Оценка ответа: см. Критерии к Заданию 6

Модель ответа. При ответе на вопрос ученик должен (в свободной последовательности):

· Вслед за исследователем Р. Якобсоном охарактеризовать ключевые положения эстетико-художественной позиции и мировидения В. Маяковского: метафоризм — сущность поэтической системы Маяковского; благодаря разноплановым метафорическим ассоциациям лирический герой Маяковского «пронизывает все измерения бытия», вступает в многомерный конфликт — «смертельный поединок» — с окружающим миром; метафора как средство художественной выразительности у Маяковского, наряду с реализацией «инструментального» значения, определяет «развитие лирической темы».

· Предложить непротиворечивую интерпретацию стихотворения В. Маяковского: заглавие стихотворения («От усталости») предопределяет его общую эмоциональную тональность и лирическую установку: состояние одиночества и надрыва, сопряженного с поиском «собеседника» («Ты! Нас — двое»); обращение к земле связано с буквализацией мифологической метафоры «мать сыра земля» (ср. «лысеющая голова», «впалые груди болот»); желание лирического героя преодолеть одиночество выстраивает в стихотворении серию метафор «родства»: «земля — мать», «земля — сестра» («Сестра моя!»); автопортрет героя дается в метафорах, делающих его материально тождественным окружающему миру («лохмотьями губ моих», «дымом волос», «пожарами глаз из олова»); обретение «мирового родства» и преодоление космического одиночества возможно («может быть, мать мне сыщется…») для героя лишь в «идущих веках», т.е. в будущем, в то время как настоящее «неволит», связывает героя и его собеседника — землю — «веревками грязных дорог».

· Обратить внимание на особенности поэтики стихотворения В. Маяковского: адресность стихотворения (использование обращений — «Земля!..», «Ты!..», «Сестра моя!..») вскрывает установку поэта на диалог с миром; совмещение контрастных категорий («планета» как «женщина» — «Земля! Дай исцелую твою лысеющую голову…») и точка зрения лирического героя, ориентирующаяся на позицию «взгляда сверху» («Дымом волос над пожарами глаз из олова / Дай обовью я впалые груди болот», «заневолить / веревками грязных дорог») ведут к универсализации конфликта человека и мира; сквозная аллитерация, вплоть до парономазии («Д ы м из-за д о м а д ого н ит н ас дл и нн ы м и дл а н я м и»), негативно окрашенная лексика («лохмотьями», «ораненных», «загнанных», «озлобив», «догнивающих» и т.п.) и контекстуальные контрасты («в пятнах… позолот», «окровавленный песнями») создают образ враждебного герою мира

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: