1. Обезвреживание и захоронение токсичных промышленных отходов осуществляется на специальных инженерных сооружениях — полигонах захоронения токсичных промышленных отходов.
1.1. Обезвреживание в условиях полигона осуществляется тремя доступными методами: сжиганием, нейтрализацией и захоронением.
2. Отвод земельного участка под полигон осуществляется в установленном порядке исполкомами местных Советов народных депутатов по согласованию с органами Министерства сельского хозяйства СССР и союзных республик, органами водоохраны Минводхоза СССР и союзных республик, органами санитарно — эпидемиологической службы Минздрава СССР и минздравов союзных республик и органами рыбоохраны Минрыбхоза СССР и союзных республик.
3. Полигоны захоронения неутилизируемых отходов должны располагать резервной территорией с расчетным сроком их эксплуатации на 20 — 25 лет.
4. Полигоны захоронения проектируются, строятся для промышленных районов одного или нескольких городов. В отдельных союзных республиках в зависимости от конкретных условий полигоны могут сооружаться для всей территории республики.
|
|
5. Полигоны захоронения создаются по типу химического предприятия и находятся в ведении Министерства химической промышленности и исполкомов местных Советов народных депутатов или в ведении министерств по характеру отходов.
6. Полигоны захоронения обеспечивают прием промышленных отходов на захоронение и частичное обезвреживание согласно разработанной инструкции, согласованной с местными органами санитарно — эпидемиологической службы и утвержденной исполкомом местного Совета народных депутатов.
6.1. В инструкции следует четко определить виды токсичных отходов, подлежащих приему на полигон (с учетом химического состава, физических свойств, агрегатного состояния, пожаровзрывоопасности) и не подлежащих приему: радиоактивные отходы (принимаются на спецполигон), тарные отходы (металлическая, деревянная, синтетическая), строительные отходы, строительный мусор, отходы кожевенной промышленности, швейных предприятий и других отходов, относящихся к категории вторичного сырья.
7. Полигоны захоронения промышленных отходов обеспечивают изоляцию токсичных веществ от селитебной зоны и защиту окружающей среды от загрязнения за пределами санитарно — защитной зоны.
8. Для захоронения неутилизируемых промышленных отходов на полигонах каждое министерство, ведомство, предприятие проводят паспортизацию неутилизируемых отходов, определяют их количество (за сутки, год) по четырем классам опасности, согласовывают список с администрацией полигона и с органами санитарно — эпидемиологической службы и представляют проектным организациям (для проектирования полигона) или полигону, принимающему отходы на захоронение.
|
|
9. В регламенты на проектирование производственных процессов на полигоны захоронения должны включаться данные о количестве отходов по четырем классам опасности, способы их захоронения в соответствии с требованиями настоящих правил.
10. На основании настоящих санитарных правил каждое промышленное предприятие в свою очередь разрабатывает:
а) инструкцию по сбору, хранению, таре — упаковке (в соответствии с 1, 2, 3 классами опасности) и транспортировке отходов, исключающих их распыление, россыпь, розлив, самовозгорание, взрыв;
б) инструкцию по технике безопасности, противопожарной профилактике и производственной санитарии для персонала, занятого сбором, хранением, транспортировкой и отдачей токсичных отходов на полигон захоронения.
Указанные инструкции согласовываются с администрацией полигона и с местными учреждениями санитарно — эпидемиологической службы и утверждаются руководством предприятия.
11. Отступление от требований настоящих санитарных правил должно быть согласовано с органами санитарно — эпидемиологической службы на местах, органами рыбоохраны Минрыбхоза СССР и союзных республик, Мингео СССР и союзных республик.
56. Объекты экологического права
Объектом экологического права в самом широком смысле является природа (окружающая природная среда) как совокупность естественных условий существования человечества на нашей планете. Природа - интегрированный объект использования и охраны со стороны общества, представляющий собой комплекс разнообразных и взаимосвязанных элементов (земля, леса, воды, недра, животный мир и др.), правовая охрана которых может осуществляться лишь с учетом их качественного своеобразия, то есть в зависимости от их естественных свойств и особенностей использования обществом. Некоторые природные ресурсы вообще находятся вне сферы правового воздействия. Так, использование солнечной энергии или климатических ресурсов не поддается в достаточной степени контролю и регулированию со стороны человека. С другой стороны, за пределами правового регулирования оказываются такие компоненты природы, охрана которых не вызывается потребностями общества на данном этапе развития (тепло недр и др.). Исходя из этого возникает необходимость выяснения понятия природного объекта и определения его признаков.Природный объект, использование и охрана которого регулируется экологическим правом, должен обладать следующими признаками, характеризующими его возникновение и существование*:
1. Естественным происхождением. Это означает, что такой объект должен быть создан силами самой природы без затрат человеческого труда. Вместе с тем не исключается участие человека в его создании с целью восстановления, воспроизводства, улучшения отдельных свойств такого элемента природной среды, если он затем вливается в систему естественных экологических связей и обеспечивает качество окружающей природной среды (например, животные, выращенные человеком и выпущенные на свободу, разведение лесов, рекультивация земель). Не относятся к объектам природы социальные ценности, товарно-материальные объекты.
Однако естественное происхождение еще не предопределяет принадлежности элементов материального мира к природным объектам. Важное значение имеет второй признак.
2. Экологическая взаимосвязь объекта с природной средой. Это означает, что объект должен находиться в составе природной среды, взаимодействуя с ее другими компонентами. За рамками правовой охраны природы остаются те ее части, которые вырваны человеком из естественных природных связей: срубленные деревья, отловленные животные, извлеченные из недр полезные ископаемые, вода в водопроводе или резервуаре и др.
|
|
Потеряв свою связь с природой, они переходят в разряд товарно-материальных ценностей, правовой режим которых регулируется не экологическим, а другими отраслями права (гражданским, административным и т. д.). Сюда относятся и такие элементы окружающей человека среды, которые потеряли связь с природой и стали спутниками человека или предназначены для удовлетворения его экономических и других потребностей - домашние или бродячие животные, сельскохозяйственные скот, посевы и др.
3. Социально-экологическая ценность объекта, которая проявляется в его способности выполнять полезные экологические, экономические, культурно-оздоровительные и другие функции, то есть удовлетворять материальные, биологические, познавательные и другие интересы человека, участвовать в поддержании экологического баланса в природе и др.
Те явления, элементы и стихийные силы природы, которые противостоят интересам человека и требуют обеспечения благоприятного качества окружающей природной среды (эрозия почв, опустынивание земель, наводнения, животные, численность которых стала представлять угрозу для природной среды и др.) не входят в понятие охраняемой природы, а наоборот, становятся объектами борьбы со стороны человека как вредные для окружающей среды.
К числу объектов, имеющих отмеченные выше признаки, относятся в соответствии с законодательством (ст. 4 Закона РСФСР «Об охране окружающей природной среды»):
- экосистемы (закрытые единые совокупности элементов природы на общей территории, способные длительно устойчиво существовать при замкнутом кругообороте веществ);
- природные ресурсы (части природы, которые используются для удовлетворения экономических, материальных потребностей общества - земли, леса, воды, животный мир и др.);
- природные комплексы (системы взаимосвязанных природных элементов, которые охраняются как единое целое - заповедники, заказники, национальные парки, ландшафты и др.);
|
|
- озоновый слой Земли, микроорганизмы, генетический фонд.
К охраняемым природным объектам относится также окружающая человека среда - часть природной среды, преобразованная в результате деятельности человека (города и другие населенные пункты, промышленные, сельскохозяйственные зоны и др.). Окружающая среда здесь понимается в узком значении как среда обитания человека, где осуществляется его жизнедеятельность, в отличие от окружающей среды в широком смысле, которая охватывает как природу, так и среду обитания человека.
57. Методом в праве называется способ воздействия на общественные отношения. В современной системе права закреплены два возможных способа воздействия на поведение человека с целью соблюдения правовых норм: административно-правовойигражданско-правовой.
Административно-правовой способ базируется на неравном положении сторон, которые находятся во властно-подчиненных отношениях.
Гражданско-правовой способ, напротив, основан на равенствесторон', при этом приоритетными являются экономические инструменты регулирования.
Спецификаприродныхобъектов как объектов регулирования нормами экологического права выражается в их естественном характере происхождения и функционирования, органической взаимосвязи с окружающей природной средой. Потому наиболее эффективным способом правового регулирования является метод власти и подчинения, то есть административный метод.
Для данного метода характерно преобладание запретительных, предупредительных, управомочивающих норм. Соблюдение этих норм и призвано обеспечить выполнение экологических предписаний, требований охраны окружающей среды.
В последнее время возрастает актуальность экономического способа воздействия на общественные отношения, в том числе в экологической сфере. Заинтересованность хозяйствующего субъекта в рациональном использовании природных богатств и охране окружающей среды обуславливается материальными стимулами, применение которых характерно для гражданско-правового метода регулирования.
Экологическоеправовоерегулирование предусматривает, как правило, интеграцию этих двух методов. Экономические способы регулирования качества окружающей природной среды сочетаются с административно-правовыми средствами воздействия на природопользователя. Разработана система нормативов качества окружающей среды, устанавливаются пределы допустимого воздействия хозяйствующих субъектов на природу. Превышение предусмотренных показателей влечет за собой юридическую ответственность.
Метод экологического права реализуется на практике путем установления политических, организационных, экономических, юридических гарантий соблюдения эколого-правовых требований.