У тебя у самого свой ум

Школьный этап Всероссийской олимпиады по литературе

в 2015\2016 учебном году

Класс

Максимально возможный балл – 50

Время на выполнение олимпиадной работы – 180 мин.

 

Задание 1.

Максимальный балл за задание – 20.

А) Соотнесите эпиграфы и произведения А.С.Пушкина:

Эпиграфы Произведения
1) Кони мчатся по буграм, Топчут снег глубокий… Вот в сторонке Божий храм Виден одинокий… ……………………. В. Жуковский 1) «Евгений Онегин»
2) Коллежский регистратор, Почтовой станции диктатор. Князь Вяземский 2) «Капитанская дочка»
3) Береги честь смолоду. Пословица 3) «Барышня-крестьянка»
4) Стрелялись мы Е.А. Баратынский 4) «Метель»
5) И жить торопится и чувствовать спешит К. Вяземский 5) «Выстрел»
6) Во всех ты, Душенька, нарядах хороша. Богданович 6) «Станционный смотритель»
7) Вы, молоденькие ребята, послушайте Что мы, старики, будем рассказывати. Песня 7) «Капитанская дочка» (глава «Пугачевщина»)

 

Б) Напишите литературоведческую статью «Эпиграф».

 

Задание 2.

Максимальный балл за задание -30

Прочитайте сказку и выполните задание:

Владимир Даль

У тебя у самого свой ум

Козел повадился в огород: бывало, как только пастухи выгонят гурт (стадо. – Ред.) свой, то Васька мой сперва, как добрый, идет, головой помахивает, бородой потряхивает; а как только ребятишки засядут в овражке где-нибудь в камешки играть, то Васька и отправляется прямо в капусту.

 

Раз и пошел он тем же знакомым путем, идет себе да пофыркивает. В это время отбилась от гурта глупая овца, зашла в чащу, в крапиву да в лопушник; стоит, сердечная, да кричит, да оглядывается — не найдется ли кто добрый человек, чтобы вывел из этой беды. Увидавши козла, обрадовалась она, как родному брату: пойду, дескать, хоть за ним. “Этот выведет: мне не первина за ним идти; у нас и впереди гурта тот козел-вожак идет, за ним ступай смело!”

 

Пошла овца наша, увязавшись за козлом. Он через овраг — она через овраг; он через тын — она через тын, и попала с ним же в огород.

 

На этот раз огородник заглянул как-то пораньше в капусту свою да и увидал гостей. Схватил он хворостину предолгую да кинулся на незваных. Козел, как попроворнее, успел перескочить опять через тын, мемекнул да и пошел себе в чистое поле, а бедная овца замоталась, стала кидаться, оробев, во все стороны да и попалась. Не пожалел огородник хворостины своей: всю измочалил о бедную овцу, так, что уже она кричит не своим голосом, да помощи нет ни от кого. Наконец, огородник, подумавши про себя: чего доброго, еще убьешь дуру эту, после хозяин привяжется. Выгнал ее в калитку и еще-таки на дорогу вытянул во всю длину хворостиной.

 

Пришла овца домой, в гурт, да и плачется на козла, а козел говорит:

 

— А кто велел тебе за мною хвостом бегать? Я пошел в свою голову, так мой и ответ; коли мужик мне отомнет бока, так я ни на кого плакаться не стану, ни на хозяина, зачем дома не кормит, ни на пастуха, зачем-де не приглядел за мною, а уж буду молчать да терпеть. А тебя зачем нелегкая понесла за мною? Я тебя не звал.

 

И козел, хоть и плут, вор, а прав в этом деле. Смотри всяк своими глазами, раскидывай своим умом да и ступай туда, где лучше. И у нас то же бывает: один пустится на какой ни есть грех, а другой, на него глядя, за ним же, да после, как попадется, и плачется на учителя. А разве у тебя у самого своего ума нет?

 

 

Сочините свой вариант литературной сказки, в которой герои попадают в похожую ситуацию.

 

1) Укажите место и время действия, наделите их реальными или условными чертами;

 

2) Охарактеризуйте главных персонажей (упомянув как положительные, так и отрицательные их качества);

 

3) Придумайте ситуации, в которые попадают герои, напишите, как они преодолевают трудности и какой урок в результате извлекают.

 

4) Используйте литературные средства выразительности (пейзажную зарисовку, эпитеты, метафоры и сравнения, иные тропы и фигуры).

 

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: