Мышление – наиболее обобщенная и опосредствованная форма психического отражения, устанавливающая связи и отношения между познаваемыми объектами.
В своем становлении мышление проходит две стадии: допонятийную и понятийную. Допонятийное мышление – начальная стадия развития мышления у ребенка; суждения детей – единичные, о данном конкретном предмете. Ребенок до 5 лет не может правильно понять ситуации, требующие принятия чужой позиции. При нормальном развитии наблюдается закономерная замена мышления допонятийного мышлением понятийным (абстрактным), где компонентами служат понятия и применяются формальные операции.
Виды мышления:
· наглядно-действенное мышление (опирается на непосредственное восприятие предметов, преобразование ситуации в процессе действий),
· наглядно-образное мышление (опора на представления и образы),
· словесно-логическое мышление (осуществляется при помощи логических операций с понятиями).
Мыслительные операции:
· анализ (расчленение сложного объекта на составляющие его части),
|
|
· сравнение (установление сходства и различия между объектами),
· синтез (позволяет мысленно переходить от частей к целому),
· обобщение (мысленное объединение предметов и явлений по их общим и существенным признакам),
· абстрагирование (отвлечение, выделение существенных свойств и связей предмета и отвлечение от других, несущественных).
Формы логического мышления:
· понятие – отражает существенные свойства, связи и отношения предметов и явлений, выражается словом или группой слов. Понятия: общие, единичные, конкретные, абстрактны.
· суждение – отражает связи между предметами и явлениями; утверждает или отрицает чего-либо. Суждения: истинные и ложные.
· умозаключение – форма мышления, при которой на основе нескольких суждений делается определенный вывод. Различают умозаключения индуктивные, дедуктивные, по аналогии. Индукция – логический вывод в процессе мышления от частного к общему. Дедукция – логический вывод в процессе мышления от общего к частному. Аналогия – логический вывод в процессе мышления от частного к частному.
Совокупность познавательных процессов человека определяет его интеллект. Интеллект (от лат. Intellictus – ум, рассудок, разум) – устойчивая структура умственных способностей индивида, уровень его познавательных возможностей; механизм психической адаптации индивида к жизненным ситуациям, понимание существенных взаимосвязей действительности.
По мнению Кэттела (1967), у каждого из нас уже с рождения имеется потенциальный интеллект, который лежит в основе нашей способности к мышлению, абстрагированию и рассуждению. Примерно к 20 годам этот интеллект достигает наибольшего расцвета. С другой стороны, формируется «кристаллический интеллект», состоящий из различных навыков и знаний, которые мы приобретаем по мере накопления жизненного опыта.
|
|
Характеристики ума:
· широта – это способность охватить весь вопрос целиком, не упуская в то же время и необходимых для дела частностей,
· глубина – умение проникать в сущность сложных вопросов. Противоположное качество – поверхностность суждений,
· самостоятельность – умение человека выдвигать новые задачи и находить пути их решения, не прибегая к помощи других людей,
· гибкость – свобода от сковывающего влияния закрепленных в прошлом приемов решения задач, в умении менять действия при изменении обстановки,
· быстрота ума – способность быстро разобраться в новой ситуации,
· торопливость ума – человек, не продумав всесторонне вопроса, выхватывает какую-то одну сторону, спешит дать решение,
· определенная замедленность мыслительной деятельности может быть обусловлена типом нервной системы – малой ее подвижностью,
· критичность ума – умение человека объективно оценивать свои и чужие мысли, всесторонне проверять все выдвигаемые положения и выводы.