Методология технического творчества

Из многих методов технического творчества (см. табл. 4.2 и список «Рекомендуемая литература») известно, что поставленную специалистами техническую задачу нужно изложить простыми словами, понятными для всех. Это позволяет изобретателю в процессе поиска патентоспособных технических решений исключить психологический барьер по технической специальности или отрасли производства. Кроме того, простые слова и термины имеют гораздо больший объем понятий по сравнению с терминами из профессионального жаргона.

Методы научного творчества имеют высокую абстракцию применяемых учеными терминов и определений, и поэтому зачастую только узкий круг избранных может понять друг друга, в особенности в области математики или философии. Этим расширительным или, наоборот, упрощенным (редуцированным) набором терминов и определений, пользуются и представители технической науки. Достаточно упомянуть о многогранности применения слов «техника» и «технология».

В итоге образовалась проблема, то есть осознанное еще немногими противоречие, между методами научного и технического творчества. Для разрешения проблемы создания методов научно-технического творчества, необходимо создать новый тезаурус. Он будет включать такие термины и их определения, которые позволят молодым изобретателям расширить объемы понятий в технике (способы и средства не только человека, но и всего живого) и технологии (наука о способах и средствах технического поведения людей, животных, растений).

Современный толковый словарь русского языка имеет следующие основные недостатки:

1) чрезвычайно политизирован, и из зарубежных слов при их объяснении для применения в русском языке вымыты все нюансы творческого начала личности;

2) строгая иерархия и ведомственная разобщенность научно-технической интеллигенции по отраслям науки и техники в нашей стране вызвали резкую обособленность в терминологии, а многие промышленные виды деятельности во многом остались на уровне бытового жаргона и всё это перешло в учебники и учебные пособия;

3) системный социально-экономический кризис во многом разрушил отраслевые технологические теории, а сами технические способы и средства оказались вообще не конкурентоспособными с зарубежными аналогами и прототипами;

4) все известные в нашей стране методы возникали из недр военной науки и техники, где цели просты (больше уничтожить противника) четко определены (Луна предсказуемо движется вокруг Земли) и понятны (обогнать США), поэтому казалось возможным линейный рост экономики до коммунизма без импульсно-волновых возмущений;

5) отечественные теоретики изобретательства оказались за рубежом, академическая наука чрезвычайно консервативна и не смогла понять необходимость единства фундаментальных и прикладных наук.

Можно этот список противоречий продолжить дальше.

Однако ясно, нужно создавать систему представлений об изобретениях как о высшей форме новаций, которые могут создавать, оформлять как патенты и внедрять в производство творчески активные личности.

Все научно-технические творения, особенно у молодёжи, в том числе и научно-технические идеи в виде различных «ноу-хау», должны быть узаконены как частная собственность, наращиваемая в ходе материализации инновационной базы модернизируемой экономики.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: