской Федерации не учитывает национальные и исторические традиции народов, проживающих на ее территории?

Литература к темам 3-4:

Федеральный конституционный закон Российской Федерации от 21 июля 1994 г. № 1-ФКЗ «О Конституционном Суде Российской Федерации» (ред. от 2 июня 2009 г.) // СЗ РФ 1994. № 13. Ст. 1447; Российская газета. 2009. 4 июня.

Авакьян С.А. Конституция России: природа, эволюция, современность. – М.: Российский юридический издательский дом, 17 (1-е изд.); 2000 (2-е изд.).

Колосова Н.М. Конституционная ответственность в Российской Федерации, М.: 2000.

Конституционное право России: учебник для студентов вузов / [А.С. Прудников и др.]; под ред. Б.С. Эбзеева, А.С. Прудникова, В.И. Авсеенко. – 4-е изд., перераб. и доп. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2010.

Краткий словарь терминов и определений по конституционному праву / А.С. Прудников; А.М. Лимонов; К.О. Бобров. – М.: Московский университет МВД России, 2009.

Пряхин Т. Методологические проблемы формирования конституционной доктрины России. // Сравнительное конституционное обозрение. 2004. № 4 (49). С. 3.

 

Тема 5. Основы конституционного строя

Семинар

Экономические основы конституционного строя. Политические и идеологические основы конституционного строя. Социальные основы конституционного строя.

Конституционные основы Российского государства. Суверенитет как свойство государства. Государственно-правовые признаки суверенитета федерального государства.

Демократический характер государства. Механизмы и формы реализации народовластия. Прямая демократия: понятие, юридическая природа, формы. Выборы как форма непосредственной демократии. Референдум, его виды, законодательное регулирование.

Гражданские инициативы, сходы, собрания.

Представительные органы: понятие, виды, назначение.

Значение местного самоуправления в механизме реализации полновластия народа.

Принцип разделения властей в Российской Конституции.

Россия как правовое государство, конституционное закрепление основных характеристик правового государства. Конституционные основы России как федерального государства. Республиканская форма правления в России.

Закрепление суверенитета личности в Конституции РФ. Личность – гражданское общество – государство: характер и взаимоотношения.

Правовые основы конституционного строя. Защита конституционного строя. Ответственность за посягательство на конституционный строй.

Контрольные вопросы к теме:

1. Как основы конституционного строя регулируются Конституцией РФ?

2. Что понимается под демократией и демократическим государством?

3. Существует ли в современной России правовое государство?

4. В чем различие между президентской и парламентарной республиками? К какому типу республик относится Россия?

5. Раскройте понятие «народный суверенитет».

 

Задачи

1. Ряд депутатов Государственной Думы обратились к Президенту Российской Федерации с письмом, содержащим просьбу назначить всероссийский референдум по вопросам об отсрочки проведения очередных парламентских выборов, поскольку тем самым, по их мнению, будет достигнута большая стабильность в обществе.

Как должен поступить Президент в этом случае?

2. Пункт «р» части 2 статьи 57, пункт «з» части 1 статьи 67 Устава Читинской области содержали норму, дающую право областному законодательному (представительному) органу государственной власти - Думе – утверждать по предложению главы Администрации области освобождение от должности заместителей главы Администрации и руководителей органов Администрации области в соответствии с областным законом. Постановлением Конституционного Суда Российской Федерации от 1 февраля 1996 года соответствующие нормы Устава были признаны не соответствующими одной из важнейших основ конституционного строя Российской Федерации.

О каком принципе идет речь?

3. Статьей 162 Конституции Республики Алтай закреплено, что государственные символы республики Алтай – герб, флаг, гимн выражают не только самобытность и традиции ее многонационального народа, но и суверенитет республики Алтай. Эта норма, по существу, воспроизводит пункт 1 Положения о Государственном Гербе Республики Алтай (утверждено постановлением Верховного Совета Республики Алтай от 6 октября 1993 года), согласно которому герб является символом государственного суверенитета Республики Алтай. Соответствуют ли нормы данных актов субъекта Российской Федерации статье 4 Конституции России? Действуют ли названные выше нормы законодательства Республики Алтай в настоящее время?

Литература к теме:

Федеральный конституционный закон от 25 декабря 2000 г. № 2-ФКЗ «О государственном гербе Российской Федерации» (ред. от 10 ноября 2009 г.) // СЗ РФ. 2000. № 52. Ч.1. Ст.5021; Российская газета. № 7, 2009. 21 января.

Федеральный конституционный закон от 25 декабря 2000 г. № 1-ФКЗ «О государственном флаге Российской Федерации» (ред. 23.07.2010.) // СЗ РФ. 2000. № 52. Ч.1. Ст. 5020; Российская газета. Система ГАРАНТ.

Федеральный конституционный закон от 28 июня 2004 г. № 5-ФКЗ «О референдуме Российской Федерации» (ред. от 24 апреля 2008 г.) // Российская газета. № 137-д, 2004. 30 июня.

Федеральный закон от 19 мая 1995 г. № 82-ФЗ «Об общественных объединениях» (ред. от 23 июля 2008 г.) // Российская газета. № 100, 1995. 25 мая.

Федеральный закон от 26 сентября 1997 г. № 125-ФЗ «О свободе совести и о религиозных объединениях» (ред. от 27 июля 2008 г.) // СЗ РФ. 1997. № 39. Ст. 4465.

Федеральный закон от 11 июля 2001 г. № 95-ФЗ «О политических партиях» (ред. от 17 декабря 2009 г.) // СЗ РФ.2001 г. № 29. Ст. 29-50.

Федеральный закон от 12 июня 2002 г. N 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» (ред. от 27 декабря 2009 г.) // Российская газета. № 106, 2002. 15 июня.

Боброва Н.А. Конституционный строй и конституционализм в России. – М.: 2003.

Конституционное право России: учебник для студентов вузов / [А.С. Прудников и др.]; под ред. Б.С. Эбзеева, А.С. Прудникова, В.И. Авсеенко. – 4-е изд., перераб. и доп. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2010.

Краткий словарь терминов и определений по конституционному праву / А.С. Прудников; А.М. Лимонов; К.О. Бобров. – М.: Московский университет МВД России, 2009.

Зорькин В.Д. Об угрозах конституционного строя в 21 веке и необходимости проведения правовой реформы в России. // Журнал российского права. 20004. № 6. Ст. 3.

 

 

Тема 6. Конституционные основы гражданского общества в России

Семинар

Гражданское общество: понятие, структура. Гражданское общество и государство. Общественная палата Российской Федерации: цели, задачи, структура, формы деятельности.

Конституционное закрепление экономической системы в России..

Конституционное регулирование социальной системы в России. Конституционно-правовые положения социальных общностей и иных социальных структур в гражданском обществе (семья, трудовые коллективы, религиозные организации и др.).

Конституционно-правовой статус общественных объединений: понятие, виды, принципы деятельности, права и обязанности, взаимоотношения с государством, ответственность.

Политические партии: понятие, принципы деятельности и место в политической системе общества.

Контрольные вопросы к теме:

1. Какова основа гражданского общества, его признаки?

2. Какие формы собственности гарантируются и признаются государством?

3. Каковы основные направления социальной политики в России?

4. Каково соотношение между понятиями «идеологическое многообразие» и «политический плюрализм»?

5. Соответствует ли принципам светского государства нынешняя роль православной церкви в России?

Литература к теме:

Федеральный закон от 19 мая 1995 г. № 82-ФЗ «Об общественных объединениях» (ред. от 23 июля 2008 г.) // Российская газета. № 100, 1995. 25 мая.

Федеральный закон от 12 декабря 1996 г. № 10-ФЗ «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности» (ред. от 30 декабря 2008 г.) // СЗ РФ. 1996. № 3. Ст. 148.

Федеральный закон от 26 сентября 1997 г. № 125-ФЗ «О свободе совести и о религиозных объединениях» (ред. от 27 июля 2008 г.) // СЗ РФ. 1997. № 39. Ст. 4465.

Федеральный закон от 6 июля 2000 г. № 104-ФЗ «Об общих принципах организации общин коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации» (ред. от 2 февраля 2008 г.) // СЗ РФ. 2000. № 30. Ст. 3122.

Федеральный закон от 11 июля 2001 г. № 95-ФЗ «О политических партиях» (ред. от 17 декабря 2009 г.) // СЗ РФ.2001 г. № 29. Ст. 29-50.

Федеральный закон от 4 апреля 2005 г. № 32-ФЗ «Об Общественной палате Российской Федерации» (ред. от 25 декабря 2008 г.) // СЗ РФ. 2005. № 15. Ст. 1277.

Закон Российской Федерации от 27 декабря 1991 г. № 2124-1 «О средствах массовой информации» (ред. от 9 февраля 2009 г.) // Ведомости СНД и ВС РФ. 1992. № 7. Ст. 300.

Конституционное право России: учебник для студентов вузов / [А.С. Прудников и др.]; под ред. Б.С. Эбзеева, А.С. Прудникова, В.И. Авсеенко. – 4-е изд., перераб. и доп. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2010.

Краткий словарь терминов и определений по конституционному праву / А.С. Прудников; А.М. Лимонов; К.О. Бобров. – М.: Московский университет МВД России, 2009.

Иванец Г.И., Червонюк В.И. Общественная палата как институт обеспечения социального согласия в обществе (законодательная конструкция и конституционно-правовые реалии) // В сб.: Национальная безопасность и ее обеспечение органами внутренних дел. Материалы научно-практической конференции. – М.: 2005. С.242.

 

 

Тема 7. Понятие, содержание и принципы правового статуса личности

Семинар

Конституционный статус человека и гражданина: понятие, структура принципы.

Понятие и классификация конституционных прав и свобод граждан в РФ. Права человека и права гражданина.

Конституционные обязанности граждан в РФ: понятие, характеристика.

Гарантии основных прав, свобод и обязанностей человека и гражданина.

Пределы действия прав и свобод человека и гражданина.

 

Контрольные вопросы к теме:

1. Раскройте содержание понятия «основы правового статуса личности»? В какой статье Конституции оно закрепляется?

2. В чем заключаются особенности личных прав и свобод граждан?

3. Раскройте содержание принципа равноправия граждан.

4. Что является основанием для ограничения прав и свобод человека и гражданина? В каких формах ограничиваются права и свободы человека и гражданина

5. Раскройте содержание конституционных обязанностей граждан получивших отражение в Конституции.

Задачи

1. В России резко поднялся уровень преступности. Общественность активно обсуждает повышение числа убийств. Гражданская инициатива «жизнь за жизнь» выступает по средствам распространения объявлений и плакатов за введение смертной казни. После побега серийного убийцы, осужденного на лишение свободы пожизненно, более 70 % населения по результатам опроса высказались за смертную казнь.

Под влиянием общественного мнения Правительство России решает выйти с инициативой о принятии закона об отмене ст. 20 Конституции. Также этот закон должен предусматривать внесение изменения в ст. 59 Уголовного Кодекса Российской Федерации, которые предусмотрели бы только смертную казнь за совершение любого убийства.

Рассмотрите проблему с точки зрения конституционного права.

2. В Конституционный Суд Российской Федерации обращался ряд граждан Российской Федерации (Л.С. Кигель, А.И. Мерхасин, А.М. Лернер и др.), которые выехали из Российской Федерации на постоянное место жительства в другие страны, имели право на получении пенсии на территории России, но утратили его в связи с переездом. Принятый 2 июля 1993 года Закон РФ «О выплате пенсий гражданам, выезжающим на постоянное жительство за пределы Российской Федерации» на данных лиц не распространялся либо в силу того, что они выехали ранее даты вступления в силу закона, либо их выезд был осуществлен не с территории Росси, а других стран (главным образом с территории бывших республик СССР). Обратившиеся в суд просили дать ответ, соответствует ли применение в их деле Закон РФ «О выплате пенсий гражданам, выезжающим на постоянное жительство за пределы Российской Федерации» Конституции России, ее статьям 19 (часть 1 и 2), 39 (часть1).

Каким образом поступил Конституционный Суд?

3. Гражданин Российской Федерации А.Я. Аванов, имеющий постоянную прописку по месту жительства в г. Тбилиси (Республика Грузия), но фактически в течение многих лет проживающий в г. Москве в 1996 году обращался в УВИР ГУВД города Москвы с заявлением о выдаче ему заграничного паспорта. Однако в этом ему было отказано за неимением жилого помещения, наличие которого позволяло бы ему получить в городе Москве регистрацию по месту жительства или по месту пребывания.

По тем же основаниям Тверской межмуниципальный суд центрального округа г. Москвы отказал в удовлетворении жалобы А.Я. Аванова,. сославшись, в частности, на ст. 8 ФЗ «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию». При этом суд указал, что А.Я. Аванов вправе обращаться за выдачей загранпаспорта лишь в уполномоченные органы – по месту жительства, т.е. в республике Грузия.

В своей жалобе в Конституционный Суд Российской Федерации А.Я. Аванов просит проверить конституционность положений статей 2 и 8 ФЗ «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию».

Какое решение должен принять Конституционный Суд России?

4. Военный суд Московского военного округа, рассматривающий уголовное дело по обвинению В.М. Гурджиянца в совершении преступления, предусмотренном ст.64 УК РСФСР (измена Родине), отказался допустить к участию в деле в качестве защитника обвиняемого адвоката Д.Д. Штейнберга. Основанием для такого отказа послужило отсутствие у последнего специального допуска по установленной форме к государственной тайне, предусмотренного статьей 21 Закона РФ «О государственной тайне».

Полагая, что в результате применения положений данного закона было нарушено его конституционное право на получение квалифицированной юридической помощи, включая помощь адвоката, В.М. Гурджиянц обратился в Конституционный Суд Российской Федерации с жалобой о проверке конституционности этой правовой нормы.

Каким было решение Конституционного суда?

Литература к теме:

Всеобщая декларация прав человека (принята Генеральной ассамблеей ООН 10 декабря 1948 г.) // Международные соглашения и рекомендации ООН в области защиты прав и свобод человека и борьбы с преступностью. М., 1989. № 1.

Федеральный закон от 19 мая 1995 г. № 82-ФЗ «Об общественных объединениях» (ред. от 23 июля 2008 г.) // Российская газета. № 100, 1995. 25 мая.

Федеральный закон от 12 декабря 1996 г. № 10-ФЗ «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности» (ред. от 30 декабря 2008 г.) // СЗ РФ. 1996. № 3. Ст. 148.

Федеральный закон от 26 сентября 1997 г. № 125-ФЗ «О свободе совести и о религиозных объединениях» (ред. от 27 июля 2008 г.) // СЗ РФ. 1997. № 39. Ст. 4465.

Федеральный закон от 20 июля 2000 г. № 104-ФЗ «Об общих принципах организации общин коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации» (ред. от 2 февраля 2006 г.) // СЗ РФ. 2000. № 30. Ст. 3122; Российская газета. 2006. 8 февраля.

Федеральный закон от 11 июля 2001 г. № 95-ФЗ «О политических партиях» (ред. от 17 декабря 2009 г.) // СЗ РФ.2001 г. № 29. Ст. 29-50.

Федеральный закон от 4 апреля 2005 г. № 32-ФЗ «Об Общественной палате Российской Федерации» (ред. от 25 декабря 2008 г.) // СЗ РФ. 2005. № 15. Ст. 1277.

Закон Российской Федерации от 27 декабря 1991 г. № 2124-1 «О средствах массовой информации» (ред. от 9 февраля 2009 г.) // Ведомости СНД и ВС РФ. 1992. № 7. Ст. 300.

Указ Президента РФ от 01.02.2011 N 120 "О Совете при Президенте Российской Федерации по развитию гражданского общества и правам человека" (вместе с "Положением о Совете при Президенте Российской Федерации по развитию гражданского общества и правам человека")

Указ Президента РФ от 17.02.2010 N 201 (ред. от 14.01.2011)
"Об Управлении Президента Российской Федерации по работе с обращениями граждан и организаций" (вместе с "Положением об Управлении Президента Российской Федерации по работе с обращениями граждан и организаций")

Указ Президента РФ от 09.01.2011 N 26 "Об утверждении перечня приграничных территорий, на которых иностранные граждане, лица без гражданства и иностранные юридические лица не могут обладать на праве собственности земельными участками"

Конституционное право России: учебник для студентов вузов / [А.С. Прудников и др.]; под ред. Б.С. Эбзеева, А.С. Прудникова, В.И. Авсеенко. – 4-е изд., перераб. и доп. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2010.

Краткий словарь терминов и определений по конституционному праву / А.С. Прудников; А.М. Лимонов; К.О. Бобров. – М.: Московский университет МВД России, 2009.

 

 

Тема 8. Институт гражданства в Российской Федерации

Семинар

Гражданство: понятие, сущность, принципы. Конституционно-правовое регулирование гражданства в РФ.

Основания приобретения и прекращение гражданства.

Гражданство детей и недееспособных лиц, над которыми установлены опека и попечительство.

Органы, ведающие делами о гражданстве РФ, их полномочия. Обжалование решений по вопросам гражданства РФ. Двойное гражданство в России.

Контрольные вопросы к теме:

1. Назовите основные принципы гражданства в РФ.

2. Идентичны ли понятия «подданство» и «гражданство»?

3. Какие основания приобретения гражданства предусматривает действующий Федеральный закон «О гражданстве РФ»?

4. Каковы условия для приема в гражданство в общем порядке?

5. Назовите основания для отклонения заявлений о приеме в гражданство РФ.

 

Задачи

1. Гражданин Петров И.П. на 06 февраля 1992 г. постоянно проживал на территории Российской Федерации. В 1993 г. он выехал на Украину, но в 1996 г. возвратился обратно и был зарегистрирован по месту жительства.

Является ли он гражданином Российской Федерации?

2. Мать – гражданка России. Отец – гражданин Ирака. Дети: сын 1992 г.р., дочь – 1997 г.р. Первый ребенок родился на территории Ирака, второй – на территории России

Какое гражданство у детей по законодательству Российской Федерации?

3. Муж с женой, родившиеся на территории России, выехали в Таджикистан в октябре 1990 года. После военных событий 1994 года они, как беженцы, вернулись на родину и зарегистрировались по месту пребывания, предварительно выписавшись из Таджикистана.

Являются ли супруги гражданами Российской Федерации?

4. Родители – граждане Российской Федерации – проживают на ее территории. Их сыну 17 лет, он желает выйти из гражданства Российской Федерации и уехать к бабушке в Польшу для постоянного проживания.

Возможно ли это? Каким образом может быть решен этот вопрос по законодательству Российской Федерации?

5. Сергею «С» - 10 лет, он – гражданин Украины. Проживал до 1999 г. на Украине. Мать его умерла, опекунство над ним оформила родная тетя, которая постоянно проживает в Москве и является гражданкой Российской Федерации.

Как приобрести гражданство Российской Федерации ребенку?

 

Литература к теме:

Федеральный закон от 24 мая 1999 г. № 99-ФЗ «О государственной политике Российской Федерации в отношении соотечественников за рубежом» (ред. от 25 июля 2009 г.) // СЗ РФ. 1999. № 26. Ст. 3178.

Федеральный закон от 31 мая 2002 г. № 62-ФЗ «О гражданстве Российской Федерации» (ред. от 28 июня 2009 г.) // СЗ РФ. 2002, № 22. Ст. 2031.

Положение о порядке рассмотрения вопросов гражданства Российской Федерации (утв. Указом Президента РФ от 14 ноября 2002 г. (ред. от 19 августа 2009 г., с изм. от 22 октября 2009 г.) // Российская газета. 2002. 16 ноября.

Авакьян С.А. Россия: Гражданство, иностранцы, внешняя миграция. – Спб.: 2003.

Конституционное право России: учебник для студентов вузов / [А.С. Прудников и др.]; под ред. Б.С. Эбзеева, А.С. Прудникова, В.И. Авсеенко. – 4-е изд., перераб. и доп. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2010.

Краткий словарь терминов и определений по конституционному праву / А.С. Прудников; А.М. Лимонов; К.О. Бобров. – М.: Московский университет МВД России, 2009.

Блинов А.Б., Чаплин Н.Ю. Гражданство России: проблемы и перспективы. // Конституционное и муниципальное право. 2002. № 4.

Воробъев Н.Ф. Вопросы гражданства в Российском федеративном государстве. // Российская государственность: состояние и перспективы развития. М., 1995.

Кошанов М.А. Еще раз к вопросу о двойном гражданстве. // Теоретические проблемы российского конституционализма. / Под общ. ред. Т.Я. Хабриевой. М., 2000.

Тема 9. Конституционные основы положения иностранных граждан и лиц без гражданства, беженцев и вынужденных переселенцев

Семинар

Иностранные граждане и лица без гражданства: понятие, конституционно-правовой статус.

Правовой режим иностранных граждан в РФ.

Беженцы и вынужденные переселенцы: понятие, конституционно-правовой статус. Право политического убежища.

Предметы ведения и компетенция полномочных органов в решении вопросов, касающихся иностранных граждан и лиц без гражданства.

Роль органов внутренних дел в решении вопросов, касающихся иностранных граждан и лиц без гражданства.

 

Контрольные вопросы к теме:

1. Сформулируйте понятие следующих категорий иностранных граждан в Российской Федерации:

a. Иностранные граждане, временно пребывающие в Российской Федерации,

b. Иностранные граждане, постоянно проживающие в Российской Федерации.

Каковы различия в их статусе?

2. Каково правовое положение лиц без гражданства в Российской Федерации?

3. Какие лица и по каким основаниям могут быть признаны беженцами и вынужденными переселенцами в Российской Федерации? Каков порядок приобретения соответствующего статуса?

4. Дайте понятие и раскройте порядок получения вида на жительство.

Задачи

1. Часть вторая статьи 10 Закона Республики Северная Осетия от 22 декабря 1994 года «О выборах в Парламент Республики Северная Осетия - Алания» предусматривает, что «в списки избирателей включаются лица, обладающие избирательным правом и имеющие постоянное место жительства на территории соответствующего избирательного участка».

Центральная избирательная комиссия по выборам депутатов Парламента Республики Северная Осетия - Алания в своем решении от 2 февраля 1995 года № 4 «Об участии беженцев и военнослужащих в выборах Парламента Республики Северная Осетия-Алания» установила, что граждане, не проживающие на территории Республики Северная Осетия - Алания и находящиеся за ее пределами, независимо от причин отсутствия в списки избирателей не включаются. Правомерно ли решение избирательной комиссии?

2. Постановлением Верховного Совета Северо-Осетинской ССР от 6 марта 1993 года № 84 «О программе политического решения проблемы беженцев, вынужденных переселенцев и лиц, покинувших территорию Северной Осетии» установлены обязательные для исполнения правила, согласно которым была определена позиция делегации Северно-Осетинской ССР на переговорах с делегацией Ингушской Республики.

В пункте 6 названного постановления Верховный Совет, ссылаясь на мнение трудовых коллективов, представительных органов местного самоуправления, полагающих невозможным совместное проживание граждан осетинской и ингушской национальности, поддерживает эту позицию и требует использовать в качестве основы на переговорах с делегацией Ингушской Республики. Вариант решения проблемы возвращения граждан Северо-Осетинской ССР ингушской национальности через создание новых поселений и компактное расселение в них указанных лиц.

Конституционный Суд Российской Федерации своим постановлением от 17 сентября 1993 года признал пункт 6 постановления Верховного Совета Северо-Осетинской ССР от 6 марта 1993 года несоответствующим Конституции Российской Федерации.

Какими аргументами руководствовался Конституционный Суд России?

Литература к теме:

Федеральный закон от 19 февраля 1993 г. «О беженцах» № 4528-1 (ред. от 23 июля 2008 г.) // СЗ РФ. 1997. № 26. Ст. 2956.

Федеральный закон от 15 августа 1996 г. № 114-ФЗ «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию» (ред. от 28 декабря 2010 г.) // СЗ РФ. 1996. № 34. Ст. 4029. Система ГАРАНТ.

Федеральный закон от 24 мая 1999 г. № 99-ФЗ «О государственной политике Российской Федерации в отношении соотечественников за рубежом» (ред. от 25 июля 2009 г.) // СЗ РФ. 1999. № 26. Ст. 3178.

Федеральный закон от 31 мая 2002 г. № 62-ФЗ «О гражданстве Российской Федерации» (ред. от 28 июня 2009 г.) // СЗ РФ. 2002, № 22. Ст. 2031.

Федеральный закон от 25 июля 2002 г. «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» (в ред. от 2 ноября 2004г.) // СЗ РФ. 2004. № 45. Ст. 4377.

Федеральный закон от 28.12.2010 N 417-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросу административного выдворения за пределы Российской Федерации иностранных граждан и лиц без гражданства, совершивших правонарушения, связанные с незаконным оборотом наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров" (принят ГД ФС РФ 21.12.2010)

Закон Российской Федерации от 19 февраля 1993 г. № 4530-1 «О вынужденных переселенцах» (ред. от 27 июля 2008 г.) // СЗ РФ. 1995. № 52. Ст. 5110.

Положение «О порядке предоставления Российской Федерацией политического убежища» (утв. Указом Президента РФ от 21 июля 1997 г. (ред. от 27 июля 2007 г.) // СЗ РФ. 1997. № 30. Ст. 3601.

Авакьян С.А. Россия: Гражданство, иностранцы, внешняя миграция. – СПб.: 2003.

Конституционное право России: учебник для студентов вузов / [А.С. Прудников и др.]; под ред. Б.С. Эбзеева, А.С. Прудникова, В.И. Авсеенко. – 4-е изд., перераб. и доп. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2010.

Краткий словарь терминов и определений по конституционному праву / А.С. Прудников; А.М. Лимонов; К.О. Бобров. – М.: Московский университет МВД России, 2009.

Битиев Р. Правовые режимы, предоставляемые иностранцам в РФ. // Право и жизнь. 2001. № 33.

Котляр Т.М. О правоприменительной практике, связанной с обменом паспортов, российским гражданством и нарушением прав мигрантов. // Миграция, права человека и экономическая безопасность современной России: состояние, проблемы, эффективность защиты: Сб. статей // Под ред. В.М. Баранова. – Нижний Новгород. 2004. С. 239.

Лазарев В.В. Доктринальное толкование решений Конституционного Суда РФ по делам о миграции. // Под ред. В.М. Баранова. – Нижний Новгород. 2004. С. 253.

Торохов А.Н. Правовой статус вынужденных переселенцев в Российской Федерации. // Под ред. В.М. Баранова. – Нижний Новгород. 2004. С. 440.

 

Тема 10. Юридические механизмы защиты прав и свобод человека и гражданина

Семинар

Обращение граждан как элемент системы защиты прав и свобод человека и гражданина.

Юридическая защита прав человека и гражданина в уголовном судопроизводстве.

Защита прав и свобод человека и гражданина в гражданском судопроизводстве.

Механизмы защиты прав граждан в сфере исполнительной власти. Обжалование в суде актов и действий государственных органов и должностных лиц, нарушающих права и свободы человека и гражданина.

Роль Конституционного суда в защите прав и свобод человека и гражданина.

Роль Прокуратуры в защите конституционных прав и свобод человека и гражданина.

Контрольные вопросы к теме:

1. Каков порядок обращения граждан с жалобами и предложениями в органы исполнительной власти?

2. Раскройте основания обязательного участия адвоката в уголовном судопроизводстве.

3. Назовите основные направления деятельности прокуратуры в защите конституционных прав и свобод человека и гражданина.

Литература к теме:

Федеральный конституционный закон Российской Федерации от 21 июля 1994 г. № 1-ФКЗ «О Конституционном Суде Российской Федерации» (ред. от 2 июня 2009 г.) // СЗ РФ 1994. № 13. Ст. 1447; Российская газета. 2009. 4 июня.

Федеральный конституционный закон Российской Федерации от 31 декабря 1996 г. № 1-ФКЗ «О судебной системе Российской Федерации» (ред. от 9 ноября 2009 г.) // СЗ РФ. 1997. № 1. Ст. 1; Российская газета. 2009. 11 ноября.

Федеральный конституционный закон от 26 февраля 1997 г. «Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации» № 1-ФКЗ (ред. от 10 июня 2008 г.) // СЗ РФ. 1997. № 9. Ст.1011; Российская газета. 2009. 18 июня.

Федеральный закон от 17 января 1992 г. № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» (в ред. от 28 ноября 2009 г.) // СЗ ЗФ. 1995. № 47. Ст. 4472.

Федеральный закон от 19 июля 1996 г. № 125-ФЗ «О высшем послевузовском образовании» (ред. от 21декабря 2009 г., с изм. от 27 декабря 2009 г.) // СЗ РФ. 1996. № 35. Ст. 4135.

Федеральный закон от 6 марта 1998 г. № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» (ред. от 21 декабря 2009 г.) // СЗ РФ. 1998. № 13. Ст. 1475.

Федеральный закон от 25 июля 2002 г. № 113-ФЗ «Об альтернативной гражданской службе» (ред. от 6 июля 2006 г.) // СЗ РФ. 2002. № 30. Ст. 3030.

Закон Российской Федерации от 10 июля 1992 г. № 3266-1 «Об образовании» (ред. от 27 декабря 2009 г.) // Российская газета. № 172, 1992. 31 июля; Российская газета. № 13, 1996. 23 января.

Закон Российской Федерации от 27 апреля 1993 г. № 4866-1 «Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан» (ред. от 9 февраля 2009 г.) // Российская газета. № 89, 1993.12 мая.

Конституционное право России: учебник для студентов вузов / [А.С. Прудников и др.]; под ред. Б.С. Эбзеева, А.С. Прудникова, В.И. Авсеенко. – 4-е изд., перераб. и доп. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2010.

Конюхова И.А. Новые аспекты в защите конституционных прав и свобод в условиях современных вызовов человечеству // Конституционное и муниципальное право. 2005. № 5. С.13.

Краткий словарь терминов и определений по конституционному праву / А.С. Прудников; А.М. Лимонов; К.О. Бобров. – М.: Московский университет МВД России, 2009.

Морщакова Т. Конституционная защита прав и свобод граждан судами Российской Федерации. // Сравнительное конституционное обозрение. 2004. № 4 (49). С. 124.

 

 

Тема 11. Уполномоченный по правам человека в Российской Федерации

Семинар

Уполномоченный по правам человека в Российской Федерации, его конституционно-правовой статус.

Порядок назначения и освобождения от должности Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации.

Гарантии деятельности Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации.

Компетенция Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации.

 

Контрольные вопросы к теме:

1. В каком порядке назначаются Уполномоченный по правам человека в РФ? Каковы его функции?

2. В каких случаях Уполномоченный по правам человека в РФ досрочно освобождается от должности?

3. Какой нормативный акт регулирует вопросы статуса и деятельности Уполномоченного по правам человека в РФ?

4. Каким органом государственной власти ежегодно направляет доклад о своей деятельности Уполномоченный по правам человека в РФ?

 

Литература к теме:

Федеральный конституционный закон от 26 февраля 1997 г. «Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации» № 1-ФКЗ (ред. от 10 июня 2008 г.) // СЗ РФ. 1997. № 9. Ст.1011; Российская газета. 2009. 18 июня.

Указ Президента РФ от 06.07.2010 N 836 "О внесении изменений в Указ Президента Российской Федерации от 29 марта 1998 г. N 310 "Об Уполномоченном Российской Федерации при Европейском Суде по правам человека - заместителе Министра юстиции Российской Федерации" и в Положение, утвержденное этим Указом"

Конституционное право России: учебник для студентов вузов / [А.С. Прудников и др.]; под ред. Б.С. Эбзеева, А.С. Прудникова, В.И. Авсеенко. – 4-е изд., перераб. и доп. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2010.

Краткий словарь терминов и определений по конституционному праву / А.С. Прудников; А.М. Лимонов; К.О. Бобров. – М.: Московский университет МВД России, 2009.

Башимов М. Институт омбудсмена в странах СНГ и Балтии // Государство и право. 2004. № 5. Ст. 63.

Институт Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации (1998-2003). // Вестник Уполномоченного по правам человека в РФ. 2004. № 1. Ст. 3.

Фейзуханова Р.С. Соотношение российских и европейских механизмов защиты прав и свобод человека. // Вестник Уполномоченного по правам человека в РФ. 2004. № 1. Ст. 90.

 

 

Тема 12. Международная защита прав и свобод человека и гражданина

Семинар

Устав ООН и Международный билль о правах человека.

Межгосударственные органы по защите прав и свобод человека. Европейский суд по правам человека.

Международные и региональные конвенции по правам человека и полномочия утвержденных ими контрольных органов.

 

Контрольные вопросы к теме:

1. Какие органы осуществляют защиту прав и свобод человека и гражданина на международном уровне?

2. Какие акты составляют международно-правовую базу в области защиты прав и свобод человека и гражданина?

3. Каковы функции Европейского суда по правам человека?

4. Перечислите личные права человека и гражданина, закрепленные в международном праве.

Литература к теме:

Всеобщая декларация прав человека (принята Генеральной ассамблеей ООН 10 декабря 1948 г.) // Международные соглашения и рекомендации ООН в области защиты прав человека и борьбы с преступностью. М., 1989. № 1.

Международный пакт о гражданских и политических правах от 19 декабря 1996 г. Факультативный протокол к Международному пакту о гражданских и политических правах от 19 декабря 1966 г. // Международное публичное право: Сборник документов. Т. 1. – М., 1996.

Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах от 19 декабря 1996 г. // Международное публичное право: Сборник документов. Т. 1. – М., 1996.

Европейская конвенция о защите прав человека и основных свобод от 4 ноября 1950 г. // Собрание законодательства Российской Федерации.1998. № 20. Ст. 2143; № 33. Ст. 3835.

Декларация прав и свобод человека и гражданина (принята Верховным Советом РСФСР 22 ноября 1991 г.) // Ведомости Съезда народных депутатов РСФСР и Верховного Съезда РСФСР. 1991. № 52. Ст. 1865.

Закон Российской Федерации от 27 апреля 1993 г. № 4866-1 «Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан» (ред. от 9 февраля 2009 г.) // Российская газета. № 89, 1993.12 мая.

Конституционное право России: учебник для студентов вузов / [А.С. Прудников и др.]; под ред. Б.С. Эбзеева, А.С. Прудникова, В.И. Авсеенко. – 4-е изд., перераб. и доп. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2010.

Краткий словарь терминов и определений по конституционному праву / А.С. Прудников; А.М. Лимонов; К.О. Бобров. – М.: Московский университет МВД России, 2009.

Бирюков М.М. «Конституция для Европы» и реформирование на ее основе Европейской Комиссии и судебной системы Европейского Союза // Журнал российского права. 2005. № 9. С. 128.

Горшкова С.А. Обращения Европейского Суда по правам человека к нормам Международных конвенций.//Журнал российского права. 2004. № 5. Ст. 95.

Шульц О.Г. Место и роль института Верховного Комиссара ООН по правам человека в международном механизме защиты прав человека. // Гос. и право. № 4. 2005. Ст. 99.

Тема 13. Конституционные основы федеративного устройства российского государства

Семинар

Федеративное государство, как форма государственного устройства.

Становление и развитие российского федерализма. Особенности федерации в России.

Основные принципы федеративного устройства РФ.

Конституционно-правовой статус РФ, предметы ведения (предметы исключительной компетенции, предметы совместного ведения РФ и ее субъектов)

Федеративный договор, его характеристика. Соотношение с Конституцией РФ.

Договоры между органами государственной власти РФ и органами государственной власти ее субъектов.

Российская Федерация в Содружестве Независимых Государств.

Союзное государство России и Республики Беларусь: принципы образования, органы власти.

 

Контрольные вопросы к теме:

1. Каковы основные черты конституционного статуса Российской Федерации?

2. В чем различие между терминами «федеральный» и «федеративный»?

3. Чем отличается федерация от унитарного государства и конфедерации?

4. К какому виду федераций относится Российская Федерация? Обоснуйте ответ?

5. Какие сферы совместной деятельности государств- членов предусматривает Устав СНГ?

 

Задачи

1. Согласно части первой статьи 16 Конституции Республики Алтай, принятой 7 июня 1997 года (с изменениями и дополнениями, внесенными конституционным законом Республики Алтай от 2 июня 1999 года) земля, недра, леса, растительный и животный мир, водные и другие ресурсы являются достоянием (собственностью) Республики Алтай и национальным богатством ее народа, используются и охраняются как основа его жизни и деятельности.

В Конституционный Суд Российской Федерации обратился с запросом глава Республики Алтай, полагающий, что норма, объявляющая природные ресурсы достоянием (собственностью) Республики Алтай, предусматривает лишь одну форму собственности на природные ресурсы – государственную собственность Республики, вводит запрет иных форм собственности, нарушает компетенцию Российской Федерации по вопросам разграничения собственности на природные ресурсы, а также владения, пользования и распоряжения ими и тем самым противоречит Конституции Российской Федерации, ее статьям 9, 36 (части 1 и 2) и 72 (пункт «в» части 1).

Кто прав в данном споре? Какое решение по этому вопросу вынес Конституционный Суд России?

2. После избрания Президентом Карачаево-Черкесской Республики генерала Семенова (карачаевца по национальности), ряд представителей общественности черкесского народа объявил о своем несогласии с результатом выборов и о своем желании выйти из состава Карачаево-Черкесской республики с последующим образованием Черкесской республики в составе Российской Федерации. Правомочные ли эти действия? Какими законодательными актами регулируется этот вопрос?

Тема 14. Конституционные основы правового статуса субъектов РФ

Семинар

Виды и конституционно-правовой статус субъектов РФ (республики в составе РФ; края, области, города федерального значения, автономная область, автономные округа). Проблемы реализации принципа равноправия субъектов РФ. Характеристика республик – субъектов РФ, как государственных образований. Характеристика края, области, города федерального значения как административно-территориальных образований. Характеристика автономной области, автономных округов как национально-территориальных образований.

Предметы ведения субъектов РФ.

Взаимоотношения РФ и ее субъектов: форма взаимодействия, обеспечение сочетания общегосударственных и региональных интересов в РФ.

Федеральные округа. Предпосылки образования федеральных округов. Государственно-правовая природа федеральных округов.

Компетенция полномочных представителей Президента РФ в федеральных округах. Их взаимоотношения с Правительством РФ, с органами исполнительной власти.

Административно-территориальное устройство субъектов РФ.

 

Контрольные вопросы к теме:

1. Какие формы национальной государственности существуют в Российской Федерации?

2. По каким принципам сформированы субъекты Российской Федерации?

3. Чем отличаются республики в составе РФ от других субъектов Российской Федерации?

4. Сформулируйте понятие автономии. Какие виды автономий существуют в Российской Федерации?

5. В чем особенность статуса города федерального значения?

6. С какой целью и какое количество федеральных округов образовано в Российской Федерации?

 

Задачи

1. В связи с регулярными задержками заработной платы государственным служащим в субъектах Российской Федерации из-за отсутствия денег в федеральном бюджете, губернатор Свердловской области Э. Россель обратился в Правительство России с предложением о разрешении ему печатать денежные знаки – «уральские франки». Возможно ли положительное решение этого вопроса?

2. Указом Президента Российской Федерации от 30 июня 2000 г. № 1208 утверждены границы закрытого административно-территориального образования – города Заозерска Мурманской области. В Приложении к данному Указу дано описание границ указанного административно-территориального образования. Могло ли этот вопрос решить правительство Российской Федерации? На основании каких актов действовал Президент? В чем специфика порядка образования ЗАТО по сравнению с обычными административно-территориальными единицами?

Литература к темам 13, 14:

Федеральный конституционный закон от 25 декабря 2000 г. № 2-ФКЗ «О государственном гербе Российской Федерации» (ред. от 10 ноября 2009 г.) // СЗ РФ. 2000. № 52. Ч.1. Ст.5021; Российская газета. № 7, 2009. 21 января.

Федеральный конституционный закон от 25 декабря 2000 г. № 1-ФКЗ «О государственном флаге Российской Федерации» (ред. от 8 ноября 2008 г.) // СЗ РФ. 2000. № 52. Ч.1. Ст. 5020; Российская газета. 2008. 11 ноября.

Федеральный конституционный закон от 25 декабря 2000 г. № 3-ФКЗ «О Государственном гимне Российской Федерации» (ред. от 31 октября 2005 г.) Федеральный конституционный закон от 17 декабря 2001г. «О порядке принятия в Российскую Федерацию и образования в ее составе нового субъекта Российской Федерации» // СЗ РФ. 2001. № 52. Ч.1. Ст. 4916.

Федеральный закон от 4 июня 1999 г. № 119-ФЗ «О принципах и порядке разграничения предметов ведения и полномочий между органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов РФ» (ред. от 20 мая 2002 г.) // СЗ РФ. 1999. № 26. Ст. 3176.

Федеральный закон от 6 октября 1999 г. № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» (ред. от 28 декабря 2010 г.). // СЗ РФ. 1999. № 42. Ст. 5005.

Закон РСФСР от 31 октября 1990 г. № 293-1 «Об обеспечении экономической основы суверенитета РСФСР» // Ведомости Съезда народных депутатов РСФСР и Верховного Совета РСФСР. 1990. 22. Ст. 260.

Закон Российской Федерации от 25 октября 1991 г. № 1807-1 «О языках народов Российской Федерации» (ред. от 11 декабря 2002 г.) // Ведомости СНД и ВС РСФСР. 1991. № 50. Ст. 1740.

Закон РФ от 14 июля 1992 г. № 3297-1 «О закрытом административно-территориальном образовании» (ред. от 27 декабря 2009 г.) // Ведомости ВС РФ. 1992. № 33. Ст. 1915.

Закон Российской Федерации от 1 апреля 1993 г. № 4730-1 «О государственной границе Российской Федерации» (ред. от 30 декабря 2008 г.) // Ведомости ВС РФ. 1993. № 37. Ст. 594.

Указ Президента от 13 мая 2000 г. № 849 «О полномочном представителе Президента РФ в федеральном округе» (ред. от 19 января 2010 г.) // Российская газета. 2000. 16 мая.

Асимметричность федерации. – М., 1997.

Гранберг А.Г., Кистанов В.В., Адамеску А.А. и др. Государственно-территориальное устройство России (экономические и правовые основы.). – М., 2004.

Конституционное право России: учебник для студентов вузов / [А.С. Прудников и др.]; под ред. Б.С. Эбзеева, А.С. Прудникова, В.И. Авсеенко. – 4-е изд., перераб. и доп. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2010.

Краткий словарь терминов и определений по конституционному праву / А.С. Прудников; А.М. Лимонов; К.О. Бобров. – М.: Московский университет МВД России, 2009.

Чернов С.Н. Конституционно-правовое регулирование отношений между Российской Федерацией и ее субъектами. – СПб.: 2004.

Добрынин М.М. К вопросу о разграничении предметов совместного ведения РФ и ее субъектов // Гос. и право. 2004. №5. С.89.

Кокотов А.Н., Добрынин Н.М., Новый федерализм модель будущего государственного устройства РФ // Гос. и право. 2004 г. №1. С.115.

Кондрашев А.А. Разграничение полномочий между Российской Федерацией и ее субъектами: современные проблемы и практика законодательного регулирования // Конституционное и муниципальное право. 2005. № 1. С. 33.

 

 

Тема 15. Теория избирательного права

Семинар

Выборы как одна из форм непосредственной демократии. Избирательное право: понятие, принципы.

Источники избирательного права в Российской Федерации. Международные избирательные стандарты.

 

Контрольные вопросы к теме:

1. Сформулируйте понятие выборов и дайте их классификацию.

2. Дайте понятие прямых, косвенных и многостепенных выборов.

3. Перечислите виды существующих избирательных цензов?

Тема 16. Избирательная система Российской Федерации.

Семинар

Понятие и виды избирательных систем. Мажоритарная, пропорциональная и смешанная избирательные системы. Полупропорциональная избирательная система. Система единственного передаваемого голоса.

Ответственность за нарушение избирательного законодательства.

Обжалование нарушений избирательных прав граждан.

 

Контрольные вопросы к теме:

1. Дайте понятие мажоритарной избирательной системы.

2. Дайте понятие пропорциональной избирательной системы.

3. Что вы понимаете под смешанной избирательной системой?

4. Каков порядок обжалования нарушений избирательных прав граждан?

Тема 17. Субъекты избирательного права (процесса)

Семинар

Понятие и классификация субъектов избирательного права (процесса). Права и обязанности, ответственность субъектов.

Избирательные комиссии: виды, система. Правовой статус избирательных комиссий. Порядок образования.

Правовой статус избирателя.

Избирательные объединения и блоки: понятия, признаки, функции, права и обязанности.

Правовой статус кандидата на выборную должность, его представителей, доверенных лиц. Институт наблюдателей в избирательном процессе.

 

 

Контрольные вопросы к теме:

1. Перечислите субъектов избирательного процесса.

2. Раскройте права и обязанности субъектов избирательного процесса.

3. Кому запрещается участвовать в проведении агитации в ходе выборов или референдума?

 

 

Тема 18. Избирательный процесс

Семинар

Понятия и основные стадии избирательного процесса.

Организация и порядок проведения выборов.

Назначение выборов: субъекты, сроки назначения, процедура.

Образование избирательных округов.

Единый федеральный избирательный округ, образование избирательных участков.

Списки избирателей: составление, ознакомление избирателей.

Выдвижение и регистрация кандидатов в депутаты Государственной Думы, кандидатов на должность Президента РФ. Обеспечение равного статуса кандидатов. Сбор подписей в поддержку кандидатов.

Предвыборная агитация, сроки и формы ее проведения.

Финансирование выборов. Избирательные фонды кандидатов, избирательных объединений.

Избирательный залог.

Голосование и определение результатов выборов. Повторные выборы.

Замещение вакантных депутатских мандатов.

Контрольные вопросы к теме:

1. Что такое избирательный процесс?

2. Назовите основные стадии избирательного процесса.

3. Какими законами РФ регулируется порядок выборов?

4. Раскройте правила предвыборной агитации.

 

Задачи

1. Решением окружной избирательной комиссии Ч. признан избранным депутатом Народного Собрания республики. Кандидат в депутаты по тому же избирательному округу Ш. обратился в суд с жалобой на это решение окружной избирательной комиссии и на постановление Центральной избирательной комиссии республики, утвердившей решение окружной избирательной комиссии, ссылаясь на то, что выборы были проведены с грубыми нарушениями федерального и республиканского законодательства о выборах.

Заявитель указывал на нарушения принципа тайны голосования, на контроль за волеизъявлением избирателей со стороны заинтересованных в исходе выборов лиц, на искажение итогов выборов. Так, в выдаваемых избирателям бюллетенях фамилия кандидата в депутаты Ш. заранее вычеркивалась; в день выборов родственниками кандидата в депутаты Ч. велась агитация за него. Некоторые члены участковых избирательных комиссий пытались оказывать давление на избирателей и требовали показать им бюллетени после его заполнения. В ряде случаев избирателям выдавались бюллетени без печати, что в дальнейшем послужило причиной признания этих бюллетеней недействительными.

Обоснована ли жалоба кандидата в депутаты Ш.?

2. С. обратился в суд с жалобой на решение окружной избирательной комиссии об отказе в регистрации его кандидатом в депутаты, выдвинутым непосредственно избирателями, основанием которого послужила его регистрация кандидатом в депутаты по федеральному списку избирательного объединения «Аграрная партия России».

Прав ли заявитель?

3. Щ. обратился в суд с жалобой на действия главы администрации области, который вошел в Совет вновь созданного общественно-политического движения «Наш дом - Россия» и был избран председателем его регионального отделения. Заявитель указал на то, что вхождение главы администрации области в одно из избирательных объединений создает для этого объединения более выгодные условия на предстоящих выборах в Государственную Думу, чем для других партий и избирательных объединений, а это в свою очередь является нарушением прав избирателей.

Прав ли заявитель?

4. В Красноярский краевой суд обратился М. с жалобой на действия окружной избирательной комиссии по Красноярскому избирательному округу об отказе в принятии подписных листов с подписями избирателей, предусмотренных для регистрации кандидатом в депутаты.

Основанием к отказу в принятии подписных листов явилось то обстоятельство, что М. представил их комиссию 22 октября 2003 г. в 23 часа 57 минут, а, поскольку в 24 часа заканчивался срок приема подписных листов, комиссия не имела возможности принять документы и выдать письменную справку об этом. В своих действиях комиссия руководствовалась Разъяснениями Центризбиркома РФ от 3 октября 2003 г. № 23/197-П «О порядке работы избирательной комиссии с документами, представляемыми избирательными объединениями, избирательными блоками, кандидатами в депутаты для регистрации федеральных списков кандидатов, кандидатов в депутаты Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации», согласно которым избирательная комиссия не вправе выдавать письменные подтверждения о приеме подписных листов после 24 часов 22 октября 2003 г.

Обоснована ли жалоба М.?

5. Житель г. Нижнего Тагила Свердловской области Потапов С.А. обратился в Свердловский областной суд с жалобой на решение окружной избирательной комиссии по Нижнетагильскому избирательному округу № 164 от 18 ноября 2003 г., которым отменена произведенная решением той же избирательной комиссии от 1 ноября 2003 года регистрация его кандидатом в депутаты Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации четвертого созыва по названному избирательному округу в связи с обнаружением после регистрации дополнительного количества недостоверных подписей избирателей, собранных в поддержку кандидата.

Свою жалобу С.А. Потапов мотивировал тем, что направление после регистрации кандидата в депутаты подписных листов на экспертизу для дополнительной проверки подписей избирателей, собранных в его поддержку, противоречит федеральному закону, произведенная регистрация отменена по основаниям, не предусмотренным законом.

Представитель окружной избирательной комиссии в своих возражениях указывал на то, что постановлением избирательной комиссии Свердловской области от 4 ноября 2003 года они были обязаны организовать проведение почерковедческой экспертизы подписных листов кандидата Потапова С.А., с учетом полученного экспертного заключения общее число недостоверных подписей избирателей составило 1173, или 21,5% от количества представленных подписей, в связи с чем избирательной комиссией и было принято обжалуемое решение от 18 ноября 2003 г.

Решением Свердловского областного суда в удовлетворении жалобы С.А. Потапову было отказано. Потапов С.А. направил кассационную жалобу в Верховный Суд Российской Федерации. Какое решение должен принять Верховный суд Российской Федерации?

 

Литература к темам 15-18:

Федеральный конституционный закон от 28 июня 2004 г. № 5-ФКЗ «О референдуме Российской Федерации» (ред. от 24 апреля 2008 г.) // СЗ РФ. 2004. № 27. Ст. 2710; Российская газета. 2008. 30 апреля.

Федеральный закон от 26 ноября 1996 г. «138-ФЗ «Об обеспечении конституционных прав граждан Российской Федерации избирать и быть избранными в органы местного самоуправления» (ред. от 9 ноября 2009 г.) // СЗ РФ. 1996. № 49. Ст. 5497.

Федеральный закон от 5 августа 2000 г. № 113-ФЗ «О порядке формирования Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации» (ред. от 21 июля 2007 г., с изм. от 14 февраля 2009 г.) // СЗ РФ. 2000. № 32. Ст. 3336; Российская газета.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: