Место дисциплины в структуре основной образовательной программы, в модульной структуре ООП
Курс «Логопедическое сопровождение образования детей с ТНР» выделен в самостоятельную учебную дисциплину как дисциплина, опирающаяся на достижение современной отечественной и зарубежной педагогики. При изучении курса раскрывается содержание понятий инклюзия, интеграция, психолого-педагогическое сопровождение, инклюзивное образование, тьюторство и др., характеризующих современное состояние перспективы образования детей с ТНР.
Программа рассчитана на учебный курс, объемом 108 часов, включает лекционную, практическую и самостоятельную работу. В семестре А: лекционная работа – 12 часов, практическая работа – 24 часа, самостоятельная работа – 24 часа. Семестр В: лекционная работа – 10часов, практическая работа – 10 часов, самостоятельная работа – 7 часов.
Цель и задачи изучения дисциплины
Цель: формирование у будущих магистров специального (дефектологического) образования системы научных представлений об сопровождении образования лиц с тяжелыми нарушениями речи, осуществление их личностно-мотивационной, когнитивной и практической подготовки к реализации логопедического сопровождения образования на различных уровнях системы образования.
|
|
Задачи:
• формирование профессионального мировоззрения и научных представлений о сущности логопедического сопровождения образования на основе анализа ведущих концептуально-методологических подходов к определению понятия «логопедическое сопровождение»
• формирование представлений об общих тенденциях развития логопедического сопровождения в мире и России;
• формирование практических навыков и умения определять содержание, методы и оптимальные структурно-организационные формы осуществления профессиональной деятельности педагогов в образовательных учреждениях при реализации логопедического сопровождения образования
• формирование философско-мировоззренческих основ личностного отношения студентов к лицам с ТНР, формирование готовности к осуществлению деятельности по преодолению в социуме стигматизирующих установок, предупреждению стереотипного восприятия и отношения общества к данной категории лиц.
• изучение основных психолого-педагогические проблем обучения и развития учащихся в условиях инклюзивного (включенного) образования; принципов организации образовательной среды и разработки развивающих образовательных программ; особенностей оценки и определения эффективности процесса обучения в условиях инклюзивного образования;
|
|
• знакомство студентов с методиками оценки эффективности организации образовательной среды и деятельности участников образовательного процесса в логопедического сопровождения образования;
• ознакомление с методами, в том числе инновационными, проектирования индивидуальной образовательной траектории учащихся в образовательном пространстве;
• практическое освоение современных технологий разработки образовательных программ для лиц с ТНР, обучающихся в условиях инклюзивного образования
• формирование навыков ведения научно-исследовательской и научно-методической деятельности в образовательном пространстве.
Требования к входным знаниям, умениям, компетенциям
Приступая к освоению дисциплины, магистрант должен
знать: современное состояние научного знания и перспективы его развития; основы философии науки; ретроспективные аспекты развития специальной педагогики и психологии; историю и методологию логопедии, актуальные проблемы науки, современные логопедические теории; методологию проведения специальных психолого-педагогических исследований; современные информационные и коммуникационные технологии;
уметь: критически оценивать новую информацию в естественнонаучной об-ласти знаний и давать ей интерпретацию; продуктивно работать с различными источниками информации; использовать информационные и коммуникативные технологии для решения разного класса профессиональных задач; выбирать адекватные методы исследования, в том числе, междисциплинарные; осуществлять научно-исследовательскую деятельность в сфере специального образования;
владеть: основами использования различных средств коммуникации в различных видах профессиональной деятельности; основными методами, способами и средствами получения, хранения, переработки информации; дифференцированной системой методов выявления, коррекции и профилактики нарушений речи у лиц разных возрастных групп, с различными уровнями речевого развития, с признаками фонологического и зрительного дефицита с позиций комплексного и коммуникативно-когнитивного подходов к изучению и коррекции нарушений речи.