Последним из крупных политических событий 90-х гг. стала отставка Б.Н. Ельцина с поста президента России, о которой он объявил 31 декабря 1999 г

Новые президентские выборы состоялись 26 марта 2000 г. Уже в первом туре победу одержал В.В. Путин, набравший 53% голосов избирателей.

Политика В. В. Путина, направленная на сочетание влияния государства с рыночными механизмами в экономике и обществе, имела определенные позитивные результаты. Был преодолен региональный сепаратизм, усилена вертикаль власти и, как следствие этого, российская государственность. По официальным данным, количество бедных в стране сократилось с 40% в 2000г. до 14,2% в 2008г. Эффективная бюджетная политика позволила накопить огромные золотовалютные средства ― так называемый стабилизационный фонд, достигший около 300 млд. долларов. Сократился объем внешней задолженности. Все эти меры создали прочный кредит доверия проводимой Президентом и правительством В. В. Путина политики со стороны большинства российских граждан. На президентских выборах в 2004г. В. В. Путин был переизбран Президентом РФ на второй срок. В марте 2008г. на выборах Президента России победу одержал Д. А. Медведев, сторонник продолжения политического курса Путина.

Вместе с тем, избранная руководством России стратегия ее развития в начале XXI в. таит в себе и опасные черты. В политической сфере такую опасность представляет наметившаяся «партизация» власти, при которой все властные полномочия сосредоточились по существу в руках только одной проправительственной партии – «Единой России», которая приписывает себе все достижения и успехи последних лет в стабилизации страны. После принятия в 2005г. поправок в выборы в Государственную думу осложнилась возможность представления в высшем законодательном органе страны малых политических партий, были запрещены выборы независимых депутатов, не принадлежащих ни к одной из партий. От обсуждения и принятия решений по важнейшим вопросам жизни государства была оттеснена оппозиция. Все это в будущем может увеличить риск принятия российской властью поспешных и плохо продуманных решений, которые негативно скажутся на развитии страны. Серьезную обеспокоенность вызывает замена выборности губернаторов и глав республик их назначением Президентом. С одной стороны, это позволило ограничить оказываемое в корыстных целях влияние крупного бизнеса на институты власти и избавиться от некомпетентных и неспособных к управлению чиновников. С другой, ― население фактически потеряло возможность принимать участие в решении местных вопросов, распространение получило пессимистическое представление о том, что за людей все заранее решают наверху и потому не надо ничего делать. Все это затрудняет построение в стране подлинного демократического общества, основанного на высокой активности народных масс, замедляет преодоление социально-экономических и политических трудностей, успешное решение которых возможно только при совместных усилиях общества и государства.

Распад СССР изменил положение России на международной арене, ее политические и экономические связи с внешним миром. Значительное влияние на внешнюю политику Российского государства в 90-е гг. XX в. оказывало то, что Россия выступала в отношениях с другими странами в качестве правопреемника СССР. Это позволило сохранить России членство в Совбезе ООН и, тем самым, свое влияние в международных отношениях. В основу внешней политики РФ в период президентства Б. Е. Ельцина легла так называемая «доктрина Козырева», тогдашнего министра иностранных дел А. В. Козырева (1991-1996). В ее основе находилось убеждение, что ценой серьезных уступок Западу России удастся установить с США и со странами Европы партнерские отношения и обеспечить получение финансовой помощи для своего экономического возрождения. Эта тенденция привела к потере Россией собственной инициативной политики, ее внешняя политика фактически вошла в фарватер внешней политики США. В начале 90-х гг. РФ вынуждена была в одностороннем порядке вывести свои военные базы с территории стран Восточной Европы и Прибалтики и согласиться на полную ликвидацию наиболее мощных советских ракет – СС-18. В ответ руководство НАТО дала российскому руководству гарантии, что не будет расширять альянс на восток за счет включения в него бывших членов ОВД и республик бывшего СССР. Однако уже вскоре гарантии России со стороны НАТО были нарушены, в 1994 – 2008 гг. в этот военно-политический союз вошли не только большинство восточноевропейских государств, бывших союзников СССР (Венгрия, Польша, Румыния, Болгария, Чехия), но и три прибалтийские республики самого бывшего СССР (Литва, Латвия, Эстония).

Наряду с неудачами, России удалось в эти годы добиться и некоторых успехов. В 1996г. Россия была принята в Совет Европы. Тем самым наметилось ее сближение со странами ЕС, являющимися ее важнейшими торговыми партнерами. Россию стали приглашать к участию в ежегодных совещаниях лидеров «семерки» ведущих стран мира (США, Великобритании, ФРГ, Канады, Италии, Франции, Японии), где обсуждаются основные проблемы развития мира. В итоге в 1998г. «семерка» превратилась в «восьмерку».

После отставки Козырева в 1996г. внешняя политика РФ стала носить более осмысленный характер. Постепенно стали определяться ее основные цели и задачи. Важнейшим направлением внешней политики России стало поддержание в международных отношениях баланса интересов, формирование многополярного мира, в котором важнейшие решения принимались бы совместно рядом ведущих стран мира. Эта задача стала особенно актуальной после терактов в 2001г. в США, в результате которых мир столкнулся с проблемой международного терроризма. Возникло осознание того, что справиться с этой проблемой в XXI в. можно только совместными усилиями всего мирового сообщества.

В начале второго десятилетия XXI в. перед Россией по-прежнему остро стоит выбор поиска ее геополитической самоидентификации, определения своего места и роли в современном мире. Задача ее нынешнего руководства состоит в том, чтобы, опираясь на предшествовавший исторический опыт страны, обеспечить поступательное развитие России вперед, превратить ее в сильную державу, пользующуюся уважением на международной арене.

Тестовые задания:

1. Укажите две страны на территории бывшего СССР, в которых прошли в 1990 –е гг. кровопролитные военные столкновения.
a) Казахстан
b) Белоруссия
c) Грузия
d) Молдавия

2. К периоду перестройки относится …
a) введение поста Президента СССР
b) кампания по борьбе с космополитизмом
c) политика неосталинизма
d) принятие новой Конституции

3. Первым президентом СССР был избран…
a) М.С. Горбачев
b) В.В. Путин
c) Н.С.Хрущев
d) Л.И. Брежнев

4. Попытка государственного переворота, ускорившая процесс развала СССР, произошла…
a) в марте 1990г.
b) 19 августа 1991г.
c) в апреле 1985г.
d) 8 декабря 1991г

5. Роспуск СССР и создание СНГ произошли в соответствии с Беловежскими соглашениями…
a) 8 декабря 1991г.
b) 12 июня 1990 г.
c) 11 марта 1985г.
d) 12 декабря 1993г

6. Действующая Конституция Российской Федерации была принята…
a) 12 декабря 1993г.
b) 25 декабря 1991г.
c) 4 октября 1993г.
d) 19 августа 1991г.

7. Противостояние законодательной и исполнительной ветвей власти в 1993г. завершилось…
a) подписанием Федеративного договора
b) одновременным избранием Президентом РФ В.В. Путина
c) роспуском Верховного Совета и Съезда народных депутатов РСФСР
d) созданием федеральных округов

8. Укажите правильное соответствие экономического преобразования 1992г. – нач.XXI в. и фамилии главы правительства, его проводившего
1) либерализация цен
2) замена льгот денежной компенсацией (монетизация)
3) дефолт
a) М.Е. Фрадков
b) С.В. Кириенко
c) Е.Т. Гайдар

9. Россия является членом…
a) «большой восьмерки»
b) Организации Североатлантического договора
c) Европейского Союза
d) Организации Варшавского договора

10. Гласность – это…
a) восхваление западных ценностей
b) реализация права граждан на получение полной информации и её обсуждение
c) обновление марксистско-ленинской идеологии
d) восхваление советского образа жизни

 

 

 

 

 

 


 


 

 


 

 

 

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: