Обезвреживание и захоронение токсичных промышленных отходов

1. Обезвреживание и захоронение токсичных промышленных отходов осуществляется на специальных инженерных сооружениях — полигонах захоронения токсичных промышленных отходов.

1.1. Обезвреживание в условиях полигона осуществляется тремя доступными методами: сжиганием, нейтрализацией и захоронением.

2. Отвод земельного участка под полигон осуществляется в установленном порядке исполкомами местных Советов народных депутатов по согласованию с органами Министерства сельского хозяйства СССР и союзных республик, органами водоохраны Минводхоза СССР и союзных республик, органами санитарно — эпидемиологической службы Минздрава СССР и минздравов союзных республик и органами рыбоохраны Минрыбхоза СССР и союзных республик.

3. Полигоны захоронения неутилизируемых отходов должны располагать резервной территорией с расчетным сроком их эксплуатации на 20 — 25 лет.

4. Полигоны захоронения проектируются, строятся для промышленных районов одного или нескольких городов. В отдельных союзных республиках в зависимости от конкретных условий полигоны могут сооружаться для всей территории республики.

5. Полигоны захоронения создаются по типу химического предприятия и находятся в ведении Министерства химической промышленности и исполкомов местных Советов народных депутатов или в ведении министерств по характеру отходов.

6. Полигоны захоронения обеспечивают прием промышленных отходов на захоронение и частичное обезвреживание согласно разработанной инструкции, согласованной с местными органами санитарно — эпидемиологической службы и утвержденной исполкомом местного Совета народных депутатов.

6.1. В инструкции следует четко определить виды токсичных отходов, подлежащих приему на полигон (с учетом химического состава, физических свойств, агрегатного состояния, пожаровзрывоопасности) и не подлежащих приему: радиоактивные отходы (принимаются на спецполигон), тарные отходы (металлическая, деревянная, синтетическая), строительные отходы, строительный мусор, отходы кожевенной промышленности, швейных предприятий и других отходов, относящихся к категории вторичного сырья.

7. Полигоны захоронения промышленных отходов обеспечивают изоляцию токсичных веществ от селитебной зоны и защиту окружающей среды от загрязнения за пределами санитарно — защитной зоны.

8. Для захоронения неутилизируемых промышленных отходов на полигонах каждое министерство, ведомство, предприятие проводят паспортизацию неутилизируемых отходов, определяют их количество (за сутки, год) по четырем классам опасности, согласовывают список с администрацией полигона и с органами санитарно — эпидемиологической службы и представляют проектным организациям (для проектирования полигона) или полигону, принимающему отходы на захоронение.

9. В регламенты на проектирование производственных процессов на полигоны захоронения должны включаться данные о количестве отходов по четырем классам опасности, способы их захоронения в соответствии с требованиями настоящих правил.

10. На основании настоящих санитарных правил каждое промышленное предприятие в свою очередь разрабатывает:

а) инструкцию по сбору, хранению, таре — упаковке (в соответствии с 1, 2, 3 классами опасности) и транспортировке отходов, исключающих их распыление, россыпь, розлив, самовозгорание, взрыв;

б) инструкцию по технике безопасности, противопожарной профилактике и производственной санитарии для персонала, занятого сбором, хранением, транспортировкой и отдачей токсичных отходов на полигон захоронения.

Указанные инструкции согласовываются с администрацией полигона и с местными учреждениями санитарно — эпидемиологической службы и утверждаются руководством предприятия.

11. Отступление от требований настоящих санитарных правил должно быть согласовано с органами санитарно — эпидемиологической службы на местах, органами рыбоохраны Минрыбхоза СССР и союзных республик, Мингео СССР и союзных республик.

56. Объекты экологического права

Объектом экологического права в самом широком смысле является приро­да (окружающая природная среда) как совокупность естественных условий существования человечества на нашей планете. Природа - интегрированный объект использования и охраны со стороны общества, представляющий собой комплекс разнообразных и взаимосвязанных элементов (земля, леса, воды, недра, животный мир и др.), правовая охрана которых может осуществляться лишь с учетом их качественного своеобразия, то есть в зависимости от их ес­тественных свойств и особенностей использования обществом. Некоторые природные ресурсы вообще находятся вне сферы правового воздействия. Так, использование солнечной энергии или климатических ресурсов не поддает­ся в достаточной степени контролю и регулированию со стороны человека. С другой стороны, за пределами правового регулирования оказываются такие компоненты природы, охрана которых не вызывается потребностями общест­ва на данном этапе развития (тепло недр и др.). Исходя из этого возникает не­обходимость выяснения понятия природного объекта и определения его при­знаков.Природный объект, использование и охрана которого регулируется эко­логическим правом, должен обладать следующими признаками, характери­зующими его возникновение и существование*:

1. Естественным происхождением. Это означает, что такой объект дол­жен быть создан силами самой природы без затрат человеческого труда. Вместе с тем не исключается участие человека в его создании с целью вос­становления, воспроизводства, улучшения отдельных свойств такого эле­мента природной среды, если он затем вливается в систему естественных экологических связей и обеспечивает качество окружающей природной сре­ды (например, животные, выращенные человеком и выпущенные на свобо­ду, разведение лесов, рекультивация земель). Не относятся к объектам природы социальные ценности, товарно-материальные объекты.

Однако естественное происхождение еще не предопределяет принадлеж­ности элементов материального мира к природным объектам. Важное значе­ние имеет второй признак.

2. Экологическая взаимосвязь объекта с природной средой. Это означает, что объект должен находиться в составе природной среды, взаимодействуя с ее другими компонентами. За рамками правовой охраны природы остаются те ее части, которые вырваны человеком из естественных природных связей: срубленные деревья, отловленные животные, извлеченные из недр полезные ископаемые, вода в водопроводе или резервуаре и др.

Потеряв свою связь с природой, они переходят в разряд товарно-матери­альных ценностей, правовой режим которых регулируется не экологичес­ким, а другими отраслями права (гражданским, административным и т. д.). Сюда относятся и такие элементы окружающей человека среды, которые по­теряли связь с природой и стали спутниками человека или предназначены для удовлетворения его экономических и других потребностей - домашние или бродячие животные, сельскохозяйственные скот, посевы и др.

3. Социально-экологическая ценность объекта, которая проявляется в его способности выполнять полезные экологические, экономические, куль­турно-оздоровительные и другие функции, то есть удовлетворять материаль­ные, биологические, познавательные и другие интересы человека, участво­вать в поддержании экологического баланса в природе и др.

Те явления, элементы и стихийные силы природы, которые противостоят интересам человека и требуют обеспечения благоприятного качества окружаю­щей природной среды (эрозия почв, опустынивание земель, наводнения, жи­вотные, численность которых стала представлять угрозу для природной среды и др.) не входят в понятие охраняемой природы, а наоборот, становятся объекта­ми борьбы со стороны человека как вредные для окружающей среды.

К числу объектов, имеющих отмеченные выше признаки, относятся в со­ответствии с законодательством (ст. 4 Закона РСФСР «Об охране окружаю­щей природной среды»):

- экосистемы (закрытые единые совокупности элементов природы на общей территории, способные длительно устойчиво существовать при замк­нутом кругообороте веществ);

- природные ресурсы (части природы, которые используются для удов­летворения экономических, материальных потребностей общества - земли, леса, воды, животный мир и др.);

- природные комплексы (системы взаимосвязанных природных элемен­тов, которые охраняются как единое целое - заповедники, заказники, наци­ональные парки, ландшафты и др.);

- озоновый слой Земли, микроорганизмы, генетический фонд.

К охраняемым природным объектам относится также окружающая чело­века среда - часть природной среды, преобразованная в результате деятель­ности человека (города и другие населенные пункты, промышленные, сель­скохозяйственные зоны и др.). Окружающая среда здесь понимается в узком значении как среда обитания человека, где осуществляется его жизнедея­тельность, в отличие от окружающей среды в широком смысле, которая ох­ватывает как природу, так и среду обитания человека.

57. Методом в праве называется способ воздействия на общест­венные отношения. В современной системе права закреплены два возможных способа воздействия на поведение человека с целью соблюдения правовых норм: административно-правовойигражданско-правовой.
Административно-правовой способ базируется на неравном по­ложении сторон, которые находятся во властно-подчиненных отношениях.
Гражданско-правовой способ, напротив, основан на равенствесто­рон', при этом приоритетными являются экономические инструмен­ты регулирования.
Спецификаприродныхобъектов как объектов регулирования нор­мами экологического права выражается в их естественном харак­тере происхождения и функционирования, органической взаимо­связи с окружающей природной средой. Потому наиболее эффек­тивным способом правового регулирования является метод власти и подчинения, то есть административный метод.
Для данного метода характерно преобладание запретительных, предупредительных, управомочивающих норм. Соблюдение этих норм и призвано обеспечить выполнение экологических предпи­саний, требований охраны окружающей среды.
В последнее время возрастает актуальность экономического спосо­ба воздействия на общественные отношения, в том числе в эколо­гической сфере. Заинтересованность хозяйствующего субъекта в рациональном использовании природных богатств и охране окру­жающей среды обуславливается материальными стимулами, при­менение которых характерно для гражданско-правового метода ре­гулирования.
Экологическоеправовоерегулирование предусматривает, как пра­вило, интеграцию этих двух методов. Экономические способы регулирования качества окружающей природной среды соче­таются с административно-правовыми средствами воздействия на природопользователя. Разработана система нормативов ка­чества окружающей среды, устанавливаются пределы допусти­мого воздействия хозяйствующих субъектов на природу. Пре­вышение предусмотренных показателей влечет за собой юри­дическую ответственность.
Метод экологического права реализуется на практике путем уста­новления политических, организационных, экономических, юри­дических гарантий соблюдения эколого-правовых требований.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: