Перитонит у детей (по Ю. Ф. Исакову и И. В. Буркову)

1.По этиологии: асептический и инфекционный

2.Попутям заноса: перфоративный, септический (контактный, гематогенный) и криптогенный (первичный).

3.По степени распространенности процесса:

1) общий: диффузный, разлитой

2) местный: неотграниченный, отграниченный (инфильтрат, абсцесс)

4.По характеру экссудата: серозный, гнойный, геморрагический, желчный, хилезный и др.

5.По причине развития:

1) перфоративный, травматический

2) криптогенный(гематогенный, первичный)

6.Фазы течения перитонита:

1) реактивный

2) токсический

3) терминальная с полиорганной недостаточностью (ПОН)

 

Примеры диагноза:

1.Острый гангренозный аппендицит. Разлитой гнойный перитонит. Токсическая фаза.

2.Острый криптогенный перитонит. Реактивная фаза.

3.Закрытая травма живота. Разрыв левой доли печени. Внутрибрюшное кровотечение, постгеморрагический шок. Желчный перитонит. Токсическая фаза.

 

ПЕРИТОНИТ У НОВОРОЖДЕННЫХ

I. Перфоративный перитонит.

1. Некротический энтероколит:

a) постгипоксический

b) септический

2. Пороки развития желудочно-кишечного тракта:

a) сегментарные пороки стенки полового органа (дефект мышечного слоя, гемлимфангиоматоз)

b) пороки развития, вызывающие механическую непроходимость желудочно-кишечного тракта (атрезия кишечника, мекониевый илеус, болезнь Гиршпрунга, заворот кишки и тд.)

3. Острый аппендицит

4. Ятрогенные перфорации желудочно-кишечного тракта.

II.Неперфоративный перитонит

1. Гематогенное, лимфогенное инфицирование брюшины

2. Контактное инфицирование брюшины

 

Клинические стадии перитонита:

I стадия - продрома

II стадия – клинических проявлений

III стадия - предперфорация

IV стадия – перфорации (перитонит)

 

Примеры диагноза

1. Болезнь Гиршпрунга, субтотальная форма, острое течение, перфорация поперечно-ободочной кишки. Разлитой каловый перитонит. Терминальная фаза.

2. Некротический омфалит, сепсис, септический перитонит.

 

План обследования:

1. Клинические исследования

2. Лабораторная диагностика

3. Рентгенография брюшной полости

 

 

ХРОНИЧЕСКАЯ ПНЕВМОНИЯ, БРОНХОЭКТАЗИИ

1. По генезу: врожденные, дизонтогенетические, приобретенные (ателектические, эмфизематозные, смешанные)

2. По форме деформации бронхов: цилиндрические, мешотчатые, кистовидные.

3. По распространенности: односторонние, двухсторонние (локализованные, мозаичные).

4. По выраженности бронхита: локализованный, диффузный.

5. По течению: обострение, ремиссия.

 

Примеры диагноза

Хроническая пневмония, атэлектическая форма пневмосклероза, цилиндрические бронхоэктазы нижней доли левого легкого, локализованный гнойный эндобронхит нижней доли левого легкого с частыми обострениями.

 

План обследования:

1. Клинические исследования

2. Функциональные методы исследования внешнего дыхания

3. Обзорная рентгенография легких (по показаниям томография)

4. Бронхоскопия

5. Бронхография

6. Сканирование легких

7. Ангиопульмонография

 

 

ОСТРАЯ БАКТЕРИАЛЬНАЯ ДЕСТРУКЦИЯ ЛЕГКИХ (БДЛ)

I.По генезу: первичная, вторичная

II.По форме:

1. Деструкция без плевральных осложнений

a) абсцессы

b) буллы

2. Деструкция с плевральными осложнениями

a) пневмоторакс (напряженный, без напряжения, отграниченный)

b) пиопневмоторакс (напряженный, без напряжения, отграниченный)

c) пиоторакс (тотальный, отграниченный)

d) пиоторакс плащевидный (экссудативный, фибринозный)

III.По течению: острое, затяжное

IV.Фазы или периоды:

a) острое прогрессирование

b) относительная стабилизация

c) остаточные изменения

 

Примеры диагноза

1. БДЛ, центральный абсцесс верхней доли правого легкого, острое течение.

2. БДЛ, напряженный пиопневмоторакс, сепсис.

3. БДЛ, плщевидный плеврит, затяжное течение.

 

План обследования:

1. Общеклинические и лабораторные исследования

2. Многоосевая Р-графия легких (по показаниям томография)

3. Плевральная пункция

4. Бронхоскопия

5. по показаниям бронхография

 

ОСТРЫЙ ГЕМАТОГЕННЫЙ ОСТЕОМИЕЛИТ (Ю.Ф.Исаков, А.Ф.Дронов)

1. Токсическая (адинамическая форма)

2. Септикопиемическая форма

3. Местная форма

У детей раннего возраста:

1. Метаэфизарный остеомиелит:

a) токсическая форма

b) септикопиемическая форма

c) местная форма

 

Примеры диагноза

1. Острый гематогенный остеомиелит правой плечевой кости. Местная форма.

2. Острый гематогенный метаэпифизарный остеомиелит дистального метаэпифиза правой большеберцовой кости. Септикопиемическая форма. стафилококковая деструкция правого легкого, пиоторакс.

 

План обследования

1. Клинические исследования

2. Лабораторная (лейкоцитоз с нейтрофильным сдвигом, ускорение СОЭ, диспротеинемия, гипоальбунемия, гиперкоагуляция, анемия).

3. Остеопункция и остеотонометрия.

4. Рентгенологические

Если процесс не заканчивается через 4-6 месяцев, продолжаются периодические обострения, остаются свищи и гноетечение, то считается, что остеомиелит перешел в хроническую стадию.

 

ХРОНИЧЕСКИЙ ОСТЕОМИЕЛИТ

Примеры диагноза

Хронический остеомиелит правой бедренной кости, свищевая форма

 

План обследования:

1. Анамнез заболевания

2. Клиническая

3. Фистулография

4. Рентгенологическая

 

ПЕРВИЧНО-ХРОНИЧЕСКИЕ ФОРМЫ ОСТЕОМИЕЛИТА (АТИПИЧНЫЕ ФОРМЫ ОСТЕОМИЕЛИТА)

 

1. Абсцесс Броди

2. Склерозирующий остеомиелит Гарре

3. Альбуминозный остеомиелит Оллье

4. Антибиотический остеомиелит

 

Примеры диагноза

1. Антибиотический остеомиелит нижней трети правой лучевой кости

2. Склерозирующий остеомиелит правой лучевой кости

3. Абсцесс Броди левой большеберцовой кости

 

План обследования

1. Клинические исследования

2. Рентгенография

 

 

ПОРОКИ РАЗВИТИЯ МОЧЕПОЛОВОЙ СИСТЕМЫ У ДЕТЕЙ

Аномалии почек

Аномалии количества почек:

· аплазия почки,

· гипоплазия почки,

· удвоение почки,

· третья добавочная почка

Аномалии положения:

· грудная дистопия

· поясничная дистопия

· подвздошная дистопия

· тазовая дистопия

Аномалии взаимоотнашения:

· перекрестная почка

· подковообразная почка

· галетообразная почка

· образная почка

Аномалии структуры:

· поликистоз

· мультикистоз

· солитарная кислота

· губчатая почка

 

Аномалии мочеточника

1. Сужение ЛМС (стеноз, добавочные почечные сосуды, периуретральные тяжи)

2. Удвоение

3. Мегауретер

4. Ретрокавальный мочеточник

5. Дивертикул мочеточника

6. Уретроцеле

7. ПМР

8. Эктопия устья

 

Эписпадия у мальчиков:

1. Эписпадия головки

2. Эписпадия полового члена

3. Полная эписпадия

 

Эписпадия у девочек:

1. Клиторная

2. Субсимфизарная

3. Полная или ретросимфизарная

 

Гипоспадия (по Н.Е.Савченко, 1974)

Гипоспадия полового члена

1. гипоспадия венечной борозды

2. окологоловчатая, околовенечная гипоспадия

3. гипоспадия дистальной трети полового члена

4. гипоспадия средней трети полового члена

5. гипоспадия проксимальной трети

6. членомошоначная гипоспадия

II.Мошоночная гипоспадия

1. Гипоспадия дистальной трети мошонки

2. Гипоспадия средней трети мошонки

III.Мошоночно-промежуточная гипоспадия

IV.Промежуточная гипоспадия

V. «Гипоспадия без гипосподии»

 

План обследования мочевыводящих путей у детей

I.Общеклинические исследования

1. Осмотр и пальпация органов мочевой системы

2. Лабораторное исследование крови, свертывающей и антисвертывающей системы

3. Биохимические исследования (уровень остаточного азота, мочевины, хлоридов, электролитов крови, белка и белковых фракций), клиренс эндогенного креатинина, клиренс мочевины.

4. Анализ и посев мочи (у девочек катетером), исследование суммарной функции почек (проба Зимницкого, проба Реберга), общий анализ мочи по методу Каковского-Аддиса, Нечипоренко.

5. Измерение артериального давления

II.Специальные методы

Рентгенологические методы

1. Обзорный рентгеновский снимок мочевых путей

2. Экскреторная урография:

a) определение площади чашечно-лоханочной системы

b) определение реально-кортикального индекса

3. Ретроградная уретропиелография

4. Антеградная пиелография

5. Компьютерная томография почек

6. Пневморетроперитонеум

7. Микционная цистоуретрография

8. Почечная ангиография:

a) брюшная аортография

b) селективная артериография

9. Почечная флебография

Радиоизотопные методы исследования

1. Непрямая ренангиография

2. Ренография

3. Нефросцинтиграфия

a) динамическая нефросцинтиграфия

b) статистическая нефросцинтиграфия

4. Урофлоуметрия

 

 

Ультразвуковое исследование

Тепловидение или термография

III.Методы исследования уродинамики

1. исследование уродинамики верхних мочевых путей

a) уретеромонометрия

2. исследование уродинамики нижних мочевых путей

a) регистрация ритма спонтанных мочеиспусканий

b) ретроградная цистометрия

c) фармакоцистометрия

d) профилометрия уретры

e) электромиография

f) урофлоуметрия

g) прямая цистометрия

 

IV.Эндоскопические методы

1. Цистоскопия

2. Хромоцистоскопия

3. Ретрография пиелография

4. уретроскопия

Прижизненная морфологическая диагностика.

Иммунологические методы.

 

 

ПЕРЕЛОМЫ В ОБЛАСТИ ЛОКТЕВОГО СУСТАВА (по К.С. Ормантаеву 1976 г.)

 

Чрезмыщелковые переломы:

I. Метафизарные.

1. Сгибательные

2. Разгибательные (открытые, закрытые, с повреждением плечевой артерии).

II. Сочетанные.

III. Без смещения.

IV. Апофизарные переломы надмыщелков плеча.

1. Медиального (со смещением или вывихом предплечья)

2. Латерального

V. Эпиметафизарные.

1. Блока: А) с вывихом лучевой кости

Б) со смещением или вывихом.

2. Головчатого возвышения: А) со смещением или вывихом

Б) с вывихом локтевой кости.

VI. Эпифизарные.

1. Головчатого возвышения: а) со смещением или вывихом

б) с вывихом локтевой кости.

 

 

Примеры диагноза

1. Закрытый перелом головчатого возвышения без смещения с вывихом локтевой кости.

2. Отрыв правого медиального надмыщелка с внедрением в сустав. Гемартроз.

 

Методы исследования.

1. неврологические исследования (чувствительность кожи и двигательная функция пальцев кисти).

2. Сравнительная пальпация пульса.

3. Рентгенография места повреждения в двух проекциях.

 

 

ЧЕРЕПНО – МОЗГОВАЯ ТРАВМА (ЧМТ)

I. Закрытая травма черепа и головного мозга.

А. Без повреждения костей черепа.

1. Сотрясение головного мозга.

2. Ушиб головного мозга.

А) легкий; б) средней тяжести; в) тяжелый.

3. Сдавление головного мозга (причины и формы)

а) гематома – острая, подострая, хроническая: эпидуральная, субдуральная, внутримозговая, внутрижелудочковая, множественная.

б) субдуральная гидрома – острая, подострая, хроническая

в) субарахноидальное кровоизлияние.

г) отек мозга.

д) пневмоцефалия.

4. Сочетанная травма головного мозга (причины и формы).

Б. С повреждением костей черепа.

1. Ушиб головного мозга: а) легкий, б) средней тяжести, в) тяжелый.

2. Сдавление головного мозга (причины и формы).

а) гематома – острая, подострая, хроническая: эпидуральная, субдуральная, внутримозговая, внутрижелудочковая, множественная.

б) субдуральная гидрома – острая, подострая, хроническая

в) субарахноидальное кровоизлияние.

г) отек мозга.

д) пневмоцефалия.

3. Сочетанная травма с внечерепными повреждениями.

II. Открытая травма черепа и головного мозга.

1. Непроникающая, т.е. без повреждения твердой мозговой оболочки.

2. Проникающая, т.е. с повреждением твердой мозговой оболочки.

3. Огнестрельные ранения.

 

Примеры диагноза.

1. Закрытая черепно-мозговая травма. Сотрясение головного мозга. Ушибленная рана затылочной области.

2. Открытая непроникающая черепно-мозговая травма. Ушиб мозга средней тяжести. Умеренное субарахноидальное кровоизлияние. Линейные перелом теменной кости справа. Рваная рана с повреждением апоневроза в теменной области справа.

Методы исследования.

1. Клинические исследование.

2. Неврологическое исследование.

3. Рентгенография черепа.

4. Ангиография.

5. Пневмоэнцефалография.

6. Эхоэнцефалография.

 

 

Приложение 2

 

Формулы для определения массы тела ребенка

 

До 6 месяцевПосле 6 месяцев

 

Х= вес после + 700 п Х= вес при + 4200+500Х(п-6)

рождения рождении

 

 

до 10 лет Старше 10 лет

 

Х= 10 кг.+ (2кг * п) Х= 30 кг + 4 кг * (п-10)

п – число месяцев

 

 

Таблица I

 

Показатели дыхания

Возраст Число дыханий в 1 минуту
мальчики Девочки
6 лет 16.8 17,2
7 _”_ 15,8 16,5
8_”_ 16,2 15,5
9_”_ 17,3 17,1
10_”_ 16,9 17,5
11_”_ 16,8 17,7
12_”_ 16,4 17,0
13_”_ 15,8 16,5
14_”_ 15,8 16,5
15_”_ 15,0 16,1

 

Показатели пулься и артериального давления

 

возраст Частота пулься в 1 мин. АД (мм рт.ст)
Новорожденные 120-140 80/40
1 год   90/60
3 года   100/70
5 лет   95/60
8 лет   100/60
10 лет   110/60
12 лет   110/60

 

Таблица 3

 

Общее содержание лимфоцитов, Т- и В- лимфоцитов в периферической крови (10 9/л) в зависимости от возраста

Возраст ребенка Число лимфоцитов В - лимфоциты Т- лимфоциты
Определенные методом флюоресценции Комплементарные розеткообразующие Спонтанные розеткообразующие % стимулированных
Без добавления фитогемагглютинина С добавлением фитогеагглютинина
Новорож денные 2-11 1,7±0,15 0,8±0,3 3,7±0,6 18,2±2,4 54,9±3,8
5-12 лет 2-5 0,37±0,5 0,3±0,1 1,5±0,5 6,7±1,5 41,8±5,8
17-30 лет 0,8-5,0 0,5±0,2 0,29±0,2 1,1±0,3 8,6±1,2 43,4±5,5

 

Таблица 4

Гемограмма ребенка

Возраст детей Эритроциты 1012 Гемоглобин г/л Лейкоциты 109 Лейкоцитарная формула
нейтрофилы лимфоциты моноциты Эози нофи лы Базофилы СОЭ 1 мм/ час
11 мес.-1 год 4,67 129,2 10,5 32,0 54,5 11,5 1,5 0,5  
1-2 год 4,82 127,5 10,8 34,5 50,0 11,5 2,5 0,5 7-8
2-3 года 4,76 132,6 11,0 36,5 51,5 10,0 1,5 0,5 7-8
3-4 года 4,83 129,2 9,9 38,0 49,0 10,5 2,0 0,5  
4-5 лет 4,89 136,0 10,2 45,5 44,5 ³,0 1,0 0,5  
5-6 лет 5,08 139,4 8,9 43,5 46,0 10,0 0,5 0,25  
6-7 лет 4,89 136,0 10,6 46,5 42,0 9,5 1,5 0,5  
7-8 лет 5,1 132,6 9,98 44,5 45,0 9,0 1,0 0,5  
8-9 лет 4,84 137,7 9,88 49,5 39,5 8,5 2,0 0,5  
9-10 лет 4,9 136,0 8,6 51,5 38,5 8,0 2,0 0,25  
10-11 4,91 144,5 8,2 50,0 36,0 9,5 2,5 0,5  
11-12 4,83 141,1 7,9 52,5 36,0 9,0 2,0 0,5  
12-13 5,12 132,4 8,1 53,5 35,0 8,5 2,5 0,5  
13-14 5,02 144,5 8,3 56,5 32,0 8,5 2,5 0,5  
14-15 4,98 146,2 7,65 60,5 28,0 9,0 2,0 0,5  

 

 

Таблица 5

 

Важнейшие биохимические показатели цельной крови, сыворотки и плазмы у детей (сходные данные литературы)

 

Азот мочевины в новорожденные 5,0-9,0 ммол/л

сыворотке 1 мес.- 1 год 6,7-11,2 _”_

1 год – 6 лет 8,6-13,6 _”_

Взрослые 8,4-15,9 _”_

 

Азот остаточный новорожденные 14,6-22,65 _”_

в сыворотке 1 мес.- 1 год 17,1-27,85 _”_

1 год – 6 лет 19,3-29,30 _”_

Взрослые 18,6-35,30 _”_

 

Белок общий новорожденные 56(47-65) г/л

в сыворотке 1 мес. 48(41-55) _”_

2 мес. 53(47-59) _”_

6 мес 61(54-68) _”_

12 мес. 65(57-73) _”_

1-4 года 69(59-79) _”_

Взрослые 72(62-82) _”_

 

Белковые фракции

в сыворотке

альбумины новорожденные 33,6 (23-16,1)г/л

альфа-I- глобулин новорожденные 2,2 (9,9-3,2) _”_

 

Билирубин общий в 1-е сутки 23,1 мкмоль/л

сыворотке 2-е _”_ 54,2_”_

4-е _”_ 90,1_”_

6-е_”_ 72,0_”_

9-е_”_ 53,0_”_

1 мес.-14 лет 3,4-13,7 мкмоль/л

 

Билирубин свободный 1-е сутки 14,4мкмоль/л

в сыворотке 2-е_”_ 45,5_”_

4-е _”_ 82,3_”_

6-е_”_ 63,3_”_

9-е_”_ 44,3_”_

1 мес.-14 лет 2,56-10,3 мкмоль/л

 

Биотин в плазме 0-14 лет 40,9-69,6 ммоль/л

Бром в сыворотке 0-14 лет 31,3-62,6_”_

 

Буферные основания 1мес.-12 мес. 31,8-53,0 _”_

в цельной крови 1 год.-2 года 36,0-55,0_”_

 

Калий в сыворотке новорожденные 4,66- 6,66 ммоль/л

1 мес. - 5 лет 4,15-5,76 _”_

5 – 14 лет 3,69-5,12 _”_

 

Калий в эритроцитах 0-1 год 74,5-87,1 _”_

1 год- 14 лет 77,1-87,1 _”_

 

Калий общий в недоношенные 1,9(1,2-2,55) моль/л

сыворотке 0-5 сутки 2,25±0,1 ммоль/л

 

мочевина в сыворотке новорожденные 2,5-4,5 ммоль/л

1 мес.- 1 год 3,3- 5,6_”_

1 год- 6 лет 4,3- 6,8 _”_

Взрослые 4,2- 7,9 _”_

 

Холестерин общий новорожденные 1,30- 2,60 _”_

в сыворотке 0-1 мес. 1,56 – 2,99 _”_

1 мес.- 1 год 1,82 – 4,94 _”_

1 год- 12 лет 3,74- 6,50 _”_

 

ПАМЯТКА О ДЕЖУРСТВЕ СТУДЕНТОВ В КЛИНИКЕ ДЕТСКОЙ ХИРУРГИИ

 

I. организационные моменты.

1. Дежурят студенты в любой день по их желанию, по одному человеку из группы (в праздничные и воскресные дни – отдых)

2. Дежурство с 18:00 час. вечера до 8:00 час. утра следующего дня.

3. На дежурство студенты приносят халат, колпак, маску, бахилы, фонендоскоп, сменную обувь.

4. По приходу на дежурство студент представляется старшему дежурному врачу, при уходе с дежурства состовляет отчет, подписывает его у дежурного врача.

5. Утром на практическом занятии студенты докладывают о проделанной работе во время дежурства, а преподаватель ставит отметку в учебном журнале.

 

II. Обязанности студента во время дежурства

1. Во время дежурства студенты приходят вечерние и утренние обходы отделений вместе с дежурным хирургом.

2. Ведут наблюдение за тяжелыми и послеоперационными больными и запись в историях болезни под контролем дежурного хирурга.

3. Помогают выполнять назначения дежурных врачей. Под наблюдением врача производят перелевание кровт, внутривенные и внутримышечные инъекции лекарственных веществ.

4. участвуют в приеме экстренных и плановых больных, оформляют истории болезни, участвуют в перевязках, операциях.

III. Отчет студента после дежурства в клинике.

Студент отчитывается во время практического занятия или рапорте дежурных варчей:

1. Количество больных в отделениях к моменту дежурства.

2. Количество больных, поступивших за время дежурства.

3. Количество больных в настоящее время.

4. Информация о тяжелобольных в отделениях: а) Ф.И.О.

б) диагноз; в) сколько провел дней койко/дней; г) чем объясняется тяжесть состояния, д) принятые меры в связи с тяжестью состояния.

5. Поступившие больные в клинику: а) Ф.И.О.

б) диагноз; в) назначения по обследованию и лечению

6. Операции за время дежурства: а) Ф.И.О.

б) диагноз до операции, в) диагноз после операции, г) операционные находки, д) рекомендации для лечащего врача.

7. Перевязки и обследования больных, находящихся в клинике – конкретно, кому, что было назначено и выполнено.

8. Замеченные недостатки.

9. Личное участие студента во время дежурства – перечислить.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: