Координация работы по правовому воспитанию

«Правосознание людей, объединенных в социальные общности, - явление во многом объективное, складывающееся под воздействием сочетания многочисленных факторов: социально-экономических, политических, этнопсихологических, культурно-исторических» [26]. Но это вовсе не означает, что на процесс формирования сознания людей в юридической области нельзя воздействовать целенаправленно.

Наоборот, правосознание, как и сознание нравственное, религиозное, научное, нуждается в систематическом рациональном формировании, стимулировании, позитивном социальном развитии.

Правовое воспитание – это целенаправленная деятельность государства, общественных организаций, отдельных граждан по передаче юридического опыта: систематическое воздействие на сознание и поведение человека в целях формирования определенных позитивных представлений, взглядов, ценностных ориентаций, обеспечивающих соблюдение, исполнение и использование юридических норм.

«Содержанием правового воспитания является приобщение людей к знаниям о государстве и праве, законности, правах и свободах личности, выработка у граждан устойчивой ориентации на законопослушное поведение»[27].

В связи с этим на Министерство юстиции Украины возложена координация деятельности министерств и других центральных и местных органов исполнительной власти, предприятий, учреждений и организаций в отношении правового воспитания населения, осуществляет методическое обеспечение этого образования, формирование у граждан правового мировоззрения.

«По инициативе управлений юстиции большинство областных и районных государственных администраций утвердили региональные программы правообразовательной деятельности» [28] Значительное внимание уделяют правовой тематике средства массовой информации.

Задание заключается в том, чтобы шире и убедительней освещать деятельность органов юстиции и судов, показывать их роль в построении правового государства, способствовать повышению авторитета органов правосудия, разъяснять новые законы, чтобы каждый гражданин был ознакомлен со своими правами и обязанностями. «Проблема эффективности деятельности должна рассматриваться с учетом специфики отрасли, на фоне ряда общих понятий, разрабатываемых проксеологией – наукой, изучающей вопросы эффективности самых различных воздействий» [29].

Стремясь выяснить принципы измерения эффективности в любой сфере деятельности, необходимо уточнить основные понятия, на которых строится ее оценка. Под эффективностью мы понимаем полное или частичное соответствие между намеченными целями и достигнутыми результатами.

При оценке эффективности судебной деятельности и ее организации речь идет о цели как фактическом состоянии, определенным законом в качестве положительного, на достижение которого направлено правовое регулирование. Поэтому, изменяя эффективность, мы оцениваем результат.

Уже можно констатировать, что произошла трансформация роли суда от органа принуждения к ветви государственной власти, которая призвана осуществлять государственную защиту прав и свобод человека соответствующим образом формируется и общественное сознание. «По результатам социологических исследований в 1998 году суд имел лучший рейтинг среди других институтов (средств массовой информации, государственных администраций, администрации Президента Украины) – высшее общее доверие и низшее недоверие» [30].

В последние годы тысячелетия все активнее разрабатывается административная реформа, судебно-правовая реформа, а также намечается создание предусмотренных Основным Законом специализированных судов (по примеру арбитражного суда).

Таким образом, все более будет укрепляться независимый статус судебной власти, расширяться полномочия органов судебного самоуправления и сужаться так называемое организационное обеспечение деятельности судов Министерства юстиции Украины. Эти перспективы вызывают сегодня бурные дискуссии ученых-юристов Украины.

Легун В., Онопенко В. подчеркивают упущения в деятельности судов и органов юстиции. «Сегодня создается впечатление, что после воплощения идеи о независимости суда некоторые судьи стали «независимыми» даже от закона» [31].

И действительно, сегодня нельзя умалчивать о нарушении законов, коррупции среди судей. Все это не говорит в пользу органов управления в сфере юстиции. К тому же волокита в рассмотрении дел и другие нарушения норм Материального и процессуального права районными судами не всегда находит соответствующую реакцию со стороны областных судов.

Многие дискуссии направлены на то, чтобы определить роль Министерства юстиции Украины в деятельности судов как в настоящее время, так и в будущем. Ряд ученых характеризует эту деятельность как «наведение элементарного порядка в судах», а некоторые (в частности Прийдак М.М.) содействуют в разработке проекта закона «О Генеральном Совете судебной власти» (или как предлагает съезд судей – Высшая Рада судебной администрации), которая несомненно разделит с Министерством юстиции оставшиеся полномочия по организационному обеспечению деятельности судов /см. Прийдак М.М. Совершенствование государственного управления в области юстиции (организационно-правовые вопросы). - Одесса, 1996 г./.

Мы стоим на рубеже нового тысячелетия, а значит идем навстречу еще ряду реформ, которые необходимо воплотить в жизнь молодому государству. Сегодня мы не можем говорить об эффективности управления и ее достижениях в различных сферах жизни общества, так как цели, поставленные перед нами Конституцией еще не достигнуты. Наша цель – создание демократического, социального, правового государства. Только там, где суд сформировался в систему, приобрел необходимые элементы независимой властной структуры и начал исполнять лишь ему присущие функции, государство достигает стабильности, предусмотрительности в социально-экономической, правовой и политической сферах.

Заключение

С факта приобретения независимости Украиной следует необходимость перехода: от исследования государственно-правовых институтов как составляющих частей союзного государства к их изучению как элементов суверенной Украинской державы. Вместе с тем, ряд важнейших вопросов организации и деятельности государственной исполнительной власти и, в частности, государственного управления в области юстиции – не нашли комплексного и системного исследования в юридической и административно-правовой литературе.

Как уже отмечалось, работа рассматривает государственное управление в области юстиции в более узком плане, так как все внимание сосредоточено на изучении отношений между Министерством юстиции Украины и судебной властью. И это неслучайно, суды образуют независимую ветвь власти и от перспектив ее развития зависит непосредственно судьба украинской демократии.

Вопрос совершенствования управления в области юстиции рассматривался с точки зрения анализа правового статуса Министерства юстиции Украины, его функциях по управлению органами юстиции, организационному обеспечению деятельности судов, были рассмотрены перспективы в отношения между Министерством юстиции и органами судебного самоуправления, а также поднимался вопрос о совершенствовании управления в сфере формирования судейского корпуса.

В работе подчеркивается, что совершенствование государственного управления не только социально-политической, но и культурной, хозяйственной сферах есть один из основных факторов социально-экономического развития нашего государства. Совершенствование управления целесообразно лишь в том случае, если оно происходит на качественно новом уровне, во исполнение Основного Закона, а также во имя человека и гражданина – наивысшей социальной ценности правового государства.

В процессе работы был изучен и проанализирован значительный массив нормативных актов, непосредственно касающихся деятельности органов Министерства юстиции, судоустройства и судопроизводства в Украине.

Теоретическая значимость работы заключается в том, что полученные по результатам работы выводы и предложения могут быть использованы в дальнейшем исследовании данной темы, в научном и учебном процессе, а также в докладе на научной студенческой конференции.

Заключение

Как уже отмечалось, работа рассматривает государственное управление в
области юстиции в более узком плане, так как все внимание сосредоточено
на изучении отношений между Министерством юстиции Украины и судебной
властью. И это неслучайно, суды образуют независимую ветвь власти и от
перспектив ее развития зависит непосредственно судьба украинской
демократии.

Вопрос совершенствования управления в области юстиции рассматривался с
точки зрения анализа правового статуса Министерства юстиции Украины, его
функциях по управлению органами юстиции, организационному обеспечению
деятельности судов, были рассмотрены перспективы в отношения между
Министерством юстиции и органами судебного самоуправления, а также
поднимался вопрос о совершенствовании управления в сфере формирования
судейского корпуса.

В работе подчеркивается, что совершенствование государственного
управления не только социально-политической, но и культурной,
хозяйственной сферах есть один из основных факторов
социально-экономического развития нашего государства. Совершенствование
управления целесообразно лишь в том случае, если оно происходит на
качественно новом уровне, во исполнение Основного Закона, а также во имя
человека и гражданина – наивысшей социальной ценности правового
государства.

В процессе работы был изучен и проанализирован значительный массив
нормативных актов, непосредственно касающихся деятельности органов
Министерства юстиции, судоустройства и судопроизводства в Украине.

Теоретическая значимость работы заключается в том, что полученные по
результатам работы выводы и предложения могут быть использованы в
дальнейшем исследовании данной темы, в научном и учебном процессе, а
также в докладе на научной студенческой конференции.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: