Дж. Верди. Опера «Травиата»

На премьере оперу «Травиата», впоследствии получившую всемирную известность, постиг провал. Такая же участь ожидала гениальную «Кармен» Жоржа Бизе, написанную двадцатью годами позже. В чем же тут дело? При всем различии эти два произведения имеют и нечто общее: слишком непривычными для музыкальной сцены были героини обеих опер. Отвергнутая обществом парижская куртизанка и не подчиняющаяся нормам привычной морали свободолюбивая цыганка вначале шокировали публику, но время все расставило по своим местам – обе оперы вот уже полтора века не сходят со сцен ведущих театров мира.

«Травиата» (1853) написана по роману Дюма-сына «Дама с камелиями». Жанр оперы – лирико-психологическая драма, где композитор впервые обратился к современному сюжету, сосредоточив внимание на внутреннем мире героев, а не на внешне эффектных ситуациях. Для музыкального стиля «Травиаты» характерна опора на бытовые песенно-танцевальные жанры, прежде всего на вальс – музыкальный символ XIX века. Центральное место в опере занимает образ Виолетты, воплощенный композитором с большой психологической тонкостью, глубиной и проникновенным лиризмом. «Травиата» – это своего рода опера-портрет, где другие персонажи (Альфред, Жермон-отец), менее индивидуализированые в музыкальном плане, ярче всего проявляют себя в сценах с главной героиней – Виолеттой Валери.

В фонохрестоматии представлены несколько отрывков из оперы, наиболее показательных для ее музыкального языка и отражающих характерные черты стиля Верди начала 50-х годов XIX века, когда его творчество достигло расцвета.

Уже в оркестровой прелюдии к опере (пример 9) представлен музыкальный портрет главной героини, основанный на двух контрастных темах: первая, изложенная в высоком регистре в строгой хоральной фактуре в приглушенном звучании скрипок divisi, предвещает трагическую развязку и связана с образом умирающей Виолетты. Она же прозвучит в антракте перед последним, третьим действием, создавая музыкально-тематическую арку. Вторая – тема любви Виолетты, полная открытой экспрессии и страстного чувства, будет неоднократно звучать в опере, в том числе и в кульминационный момент второго действия в дуэте Виолетты и Альфреда.

В первом действии блестящим примером претворения жанра вальса в оперном номере служит застольная песня Альфреда на празднике у Виолетты («Высоко поднимем все кубок веселья», пример 10), беззаботно-ликующую тему которой подхватывает хор гостей и главная героиня.

Партия Виолетты очень разнообразна с точки зрения вокальной выразительности, свидетельством чему является ее большая ария из I действия («Как странно, как странно!», пример 11). Ария имеет традиционную для итальянской оперы двухчастную структуру (А+В). После небольшого речитатива звучит первая тема («Не ты ли мне в тиши ночной», фа минор) в характере меланхоличного вальса. Вокальные приемы в ней весьма разнообразны: мягко скользящие интонации, разделенные паузами, свободные скачки на широкие интервалы, приближающиеся к речитативу триольные фигуры и др. В середине раздела «А» звучит страстная тема любовного признания Альфреда («Ах, той любви, что весь мир наполняет», фа мажор).

Второй раздел арии («Быть свободной, быть беспечной, в вихре света мчаться вечно») – внешне блестящий стремительный вальс, наполненный виртуозными колоратурами, психологически не так однозначен: Виолетта, не веря для себя в возможность большого чувства, пытается забыться, вспоминая о бесконечной череде светских развлечений, составляющих ее жизнь.

 

Центральное место во II действии занимает большая сцена Виолетты с отцом Альфреда Жермоном (пример 12), требующим от нее разлуки с сыном. Хотя Верди и называет по традиции эту сцену дуэтом, в ней преобладает сквозное развитие и диалогический принцип, где речитативно-декламационные эпизоды, чередуясь с ариозными, тонко отражают психологическое состояние героев. С этой точки зрения весьма показательна партия Жермона, в которой искренность отцовской любви («Чистую, с сердцем ангела дочь мне судьба послала») сменяется плохо скрываемой фальшью, когда он говорит о том, что Альфред покинет Виолетту («Минует увлеченье, тогда что с вами будет?»). Внешне участливые слова сопровождаются настороженными, как бы «неуверенными» музыкальными интонациями, все время прерываемыми паузами. Интересно, что мелодические обороты этой темы проникнут в предсмертную арию Виолетты из III действия («Простите вы на веки»).

Темы Виолетты в этой сцене полны глубокого чувства и неподдельного страдания. От беззаботности ее музыкального образа в I действии не осталось и следа. Горестно звучит ариозо «Вы поймете ль силу страсти» (до минор) в первом разделе сцены, но подлинного трагизма ее партия достигает в конце сцены, когда Виолетта принимает решение расстаться с Альфредом: в соль минорном ариозо «Умру, но памяти моей, молю, не проклинайте» в безжизненно-ровных остинатных аккордах, несмотря на подвижный темп, слышны отголоски траурного марша. Виолетта одерживает в этой сцене моральную победу, о чем свидетельствует и подчинение партии Жермона ее интонационной сфере – последний раздел построен на теме ариозо Виолетты.

Атмосферой предсмертной тоски, одиночества и безысходности проникнута сцена и ария Виолетты из III действия (пример 13).

Эпизод, предшествующий арии, представляет собой мелодекламацию – Виолетта читает письмо Жермона на фоне оркестрового сопровождения, где прозрачно и нежно звучит тема любовного признания Альфреда из I действия. Сама ария («Простите вы навеки», ля минор) полна тоскливой обреченности, которая возникает благодаря повторяющимся мелодическим оборотам, как бы «скованным» остинатной ритмической фигурой. Как и во многих темах оперы, в этой арии тоже ощущаются черты вальса, но какую эволюцию претерпел этот жанр! Беззаботно-упоительный в первом действии, он приобрел характер траурной эпитафии в третьем.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: