Мышление. Виды мышления. Интеллект

Мышление – наиболее обобщенная и опосредствованная форма психического отражения, устанавливающая связи и отношения между познаваемыми объектами.

В своем становлении мышление проходит две стадии: допонятийную и понятийную. Допонятийное мышление – началь­ная стадия развития мышления у ребенка; суждения детей – единичные, о данном конкретном предмете. Ребенок до 5 лет не может правильно понять ситуации, требующие принятия чужой позиции. При нормальном развитии наблюдает­ся закономерная замена мышления допонятийного мышлением понятийным (абстрактным), где компонентами служат понятия и применяют­ся формальные операции.

Виды мышления:

· наглядно-действенное мышление (опирается на непосредственное восприятие предметов, пре­образование ситуации в процессе действий),

· наглядно-образное мышление (опора на представления и образы),

· словесно-логическое мышление (осуществ­ляется при помощи логических операций с понятиями).

Мыслительные операции:

· анализ (расчленение сложного объекта на составляющие его части),

· срав­нение (установ­ление сходства и различия между объектами),

· синтез (позволяет мысленно переходить от частей к целому),

· обобщение (мысленное объединение предметов и явлений по их общим и существенным признакам),

· абстрагирование (отвлечение, выделение существенных свойств и связей пред­мета и отвлечение от других, несущественных).

Формы логического мышления:

· понятие – отражает существенные свойства, связи и отношения предметов и явлений, выражается словом или группой слов. Понятия: общие, единичные, конкретные, абстрактны.

· суждение – отражает связи между предметами и явлениями; утверждает или отрицает чего-либо. Суждения: истинные и ложные.

· умозаключение – форма мышления, при которой на основе нескольких суждений делается определенный вывод. Различа­ют умозаключения индуктивные, дедуктивные, по аналогии. Ин­дукция – логический вывод в процессе мышления от частного к общему. Дедукция – логический вывод в процессе мышления от общего к частному. Аналогия – логический вывод в процессе мышления от частного к частному.

Совокупность познавательных процессов человека опреде­ляет его интеллект. Интеллект (от лат. Intellictus – ум, рассудок, разум) – устойчивая структура умственных способностей индивида, уровень его познавательных возможностей; механизм психической адаптации индивида к жизненным ситуациям, понимание существенных взаимосвязей действительности.

По мнению Кэттела (1967), у каждого из нас уже с рождения имеется потенциальный интеллект, который лежит в основе нашей способности к мышлению, абстрагированию и рассужде­нию. Примерно к 20 годам этот интеллект достигает наибольшего расцвета. С другой стороны, формируется «кристаллический интеллект», состоящий из различных навыков и знаний, кото­рые мы приобретаем по мере накопления жизненного опыта.

Характеристики ума:

· широта – это способность охватить весь вопрос целиком, не упуская в то же время и необходимых для дела част­ностей,

· глубина – умение проникать в сущность сложных вопросов. Противоположное качество – поверхностность суждений,

· самостоятельность – умение че­ловека выдвигать новые задачи и находить пути их решения, не прибегая к помощи других людей,

· гибкость – свобода от сковывающего влияния закрепленных в прошлом приемов решения задач, в умении менять дей­ствия при изменении обстановки,

· быстрота ума – способность быстро разобраться в новой ситуации,

· торопливость ума – человек, не про­думав всесторонне вопроса, выхватывает какую-то одну сторону, спешит дать решение,

· определенная замедленность мыслительной деятельности мо­жет быть обусловлена типом нервной системы – малой ее подвиж­ностью,

· критичность ума – умение человека объективно оценивать свои и чужие мысли, всесторонне проверять все вы­двигаемые положения и выводы.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: