Основные проблемы и направления экзистенциализма

Термин "экзистенциализм" буквально, впереводеозначает: "учениеосуществовании". Подфилософскимэкзистенциализмомпонимаютучение, котороеутверждает, чтовсякаяистинаивсякоедействиепредполагаютнекоторуюсредуичеловеческуюсубъективность. Большинствоклассическихфилософскихконцепцийстаралисьисключитьчеловекаизтеориипознания, подозревая, чтоонискажаетнапроцессполученияистины. Экзистенциализм, напротив, выдвигаетнапервыйпланабсолютнуюуниверсальностьчеловеческогобытияирассматриваетвсефилософскиепроблемывперспективечеловеческогосуществования. Главноевэкзистенциализме - этоутверждение, чтосуществованиечеловекапредшествуетегосущности. Одинизклассиковэкзистенциализма, французскийфилософЖ.-П.Сартр, такразъясняетэтоттезис: "Возьмёмлюбойпредмет, изготовленныйчеловеком, кпримеру, нождляразрезаниябумаги. Этотножсделанмастером, которыйзнал, чтоонделает. Тоесть, онруководствовалсяопределённымпонятиемножа.

Невозможнопредставитьситуацию, когдамастеризготовляетнож, неимеяпредставленияонём. КлассическоетрадиционноепредставлениеочеловекесчиталопоследнеготворениемБожьим. Человексотворёнпоопределённомупонятию, егосущностьпредшествуетсуществованию. Естьнекаячеловеческаяприрода, общаядлявсехлюдей, аотдельныйчеловек - эточастныйслучайэтойобщейприроды. Экзистенциализмпереворачиваетвсёнаоборот: человексначаласуществует, появляетсявмире, аужезатемопределяется, становитсячем-то". Вначалеонничегособойнепредставляет. Человекомонстановитсявпоследствии, причёмтаким, какимонсебяделает. Свободачеловекаестьегосущественноеопределение. Человек - этосуммаегопоступков, этоегожизнь. Познаниеидеятельностьпроизводныотчеловеческойсубъективности. Экзистенциализместьпреждевсегоонтология. Этимонотличаетсяотбольшинствафилософскихученийпрошлогоинастоящего, тяготевшихвсторонутеориипознания. Экзистенциальноемышлениеразворачиваетсяисключительновсферебытия, авсеостальныепроблемыприобретаютвторостепенноезначение. 
Главнаяпроблемаэкзистенциализма - определениеместаэкзистенциивобщейструктуребытия, тоестьконкретизацияспецификичеловеческогосуществованиявсоотношениисостальнымивидамибытия. Центральнаяхарактеристикачеловеческогобытия - "бытие-между". Этимподчёркиваетсяпромежуточный, несамостоятельныйхарактерчеловеческогосуществования, егозависимостьот "Иного". Характеризующимибытиечеловекапонятиямиявляются: "тревога", "заброшенность",

"отчаяние", "вина". Экзистенциалистыутверждают, чтоосновноечеловеческоечувство - этотревога. Решившисьначто-то, человекнеможетнесознавать, чтоонвыбираетнетолькосвоёсобственноебытие, ноиберётвсвои "попутчики" всёчеловечество. Следовательно, оннеможетнеиспытыватьчувстваответственностиитревоги. 


Эточувствотревогихорошоизвестнотем, ктобралилиберётссобойв "попутчики" всёчеловечество: кпримеру, военачальник, посылающийчеловеканасмерть. "Заброшенность" характеризуетчеловека, отказавшегосяотБога: "еслиБоганет, товсёдозволено". Нетинстанции, сверяясьскоторойчеловексовершаетпоступки. Будучи "заброшенным" вмир, человексамтворитсвоюжизньиотвечаетзавсёто, чтоделает. Вмиренетзнаменийинамненачтоориентироваться. "Отчаяние" означает, чтомыможемприниматьвовниманиелишьто, чтозависитотнашейволи. Человексвободенижизньтакова, каконеёопределит. Нужнолишьпонять, чтозначениеимеютдействияиихрезультаты, аненамерения. Человек - этосуммаегопоступков. Нетразинавсегдаустановленныхкачествегохарактера: сегоднятыгерой, азавтраможешьпоказатьсебятрусом. Всёзависитоттебя. 


Особенноотчётливосмыслиндивидуальногочеловеческогобытияобнаруживаетсявтакназываемых "пограничныхситуациях" (К.Ясперс), тоестьвситуацияхреальнойопасностидляжизни. Здесьслетаютвсемаскиичеловекпоказываетсвоюсуть. НаформированиесовременнойфилософиисуществованияогромноевлияниеоказалипредшествующиетеорииитрудыС. Кьеркегора, Ф. М. Достоевского, Ф. Ницше, М.Унамуно, атакжефеноменологияЭ. ГуссерляифилософскаяантропологияМШелера. Идеиэкзистенциализма, защищалииразвивалимногиевыдающиесяфилософы. ВГермании - этоМартинХайдеггер (1889-1976 гг.), КарлЯсперс (1883-1969 гг) ВоФранции - ЖанПольСартр (1905-1980), АльберКамю 1913-1960), ВРоссии - ЛевШестов, (1866-1938). НиколайБердяев (1874-1948).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: