Совет Глав Государств

Южно-Уральская Модель СНГ 2013

Мая 2013 года

Совет Глав Государств

 

Международный факультет

Южно-Уральский Государственный Университет

 

Научно-практический студенческий форум

«Южно-Уральская Модель СНГ»

17 мая 2013 года

Южно-Уральский Государственный Университет

Международный факультет

Ул. Сони Кривой, д.79 а

Тел./факс: 8 (351) 265 73 22

e-mail: model.sng@mail.ru

URL: https://sites.google.com/site/modelsng2012/

Доклад подготовлен экспертом СГГ Дроновым Максимом Олеговичем

Совет Глав Государств

Справочные материалы

 

Совет глав государств как высший орган Содружества обсуждает и решает любые принципиальные вопросы Содружества, связанные с общими интересами государств-участников, а также рассматривает любые вопросы в рамках заинтересованных государств-участников без ущерба интересам других членов Содружества.

Совет глав государств Содружества на своих заседаниях принимает также решения, касающиеся:

• внесения поправок в Устав СНГ;

• создания новых или упразднения существующих органов Содружества;

• оптимизации структуры СНГ, совершенствования деятельности органов Содружества;

• заслушивания отчетов о деятельности органов СНГ;

• назначения (утверждения) руководителей органов, отнесенных к его компетенции;

• делегирования полномочий нижестоящим органам;

• утверждения положений об органах СНГ, отнесенных к его компетенции.

В течение года, как правило, проводятся одно очередное и одно неофициальное заседания Совета глав государств.

Деятельность Совета глав государств регулируется Соглашением о создании Содружества Независимых Государств от 8 декабря 1991 года, Уставом Содружества от 22 января 1993 года, документами, принятыми в их развитие, а также Правилами процедуры Совета глав государств Содружества Независимых Государств, утвержденными Решением Совета глав государств от 17 мая 1996 года.

Решения Совета глав государств принимаются с общего согласия – консенсусом. Любое государство может заявить о своей незаинтересованности в том или ином вопросе, что не должно рассматриваться в качестве препятствия для принятия решения.

Основной правовой базой межгосударственных отношений в рамках Содружества являются многосторонние и двусторонние соглашения в различных областях взаимоотношений государств.

Председательство в органах Содружества Независимых Государств осуществляется в соответствии с Решением Совета глав государств Содружества от 2 апреля 1999 года поочередно каждым государством-участником Содружества в лице его представителя на основе принципа ротации, на срок не более одного года. [1]


 

Доклад эксперта

 

Евразийское экономическое сообщество (ЕврАзЭС) – международная экономическая организация, созданная для эффективного продвижения Сторонами процесса формирования Таможенного союза и Единого экономического пространства, а также реализации других целей и задач, связанных с углублением интеграции в экономической и гуманитарной областях.

Организация создана в полном соответствии с принципами ООН и нормами международного права и обладает международной правосубъектностью. Это четко структурированная система с жестким механизмом принятия и реализации решений.

Сообщество и его должностные лица пользуются привилегиями и иммунитетами, необходимыми для выполнения функций и достижения целей, предусмотренных договором об учреждении ЕврАзЭС и договорами, действующими в Сообществе.

В 2003 году Евразийское экономическое сообщество получило статус наблюдателя в генеральной Ассамблее ООН.

Договор об учреждении ЕврАзЭС был подписан 10 октября 2000 г. в Астане и вступил в силу 30 мая 2001 г. после его ратификации всеми государствами-членами.

Членами Евразийского экономического сообщества с момента его образования являются пять государств – Беларусь, Казахстан, Кыргызстан, Россия и Таджикистан.

25 января 2006 г. был подписан протокол о присоединении к организации Узбекистана. В октябре 2008 г. Узбекистан приостановил участие в работе органов ЕврАзЭС.

С мая 2002 г. статус наблюдателей при ЕврAзЭС имеют Украина и Молдова, с января 2003 г. – Армения. Им также обладают Межгосударственный авиационный комитет (МАК), Евразийский банк развития (ЕАБР).

ЕврАзЭС – открытая организация. Ее членом может стать любое государство, которое примет на себя обязательства, вытекающие из Договора об учреждении ЕврАзЭС и других договоров Сообщества по списку, определяемому решением Межгссовета ЕврАзЭС.

Статус наблюдателя при ЕврАзЭС может предоставляться государству или международной межгосударственной (межправительственной) организации по запросу. Наблюдатель имеет право присутствовать на открытых заседаниях органов ЕврАзЭС, знакомиться с документами и решениями, принимаемыми органами ЕврАзЭС, но не имеет права голоса при принятии решений и права подписи документов органов ЕврАзЭС.

ЕврАзЭС создано с целью развития экономического взаимодействия, торговли, эффективного продвижения процесса формирования Таможенного союза и Единого экономического пространства, координации действий государств Сообщества при интеграции в мировую экономику и международную торговую систему.

Один из главных векторов деятельности организации – обеспечение динамичного развития членов Сообщества путем согласования социально-экономических преобразований при эффективном использовании их экономических потенциалов в интересах повышения уровня жизни народов.

Основные задачи Сообщества:

- завершение оформления в полном объеме режима свободной торговли, формирование общего таможенного тарифа и единой системы мер нетарифного регулирования;

- обеспечение свободы движения капитала;

- формирование общего финансового рынка;

- согласование принципов и условий перехода на единую валюту в рамках ЕврАзЭС;

- установление общих правил торговли товарами и услугами и их доступа на внутренние рынки;

- создание общей унифицированной системы таможенного регулирования;

- разработка и реализация межгосударственных целевых программ;

- создание равных условий для производственной и предпринимательской деятельности;

- формирование общего рынка транспортных услуг и единой транспортной системы;

- формирование общего энергетического рынка;

- создание равных условий для доступа иностранных инвестиций на рынки государств Сообщества;

- обеспечение свободного передвижения граждан государств ЕврАзЭС внутри Сообщества;

- согласование социальной политики с целью формирования сообщества социальных государств, предусматривающего общий рынок труда, единое образовательное пространство, согласованные подходы в решении вопросов здравоохранения, трудовой миграции и др.;

- сближение и гармонизация национальных законодательств; обеспечение взаимодействия правовых систем государств ЕврАзЭС с целью создания общего правового пространства в рамках Сообщества.

В соответствии с уставными целями и задачами Сообщества и руководствуясь принципом разноскоростной интеграции, Беларусь, Казахстан и Россия в 2007-2010 годах создали Таможенный союз и планомерно формируют следующий интеграционный этап – Единое экономическое пространство ЕврАзЭС, к которым другие государства Сообщества будут присоединяться по мере готовности. [2]

Что же касается возможности присоединения всех стран-участниц Содружества независимых государств к ЕврАзЭС? На сегодняшний день в состав ЕврАзЭС входит 6 государств-членов СНГ: Беларусь, Казахстан, Киргизия, Россия, Таджикистан и Узбекистан. Ещё 2 государства: Армения и Молдова – являются наблюдателями. Совсем непричастным остаётся Азербайджан.

Как уже отмечалось выше, членом ЕврАзЭС может стать любое государство. Более того, в ЕврАзЭС будут «рады» видеть в их составе и Азербайджан [4], и Армению [5], и Молдову [3]. Таким образом, проблема заключается в выборе самих государств – вступать в ЕврАзЭС или нет.

Таможенный Союз, ЕврАзЭС, а затем и Евразийский Союз – это один из крупнейших геополитических проектов первой четверти XXI века.

Геополитическими центрами мира в наше время стали США, Китай, Европейский Союз. Соответственно существуют три глобальные геоэкономические зоны: американская, европейская и дальневосточная. Четвертым игроком на этой сцене имеет реальные шансы стать будущий Евразийский Союз, а на евразийском пространстве может возникнуть четвёртая геоэкономическая зона.

Поэтому перед политическим классом и народом всех трёх государств сегодня в полный рост встала проблема поистине судьбоносного выбора:

- продолжать делать ставку на ЕС, невзирая на то, что у этого межгосударственного объединения на Западе с каждым днём становится всё больше своих тяжёлых политических, социальных и экономических проблем, которые он не может разрешить, а потому ему просто не до Молдовы,

- либо же стать одним из соучредителей и членов перспективного и многообещающего Евразийского Союза на Востоке. [6]

У «Восточного партнерства» очевидный плюс – это институционально оформленная программа, со значительным уклоном в регулирование социальных институтов. В свою очередь евразийские инициативы пока не собраны как комплексная стратегия, они разбросаны по ряду проектов и только формируются в единое целое (причем в большей степени на страницах изданий, чем в реальности). «Евразийским проектом» не без оснований, зачастую, называют всю сумму проектов от институтов интеграционных организаций под эгидой Москвы (от ОДКБ до Евразийской комиссии). Процессом евразийской интеграции также нужно считать проекты, инвестируемые Евразийским Банком Развития (ЕАБР). Однако, в целом, все эти компоненты пока не обзавелись длительной «кредитной историей» не только на Южном Кавказе, но и в других регионах, ее нужно нарабатывать. Также нужно отметить еще одну проблему – строго говоря, было бы некорректно автоматически приписывать интеграционные последствия двусторонним отношениям России и ее партнеров. Однако, с другой стороны, по существу дела, именно двусторонние коммуникации составляют ткань московских интеграционных проектов в постсоветской Евразии. Практически каждый доклад, посвященный этой теме, исходит из необходимости наращивания действующих двусторонних торговых связей в которых Москва выступает лидером (отчасти донором). Коллективность просматривается в создании общих социально-экономических пространств и защитном протекционизме, необходимом для улучшения сравнительных преимуществ продукции на внешних по отношению к ТС рынках.

Не стоит удивляться, что смысловые повороты в описании проблемных зон, которые могут быть решены от присоединения к интеграционному проекту Брюсселя и Москвы, звучащие из уст «послов интеграции», зачастую совпадают. В то же время, нужно понимать, что за красивыми словами, неважно из какого интеграционного центра они произнесены, стоит главная цель - заполучить для себя нового члена сообщества. Социально-политическое «причесывание» под европейские стандарты подается в упаковке экономических проектов (значительный упор делается на энергоэфективность). Российские проекты ТС и ЕЭП ЕврАзЭС направлены на создание зоны протекционистской защиты компаний стран-участников объединения и их потенциального рынка в СНГ от внешних игроков. Все это подается в упаковке развития торговли и новой промышленности.

В целом, на Южном Кавказе Евразийский проект не набрал нужного положительного паблисити. Проблемы советского и постсоветского разбега (различные обиды на Россию) по-прежнему центральная тема для оппозиции. Многие политики, не только в прозападной и либерально настроенной азербайджанской оппозиции, но среди сторонников власти, выражают опасения от сближения с Москвой. Это разделяется и многими чиновниками. Официальный Баку четко заявляет о невозможности вступления в Таможенный Союз, объясняя эту позицию отсутствием макроэкономических выгод. Похожая инерция по-своему проявляется и в Ереване. К примеру, очень своеобразно звучали тезисы против участия в ТС из уст премьера Тиграна Саркисяна. Он утверждал невозможность участия Армении в ТС исходя из географической оторванности Армении от основной территории блока (в этой логике возникает вопрос – почему Ереван ратифицировал новый договор о ЗСТ СНГ?). Существует около десятка различных моделей участия в таможенном объединении для государств не имеющих общую границу. В частности, есть модель сотрудничества ЕС с Норвегией и Исландией (на базе соглашения о Европейской экономической зоне). Схожий подход демонстрирует МЕРКОСУР при выстраивании взаимодействия с Чили. Существуют разные модели сотрудничества ЕС с балканскими странами, направленные на их полное членство в ЕС, а также со странами Северной Африки и Средиземноморья. Одним словом это не является тупиком. Реальной проблемой являются принципы распределения суммы таможенных платежей из общей «копилки» ТС по бюджетам участников и уравнивание таможенных тарифов. Наконец, большую конфликтную составляющую добавляет карабахская проблема. [7]

Персональная проблема Молдовы – отношение соседней Украины к Евразийскому Союзу, которое всё ещё остаётся неясным. Пока, во всяком случае, весьма трудно представить, что Молдова сможет войти в Евразийский Союз, «прыгнув через голову» Украины.

Теоретически, конечно, можно допустить и такой вариант. Но на практике он кажется весьма маловероятным, причём не только по географическим, но и по политическим причинам.

Поэтому сегодня так важно консолидировать усилия всех сторонников евразийского проекта в Молдове и Украине в деле вступления этих двух стран вначале в ЕврАзЭС, а затем и в Евразийский Союз.

Есть еще одна серьёзная проблема, на которую постоянно обращают внимание оппоненты евразийского проекта. По их мнению, страны Таможенного Союза имеют проблемы с развитием демократии, а правящие там режимы являются авторитарными. Внимание обращается также на состояние свободы СМИ в этих странах.

Тема демократии и свободы СМИ чрезвычайно важна, поэтому было бы глупо и недальновидно, не замечать эти проблемы, имеющие место в ряде стран СНГ. При реализации евразийского проекта нужно будет обращать внимание не только на его экономическую и социальную составляющие, но и на вопросы, связанные с обеспечением прав человека. Иначе этот новый союз может оказаться непрочным и недолговечным. [6]

Подводя итоги, стоит отметить, что возможность присоединения к ЕврАзЭС всех стран-участниц СНГ безусловно есть. Вступление в сообщество однозначно будет иметь плюсы для всех членов, но и минусы, к сожалению, тоже.

 


 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: