Кто из нас не ощутил божественного слияния с окружающей природой и то умиротворяющее состояние, в которое погружается душа, словно растворяясь в окружающем мире?
Конечно, наиболее тонкое постижение духа природы свойственно нашим поэтам и писателям, которых отличает особая восприимчивость окружающего мира.
Не то, что мните вы, природа:
Не слепок, не бездушный лик –
В ней есть душа, в ней есть свобода,
В ней есть любовь, в ней есть язык...
Эти проникновенные стихотворные сточки созданы Фёдором Ивановичем Тютчевым в 1836 году («Не то, что мните вы, природа»...). Подчёркивая, что не всякий человек способен проникнуться духом природы, поэт описывает то волшебное действие, которое она производит на тонко чувствующих её людей: в их душу «входят» лучи, в груди «цветёт весна», таинственный мир природы во всем великолепии и красоте раскрывается перед ними.
Природа была источником, питающим и творчество Сергея Александровича Есенина; пейзажные зарисовки его ранней лирики никого не могут оставить равнодушным. Красота Рязанщины, родины поэта, напитала его поэзию синью небес:
О Русь - малиновое поле
И синь, упавшая в реку, -
Люблю до радости и боли
Твою озёрную тоску...
(«Запели тёсаные дроги...»)
Поэт не мыслит себя без родной природы:
Родился я с песнями в травном одеяле.
Зори меня вешние в радугу свивали.
(«Матушка в Купальницу по лесу ходила»)
Сергей Есенин находит удивительно точные поэтические слова для выражения того внутреннего перерождения, очищения, которое наступает в его душе при соприкосновении с миром природы:
Позабыв людское горе,
Сплю на вырубках сучья.
Я молюсь на алы зори,
Причащаюсь у ручья.
(«Я пастух, мои палаты...»)
С трепетом и необыкновенной любовью поэт замечает каждое движение, происходящее в мире природы:
Закружилась листва золотая
В розоватой воде на пруду,
Словно бабочек лёгкая стая
С замираньем летит на звезду.
(«Закружилась листва золотая»)
И не устаёт объясняться ей в любви:
Я сегодня влюблён в этот вечер,
Близок сердцу желтеющий дол/.../
Хорошо бы, как ветками ива,
Опрокинуться в розовость вод.
(«Я сегодня влюблён в этот вечер...»)
Не только поэты, но и прозаики с помощью художественного слова передают удивительно благотворное воздействие природы на душу человека. Так, например, в произведении Сергея Тимофеевича Аксакова «Записки об ужении рыбы», написанном в 1847 году, писатель пишет, что только в деревне, не подмосковной, а в дальней «можно чувствовать полную, не оскорблённую людьми жизнь природы. Деревня, мир, тишина, спокойствие! Безыскусственность жизни, простота отношений!» И призывает «туда же бежать от неугомонной, внешней деятельности, мелочных, своекорыстных хлопот, бесплодных, бесполезных, хотя и добросовестных мыслей, забот и попечений!» И утверждает, что именно там, на берегу рек и озёр, «улягутся мнимые страсти, утихнут мнимые бури, рассыплются самолюбивые мечты, разлетятся несбыточные надежды»! То есть уйдёт всё наносное, ненужное человеку, исчезнут мнимые ценности, придёт понимание истинной красоты, стремление к вечным идеалам любви, правды, абсолютной истинности нравственных ценностей. С.Т. Аксаков убеждён, что благодаря природе человек может избавиться и от агрессивности в общении, примириться не только с окружающими людьми, но и с самим собой: «Вместе с благовонным, свободным, освежительным воздухом вдохнёте вы в себя безмятежность мысли, кротость чувства, снисхождение к другим и даже к самому себе».
Более того, природа, пишет писатель, способна и укрепить в нас веру в собственных силах, избавить от сковывающей неуверенности, от депрессивной усталости, наполнить нас живительной новой энергией: «Неприметно, мало-помалу, рассеется это недовольство собою, эта презрительная недоверчивость к собственным силам, твёрдости воли и чистоте помышлений - эта эпидемия нашего века, эта чёрная немочь души, чуждая здоровой натуре русского человека, но заглядывающая и к нам за грехи наши».
Таким образом, человек, являясь частью нашей природы, не может, не соприкасаясь с ней, обрести счастья, здоровья, уверенности в себе и должен черпать свои силы как творческие, так и духовные, душевные и физические в соприкосновении с миром природы, не позволять себе надолго растворяться в шумном пространстве города и быть слишком долго изолированным от неё.