Понятие и особенности права собственности на природные объекты

 

Право собственности на природные ресурсы является комплексным институтом. С одной стороны, гражданское право определяет понятие, содержание формы, виды, основания возникновения и прекращения (ч. 3 ст. 129 ГК РФ). Экологическое же право устанавливает в рамках природоресурсного законодательства особенности реализации гражданско-правовых положений.

Право собственности на природные ресурсы также, как и в гражданском праве, понимается в двух аспектах - это объективное и субъективное право собственности на природные ресурсы.

Под объективным правом собственности на природные ресурсы понимается система правовых норм, регулирующих отношения по владению, пользования и распоряжению природными ресурсами. Форма проявления – нормативно-правовые акты, например, ГК РФ, ЗК РФ, ЛК РФ и т.п.

Субъективное право собственности на природные ресурсы – это совокупность правомочий собственника владеть, пользоваться и распоряжаться, принадлежащими ему ресурсами. В основе субъективного права собственности находится воля собственника, которая ограничена природоохранными и природоресурсными требованиями. Например, гл. 6 ЗК РФ предусматривает не только права, но и обязанности для собственников земельных участков. Более того, в отношении собственника могут быть применены меры административной и уголовной ответственности. Например, за порчу земель.

Содержание права собственности – это владение (фактическое обладание природным ресурсом), пользование (что означает возможность извлечения полезных свойств; например, добывать полезные ископаемые из недр) и распоряжение (означает возможность определять юридическую судьбу природного ресурса).

Природные ресурсы хотя и являются и объектами права собственности, но в имущественных отношениях выступают в двух качествах – либо как недвижимое имущество, либо как движимое имущество.

Перечень природных ресурсов, являющихся недвижимостью, установлен ст. 130 ГК РФ. Это земельные участки и участки недр. Другие природные ресурсы с 2007 года недвижимостью быть перестали (это лесные насаждения и замкнутые водоемы).

В рамках движимого имущества можно выделить:

  1. Объекты животного мира;
  2. Лесные насаждения (например, по договору купли-продажи лесных насаждений);
  3. Добытые из недр полезные ископаемые;

Отличие недвижимого имущества от движимого в рамках природоресурсного законодательства заключается, прежде всего, в оформлении. А именно, для предоставления недвижимости необходима процедура индивидуализации и установления границ этого природного ресурса на местности. А в итоге необходима государственная регистрация. Например, для индивидуализации земельного участка, как объекта права собственности, необходима процедура межевания этого участка, т.е. установления границ, процедура кадастрового учета этого земельного участка для внесения в государственный кадастр недвижимости сведений о местоположении, площади, кадастровой стоимости и других данных, а также процедура государственной регистрации для возникновения права собственности.

Что касается движимого имущества, то процедура проще. Как правило, на основе разрешительных документов (договора, решения, лицензии) правообладатель при изъятии этого природного ресурса из окружающей среды становится собственником на основании вышеуказанных разрешительных документов.

 

13. Право государственной собственности на природные объекты. Право государственной собственности на природные объекты.

 

Государственная собственность на природные ресурсы является основной формой собственности, т.к. в соответствии с действующим законодательством государственная собственность установлена и на землю, и на воду, и недра и т.п. Причем, на отдельные природные ресурсы и объекты государственная собственность является безальтернативной и исключительной. В соответствии со ст. 72 Конституции РФ распоряжение природными ресурсами находится в совместном ведении РФ и ее субъектов. В природоресурсном законодательстве разграничивается компетенция между РФ и ее субъектами.

Во-первых, в исключительной федеральной собственности находятся участки недр федерального значения, в соответствии со ст. 3.1. ФЗ «О недрах». Во-вторых, леса находящиеся на землях лесного фонда, ст. 8 ЛК РФ. В-третьих, водные объекты за исключением прудов и обводненных карьеров. В-четвертых, объекты животного мира, перечень которых утвержден Правительством РФ (например, это редкие и находящиеся под угрозой исчезновения виды животных и растений).

В собственности субъектов РФ находятся:

  1. Леса, произрастающие на землях, находящихся в собственности субъектов ФФРФРррыравомшавозмшкуоОооооовоо лльолл;
  2. Пруды и обводненные карьеры;
  3. Участки недр, не отнесенные к федеральному перечню;
  4. Объекты животного мира, не отнесенные Правительством РФ к федеральному перечню;

От имени РФ и ее субъектов права собственника осуществляют органы исполнительной власти. Например, Правительство РФ, специализированные органы (Федеральное агентство по недропользованию и т.п.). От имени субъектов РФ право собственников осуществляют региональные органы исполнительной власти (например, в РТ это Кабинет Министров РТ, МинЗемИмущество и т.п.).


14. Право природопользования: понятие и виды, основные черты. Право природопользования является комплексным институтом. С одной стороны, гражданское право устанавливает вещные и обязательственные права на природные ресурсы и объекты, а с другой стороны, природоресурсное законодательство устанавливает ограничение и изъятие для реализации вещных и обязательственных прав.

Значимость института природопользования обусловлена тем, что государственная собственность на природные ресурсы является преобладающей, а в отношении отдельных природных ресурсов исключительной, т.е. безальтернативной. Однако исключительная государственная собственность на природные ресурсы не лишает граждан и юридических лиц возможности удовлетворять бытовые и экономические потребности в природных ресурсах. В связи с этим и возник институт права природопользования.

Под правом природопользования понимается система правовых норм, регулирующих эксплуатацию природных ресурсов и вовлечение их в гражданский оборот. Под эксплуатацией понимается извлечение полезных свойств. Что касается оборотоспособности, то она предусматривается природоресурсными законодательными актами. В соответствии с п. 3 ст. 129 ГК РФ земля и другие природные ресурсы могут свободно переходить от одного лица к другому, в той мере, в какой их оборот допускается законами о земле и других природных ресурсах. Например, ст. 27 ЗК РФ. Закон «О недрах» вообще не допускает оборот участков недр в виде купли-продажи, дарения, залога, а предусматривает только право недропользования на основе лицензии.

 

Виды природопользования.

В зависимости от объекта право природопользования подразделяется на земле/водо/недропользование, право пользования животным миром, лесопользование и пользование атмосферным воздухом.

Практически природоресурсные нормативные акты предусматривают либо принцип целевого использования природных ресурсов (ЗК РФ, ВК РФ, ЛК РФ), либо правовые нормы, предусматривающие обязанность использовать природные ресурсы по определенному целевому назначению. Например, ст. 7 ЗК РФ предусматривает, что земли РФ по целевому назначению подразделяются на 7 категорий:

  1. Земли с/х назначения;
  2. Земли населенных пунктов;
  3. Земли промышленности, связи, транспорта и иного целевого назначения;
  4. Земли особо охраняемых территорий;
  5. Земли лесного фонда;
  6. Земли водного фонда;
  7. Земли запаса;

В зависимости от необходимости заключать договор, получать решение соответствующего органа, оформлять лицензию на использование природного ресурса право природопользования подразделяется на общее и специальное. При общем природопользовании оформлять какие-либо документы не нужно, а при специальном это необходимо.

 

15. Правовые формы использования природных ресурсов.Право общего природопользования основано на ст. 42 Конституции РФ, согласно которой каждый имеет право на благоприятную окружающую среду. Данное конституционное положение реализовано природоресурсными законами. Например, это ЗК РФ, ГК РФ, ВК РФ, Закон «О недрах» и т.д.

Право общего природопользования соответственно подразделяется на виды: право общего земле/лесо/водо/недропользования.

Общее землепользование реализуется ЗК РФ (например, ст. 23 ЗК РФ, предусматривающая публичный сервитут; ст. 85 ЗК РФ, которая закрепляет места общего пользования; ст. 262 ГК РФ, согласно которой каждый имеет право находиться на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и использовать находящиеся на нем природные ресурсы, при условии, если этот участок не огорожен либо не установлено запрещающее обозначение).

Лесопользование – это право свободно находиться в лесах и осуществлять заготовку и сбор для собственных нужд дикорастущих плодов, орехов, растений и т.д.

Право общего недропользования – ст. 19 Закона «О недрах» устанавливает, что собственники земельных участков, землевладельцы и арендаторы имеют право добывать общераспространенные полезные ископаемые для собственных нужд без применения взрывных работ, устраивать бытовые колодцы и скважины на первом водоносном горизонте, строить подземные сооружения на глубину до 5 метров.

 

Право специального природопользования, в отличие от общего, прежде всего, направлено на удовлетворение экономических интересов. В связи с этим можно выделить ряд отличий права специального природопользования от общего:

  1. Субъектами специального природопользования являются юридические лица и, как правило, граждане - индивидуальные предприниматели;
  2. Для возникновения специального природопользования необходимы юридические акты в виде решений органов государственной власти или местного самоуправления, в виде договоров, либо в виде лицензий и разрешений.
  3. Специальное природопользование носит возмездный характер. Например, взимается плата в виде налога или арендной платы;
  4. При специальном природопользовании требуется выделение индивидуально определенной части природного ресурса. Например, в виде конкретного земельного участка либо определенного лесного участка и т.п.;
  5. Специальное природопользование предусмотрено соответствующими отраслевыми законодательными актами, которые устанавливают особенности возникновения прав, ограничения в использовании и основания для прекращения;


16. Понятие и виды экологических прав граждан.Экологические права человека - это узаконенные, имеющие правовые основания притязания индивида на природу (или ее отдельные ресурсы), связанные с удовлетворением или возможным удовлетворением его разнообразных потребностей при взаимодействии с ней и обеспечением такого удовлетворения.

Достаточно широкое регулирование субъективных экологических прав в формируемом законодательстве является свидетельством демократизации права. Признание прав стимулирует рост самосознания граждан, экологическое сознание и культуру. Оно способствует вовлечению граждан в охрану окружающей среды, стимулирует деятельность государства в данной сфере, так как реализация права на благоприятную окружающую среду, других экологических прав предполагает возможность требовать соответствующего поведения от других субъектов, прежде всего от государственных органов.
Юридическое значение признания этого рода прав предопределено их содержанием и возможностями гражданина как обладателя права.

Так, обладанием правом для соответствующего субъекта означает:

  1. свободу поведения индивида в границах, установленных нормой права;
  2. возможность для индивида пользования определенным социальным благом;
  3. полномочие совершать определенные действия и требовать совершать соответствующих действий от других лиц;
  4. возможность обратиться в суд за защитой нарушенного права.

Признание и правовое регулирование экологических прав человека и гражданина важно не только для самого индивида, но и для общества и государства. Социальное государство, устанавливая те или другие права, может рассчитывать на то, что граждане, реализуя эти права, будут способствовать повышению эффективности природоохранительной деятельности самого государства. Например, предоставляя гражданам право участвовать в процессе подготовки и принятия экологически значимых хозяйственных и иных решений в процедуре оценки их воздействия на окружающую среду и экологической экспертизы, можно ожидать повышения эффективности соответствующей деятельности органов исполнительной власти.
Соответственно общество и государство не остаются безразличными к тому, как гражданин реализует свои права. Они должны быть заинтересованными в активности граждан.
Таким образом, при последовательной реализации экологические права имеют существенное правовое значение как основа для постепенного восстановления благоприятного состояния окружающей среды в стране, призваны обеспечить нормальную жизнедеятельность человека.

Анализ закрепленных в законодательстве экологических прав, т.е. прав человека на природу или связанных с природой, показывает, что функционально назначение их различно. При этом можно объединить их в следующие группы (виды):

  1. Права, направленные на удовлетворение потребностей человека за счет ресурсов природы.
  2. Права, направленные на охрану здоровья от неблагоприятного воздействия окружающей среды.
  3. Права, служащие средствами обеспечения соблюдения и защиты прав на благоприятную окружающую среду и охрану здоровья от неблагоприятного воздействия окружающей среды.
  4. Право собственности на природные ресурсы.
  5. Экологические права будущих поколений.

К ним относятся право на благоприятную окружающую среду и права на природопользование. К этой разновидности прав относятся также право на благоприятную среду обитания (ст. 8 Федерального закона "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения".

В той степени, в какой состояние здоровья человека зависит от состояния окружающей среды, к этой разновидности прав можно отнести конституционные права на охрану здоровья (ст. 41), на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности (ст. 37), а также на радиационную безопасность, установленное ст. 22 Федерального закона "О радиационной безопасности населения".

Эта разновидность прав достаточно многочисленна. И в этом можно видеть одно из достоинств современного экологического законодательства. В нее входят права на достоверную информацию о состоянии окружающей среды, на возмещение ущерба, причиненного здоровью или имуществу человека экологическим правонарушением, на защиту окружающей среды от негативного воздействия, вызванного хозяйственной и иной деятельностью, чрезвычайными ситуациями природного и техногенного характера, на возмещение вреда окружающей среде и др.

К этой группе относятся права, установленные, в частности, в ст. 11 Федерального закона "Об охране окружающей среды": создавать общественные объединения, фонды и иные некоммерческие организации, осуществляющие деятельность в области охраны окружающей среды; направлять обращения в органы государственной власти Российской Федерации, органы государственной власти субъектов РФ, органы местного самоуправления, иные организации и должностным лицам о получении своевременной, полной и достоверной информации о состоянии окружающей среды в местах своего проживания, мерах по ее охране; принимать участие в собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетировании, сборе подписей под петициями, референдумах по вопросам охраны окружающей среды и в иных не противоречащих законодательству Российской Федерации акциях; и др.

В отношении граждан это право справедливо регулируется в ограниченных размерах. Эта разновидность прав чрезвычайно важна. Установление права частной собственности на природные ресурсы, прежде всего на землю, создает правовые предпосылки для развития рыночной экономики. Согласно ст. 36 Конституции РФ граждане вправе иметь в частной собственности землю.
Согласно ст. 40 Водного кодекса РФ в собственности гражданина или юридического лица могут находиться пруд, обводненный карьер, расположенные в границах земельного участка, принадлежащего на праве собственности физическому или юридическому лицу, если иное не установлено федеральными законами.

С учетом специфики природных объектов как объекта права собственности недра, воды, леса, животный мир должны находиться преимущественно в публичной собственности, прежде всего государственной. Государство, обслуживающее человека, обеспечивающее его права и интересы, реализует свои полномочия собственника по распоряжению природными ресурсами с учетом экологических прав и интересов человека и под контролем граждан и их объединений.

Права будущих поколений вытекают из концепции устойчивого развития. В этом - одна из ее существенных характеристик: устойчивое развитие определяется как такое развитие, которое удовлетворяет потребности настоящего времени, но не ставит под угрозу способность будущих поколений удовлетворять свои собственные потребности.
Эта разновидность экологических прав еще не оформлена должным образом в российском законодательстве. Некоторые шаги российского государства в этом направлении сделаны. В соответствии с Концепцией перехода Российской Федерации к устойчивому развитию, утвержденной указом Президента РФ от 1 апреля 1996 г., следуя рекомендациям и принципам, изложенным в документах Конференции ООН по окружающей среде и развитию (Рио-де-Жанейро, 1992), и руководствуясь ими, представляется необходимым и возможным осуществить в Российской Федерации последовательный переход к устойчивому развитию, обеспечивающий сбалансированное решение социально-экономических задач и проблем сохранения благоприятной окружающей среды и природно-ресурсного потенциала в целях удовлетворения потребностей нынешнего и будущих поколений людей.

Права будущих поколений на радиационную безопасность косвенно предусматриваются Федеральным законом "О радиационной безопасности населения". Радиационная безопасность населения определяются этим Законом как состояние защищенности настоящего и будущих поколений людей от вредного для их здоровья воздействия ионизирующего излучения (ст. 1).
Такие права презюмируются и Федеральным законом "Об охране окружающей среды". В соответствии с преамбулой он определяет правовые основы государственной политики в области охраны окружающей среды, обеспечивающие сбалансированное решение социально-экономических задач, сохранение благоприятной окружающей среды, биологического разнообразия и природных ресурсов в целях удовлетворения потребностей нынешнего и будущих поколений, укрепления правопорядка в области охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности.

С учетом существующей многие годы в России практики широкомасштабной эксплуатации ресурсов недр реальной становится угроза возможностям удовлетворения потребностей будущих поколений в этих ресурсах. Это обстоятельство предопределяет необходимость законодательного установления права будущих поколений на благоприятную окружающую среду и создания правовых механизмов его соблюдения и защиты. Представляется, что это право должно быть конституционным.


17. Право на обращение с целью получения информации о состоянии окружающей среды.
18. Полномочия общественных экологических объединений в области охраны окружающей среды.
Полномочия общественных экологических объединений в области охраны окружающей природной среды предусмотрены рядом законодательных актов. Наиболее концентрированно они выражены в ст. 12 Федерального закона "Об охране окружающей среды".

Федеральный закон "Об охране атмосферного воздуха" также содержит отдельную статью по правам граждан, юридических лиц и общественных объединений в области охраны атмосферного воздуха (ст. 29). Эти права были названы выше при рассмотрении прав граждан.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: