Школьный этап Всероссийской олимпиады по литературе
в 2015\2016 учебном году
Класс
Максимально возможный балл – 50
Время на выполнение олимпиадной работы – 180 мин.
Задание 1.
Максимальный балл за задание – 20.
А) Соотнесите эпиграфы и произведения А.С.Пушкина:
Эпиграфы | Произведения |
1) Кони мчатся по буграм, Топчут снег глубокий… Вот в сторонке Божий храм Виден одинокий… ……………………. В. Жуковский | 1) «Евгений Онегин» |
2) Коллежский регистратор, Почтовой станции диктатор. Князь Вяземский | 2) «Капитанская дочка» |
3) Береги честь смолоду. Пословица | 3) «Барышня-крестьянка» |
4) Стрелялись мы Е.А. Баратынский | 4) «Метель» |
5) И жить торопится и чувствовать спешит К. Вяземский | 5) «Выстрел» |
6) Во всех ты, Душенька, нарядах хороша. Богданович | 6) «Станционный смотритель» |
7) Вы, молоденькие ребята, послушайте Что мы, старики, будем рассказывати. Песня | 7) «Капитанская дочка» (глава «Пугачевщина») |
Б) Напишите литературоведческую статью «Эпиграф».
|
|
Задание 2.
Максимальный балл за задание -30
Прочитайте сказку и выполните задание:
Владимир Даль
У тебя у самого свой ум
Козел повадился в огород: бывало, как только пастухи выгонят гурт (стадо. – Ред.) свой, то Васька мой сперва, как добрый, идет, головой помахивает, бородой потряхивает; а как только ребятишки засядут в овражке где-нибудь в камешки играть, то Васька и отправляется прямо в капусту.
Раз и пошел он тем же знакомым путем, идет себе да пофыркивает. В это время отбилась от гурта глупая овца, зашла в чащу, в крапиву да в лопушник; стоит, сердечная, да кричит, да оглядывается — не найдется ли кто добрый человек, чтобы вывел из этой беды. Увидавши козла, обрадовалась она, как родному брату: пойду, дескать, хоть за ним. “Этот выведет: мне не первина за ним идти; у нас и впереди гурта тот козел-вожак идет, за ним ступай смело!”
Пошла овца наша, увязавшись за козлом. Он через овраг — она через овраг; он через тын — она через тын, и попала с ним же в огород.
На этот раз огородник заглянул как-то пораньше в капусту свою да и увидал гостей. Схватил он хворостину предолгую да кинулся на незваных. Козел, как попроворнее, успел перескочить опять через тын, мемекнул да и пошел себе в чистое поле, а бедная овца замоталась, стала кидаться, оробев, во все стороны да и попалась. Не пожалел огородник хворостины своей: всю измочалил о бедную овцу, так, что уже она кричит не своим голосом, да помощи нет ни от кого. Наконец, огородник, подумавши про себя: чего доброго, еще убьешь дуру эту, после хозяин привяжется. Выгнал ее в калитку и еще-таки на дорогу вытянул во всю длину хворостиной.
|
|
Пришла овца домой, в гурт, да и плачется на козла, а козел говорит:
— А кто велел тебе за мною хвостом бегать? Я пошел в свою голову, так мой и ответ; коли мужик мне отомнет бока, так я ни на кого плакаться не стану, ни на хозяина, зачем дома не кормит, ни на пастуха, зачем-де не приглядел за мною, а уж буду молчать да терпеть. А тебя зачем нелегкая понесла за мною? Я тебя не звал.
И козел, хоть и плут, вор, а прав в этом деле. Смотри всяк своими глазами, раскидывай своим умом да и ступай туда, где лучше. И у нас то же бывает: один пустится на какой ни есть грех, а другой, на него глядя, за ним же, да после, как попадется, и плачется на учителя. А разве у тебя у самого своего ума нет?
Сочините свой вариант литературной сказки, в которой герои попадают в похожую ситуацию.
1) Укажите место и время действия, наделите их реальными или условными чертами;
2) Охарактеризуйте главных персонажей (упомянув как положительные, так и отрицательные их качества);
3) Придумайте ситуации, в которые попадают герои, напишите, как они преодолевают трудности и какой урок в результате извлекают.
4) Используйте литературные средства выразительности (пейзажную зарисовку, эпитеты, метафоры и сравнения, иные тропы и фигуры).