Категория «бытие», ее смысл и содержание. Формы бытия

Бытие — это предельно широкая философская категория для обозначения целостности и субстанциональности мира.

Бытие производное от слова «быть, есть», весьма распространенных во мнгих языках мира, имеет свое специфическое, собственное философское содержание. Возникновение первого определения бытия связано с именем представителя античной школы Парменида, который первый поставил и ответил на вопрос о том, что же является основой приходящего, изменчивого мира.

Эта проблема была сформулирована в знаменитом тезисе: «Бытие есть, а не бытия нет».

Автор бескомпромиссно утверждает, что изменчивым является лишь вещи, предметы. В каждом из них таится исчерпанность, предел существования, т.е. несуществование. Бытие же основа всего изменяющегося, в силу этого не может быть иным, т.е. небытием.

Бытие формирует представления о том, что мир вокруг нас развивается и живет по своим законам, независящим от нашей воли, желаний и произвола. Эти законы обеспечивают стабильность, гармонию мира, в то же время ограничивают нашу деятельность. Понимание этого и умение владеть обеспечивают существование человека. На пути осмысления мира возникает вопрос о формах существования бытия.

В первом приближении единого мира подразделяются на 2 реальных мира:

-мира природы

-мира сознания.

Они тесно взаимосвязаны друг с другом, к ним в равной степени применимо понятие бытия, но тем не менее они различаются по форме своего существования. Физический, природный мир (вещи, процессы, состояния) существует объективно, т.е. совершенно независимо от воли, желаний и сознания людей. В этом и заключается коренное отличие природы как особой формы бытия.

Например, физический мир, бытие вещей делится на бытие природы как целого и бытие вещей, произведенных человеком (первая форма бытия).

Можно говорить об особенностях самого человека, которые одновременно существуют в 2 мирах:

-природном, как его ограническая, телесная часть.

-сознательном (психическом), что отличает его от других живых существ.(3 форма бытия)

Благодаря сознанию человек не просто существует, бытитствует, но осознает смысл своего существования (2 форма бытия).

Духовный мир человека также можно подразделить на:

-субъективный

-объективный дух.

Субъективный дух — это индивидуальное существование духовного, т.е психическо-внутренний мир конкретной личности со всеми уровнями существования от бессознательного до самосознания (собственное «Я»).

Объективным духовным является человеческий язык, наука, религия, мораль, искусство и т.д.

Например, язык в своих знаках и символах аккумулирует духовную деятельность многих индивидуальных сознаний, делает ее достоянием всего общества, т.е. объективирует ее (3 форма бытия).

Своеобразие человеческого существования прояляется также и в форме социального бытия, который можно подразделить на индивидуальное (бытие отдельного человека в обществе и истории) и бытия общества в целом (4 форма бытия).

Таким образом, можно выделить следующие основные формы бытия:

1) Бытие вещей, процессов, заключающая в себе бытие природы как целого и бытие вещей, производимых человеком.

2) Бытие человека подразделяется на бытие человека как природного существа и специфическое человечексое бытие.

3) Бытие духовного, состоящего из объективного и субъективного духа.

4) Социальное бытие, состоящее из бытия отдельного человека и бытия общества.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: