Лекция №7
Для определения оптимального пути развития и совершенствования налогового администрирования необходимо обозначить принципы построения налоговой системы и организации налоговой политики, которые делятся на три группы:
1) организационные, отражающие административное управление процессом налогообложения (всеобщность, равномерность, гибкость);
2) экономические, определяющие воздействие налогов на экономику (эффективность, экономичность, равнонапряженность);
3) правовые, отражающие законодательную определенность налоговых отношений (единство, стабильность, определенность).
Налоговое администрирование основывается на фундаментальных познаниях политических, экономических, юридических и других наук, обогащенных современной отечественной и мировой практикой. Совокупность методов, приемов и средств информационного обеспечения используется органами власти и управления для придания налоговому механизму заданного законодательством направления и для координирования налоговых действий в изменяющихся экономических и политических условиях.
Сфера реализации налогового администрирования распространяется на систему налоговых органов, которые, со своей стороны, являются исполнителями функций налогового администрирования.
Системе управления налоговыми органами присущи следующие функции: планирование, учет, контроль, анализ и регулирование. (схема) Каждая из функций использует свои формы, способы и приемы достижения поставленных перед нею задач, т.е. свой инструментарий. Рассмотрим эти функции более подробно.
Планирование в системе налогового администрирования
Налоговое планирование обусловлено задачами государственной налоговой политики, ее гибкостью в реальной финансово-хозяйственной среде. Благодаря налоговому планированию осуществляются: формирование налоговых планов (бюджетов) на предстоящий финансовый год; прогнозы на среднесрочную и долгосрочную перспективу; распределение налоговой нагрузки; регулирование взаимосвязей налогового потенциала и др.
Налоговое планирование может быть стратегическим (прогнозирование) и тактическим (текущее планирование).
Стратегическое планирование бывает среднесрочным (до пяти лет) и долгосрочным (до 10 лет и больше). Планирование на долгосрочную перспективу называют прогнозированием.
Тактическое планирование (текущее, оперативное) в системе налогового администрирования позволяет решить более конкретные задачи:
ü определение налоговых баз по видам налогов и сборов;
ü расчет объемов доходов и определение уровней собираемости конкретных налогов и сборов;
ü оценку состояния задолженности (недоимки) по налоговым платежам по видам налогов и сборов, по налогоплательщикам, отраслям, территории и т.д.
Краткосрочное планирование осуществляется на очередной календарный год исходя из параметров социально-экономического развития страны и субъектов РФ. Эти показатели не разрабатываются, а критически оцениваются налоговыми органами. Результаты прогнозов сопоставляются со статистическими и оперативными данными в ретроспективе, что позволяет отбирать наиболее вероятные сценарии на будущее. Планирование поступлений налогов и сборов на текущий год имеет особое значение для выполнения налоговыми органами установленных заданий.
Разработка и доведение до налоговых органов по субъектам РФ индикативных показателей (заданий) по мобилизации налогов и сборов в бюджетную систему осуществляются по периодам (год, квартал, месяц).
Главной задачей налогового планирования является расчет обеспечения потребностей бюджетов разных уровней путем оценки налоговых баз и определения объемов будущих поступлений в виде налогов и сборов от налогоплательщиков. Налоговое планирование обеспечивает в свою очередь эффективность налогового регулирования и налогового контроля (рис. 2.3).
На федеральном и региональном уровнях налоговое планирование позволяет решать спектр следующих задач:
ü оценивать возможности налогового потенциала территории
ü на предстоящий период и на перспективу;
ü прогнозировать объемы налоговых поступлений с учетом темпов экономического развития как отдельных экономических субъектов, так и отраслевых комплексов, зарегистрированных в качестве налогоплательщиков на данной территории;
ü планировать доходную часть бюджета за счет предстоящих поступлений по налогам и сборам;
ü определять показатели бюджетного дефицита с учетом уровня инфляции и прогнозируемых индексов цен;
ü определять контрольные показатели (задания) в разрезе бюджетов различных уровней и др.
Точный прогноз налоговых поступлений — одно из главных условий успешной работы налоговых органов. В налоговых органах часто приходится иметь дело с текущим прогнозом и формированием месячных заданий подчиненным территориальным инспекциям. Прогнозные значения на конец предстоящего периода определяются обычно по предыстории с помощью различных типов прогнозов. Оценка и прогнозирование налогового потенциала позволяют совершенствовать процессы планирования налоговых поступлений на различных уровнях бюджетной системы, выявлять и сравнивать налоговые возможности и уровень налоговой активности регионов и тем самым могут характеризовать социально-экономическое развитие субъектов РФ.