Иммануил Кант – Антропология с прагматической точки зрения

Кант является представителем немецкого идеализма–периода развития немецкой философии 18 века. На протяжении его жизни интерес к естественным наукам сместился на гносеологию (процесс познания) и метафизику (общефилософские вопросы); отголоски этих дисциплин видны в данном тексте. Кант отвергал догматический способ познания и считал, что вместо него нужно взять за основу метод критического философствования, сущность которого заключается в исследовании самого разума, границ, которые может достичь разумом человек, и изучении отдельных способов человеческого познания. Рассматриваемый фрагмент работы, а именно параграфы с 1-го по 24-й, несёт гносеологический характер, так как рассмотрению подвергаются виды познания и их особенности, а также области познания. В своём трактате Кант, как это следует из названия, описывает человека с прагматической точки зрения –рассматриваются поведенческие мотивы человека, принципы использования накопленных знаний для создания представлений о ранее неизведанном. Также им раскрываются различные понятия, связанные с вышеуказанными темами.

Поскольку текст разбит на параграфы, целесообразно было бы разбить материал рецензии аналогичным образом, дополняя разделы личными комментариями (по мере необходимости).

0. Вступление.

Начинается работа с определения антропологии как систематизированного набора знаний о человеке, с разделением на физиологическое и прагматическое направления: первое касается природных свойств человека – анатомия, биохимия, нейролептика и так далее; второе же анализирует деятельность человека, его повадки и особенности поведения в контексте прогресса и саморазвития. Оговариваются возможные препятствия на пути изучения прагматической антропологии, а именно проблемы наблюдения за человеком со стороны, проблемы самоанализа и проблемы субъективности восприятия. Также перечисляются средства расширения антропологии (сводящиеся, по сути, к поиску информации и её анализу). Сам автор характеризует данный текст как «Руководство для изучения данной науки».

1. «О сознании самого себя»

В этой части Кант выделяет человека как носителя разума, как личность – это отличает его «от вещей, каковы неразумные животные, с которыми можно обращаться и распоряжаться как угодно». Основой рассудка он считает способность мыслить о собственном Я, ощущая себя личностью. На примере ребёнка рассматривается получение жизненного опыта и его влияние на самосознание. На мой взгляд, аргументация автора некорректна: так он утверждает, что «то обстоятельство, что ребенок в первую четверть года после своего рождения не умеет ни плакать, ни улыбаться, также как будто зависит от развития некоторых представлений об обиде и несправедливости, указывающих уже на наличие разума». Я склонен рассматривать любое проявление эмоций в этом возрасте как нечто сродни рефлексу, реакции на внешнее раздражение, что никак не связано с развитием рассудка.

2. «Об эгоизме»

Эгоизм здесь описывается как противопоставление себя окружающему миру, что по сути верно – по большей части, собственная персона будет иметь наибольшую важность для любого. Другой вопрос в том, насколько вредно будет такое мышление для саморазвития. Кант выделяет три вида эгоизма:

· Логический эгоизм – безразличность по отношению к чужим суждениям и оценкам вашего мнения. Такой подход может привести к появлению заблуждений.

· Эстетический эгоизм – полная удовлетворённость своим вкусом. Зацикливание на персональных «критериях прекрасного» способно завести в тупик совершенствование человека.

· Моральный эгоизм – поиск исключительно личной пользы, что направляет волю человека на поиск собственной выгоды и закрывает глаза на понятие долга.

 

3. «О произвольном сознании своих представлений»

Философом рассматриваются такие особенности наблюдения, как внимание и отвлечение. Человек неосознанно отмечает у себя в сознании детали целого, вызывающие наибольший эмоциональный отклик, и наоборот, способен абстрагироваться от незначительных, по его мнению, подробностей. Способность отвлечения ставится выше способности внимания, о чём говорит вывод, сделанный автором: «Если главное хорошо, то не только справедливо, но и благоразумно закрывать глаза на некоторые изъяны у других и даже на изъяны в нашем собственном благополучии».

4. «О самонаблюдении»

В этом параграфе Кантом описываются некоторые манеры и виды поведения, проявляемые человеком во время контакта с другими. Результаты анализа собственного поведения могут ошибочное представление об образе, который хотят в вас видеть. Естественное и непринуждённое поведение символизирует открытость, честность, а посему наиболее приятно собеседнику; в то же время оно не должно быть проявлением излишней доверчивости и открытости (простодушия). Автор призывает «не слишком увлекаться выведыванием и как бы преднамеренным составлением внутренней истории непроизвольного хода своих мыслей и чувств».

5. «О представлениях, которые мы имеем, не сознавая их»

В данном отрывке речь идёт о смутных представлениях – результатах неосознанных умозаключений, основанных на неполноте поступаемой информации; также говорится об их проявлениях и практических применениях. Так, философ рассуждает о физиологической подоплеке наших представлений, о применении технических средств для достижения их ясности, о распространенной практике завуалирования высказываний, о сознательном применении смутности в литературе, а также об иллюзорном искажении визуальных представлений.

6. «Об отчетливости и неотчетливости в сознании своих представлений»

Данный фрагмент вызвал у меня больше всего затруднений в плане смыслового осознания, поэтому я ограничусь перечислением основных моментов:

· Раскрывается понятие ясности представления как необходимого свойства для конкретизации представления какого-либо объекта и упорядочивания информации, в конечном итоге становящейся познанием;

· Перечисляются разные степени способности и склонности к познанию;

· Приводятся рассуждения о применении чужих и собственных принципов при решении разного рода проблем.

 

7. «О чувственности в противоположность рассудку»

Здесь Кант разделяет представления на чувственные и интеллектуальные. Первым свойственны пассивность и неотчётливость представлений, вторым – активность и способность к воздействию. В моём понимании речь идёт об эмоциональной и логической оценках какого-либо объекта. Также говорится о личностном восприятии представлений и разнице результатов, полученных от интеллектуальной и чувственной познавательной деятельности. Автор утверждает, что жизненный опыт складывается не из противопоставления логики чувствам, а их взаимодополнения.

8. «Апология чувственности»

Кант заявляет о необходимости чувственности как источника материала для умозаключений рассудка. Вместе с тем упоминаются три примера негативных мнений о влиянии чувств на получаемый опыт:

· Чувственность «запутывает способность представления»;

· Чувственность «распоряжается и какгоспожа, в то время как должна быть только служанкой рассудка, и что упряма итрудно поддается обузданию»;

· Чувственность «даже обманывает и по отношению к нейнужно быть весьма осторожным».

Философ предоставляет опровержения каждой из этих претензий в следующих параграфах. Его тезисы таковы:

9. «Внешние чувства не запутывают». Чувственные представления обширны и разнообразны; их можно сохранить в памяти, но лишь в размытом, нечётком виде, на уровне ощущений. Именно рассудок принимает на себя роль того ткача, который из лоскутков чувств сошьёт ковёр понимания - отсеяв лишние, упорядочив нужные и сшив их нитками мыслей.

 

10. «Внешние чувства не повелевают рассудком». Это справедливо, ведь именно рассудок играет ведущую роль в этой паре (это следует из определения человека как личности). Чувства подчиняют себе не полную картину мира, но важную его часть – разум решит, стоит ли брать их во внимание при решении проблемы. Также не стоит приписывать чувственности так называемые «необдуманные» решения – они являются лишь отголосками подсознания.

 

11. «Внешние чувства не обманывают». Кант оперирует термином «обман чувств», говоря о введении рассудка в заблуждение подменой объективного на субъективное. Но это опять же говорит только о том, что окончательные представления об объекте рассмотрения формирует рассудок, пусть и опираясь на чувственное восприятие.

 

12. «О возможности в отношении познавательной способности вообще»

 

Эта часть текста ведает об определениях трудности и лёгкости по отношению к человеческим действиям, а также об относительности этих понятий. Лёгким считается то, в чём человек избыточно хорош; трудное по сути является обратным лёгкому. Данные понятия относительны для каждого; также они относительны к разным видам деяний (в работе описаны примеры с церковными обрядами и правилами этикета). Оценкой же данным определениям служит этот тезис: «Нечто трудное делать легким — заслуга; представлять его легким, хотя самому этого не сделать, — обман. Делать то, что легко, не заслуга».

13. «Об искусственной игре с чувственной видимостью»

Кант говорит о подверженности чувственных восприятий иллюзии и обману чувств, приводя простейший пример с оптическими искажениями. Иллюзия определяется как неосознанное заблуждение, от которого сознание не в силах избавиться, даже зная о его причине. Обман чувств, в свою очередь, перестаёт вводить в заблуждение, будучи раскрытым. Упоминается явление очарованности, когда определённое свойство объекта изменится или пропадёт при внимательном рассмотрении. В последнем абзаце автор отмечает людскую предрасположенность к чувству удивления, тем не менее не считая её правильной.

14. «О дозволенной моральной видимости»

Параграф включает в себя рассуждения о связи между цивилизованностью и притворством, о склонности к самообману в силу своей естественной натуры, а также о практической значимости этих свойств в обществе. Последнее отображено в тексте словами: «благодаря тому, что люди играют эту роль, в конце концов добродетели, которые они притворно выказывали в течение долгого времени, мало-помалу могут действительно пробудиться и стать убеждением».

15-21. «О пяти чувствах»

Следующий фрагмент текста несёт описание пяти физических чувств, с помощью которых человек получает информацию о внешнем мире – это осязание, слух, зрение, вкус и обоняние. Изначально Кант описывает особенности восприятия (разделение чувственной познавательной способности на чувство и воображение, а чувств – на внешние и внутренние), корреляцию чувств с удовольствием и неудовольствием; он говорит о категории «жизненных ощущений» и разделению внешних чувств на две группы – объективные (упор на познание объекта) и субъективные (упор на оценку наслаждения, получаемого от объекта).

Итак, перечислим объективные чувства:

· Осязание «заключено вкончиках пальцев и в их нервных сосочках», оно необходимо для определения формы твёрдого тела. Принимается философом как единственное чувство «непосредственного внешнего восприятия», считается присущим в полной мере только человеку (пример с насекомыми). Также имеется ограничение в том, что рассматриваемое тело должно быть непременно твёрдым.

· «Слухесть одно из чувств чисто опосредствованного восприятия»: не совсем корректное определение, так как наличие среды-проводника для передачи звуковых колебаний не является обязательным условием – можно использовать прямой телесный контакт. Оцениваются важность слуха для коммуникации посредством устной речи, равно как для эмоционального восприятия звуков и мелодий.

· Зрениетоже есть чувство опосредованного восприятия: с помощью глаз мы воспринимаем излучаемый или отражённый от объекта свет; помимо свойств самого объекта мы также можем судить о его положении в пространстве и динамике его движения. Именно зрение приносит нам необъятные массивы информации о вселенной и о микрокосмосе, чему способствует минимум ограниченности и высокий уровень абстрагированности от влияния эмоций.

Представителями субъективных чувств выступают вкус и обоняние: они имеют сходные принципы работы, непосредственную физическую взаимосвязь («Оба чувства близки друг другу, и тот, у кого слабое обоняние, всегда имеет притупленный вкус»). Кант, по моему мнению, уделяет этим чувствам необоснованно мало внимания.

В заключение Кант рассматривает физиологические основы пяти чувств (принцип воздействия, восприятие и вкушение) и уровни чувствительности разных людей.

22-23. «Вопросы»

В этой части философ задаётся различными вопросами касательно пяти чувств.

Какое чувство считается наименее нужным? Автор говорит, что обоняние, полагая, что наслаждение приятными ощущениями есть вещь мимолётная – напротив, большую часть времени человек ощущает не самые приятные запахи, происходящие из результатов деятельности человечества («особенно в густонаселённых местностях»). Но в то же время обоняние является природной сигнализацией, сообщающей об опасности или непригодности для дыхания воздуха, об испорченности пищи.

Возможна ли функциональная чувств друг другом? Отчасти да, но не в полной мере. Кант описывает возможные способы замены слуха зрением и осязанием.

Отсутствие какого чувства наиболее ощутимо? Интересно, но сам автор не приводит полный ответ на данный вопрос, опять же ограничиваясь исследованием потери слуха. Вдвойне интересно, что ранее Кант ставил зрение на роль самого важного чувства: сейчас оно упоминается в том же контексте, что и абзацем выше.

Напоследок стоит упомянуть стимуляцию вкуса и обоняния определёнными раздражителями – например, табаком.

24. «О внутреннем чувстве»

Последний параграф изучаемого текста посвящен анализу испытываемых чувств с целью разделения представлений от внешних чувств и от себя самого. На это указывается в данной фразе: «…можно сказать, что душа есть орган внутреннего чувства, о котором говорят, что он подвержен также заблуждениям, состоящим в том, что явления этого[внутреннего] чувства человек или принимает за внешние явления…». Действует и обратный принцип: иногда человек склонен принимать представления, полученные извне, за результат раскрытия своей души.

 

В заключение я бы хотел вынести следующее:

· Основной идеей данного текста является всестороннее рассмотрение человека как существа разумного; соответственно автор изучает такие черты, которые появились у человека в процессе его умственного и социального развития.

· Одновременно с этим Кант обращает наше внимание на источники познания, используемые «инструменты» и принципы их функционирования.

· С моей точки зрения, данный трактат можно считать устаревшим, так как с дальнейшим развитием науки и культуры человечеству открывались всё новые и новые горизонты знаний. Старые понятия заменялись на новые, более конкретные и точные, области познания расширялись, структурировались и становились более практичными. Тем не менее, не стоит недооценивать вклад этой работы как в развитие мировой науки в целом, так и философии в частности, ибо она, согласно замыслу автора, «дает публике много поводов и оснований, позволяющих посвятить особое исследование каждому отдельному свойству и отнести его к соответствующему ему разделу; тем самым работы в этой области сами собой могут быть распределены между любителями подобных изысканий и благодаря единству плана постепенно объединены в одно целое, что будет способствовать росту этой общеполезной науки».


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: