Музыка ярко передает характер того или иного времени, эпохи. Музыкальное произведение может изображать картины и состояния природы и природные явления.
Звукоизобразительность в музыке больше всего другого приближает ее к природному миру. Это способность имитировать явления природы:
- пение птиц, поле насекомых –
Григ. Шествие гномов. –
Прокофьев. Кантата «Ал. Невский», IV ч. Начало –
Римский-Корсаков. «Полет шмеля» -
Куперен. «Влюбленный соловей» -
- плеск волн, журчание ручья, игру воды, брызги и всплески фонтана –
Римский-Корсаков. Симфоническая картина «Садко» -
Симфоническая сюита «Шехеразада» -
Дебюсси. «Ноктюрны», III ч. «Сирены» -
Рахманинов. Романс «Бахчисарайский фонтан» -
Прокофьев. Кантата «Ал. Невский», IV ч. «Ледовое побоище»-
- метель, бурю, раскаты грома
Чайковский. Симфония № 1 «Зимние грезы», I ч. –
Дебюсси. «Ветер на равнине» -
Музыка может подражать и иным проявлениям жизни, имитировать, передавать с помощью музыкальных инструментов или путем введения конкретных звучащих предметов звуковые реалии окружающей нас жизни:
|
|
- пистолетный выстрел, дробь военного барабана –
Чайковский. Опера «Евгений Онегин»,V картина Сцена дуэли. –
- бой часов, колокольный звон –
Мусоргский. Опера «Борис Годунов», Пролог, 2 картина -
II д., Сцена с курантами –
Прокофьев. Кантата. «Ал. Невский», 7 ч. «Въезд Ал. Невского во Псков» -
Глинка. Опера «Иван Сусанин», хор «Славься» -
Многие образы возникают только благодаря определенному настроению, которое слышится в произведении. Так создаются:
- музыкальные портреты – характеристики людей –
Куперен. «Сплетница» -
Мусоргский. Фортепианная сюита «Картинки с выставки»:
«Два еврея. Богатый и бедный»
- портреты – характеристики сказочных и литературных персонажей -
Мусоргский. Фортепианная сюита «Картинки с выставки»:
«Баба-Яга»
«Балет невылупившихся птенцов»
«Гном» -
Лядов. Симф. Пр. «Кикимора» -
Щедрин. Балет «Конек-Горбунок» -
Глинка. Опера «Руслан и Людмила», IV д., Марш Черномора -