Наряду с деятельностью, финансируемой из бюджета, образовательное учреждение имеет возможность осуществлять дополнительную деятельность в свободное от основной работы время с использованием своего кадрового и материального потенциала. Финансовое обеспечение этой деятельности осуществляется, как правило, не из бюджета, поэтому и деятельность называется внебюджетной.
Средства, поступающие от осуществления такой деятельности, принято называть внебюджетным финансированием, внебюджетными поступлениями, доходами от самостоятельной деятельности образовательного учреждения. Термины эти также сложились давно, используются, в основном, как синонимы, хотя и отражают разные отношения.
Под бюджетным финансированием понимается безвозмездное обеспечение деятельности образовательных учреждений средствами бюджета учредителя (обычно понимается – государственного и муниципального). Следует добавить, что если это будет безвозмездное обеспечение средствами из коммерческой организации-учредителя (из прибыли после уплаты налогов), то это также может считаться бюджетным финансированием.
|
|
Все прочие поступления средств можно считать внебюджетным финансированием. В данном случае применяется так называемое негативное определение, в качестве отличительного признака которого выбирается их непринадлежность к определенному источнику поступления – к бюджету, причем неважно, к какому именно бюджету.
Таким образом, поступающиев учебное заведение средства делятся на бюджетные и внебюджетные. Было бы логично называть все поступающие в учебное заведение средства доходами, но применительно к бюджетнымсредствам этот термин обычно не используется, а применяется пока только к внебюджетным поступлениям.
Основными источниками внебюджетных средств являются доходы от самостоятельной деятельности образовательного учреждения, осуществляемой за рамками той деятельности, которая финансируется из бюджета учредителя, а также различные пожертвования, не имеющие целевого характера. Перечень основных источников включает:
1) Источники внебюджетных средств
- спонсорские средства, пожертвования;
- доходы от самостоятельной деятельности.
2) Источники внебюджетного финансирования
- спонсорские средства, пожертвования;
- часть доходов, остающаяся в распоряжении образовательного учреждения после взимания издержек, связанных с получением этих доходов, то есть прибыль после уплаты налогов.
Поэтому, когда говорят о внебюджетном финансировании, следует это понимать, как расходование прибыли, полученной в результате приносящей доходы деятельности, а также пожертвований, полученных от неучредителей, на возмещение расходов по необходимым для деятельности организации видам деятельности. Понимая основные черты внебюджетного финансирования, будем все же считать, что внебюджетным финансированием является получение и расходование образовательным учреждением средств из внебюджетных источников.
|
|
Все источники поступления внебюджетных средств и внебюджетного финансирования присутствуют в деятельности образовательных учреждений. Право ведения приносящей доходы деятельности предоставлено образовательным учреждениям законодательно.
Статья 29 Федерального закона №125-ФЗ от 24.07.1998 «О высшем и послевузовском образовании» закрепляет, что высшее учебное заведение в соответствии со своим уставом может осуществлять платную деятельность в области образования и в других областях, если это не противоречит федеральным законам и в той степени, в которой это служит достижению целей, ради которых оно создано, и соответствует указанным целям, при условии, что такая деятельность указана в его учредительных документах.
Платная образовательная деятельность высшего учебного заведения не может быть осуществлена взамен и в рамках образовательной деятельности, финансовое обеспечение которой осуществляется за счет средств соответствующего бюджета. В противном случае средства, заработанные в результате такой деятельности, изымаются учредителем высшего учебного заведения.
Классифицировать внебюджетные поступления (доходы) можно разными способами. Базовыми элементами классификации могут быть избраны две основные группы, определяющие характер деятельности, финансовый результат и возможные налоговые последствия. К этим группам относятся:
1) Основная деятельность:
- реализация одной или нескольких образовательных программ, содержание, воспитание обучающихся;
- проведение научно-исследовательских работ;
- деятельность по обеспечению и обслуживанию образовательного и научно-исследовательского процесса.
2) Прочая деятельность, включая иные поступления, то есть иная разрешенная образовательным учреждениям деятельность, приносящая доходы и не относящаяся к указанным видам основной деятельности.
Более подробно основные направления и виды внебюджетной деятельности высших учебных заведений представлены в Приложении А.