Разработка проблемы ведущей деятельности в развитии ребенка – фундаментальный вклад советских ученых в детскую психологию.
А.Н. Леонтьев ведущую деятельность рассматривает как критерий периодизации психического развития, как показатель психологического возраста ребенка.
Ведущая деятельность характеризуется тем, что в ней возникают и дифференцируются другие виды деятельности, перестраиваются основные психические процессы и происходят изменения психологических особенностей личности на данной стадии ее развития.
Содержание и форма ведущей деятельности зависят от конкретно-исторических условий, в которых протекает развитие ребенка. В современных общественно-исторических условиях.
Ведущими в развитии ребенка являются следующие виды деятельности: эмоционально-непосредственное общение младенца с взрослыми, орудийно-предметная деятельность ребенка раннего возраста, сюжетно-ролевая игра дошкольника, учебная деятельность в младшем школьном возрасте, интимно-личностное общение подростков, профессионально-учебная деятельность в ранней юности.
|
|
Смена ведущих типов деятельности подготавливается длительно и связана с возникновением новых мотивов, которые формируются внутри ведущей деятельности, предшествующей данной стадии развития, и которые побуждают ребенка к изменению положения, занимаемого им в системе отношений с другими людьми.
Изучение процессов становления и смены мотивов, становления и утраты деятельностью личностного смысла было начато под руководством А.Н. Леонтьева и продолжено в исследованиях Л.И. Божович. Вопрос о предметном, операциональном содержании деятельности разрабатывался в исследованиях Л.Я. Гальперина. Особое внимание уделено роли организации ориентировочной деятельности для формирования физических, перцептивных и умственных действий. Наиболее продуктивным направлением в советской детской психологии было изучение специфических особенностей перехода внешней деятельности во внутреннюю, закономерностей процесса интериоризации в онтогенезе.
Вопросы:
1. Что понимается под определением «ведущий тип деятельности»?
2. Какой тип ведущей деятельности характерен периоду 0–1 года? Почему?
3. Объясните связь мотива и ведущего типа деятельности.