Концепции истории, направления общественного развития. Общественный процесс и его критерии

1. Теологические концепции истории.

Христианское учение о творении предполагает представление о временном историческом начале. История предстает как нечто творимое, созидаемое, развивающееся. Единственный божественный субъект истории естественно создает условия для сведения самых разнообразных историй в нечто единое - всемирную историю. Появление Иисуса Христа разделяет историю на время до его появления, период его пребывания среди людей и последующий период, уже без него...

2. Философские концепции истории.

Гегель считал высшей ступенью познания истории ее философское постижение. Он ввел новое понимание истории как реального процесса становления человека. Сущность истории Гегель видит в целесообразной человеческой деятельности, включающей цель, средство и результат. Гегелевская философия истории реализуется на основе традиционной для него триады: история как сфера индивидуальной человеческой деятельности; история как национально-историческая форма жизнедеятельности людей; собственно всемирная история. Всю мировую историю Гегель разделил на три этапа. 1. Период погружения духа в естественность - время восточных народов. 2. Период создания свободы - время античных народов. 3. Период возвышения свободы до ее чистой всеобщности - время германских народов.

3. Материалистическое понимание истории.

Основоположниками этой теории являются К. Маркс и Ф. Энгельс. Данная теория является составной частью марксизма. Центральным для материалистического понимания истории является то, что в действительности не политическое или духовное развитие людей вело к изменению исторических условий, а их материальная производственная деятельность.

4. Натуралистические концепции истории.

Представители этого направления стремились интерпритировать законы общественного развития путем установления аналогии с биологическими организмами и биологической эволюцией. (Спенсер и Шеффле).

5. Культурологические концепции истории.

Шпенгдер. Вся история разделяется на ряд обособленых, двигающихся по собственному пути, потоков. История мыслится ему как движение параллельно развивающихся, замкнутых друг от друга миров, называемых культурами. В развитии каждого культурно-исторического типа Шпенглер выделяет ряд фаз: 1. Мифологическая, ранняя культура. 2. Метафизико-религиозная высокая культура. 3. Поздняя, окостеневшая культура. 4. Цивилизация.

 

Политическое бытие общества. Государство и гражданское общество.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: